?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile ИЭА Previous Previous Next Next
За что Гайдар уволил Матюхина? - Андрей Илларионов
aillarionov
aillarionov
За что Гайдар уволил Матюхина?

Известно, что Е.Гайдар предпринял четыре (неудачные) попытки снять руководителя российского Центробанка Георгия Матюхина. Успешной оказалась только пятая попытка – в июле 1992 г.

Почему Гайдар так хотел убрать Матюхина?

История непростых взаимоотношений Е.Гайдара с Г.Матюхиным уходит корнями в 1990-91 гг., в бюджетно-налогово-денежную войну между Союзом и Россией, в которой будущие руководители российской экономической власти оказались по разные стороны политических баррикад: Гайдар – на стороне Союза, Матюхин – на стороне России.


Неудивительно, что, оказавшись в российском правительстве, Гайдар еще в ноябре 1991 г. попытался снять Г.Матюхина и назначить на его пост В.Геращенко. Тогда не удалось. Как и несколько раз после.



За последующие месяцы к старым планам добавились новые обиды и претензии. О том, что именно вызывало раздражение Гайдара, бесстрастно свидетельствуют приведенные ниже архивные документы. По ним нетрудно видеть, что конфликт Гайдара и Матюхина был конфликтом последовательного сторонника безответственной денежной эмиссии, инфляции и гиперинфляции, развала финансовой системы страны со сторонником ответственной денежно-кредитной и бюджетной политики. Георгий Матюхин упорно сопротивлялся безбрежным тратам всевластного вице-премьера (затем первого вице, затем и.о. премьера), отстаивал денежную и бюджетную дисциплину, последовательно перестраивал институты денежно-кредитной политики на рыночный лад. Увы, в этом конфликте отъявленному инфляционисту, обладавшему превосходящим политическим ресурсом, удалось разгромить и уничтожить своего политического и экономического оппонента.



15 ноября 1991 г., заседание Верховного Совета РСФСР:

Хасбулатов: Иногда мы получаем совершенно непонятные документы. Можно подумать, что Вы даже законов не знаете. Например, Указ... о переподчинении Центрального банка правительству. Или Гохран, я вижу, по вашей схеме включен в структуру правительства. Ну какой стати? Это все в системе Центрального банка должно находиться...

Гайдар: Все-таки вопросы о том, где должен находиться Гохран, как мы должны взаимодействовать с Центральным банком, надо, видимо, решать на консенсуальной основе. Иначе зачем же создавать правительство, которому мы не доверяем? Тогда пусть Верховный Совет возьмет власть в свои руки и конуретно руководит экономикой. Мы же абсолютно не против.

Хасбулатов: Нет, не об этом идет речь. Речь о чем? Если Правительству действительно надо внести изменения в закон о Банке или какие-то функции менять с позиции экономической реформы – пожалуйста, предлагайте. Мы разве не изменим? Верховный Совет будет действовать так, как это отвечает интересам экономической реформы. Вопросов нет. Но самостоятельно распоряжаться ни банком, ни Гохраном у вас прав нет, и таких прав Верховный Совет вам не дал и, наверное, не даст.


22 ноября 1991 г., Заседание Президиума Верховного Совета РСФСР, «Коммерсант», 25 ноября 1991 г.:

...президенту не дали преобразовать ЦБ России в государственный банк, отказали ему в праве самостоятельно устанавливать минимальный уровень зарплаты и руководить антимонопольным комитетом. Суть полемики вокруг постановления ВС "О финансово-кредитном обеспечении экономической реформы и реорганизации банковской системы РСФСР" заместитель председателя ВС Владимир Шумейко определил в чисто гамлетовской редакции: "Создавать свой Госбанк (как это предусматривалось в 'президентском' варианте) или нет?" Позицию парламента, выраженную в постановлении, председатель планово-бюджетной комиссии Александр Починок охарактеризовал кратко: "Отклонить указ президента, укрепив ЦБ России". По словам Руслана Хасбулатова, "по сути каждый пункт постановления противоречит проекту указа президента". Позиция авторов постановления мотивировалась тем, что переподчинение ЦБ президенту нарушает российский закон "О Центральном банке РСФСР", по которому последний контролируется законодательной, а не исполнительной властью. По мнению одного из экспертов парламента, указы президента с юридической стороны "составлены небрежно", что выражается в игнорировании ранее принятого парламентом банковского законодательства...


