?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile ИЭА Previous Previous Next Next
Демографическая забастовка - Андрей Илларионов
aillarionov
aillarionov
Демографическая забастовка


Возможно, именно дискуссия о возобновившемся демографическом кризисе (см.: начало дискуссии, комментарий Минздрава, ответ Минздраву), а, может быть, и сам демографический кризис, властно напомнивший о себе, вынуждают В.Путина, по вчерашнему сообщению газеты «Ведомости», провести совещание по демографическим вопросам. Сама же газета «Ведомости» отважилась на, кажется, небывалый шаг для российской мейнстримной прессы – на публикацию графика т.н. «демографического креста России», точнее: двух демографических крестов – первого (1990-х годов), а теперь и второго (2010-х – 2030-х годов).

Поскольку Минздрав России так обиделся на привлечение общественного внимания к официальным данным о фактическом росте смертности в последние десять месяцев, то теперь, после публикации графика прогноза быстрого, устойчивого и длительного роста смертности в предстоящие два десятилетия – вплоть до 2035 г., естественно, возникает вопрос, какие протесты министерство теперь вынесет в адрес газеты «Ведомости», опубликовавшей этот график, а также в адрес Федеральной службы статистики, рассчитавшей этот прогноз? Однако внутренний голос почему-то подсказывает, что в этот раз Минздрав предпочтет отмолчаться.

Однако несопоставимо более серьезными проблемами являются, естественно, не личные обиды чиновников, а развивающаяся в стране демографическая катастрофа.

Нетрудно видеть, что официальный демографический прогноз для России до 2035 года, подготовленный ФСС, хладнокровно констатирует, что цель преодоления демографического кризиса, многократно заявлявшаяся В.Путиным – начиная с 2000 года, не достигнута. Факт преодоления демографического кризиса, также неоднократно объявлявшийся В.Путиным в последние годы, просто не соответствует действительности. Демографический кризис не только не отступил, он властно и неумолимо надвигается на страну, уже растратившую (увы, столь бездарно) последние стратегические резервы для разворота негативных демографических трендов.

Ситуацию усугубляет не только сам бесстрастный прогноз, подготовленный профессиональными демографами некоторое время тому назад, но и тот факт, что на сегодняшний день он оказался уже устаревшим. Судя по данным этого прогноза, очередной период превышения смертности над рождаемостью в России должен был начаться лишь в 2019 г. Однако на самом деле он начался на три года раньше – в 2016 г., когда число умерших превысило число рожденных в стране на 2,3 тыс.чел. За последние 12 месяцев (с мая 2016 г. по апрель 2017 г.) естественная убыль населения России выросла уже до 57,4 тыс.чел. А за первые четыре месяца 2017 г. она достигла 92,8 тыс.чел. При сохранении нынешних трендов по итогам 2017 г. превышение числа умерших над числом рожденных составит 280 тыс.чел., т.е. величину большую, чем это было в кризисном 2009 г.

Как известно, возможности целенаправленной государственной политики по существенному и устойчивому изменению демографического поведения населения в позитивном направлении (увеличение рождаемости, сокращение смертности) весьма ограничены. С другой стороны, возможности властей по изменению демографического поведения населения в негативном направлении (падение рождаемости, рост смертности) весьма велики – для этого им достаточно организовывать экономические кризисы, социальные шоки, подавление свободного волеизъявления граждан внутри страны, агрессивные авантюры вовне.

Именно этим, причем с немалым «успехом», и занимаются нынешние российские власти – от внутренней экономической и социально-политической деградации до зарубежных интервенций и попыток конфронтации практически со всем окружающим миром. Возможно, неслучайно, что разворот в демографических трендах, хотя и ожидавшийся до этого в течение ряда лет, произошел именно после аннексии Крыма, бомбежек Сирии, начала войны против Украины, которая все более начинает приобретать черты «столетней».

Однако если сам демографический разворот регулярно прогнозировался, то его фактические масштабы, проявившиеся в последнее время, являются не только неожиданными, но и совершенно беспрецедентными. За последние 12 месяцев (с мая 2016 г. по апрель 2017 г.) рождаемость в России упала до величины 12,4 рожденных на 1000 человек населения. Это на 0,8 рожденных (на 6,2%) меньше, чем было в предшествовавшие 12 месяцев (13,2 на 1000 чел. населения). За последние 12 месяцев в России родилось на 120 тыс. детей меньше, чем до авантюр Кремля в Крыму, Донбассе, Алеппо. Такое падение рождаемости имеет лишь единственный аналог в недавней российской истории – 1992-1993 годы, когда властями была организована настоящая экономическая, социальная, демографическая катастрофа. Второе ее издание происходит прямо сейчас, на наших с вами глазах. По темпам падения рождаемости 2016-17 годы стали повторением 1992-93 годов.

Это поистине настоящая демографическая забастовка – вынужденный отказ миллионов людей от, казалось бы, самого властного человеческого инстинкта, от самой драгоценной человеческой радости, от самой важной инвестиции в будущее свое и своей семьи – от желания заводить собственных детей. Как известно, некоторые животные не размножаются в неволе. Если у людей нет возможности изменить условия своего существования (как в свободных странах), если у них нет возможности даже цивилизованно выразить свой протест, то им остается лишь бежать из такого «рая». Если у них нет и такой возможности, то их ответом становится отказ от продолжения собственного рода.

Когда в следующий раз вы услышите про 85%-ную поддержку режима, вспоминайте цифры национальной демографической забастовки – беспрецедентного падения рождаемости на 18-м, «мирном», году этой власти. Когда в следующий раз вам будут рассказывать, что «Крым наш», то все любители «крымского бутербода» должны знать, что расплатой (причем далеко не единственной, а лишь одной из многих) за военные авантюры и грабеж чужой собственности уже стали сотни тысяч нерожденных в России детей – то, что на беспристрастном языке экспертов сухо именуется национальной демографической катастрофой.

Tags: , , , , , , , ,

92 comments or Leave a comment
Comments
Page 1 of 2
[1] [2]
anti_v From: anti_v Date: June 15th, 2017 07:25 am (UTC) (Link)

...тинизм убивает будущее.

Leonid  Kostin From: Leonid Kostin Date: June 15th, 2017 07:34 am (UTC) (Link)
вот интересно , многократно назвав одну из важных причин снижения рождаемости вы отказываетесь её признавать таковой , провал начала 90х на даёт и провал по количеству потенциальных родителей на настоящий период и как следствие ...
anti_v From: anti_v Date: June 15th, 2017 11:27 am (UTC) (Link)

Сейчас ровно те же времена,фертильность вам знакома?

living999999999 From: living999999999 Date: June 15th, 2017 07:58 am (UTC) (Link)
Подумаешь холопов рождаться меньше стало,так есть кем заменить,набрать "таджиков" или вон в думе уже предложили заселять пустующие земли китайцами и корейцами,так что все по плану.
ulyjuz From: ulyjuz Date: June 15th, 2017 08:01 am (UTC) (Link)
Путина не волнует рождаемость в русских семьях! За все годы правления Путина - рождаемость росла на Северном Кавказе, а так же у миллионов мигрантов из Средней Азии в Москве и Санкт-Петербурге. В остальных регионах - рождаемость падала и теперь падает с ускорением!

derik_536 From: derik_536 Date: June 15th, 2017 11:47 am (UTC) (Link)

Из сегодняшнего от Путина:
"Путин рассуждает о демографических тенденциях. В целом в России сейчас все хорошо -развитие носит "устойчивый позитивный характер". Ну и небольшой экскурс в прошлое. Самый большой ущерб с точки зрения демографии был нанесен России во время Великой Отечественной Войны. Еще одна проблема — спад рождаемости в 90-х. Путин объясняет его «отголоском» войны и распадом СССР." - прямая линия с Путиным, 13ч. 07мин.

Сергей Соколов From: Сергей Соколов Date: June 15th, 2017 08:11 am (UTC) (Link)
21 год эта власть, в руках тех кто её захватил в 1996-м.
From: (Anonymous) Date: June 16th, 2017 09:15 am (UTC) (Link)
Не в 1996, а в октябре 1993.
(no subject) - (Anonymous) - Expand
Andrew Norton From: Andrew Norton Date: June 15th, 2017 08:22 am (UTC) (Link)
Ну так если они построили систему, которую кормит только добыча сырья, то естественно сокращать население, чтобы оставшимся доставалось чуть побольше. По делам легко судить о намерениях.
onlyfreedigits From: onlyfreedigits Date: June 15th, 2017 08:32 am (UTC) (Link)
Спасибо вам за то, что привлекаете внимание к этой проблеме. На мой взгляд это самая актуальная и важная проблема (при том, что полно и других) в современной России. Причем, со временем она только ухудшается.