11 декабря 1991 г., Распоряжение Правительства РСФСР N 128 «О мерах по энергообеспечению народного хозяйства и населения РСФСР и перевозке важнейших грузов в зимний период 1991/92 года»:

«7. Комитету внешнеэкономических связей РСФСР Министерства иностранных дел РСФСР совместно с Центральным банком РСФСР и Министерством экономики и финансов РСФСР внести на рассмотрение Валютно-экономического совета РСФСР предложения о... ...выделении на декабрь 1991 г. и I квартал 1992 г. Министерству транспорта РСФСР валютных средств для эксплуатационных нужд транспортно-дорожного комплекса».


13 декабря 1991 г., Письмо Г.Матюхина Р.Хасбулатову:

«В связи с принятием Верховным Советом РСФСР решения о предоставлении Центральным Банком РСФСР Правительству РСФСР кредита в сумме 36,5 млрд. рублей сообщаем следующее.

В настоящее время Центральный Банк РСФСР не располагает свободными кредитными реурсами в сумме необходимой для предоставления соответсвующего кредита».


Декабрь 1992 г., План первоочередных мероприятий по проведению либерализации це, Утверждаю. Е.Гайдар:

«Принятие необходимых финансовых мер по обеспечению своевременных компенсационных выплат населению». Исполнитель: Центральный банк РСФСР.


3 февраля 1992 г., Письмо Г.Матюхина Е.Гайдару:

Уважаемый Егор Тимурович!

С момента законодательного определения функций и статуса Центрального банка России, его

отношения с Министерством экономики и финансов России должны были коренным о6разом измениться, приобрести цивилизованные формы, принятые во всех развитых странах.

Укоренившаяся практика неконтролируемого и некомпенсируемого отвлечения ресурсов банковской системы на покрытие бюджетных программ в истекшем году резко усугубила инфляционные процессы в экономике. На 1 января 1992 года размер кредита Центрального банка России, направленного на покрытие дефицита бюджета, составил 96,2 млрд. руб., а всего на нужды Министерства экономики и финансов использовано 215,3 млрд. руб. ресурсов Центрального банка. При этом 75,6 млрд. руб. получено Министерством экономики и финансов через действующий механизм автоматического финансирования (путем открытия кредитов) без оформления кредита через Центральный банк России.

Поэтому Центральный банк России проводя политику по экономической стабилизации, в основе которой – укрепление рубля – рекомендовал Министерству экономики и финансов России с 1 января 1992 года изменить существующую практику бюджетного финансирования. В основе рекомендаций – осуществление финансирования в пределах поступивших доходов, оформление кассового кредита на сезонный разрыв в поступлении доходов и наконец оформление ценных бумаг под дефицит бюджета...

Отдавая себе отчет в сложности предложенных изменений и. Что более существенно, неготовность Министерства экономики и финансов адекватно воспринять наши предложения, в конце декабря совместно с Министерством экономики и финансов принят ряд компромиссных решений...

Однако нас беспокоит то, что Министерство экономики и финансов не желает отходить от укоренившейся практики финансирования и под любым предлогом пытается сохранить ранее действующий механизм...

Достижение поставленной цели на этапе осуществления намеченных мер по успешной реализации нового экономического курса тем олее желательно, при условии бедственного состояния экономики и необходимости проведения в жизнь режима жесточайшей экономии государственных средств.

Ставя Вас в известность о сложившихся отношениях Центрального банка России с Министерством экономики и финансов, полагал бы очень важным найти в Вашем лице понимание и поддержку.



10 апреля 1992 г., Банк России VI Съезду народных депутатов Российской Федерации «Основные направления денежно-кредитной политики»:

Основная угроза денежной стабильности исходит от прямого кредитования дефицита государственного бюджета. Такие кредиты предоставляются в настоящее время под крайне низкий процент (5%), увеличивают общую денежную массу, в значительной степени обналичиваются и не имеют в ближайшее время источников возврата. Вследствие низкого процента и неоформленности этих кредитов ценными бумагами Центральный банк не может реализовать на рынке этот висящий мертвым грузом актив (хотя свободные денежные ресурсы на рынке есть), сократив тем самым общую величину денежной массы.

Поэтому Центральный банк говорит Правительству: мы не будем продолжать обслуживать бюджетный дефицит в старых формах. Если налоговых поступлений не хватает для финансирования государственных расходов, Правительство должно заимствовать

ресурсы, используя рыночные, а не административные механизмы. Центральный банк поможет Правительству разместить долговые обязательства на рынке, но для того, чтобы их покупали, нужно платить конкурентоспособный процент.

Наладить такую работу непросто, но эти вопросы Центральный банк ставит перед Правительством уже в течение достаточно длительного времени.