Edited at 2017-06-15 08:34 am (UTC)
mackar1962 From: mackar1962 Date: June 15th, 2017 08:39 am (UTC) (Link)
Не верят наши бабы в стабильность, дуры. Им же ясно по телевизору говорят, что всё замечательно, путин жил, путин жив и вновь будет президентом.
ppashchenko From: ppashchenko Date: June 15th, 2017 09:40 am (UTC) (Link)
Первый, резкий и крутой крест получился по вполне понятным причинам - внезапный распад Союза, резкий обвал экономики, психологический шок, обнищание, и как следствие, резкое падение рождаемости.
Второй, пологий крест с прогнозом длительного и неуклонного падения рождаемости, устремленный во всенародный exitus letalis тоже понятен - это результат длительной и неуклонной политики Луноликого Вождя вкупе с тонкошеими прихлебалами.
Затрудняюсь подобрать название (термин) этому феномену. Самоубийство отдельного человека - суицид. Уничтожение целого народа, как правило другим народом во главе с каким-нибудь политическим садистом - геноцид. А вот когда "вождь" и возглавляемый им народ едины в своем устремлении самоуничтожиться и, более того, неукоснительно это осуществляют - такого термина не существует. Предлагается: "Аутогеноцид"? "Геноаутосуицид"? Надо же как-то окрестить это явление? Может присвоить ему имя крестного отца, породившего эту "демоцидофилию"? "Демогеноцид имени Put In". (?) "Put In demo-crash" ? Последнее гугл перевел как
«Вставить демо-крах». По-моему - вполне.

Edited at 2017-06-15 10:02 am (UTC)
kant_elz From: kant_elz Date: June 15th, 2017 10:53 am (UTC) (Link)
Если судить по результату политики, нет необходимости выдумывать новый термин. Аналогичных результатов добились немцы и японцы в годы 2 МВ.
Правда у немцев такая политика осуществлялась 12 лет и не было костылей в виде нефти и газа. То есть мы видим перед собой традиционный нацизм, разве что без залетов в сторону уничтожения евреев и цыган. Но этот режим охотно уничтожает кавказцев, украинцев и сирийцев...
porcospina From: porcospina Date: June 15th, 2017 09:49 am (UTC) (Link)
возможности целенаправленной государственной политики по существенному и устойчивому изменению демографического поведения населения в позитивном направлении (увеличение рождаемости, сокращение смертности) весьма ограничены.
Не могу согласиться с этим. Возможности снизить смертность и повысить рождаемость вполне понятны и известны: это существенное и реальное улучшение медицины, снижение криминала всех видов, повышение общей безопасности и стабильности в стране, повышение денежного благополучия населения и т.д. Всё это делает именно государство, и именно оно может это делать, в отличие от рядовых людей, которые не имеют таких масштабных возможностей. Просто у нас это не делается, а делается противоположное.

Насчет роста рождаемости: меры по этому поводу есть и дальше будут только одни - в широком смысле запрет не рожать. Есть и будут усиливаться запреты абортов, возможно, будут повышенные налоги на бездетность, травля не родивших в сми и обществе и т.д. Ожидать иных видов воздействий вряд ли возможно...



Edited at 2017-06-15 09:50 am (UTC)
From: leonid_shvedov Date: June 15th, 2017 10:39 am (UTC) (Link)
Вы правильно описали меры, направленные на снижение смертности, они в самом деле известны и во многих развитых странах успешно применяются. Сложнее с рождаемостью :(, в свободном обществе граждане сами решают, сколько им нужно детей.
В остальном согласен, всё так и будет делаться, только скорее всего ещё хуже, чем мы сейчас можем представить. Как возможный вариант - полностью передать пенсионеров на попечение детей. Тут сразу двух зайцев можно убить, сбросить пенсионную обузу и заставить будущих "пенсионеров" озаботиться наличием детей, которые их будут кормить на пенсии.
Центр олимпиад From: Центр олимпиад Date: June 15th, 2017 10:03 am (UTC) (Link)

"демографическая забастовка"