13 апреля 1992 г., письмо Г.Матюхина Р.Хасбулатову:

Банк России, действуя в полном соответствии с банковским законодательством... после неоднократных, но тщетных попыток убедить руководство министерство финансов Российской Федерации в необходимости ликвидации изжившей себя системы учета кассового исполнения бюджета, начиная с 01.01.92 г. перевел государственные предприятия, организации и учреждения на расходование бюджетных средств в пределах реально поступивших в республиканский бюджет доходов. При этом впервые было реально произведено разделение ресурсов банковской ситсемы и бюджета, что сделал невозможным несанкционированное замещение расходов бюджета денежными средствами банков.


20 апреля 1992 г., Письмо Г.Матюхина Р.Хасбулатову:

...Что касается автоматического распределения доходов на республиканские и местные, на чем настаивает Министерство финансов Российской Федерации, и что в настоящее время практически неосуществимо, то Банк России предложил Министерству финансов Российской Федерации открыть дополнительные счета по видам доходов для зачисления на них средств налогоплательщиков платежными поручениями. Такая мера позволила бы, по нашему мнению, избежать неправомерного направления доходов республиканского бюджета на счета местных бюджетов.


23 мая 1992 г., Письмо Г.Матюхина Р.Хасбулатову:

23 мая 1992 г. Банком России повышена официальная учетная ставка с 50 процентов до 80 процентов годовых.

Это решение было вызвано сохранением инфляционных тенденций в экономике и растущим спросом на кредитные ресурсы со стороны предприятий. Текущие темпы роста цен составляют в настоящее время около 10-15 процентов в месяц или более 150 процентов в год. Ожидаемые на ближайшие 12 месяцев темпы инфляции также остаются на достаточно высоком уровне, что обусловлено, в частности, намеченной либерализацией цен на энергоносители и планируемым

дефицитом госбюджета во 2 квартале с.г. на сумму до 170 млрд. рублей...

...Центральный банк испытывает постоянное давление со стороны Правительства на выдачу

новых и новых кредитов за счет денежной эмиссии для решения сугубо структурных проблем, которые должны решаться с помощью бюджетных или организационных мер Правительства. Центральный банк не в состоянии выдержать это политическое давление, соглашаясь или отказываясь выдавать кредиты на конкретные экономические нужды.

В этих условиях единственное средство для борьбы с экономическим развалом и инфляцией, находящееся в распоряжении Центрального банка – это установление "естественного", рыночного

уровня официальной учетной ставки, что сдерживает дальнейшее развитие инфляционной спирали...


21 мая 1992 г. Центральный банк, Справка о выданных кредитах:

Правительство и Центральный банк России приняли решение выделить необходимые кредитные ресурсы коммерческим банкам для кредитования ими государственных предприятий и организаций приоритетных отраслей хозяйства на оплату акцептованных ими актов за сырье, материалы, комплектующие изделия и на завершение строительства объектов с высокой степенью готовности в размере до 200,0 млрд. рублей.

Указанные кредиты выделялись в основном через региональные управления Центрального банка России. В апреле текущего года выделено 70,0 млрд. рублей, в том числе промышленности – 50,0 млрд. рублей, из них для финансирования отраслевых коммерческих банков – 1,8 млрд. рублей„ сельскому хозяйству – 20,0 млрд. рублей. В мае дополнительно выделено 14,5 млрд. рублей, в

том числе сельскому хозяйству – 8,5 млрд. рублей, на инвестиционные нужды – 2,0 млрд. рублей и коммерческим банкам для кредитования заттрат по обеспечению поставок зерноуборочной техники предприятиям АПК к уборочной кампании 1992 года. Кроме того, для кредитования товаров досрочного завоза в районы Крайнего Севера предусмотрено – 35,0 млрд. руюлей, из которых в настоящее время выделено – 25,0 млрд. рублей...

В дальнейшем предполагается выделять коммерческим банкам кредиты из указанной выше суммы сельскому хозяйству в основном в период уборки урожая (с июля по октябрь), из них в настоящий момент выделяется 20,0 млрд. рублей для хлебоприемных предприятий и организаций согласно заключенным договорам контрактации на закупку зерна в госресурсы, на инвестиционные нужды и прочим отраслям равномерно до конца года (около 10,0 млрд. рублей в месяц).



2 июня 1992 г., Заседание российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых соглашений, Известия, 3 июня 1992 г., с.2:

В ходе дискуссии участники заседания поинтересовались, как относится правительство к идее подчинения себе ЦБР. На это Е. Гайдар сказал, что подобная мера использовалась во многих странах во времена кризиса. «Сейчас я не имею никаких легальных возможностей повлиять на выпуск банкнот и обеспечение платежей». Логично было бы обеспечить оперативное подчинение ЦБР правительству в этих вопросах, а политику кредитования оставить прежней.


10 июня 1992 г., Письмо Л.Алякиной (зампреда Центробанка) А.Нечаеву:

По существу предложений Председателя Верховного Совета Республики Южная Осетия Кулумбекова Т.Г. сообщаем, что их реализация в рамках Закона РФ "О центральном банке РСФСР" (Банке России) не представляется возможной.

Что касается финансовой помощи для Республики Южная Осетия, то, по нашему мнению, она может быть оказана на кредитной или безвоздмезной основе в рамках межгосудартвеного соглашения между Республикой Южная Осетия и Российской Федерацией.


25 июня 1992 г., Письмо В.Мащица Е.Гайдару:

По имеющейся информации, Центральный банк России направил 17 июня с.г. телеграмму в адрес своих отделений на местах, в которой сообщил, что Центральный банк не гарантирует платежи за

отгруженные товары в государства рублевой зоны, за пределы России, и просит информировать об этом поставщиков – предприятия и организации, предлагая им сдерживать поставки продукции. При отсутствии возможности сбыта продукции на территории России будут выдаваться кредиты под запасы этих товаров до их отгрузки.

Считаем, что указанные рекомендации Центрального банка России противоречат Указу Президента

Российской Федерации "О мерах защите денежной системы Российской Федерации" и могут затруднить переговоры с государствами, желающими сохранить на своей территории денежную единицу России – рубль...

Кроме этого, подобные меры ведут к нарушению подписанных соглашений между Российскрй Федерацией и Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Республикой Кыргызстан о снятии ограничений в хозяйственной деятельности, в которых правительства и их центральные банки договорились обеспечивать режим беспрепятственного перемещения товаров и всех видов денежных средств.


14 июля 1992 г., Письмо Г.Матюхина Б.Ельцину, Р.Хасбулатову, Е.Гайдару, В.Барчуку:

В целях сдерживания инфляции и восстановления устойчивости покупательной способности рубля кредитно--денежная политика Центрального банка Российской Федерации в 1992 году направлена на ограничение роста денежной массы в обращении в первую очередь за счет кредитов банка Правительству в пределах утвержденных законодательством лимитов, либерализации процентных ставок коммерческих банков, проведения операций по купле-продаже государственных ценных бумаг, повсеместного перехода на межбанковские расчеты как внутри республики, так и с бывшими союзными республиками через корреспондентские счета. При этом Центральный банк Российской Федерации исходил из необходимости определения лимита прироста задолженности Правительства в 300-350 млрд. рублей (но не более 5% от валового внутреннего продукта России в текущих ценах).
...

В текущем году не только не достигнуто сокращение задолженности Правительства Российской Федерации по кредитам Центрального банка Российской Федерации в сравнении с прошлым годом, но и допущен рост указанной задолженности более чем в 4 раза. В 1992 году Центральный банк Российской Федерации в соответствии с Законами Российской Федерации "О бюджетной системе Российской Федерации на 1 квартал 1992 году", "Об уточнении бюджетной системы Российской Федерации на 1 квартал 1992 года", постановлением Верховного Совета Российской Федерации "О финансировании республиканских расходов Российской Федерации в мае-июне 1992 года" предоставил Министерству финaнсов Российской Федерации кредит в обцей сумме 282,5 млрд. рублей, в том числе на покрытие дефицита республиканского бюджета 1 и 2 кварталов 1992 года – 252,5 млрд. рублей и для финансового обеспечения конверсии военного производства – 30 млрд. рублей в счет открытой кредитной линии в размере 77 млрд. рублей..., в июле т.г. дополнительно выдан кредит Министерству финансов Российской Федерации на покрытие дефицита республиканского бюджета в размере 300 млрд. рублей сроком на 10 лет, открыта кредитная линия на инвестиционные нужды в размере 70 млрд. рублей. Учитывая, что задолженность Министерства финансов Российской Федерации (с учетом кредитов на инвестиционные нужды) на 1 июля 1992 г. составляет 696,8 млрд. рублей. В объеме годового рачетного ВВП на 1992 год полученные кредиты Правительству России уже занимают 4,5% процента.
Несмотря на значительные размеры задолжнности Правительства Российской Федерации перед Банком России Министерство финансов Российской Федерации... в части поплнения оборотных средств государственных предприятий и организаций представило дополнительную заявку на выделение кредитов на эти цели в размере 1000 млрд. рублей. Центральный банк предусматривает выдачу кредита на указанные цели в размере 100 млрд. рублей.