Уважаемый Андрей Николаевич! "Демографическая забастовка" никогда не останавливалась в постсоветской России. Просто с середины первого десятилетия 21 века в активный фертильный возраст вступило огромное советское поколения 1980-х годов, которое, прежде всего за счёт своей многочисленности, а не пронаталистской демографической политики, смогло увеличить число родившихся, которое в 2013 году превысило число умерших. Сейчас эта когорта уже прокреативно "отстрелялась", а в активный фертильный возраст вступило поколение "детей Ельцина", которых существенно меньше, чем поколение 1980-х гг. (в 1994 году родилось уже в 2 раза меньше, чем в 1987 году). Поэтому вряд ли надо связывать стадиальные демографические тренды с текущей политикой - и без Крыма, Аллеппо, санкций и т.д., всё равно бы получили объективно обусловленный возврат депопуляции населения России. С уважением, Сергей Хрущев
aillarionov From: aillarionov Date: June 15th, 2017 10:17 am (UTC) (Link)

Видимо, не удалось прочитать (понять) текст(

Резкое падение рождаемости в 2016-2017 гг. не может быть объяснено только сменой поколений - более многочисленного менее многочисленным.
Численность женщин детородного возраста в 2016-2017 гг. снизилась на 0,9%. Однако число рожденных детей упало на 6,2%.
Таким образом, возникает необходимость объяснить снижение коэфициента фертильности нынешней когорты женщин детородного возраста в течение одного года более чем на 5%.
5% не находятся в пределах статистической погрешности.
Кроме того, до этого наблюдался тренд постепенного роста фертильности именно этой когорты женщин.
Смена тренда фертильности той же самой когорты женщин - с умеренного роста на резкий спад, причем более чем на 5% за один год, требует объяснения.
Выше предложен один вариант.
Если есть другие - предлагайте.
Вариант смены возрастных когорт - с более многочисленной на менее многочисленную - просьба не предлагать. Его влияние в расчетах уже учтено.

Edited at 2017-06-15 10:20 am (UTC)
volxb From: volxb Date: June 15th, 2017 10:58 am (UTC) (Link)
Депопуляция это, увы, естественное следствие экономических проблем, вызванных глубоко укорененной социалистической ментальностью нашего общества.
From: misha_shatsky Date: June 15th, 2017 11:15 am (UTC) (Link)
В Западной Европе (за исключением Норвегии и Исландии), насколько мне известно, происходит сейчас то же, что и в России - без всякого Путина, авторитаризма, войн, кризисов.
По-моему, причины этой депопуляции не материальные, а ментальные.Гедонистическое мировоззрение ("живем один раз и для себя, для получения наибольшего удовольствия от жизни") неизбежно ведет к малодетности ("один ребенок и собака"), а затем и вообще к тенденции "свободны от детей".Общественное движение с таким названием (Childfree вместо ранее употреблявшегося Childless), не стоит забывать, зародилось именно в США еще в 70-ые годы - на волне происходивших тогда изменений в общественном сознании и общественном поведении.
volxb From: volxb Date: June 15th, 2017 11:43 am (UTC) (Link)
Малодетность в Западной Европе это не только следствие гедонизма, причины глубже и сложнее. В России же это по большей части - экономика и социальные проблемы.
(no subject) - (Anonymous) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Expand
valeryich2000 From: valeryich2000 Date: June 15th, 2017 04:30 pm (UTC) (Link)

_

_
вечером в клубе танцы
jlazarovici From: jlazarovici Date: June 15th, 2017 05:34 pm (UTC) (Link)
Райцентр?
unbanned_f_b From: unbanned_f_b Date: June 15th, 2017 06:59 pm (UTC) (Link)
"В России 86% зачатий детей происходит в состоянии алкогольного опьянения." - Интересно, это правдивая информация?
Петр Осипов From: Петр Осипов Date: June 16th, 2017 08:24 am (UTC) (Link)
А откуда эта информация? Мне кажется что этот процент сильно завышен, по видимому для обоснования процента запутинцев. На самом деле алкогольное опьянение не наступает от полезной для пищеварения дозы алкоголя (40 мл водки в день- это две рюмки). Иначе можно было бы считать что все население Италии и Франции зачаты в состоянии алкогольного опьянения.
From: (Anonymous) Date: June 15th, 2017 07:06 pm (UTC) (Link)
Ну а что? Стабильность, она во всем должна быть, и в благосостоянии граждан, и в их численности. А то вон школьников развелось, в протестах участвуют...
From: account77 Date: June 15th, 2017 07:30 pm (UTC) (Link)

им остается лишь бежать из такого «рая»

На youtube много каналов бежавших из России. Самые популярные видео – о том, как уехать из России. Вспоминается шутка, что Америке, чтобы победить Россию, достаточно просто раздать россиянам зелёные карты.