В этой связи Центральный банк Российской Федерации необходимым:

...

- установить лимит задолженности Министерства финансов Российской Федерации по кредитам Центрального банка Российской Федерации.

Центральный банк Российской Федерации считает также, что любое решение о дополнительном прямом кредитованиии Министерства финансов Российской Федерации должно приниматься только при одновременном выпуске государственных займов. В текущем году размер нового государственного займа должен быть уже не менее 450 млрд. рублей.


17 июля 1992 г. Г.Матюхин был смещен с поста руководителя Центрального банка России, а на его место был назначен В.Геращенко. Взаимоотношения нового банкира с Е.Гайдаром оказались совсем другими. Стоило, например, 6 августа третьестепенному правительственному чиновнику запросить 150 млрд. рублей кредита, как на следующий день он был уже согласован.


6 августа 1992 г., Письмо замминистра финансов К.Молчанова Банку России:

Учитывая необходимость закладок в госрезерв продовольствия, топлива, нефтепродуктов и др. материальных ценностей, а также, что часть материальных ценностей уже заложена в госрезерв, Министерство финансов России полагает необходимым обратиться в Президиум Верховного Совета Российской Федерации с просьбой о выделении Центральным банком России целевого кредита в сумме 150 млрд. рублей со сроком погашения до 1 августа 1993 г., а на 50 млрд. рублей выдать Госрезерву России бюджетную ссуду с погашением ее до конца текущего года.


7 августа 1992 г., Срочное донесение первого зампреда Госрезерва России Б.Слезкина в Правительство России:

Сообщаем, что вопрос о выделении целевого кредита Госрезерву России для закладки в 1992 году в госрезерв топлива, продовольствия и других необходимых для народного хозяйства материальных ценностей в размере 150 млрд.рублей с Центральным банком Российской Федерации (В.В.Геращенко) в рабочем порядке согласован.

Tags: ,

41 comments or Leave a comment
Comments
esli_mysli From: esli_mysli Date: March 5th, 2013 06:15 am (UTC) (Link)
Честно говоря, история о личном участии Гайдара в финансовой дестабилизации страны, опубликованная Вами вчера, настолько потрясающа, что первым делом хотелось убедиться, что все кирпичики сложены именно так, как Вы это сделали. Например, на сканах писем Кулумбекова отсутствует содержание поручений Гайдара по ним (ЕГ-П17-17100 и ЕГ-П17-18073). Казалось, оставался шанс предположить, что в поручениях мог содержаться отрицательный ответ самого Гайдара. Этот шанс безжалостно развеян лаконичным письмом Алякиной. "Произошедшее в истории окаменевает"(Е.Гайдар, А.Чубайс)
From: itmatters Date: March 5th, 2013 06:15 am (UTC) (Link)
worldbubble From: worldbubble Date: March 5th, 2013 06:23 am (UTC) (Link)
как это человеку, у которого была под управлением вся эконом политика, 4 раза не получилось снять руководителя ЦБ?

может все таки не вся экономическая политика была под его контролем?!
ular76 From: ular76 Date: March 5th, 2013 06:49 am (UTC) (Link)
Огромное спасибо.
Как важно верно расставить акценты.
Осилить глубину предоставленных Вами документов "с ходу" у меня не получается, но резануло глаза, когда ходила по ссылкам, на портале ЕБН стрелки с Гайдара мягко переведены на Хасбулатова, т.е. именно его руками была поставлена точка. в документах копаться будут единицы, а в памяти легче закрепится вот это: "Как бы в знак протеста против решения ВС РФ понизить процентную ставку по кредитам Центробанка, подал в отставку председатель ЦБ Георгий Матюхин вместе со своим любимым заместителем Владимиром Рассказовым. Необходимо признать, что Центробанк ни по каким законам парламенту не подчиняется: он ему «подотчетен», а процентная ставка по кредиту определяется депутатским голосованием только в сумасшедшем доме..."
Вот и предтеча октября.
Интересен и случай с Южной Осетией. как легко увязнуть коготком. :)
ap_planer From: ap_planer Date: March 5th, 2013 06:58 am (UTC) (Link)
Да, подборка сильная.

Желание Гайдара в кризисных условиях "подмять" Центральный банк под себя вполне понятно. Это желание у любого правительства есть всегда, даже не в кризисной ситуации. Борис Федоров - счастливое исключение. Но все же это конъюнкутрное стремление, и человек, проводящий системную реформу, должен был уметь гасить его в себе.

Нежелание сдерживать денежную эмиссию тоже можно понять. Фискальная система в то время еще практически не работала, а эмиссия рублей центральными банками бывших республик СССР делала выгодной именно эмиссионую гонку, а не жесткую денежную политику.

Но хорошо видно, насколько системно и последовательно действовал Матюхин, практически создавая заново российскую банковскую систему, отделяя ее от бюджетной. Отделив денежное обращение России от денежных потоков бывшего СНГ, Матюхин фактически создал российскую национальную валюту. А ведь новая система межбанковских расчетов создавалась буквально "на колене", в Центробанке летом 1991 г. объявляли авралы, чтобы практически вручную провести платежки по корреспондентским счетам. В общем, это была работа профессионала, чья роль, как мне кажется, незаслуженно забыта. Созидательная работа, что немаловажно. На его фоне Гайдар, действительно, смотрится как инструктор по плаванию, который бросает учеников в бассейн, и с интересом смотрит, кто из них выплывет...
susel2 From: susel2 Date: March 5th, 2013 08:36 am (UTC) (Link)
Никогда не думала, что смогу читать переписку зам.министров финансов с должностными лицами Центробанка с таким жгучим интересом.
Это - триллер какой-то, а не переписка.
А в сочетании со вчерашней историей с теплыми еще купюрами с фабрики, отправленными по старой дружбе в Южную Осетию - это уже эпос практически.
А фигура лично Гайдара становится все более и более важной для изучения именно в личном плане: видимо, не зря его соратники так высоко его ценили. ЭТА личность в истории сделала гораздо больше, чем кажется вероятным даже самому смелому воображению...:(
one_sergey From: one_sergey Date: March 5th, 2013 08:44 am (UTC) (Link)
Остается только понять почему получилось, что Гайдар стал таким всевластным экономическим царем.
esli_mysli From: esli_mysli Date: March 5th, 2013 01:27 pm (UTC) (Link)
Потому что его к этому готовили.

Вячеслав Широнин.
У истоков «московско-ленинградской» экономической школы. – «Экономика и управление собственностью», №1, 2010 (специальный выпуск, посвященный памяти Е.Т.Гайдара).

"В лаборатории №12, заведовал которой В.Н.Герасимович, кроме меня и Пети уже работали Егор Гайдар и Олег Ананьин."

"Егор и Олег были как бы на положении «бюро» и вместе с Володей Герасимовичем руководили лабораторией."

"Подготовка преобразований в стране, начавшаяся при Андропове, привела к организационным решениям только во время правления К.У.Черненко. Была образована комиссия политбюро ЦК КПСС по совершенствованию хозяйственного механизма, а при ней научная секция, составленная из академиков-экономистов и под руководством директора нашего института Д.М.Гвишиани. Егор Гайдар, Володя Герасимович и Олег Ананьин стали получать задания по подготовке различных бумаг для секции. Я не был включен в эту работу, но мне кажется, что мои коллеги в очень значительной степени определяли круг идей, обсуждавшихся на научной секции."

Петр Авен:
"Когда экспертной работы стало много, Станислав Шаталин (надо отдать ему должное) начал думать, что надо уже заниматься реформами. Это было еще точно до прихода Горбачева. Он придумал создать у себя лабораторию из молодых ребят, которых он считал самыми способными, из тех, кто может писать и может думать. И он назначил Герасимовича заведующим. Туда попали Гайдар, Олег Ананьин, Широнин и я. Вот, собственно, тогда мы собрались, попали в одну комнату.

При этом мы все пришли из разных миров: Широнин занимался математикой, я занимался тоже скорее математикой, чем экономикой - описанием экономических систем, с помощью, в том числе, и математики, Олег Ананьин был чистый политэконом, а Егор с самого начала занимался реформами. Мы, естественно, познакомились, стали дружить, было очень много неформального общения, мы ходили друг к другу в гости, на природу выезжали, водку пили. И параллельно началась эта деятельность по написания бумажек о реформах. Мы там много писали. Особенно Герасимович и Гайдар, которые были более готовы к этому."
bel_ok From: bel_ok Date: March 5th, 2013 08:53 am (UTC) (Link)
Я всегда думала, что только подлецам выгодно, чтоб люди думали " мы никогда не узнаем кто и как натворил таких бед"

Спасибо Вам.
MicZolotov From: MicZolotov Date: March 5th, 2013 09:30 am (UTC) (Link)

Андрей Николаевич, вопрос...

В следующем году Георгию Матюхину будет уже 80 лет. Есть ли какая-либо возможность взять у него Вами интервью относительно событий тех лет? Зачем собирать информацию по крупицам и пытаться ее анализировать, когда есть пока еще ЖИВОЙ непосредственный участник тех драматических событий?