Сейчас уже молодой россиянин из глубинки не думает о том, как уехать в Москву, молодой россиянин скорее убежит в Китай или Новую Зеландию.

Но вряд ли стоит сожалеть. Чем быстрее Россия развалится, тем лучше будет для мира и народов России.
From: (Anonymous) Date: June 15th, 2017 09:11 pm (UTC) (Link)
Путинцы запретят презервативы, аборты (РПЦ одобрит), а также отменят пенсии трудоспособным поколениям (Кудрин одобрит).
From: fly_dextr Date: June 15th, 2017 09:45 pm (UTC) (Link)

Чем больше - тем лучше?

Спасибо ХЭБу за наблюдение и анализ проблемы. В основном, согласен с предположениями уважаемого автора о причинах данного демографического кризиса.
Рост смертности - это, конечно, плохо. Он может быть следствием деградации медицины, роста криминала и произвола, снижения благосостояния граждан (вплоть до ухудшения питания и повышенного стресса от финансовых трудностей). Но смертность, судя по графику, не растет или почти не растет. То есть, сокращение в первую очередь вызвано снижением рождаемости. Хочу порассуждать об оценке этого явления и его последствий.
Принято считать, что рост рождаемости и вообще рост населения - это хорошо, а убыль - плохо, и это почти не обсуждается. Но правильно ли оценивать эти явления так однозначно? Снижение прироста или даже убыль населения - это, как мне кажется, естественный процесс для развитых урбанизированных стран с высоким уровнем образования. И процесс для страны скорее положительный. Вот аргументы:
1. Лидеры по приросту - страны с относительно низким уровнем жизни и технологического развития (Уганда, Нигер, Буркина-Фасо, Нигерия, Палестина/Сектор Газа).
2. Исторически, гораздо чаще проблемой была именно перенаселенность, а не депопуляция.
3. При всей критике мальтузианства, почти всегда войнам, смутам и прочим потрясениям предшествовал бурный рост населения.
4. Сокращение населения чисто математически ведет к росту благосостояния в расчете на 1 жителя (наследство, больше освоенной земли, ресурсов и инфраструктуры);
5. При уменьшении численности населения возрастает ценность человеческой жизни (а с ним уровень образования и цена на рынке труда).

С другой стороны, непонятно, чем таким ужасным может грозить сокращение населения. Про "депопуляцию территории" смешно говорить, если вспомнить огромную Канаду с населением 36 млн чел. К тому же, люди не очень стремятся заселять пустые холодные земли, а предпочитают жить в больших городах. Нехватку рабочих рук (а есть ли такая проблема?) легко компенсировать образованными и квалифицированными трудовыми мигрантами. Что еще? Призывников для армии станет меньше? Невелика потеря. Да и здесь дело не в числе солдат, а в технологическом превосходстве вооруженных сил.
Таким образом, если приоритетом считать не "мощь страны" в понимании XIX в, а уровень жизни людей и научно-технический прогресс, сокращение рождаемости - скорее плюс.
Владимир.
From: (Anonymous) Date: June 16th, 2017 07:30 am (UTC) (Link)

Re: Чем больше - тем лучше?

Сокращение рождаемости никак не может быть плюсом для России, поскольку в отличие от условного западного мира, сокращение населения у нас сопровождается, а возможно и является следствием, экономической неэффективности.
From: (Anonymous) Date: June 15th, 2017 10:16 pm (UTC) (Link)

Влияние ФСИН на смертность в стране

№16.
Существуют ли данные о смертности бывших заключённых в сравнении с теми, кто не сидел, и как это влияет на общие показатели смертности в стране?
strangeleopard From: strangeleopard Date: June 16th, 2017 12:22 am (UTC) (Link)
Вполне отражает реалии.
interim_sn From: interim_sn Date: June 16th, 2017 05:02 am (UTC) (Link)

демография остается загадкой

конечно, можно пытаться рассуждать о демографии и делать из нее разные далеко идущие выводы, но нужно честно признаться, что мировая демография до сих пор не имеет строгих научных объяснений и хорошего понимания. увы. максимум, что наука имеет - разные математические аппроксимации и экстраполяции, не имеющие строгих обоснований

мировая популяция людей, живших в самых разных местах по всему миру в самых разных условиях и большую часть своей многотысячелетней истории слабо связанных, казалось бы, друг с другом, демонстрирует удивительно простой и постоянный рост, имеющий взрывообразный пик роста численности, начиная с 1800 годов. пик скорости роста численности народонаселения мира пришелся на 60-ые годы прошлого века. аккурат, когда кривые демографического роста стали объектом тщательных научных исследований. именно с этого времени кривая роста мировой популяции начала отклоняться от удивительно простой и до сих пор загадочной гиперболы..

что точно понятно, так это то, что рост численности людей тесно связан с развитием технологий, обеспечивавших человечество необходимыми для жизни ресурсами. технологии, основанные на совокупных знаниях мировой цивилизации все время развивались, обеспечивая непрерывное возрастание численности мировой популяции. в настоящее время эта связь не столь очевидна, что наглядно демонстрирует резкие изменения характера демографических кривых по разным странам и регионам мира. в настоящее время весь мир живет в эпоху так называемого "демографического перехода."


"World population has experienced continuous growth since the end of the Great Famine of 1315–17 and the Black Death in 1350, when it was near 370 million.The highest population growth rates – global population increases above 1.8% per year – occurred between 1955-1975 peaking to 2.06% between 1965-1970. The growth rate has declined to 1.18% between 2010-2015 and is projected to decline to 0.13% by the year 2100..

In 1975, Sebastian von Hoerner proposed a formula for population growth which represented hyperbolic growth with an infinite population in 2025.The hyperbolic growth of the world population observed until the 1970s was later correlated to a non-linear second order positive feedback between demographic growth and technological development. This feedback can be described as follows: technological advance → increase in the carrying capacity of land for people → demographic growth → more people → more potential inventors → acceleration of technological advance → accelerating growth of the carrying capacity → faster population growth → accelerating growth of the number of potential inventors → faster technological advance → hence, the faster growth of the Earth's carrying capacity for people, and so on. The transition from hyperbolic growth to slower rates of growth is related to the demographic transition.."

https://en.wikipedia.org/wiki/World_population

https://ourworldindata.org/world-population-growth/




Edited at 2017-06-16 06:21 am (UTC)
From: Егор Грысь Date: June 16th, 2017 09:23 am (UTC) (Link)

Аналогия из природы

Когда муравейник поражают ломехузы - паразиты, "жуки-драгдилеры", которых муравьишки по каким-то причинам принимают за "своих", то имеет место похожая ситуация.
Муравьи постепенно перестают работать, плохо размножаются, в то время как ломехузы, пользуясь ресурсами муравейника, чувствуют себя превосходно и плодятся очень хорошо.
Новые поколения одурманенных муравьев слоняются, как неприкаянные, и толку от них никакого: ни в работе, ни в размножении.
В конечном счете, муравейник не просто деградирует, но неизбежно погибает, неспособный победить паразитов, а ломехузы - ищут новые муравейники.

Если бы у муравьишек хватило ума понять, что паразиты, которые морочат их муравьиные головы, им не товарищи, то пустить ломехуз на тушёнку было бы для них сугубо делом техники, но... - не дано...
volxb From: volxb Date: June 16th, 2017 07:32 pm (UTC) (Link)

Re: Аналогия из природы

Проблема в том, патриархальная или коллективистская система существовала у человечества тысячелетия и вполне себе была жизнеспособна. Поэтому для перехода к сложноорганизованноой, самоупорядочивающейся, т.е.либерально-капиталистической системе требуется время, внешнее влияние и удача. Да и то не факт, что это произойдет - открытые системы нелинейны и возможен регресс. Ну а с эволюционной точки зрения такие системы (этносы или страны) естественным образом вымирают, потому что не сумели перейти к более эффективной и сложной системе, обеспечивающей воспроизводство населения.
From: (Anonymous) Date: June 16th, 2017 03:43 pm (UTC) (Link)
Бизнес голосует деньгами .
Кто может уехать голосует ногами .
Кто не может уехать голосует гробами .
sergvlkv From: sergvlkv Date: June 16th, 2017 07:55 pm (UTC) (Link)

альтернативная история

92 comments or Leave a comment
Page 1 of 2
[1] [2]