Edited at 2013-03-05 09:31 am (UTC)
From: kabud Date: March 5th, 2013 11:22 pm (UTC) (Link)

и сеть интернет есть

захочет напишет
ancapi From: ancapi Date: March 5th, 2013 02:31 pm (UTC) (Link)
Впечатляющая подборка.

Нужно ли понимать так, что гиперраздувание денежной массы в первой половине 1992 года, главным образом, было результатом цитируемого "кассового исполнения бюджета", при котором центральный банк не мог легально противостоять принудительным заимстсованиям?

Есть ли возможность привести цифры? Например, сколько наличных было направлено ЦБ в банковскую систему по результатам ее де-факто insolvency, сколько было направлено по счетам министерства финансов и сколько причиталось из этого на ликвидацию "неплатежей"?

Без цифр из этих цитат невозможно определить, кто из них в большей степени раздувал денежную массу.
aillarionov From: aillarionov Date: March 5th, 2013 09:56 pm (UTC) (Link)
Детальный разбор был сделан в книге "Финансовая стабилизация в России. Июнь 1995 г.", подготовленной ИЭА.
Возможно, сейчас имеет смысл освежить память воспроизведением тех результатов.
sterh07 From: sterh07 Date: March 5th, 2013 02:51 pm (UTC) (Link)
В итоге, касаясь мотивации, остается всего два возможных варианта для рассмотрения:
1.Либо деятельность Гайдара была напрямую (осознанно) направлена на причинение стране существенного урона в интересах "определенных лиц".
2.Либо деятельность Гайдара была направлена на удовлетворение частных интересов "определенных лиц"(в том числе и своих), что неизбежно причинило стране существенный урон.
Данный вопрос является ключевым и в отношении остальных "менеджеров", определявших и определяющих политику государства по сегодняшний день..

Edited at 2013-03-05 03:44 pm (UTC)
From: (Anonymous) Date: March 6th, 2013 05:46 am (UTC) (Link)
У Гайдара оба варианта имеют место быть.
bv_potapov From: bv_potapov Date: March 5th, 2013 03:51 pm (UTC) (Link)

Экономиста уволил "экономист"


Я уже писал, что мне довелось много общаться с Г.Матюхиным в период 1986-1988 гг.,когда он работал в ВАВТ. Он был в нашей группе классным руководителем и вел у нас семинары
по политэкономии. Но это была не та официально культивируемая политэкономия, это
были беседы и маленькие лекции по финансовым и экономическим вопросам
рыночных экономик. Были и другие интересные темы. Однажды , когда мы обсуждали
вопросы по золотовалютным резервам, он даже рассказал нам историю как его немножко
за эти резервы арестовало КГБ. Он напечатал в западном экономическом журнале
статью, где был , довольно точно, указан золотой запас СССР ! Его отпустили толькопосле долгого допроса, на котором он показал следователям, как это делают все специалисты в этой области .
Вот Г.Матюхин ЭКОНОМИСТ и проиграл Е.Гайдару «экономисту» при царе Борисе.
Я уверен, что Георгий Матюхин проиграл бы любому «экономисту» или «финансисту» и при к.э.н. В.Путине.
Владимир Шаталов From: Владимир Шаталов Date: March 5th, 2013 04:57 pm (UTC) (Link)
Мне не важно ,"За что уволил Матюхина".Преступник и подлец :

а)Принимал участие в
подготовке Беловежского
соглашения.

б)Один из
ключевых
участников
событий со
стороны
правительства во время Конституционного
кризиса 1993 года и прекращения
деятельности Съезда
народных
депутатов и
Верховного
Совета России.

в)Организатор антивоенных
митингов во
время Первой чеченской
войны ,и в то же время оставили огромный склад вооружений на Чеченской территории .Не помню ,в 93или 94 годах ,помните в оправдания Говорухину ,цитата Гайдара :«Грозненский
нефтеперерабатывающий
завод — это
крупнейшее
нефтеперерабатывающее
предприятие России,
снабжавшее
значительную
часть Северного
Кавказа,
Ставрополья, Краснодарского
края и так
далее. В этой
связи разом
перекрыть
нефтяной кран означало, по
меньшей мере,
оставить их без
топлива к
посевной, что
сильно бы наказало не
только Чечню,
но и Россию тоже»


Какие ещё доказательства необходимы .Мне этого хватает .Вопреки всесоюзного референдума "За союз или по отдельности "-они перешагнули через волю народную ,они наплевали на референдум ....



Edited at 2013-03-05 05:18 pm (UTC)
graf_florida From: graf_florida Date: March 5th, 2013 04:59 pm (UTC) (Link)
Вы буквально набело переписываете недавнюю историю, по крупицам отсеивая факты из завалов лжи. Очень интересно, большое спасибо.
derik_536 From: derik_536 Date: April 30th, 2013 03:40 pm (UTC) (Link)
ТУТ возник спор о наличие или отсутствии "проходных" кандидатов на пост главы ЦБ после Матюхина и по воспоминаниям Медведева П.А. фамилия Геращенко возникла "случайно". Хотелось бы ваш комментарий если не затруднит.
aillarionov From: aillarionov Date: April 30th, 2013 04:07 pm (UTC) (Link)

Гайдаровская фальшивка и реальная история

По ссылке - стандартная гайдаровская фальшивка, игнорирующая факты и воспоминания непосредственных участников.

Воспоминания Шохина:
ШОХИН А.Н.: Гайдар предлагал Ельцину кандидатуру Геращенко на пост председателя ЦБ дважды. Первый раз Борис Николаевич отверг ее категорически, заявив, что у него на Геращенко полно компромата. Однако Егор Тимурович был упорен и повторно предложил избрать Виктора Владимировича в июне 1992 года. Дело было, кажется, в Новоогарево, где у Ельцина собрались все вице-премьеры правительства. Гайдар вновь высказал Борису Николаевичу свое предложение, которое опять вызвало у президента очень большое удивление.
Однако Егор Тимурович мечтал стать, наконец, премьер-министром, лишившись приставки и.о., для этого ему нужен был баланс из консервативного председателя центрального банка, и он буквально протаранил решение.
http://litrus.net/book/read/5062?p=42

Воспоминания Геращенко:
В. Геращенко: “Занять эту должность мне предложили впервые еще до развала Союза, в конце ноября 1991 года. Я был на каком¬то совещании в российском правительстве. Егор Гайдар, недавно назначенный вице-премьером, попросил меня выйти для конфиденциального разговора. Вместе с ним был Геннадий Бурбулис, ельцинский госсекретарь. “Как смотрите на то, чтобы возглавить Центробанк?” — спрашивает Гайдар. А мы с ним, надо сказать, были неплохо знакомы. Познакомились в августе 1989-го, когда я только заступил на пост предправления Госбанка. Гайдар на тот момент работал в журнале “Коммунист” и пришел ко мне брать интервью. А потом, когда он уже был завотделом экономики в “Правде”, часто привлекал меня к участию в различных правдинских мероприятиях. Видимо, Егор Тимурович понимал, что я что¬то соображаю”. — Камакин А. Последний банкир империи. Часть 3. – Итоги, №11 (718), 15 марта 2010 г.: http://www.itogi.ru/report/2010/11/149893.html;

В. Геращенко: “В конце 91-го года позвал меня Гайдар, у него сидел Бурбулис и сверлил меня глазами. Они стали спрашивать: не соглашусь ли я перейти в Центральный банк России, который, естественно, будет основным эмиссионным институтом после роспуска Союза”. – Водянова М., Докучаев Д. Непотопляемый Геракл. — Общая газета, 2 января 2001 г. http://www.compromat.ru/page_10488.html.

Воспоминания Хасбулатова:
О внесении в Верховный Совет РСФСР кандидатуры В.Геращенко
Первая такая попытка была предпринята Е.Гайдаром в ноябре 1991 г. Хасбулатов следующим образом воспроизвел свой разговор с Гайдаром:
«Я ему говорю: “Ты же либерал! Зачем тебе этот маститый красный банкир?” Гайдар пошел красными пятнами, ничего не сказал и ушел».
Гайдар обратился с этим же предложением к Ельцину, тот взорвался: «Геращенко – коммунист. Он с нами воевал».
Кандидатура Геращенко также была предложена Р.Хасбулатову и Б.Ельцину П.Медведевым и также была отвергнута.
В начале декабря 1991 г. В.Геращенко стало известно, что его кандидатура заблокирована Р.Хасбулатовым.
http://aillarionov.livejournal.com/341419.html

Воспоминания Медведева:
П.Медведев сообщил, что хотя фамилия Игнатьева в разговорах действительно упоминалась, но никто из депутатов его всерьез не воспринимал, поскольку было ясно, что его никто не поддержит.
П.Медведев также сообщил, что кандидатура Бориса Федоровым Е.Гайдаром не предлагалась, среди депутатов не обсуждалась и даже не упоминалась.
Несмотря на мои настойчивые просьбы П.Медведев и другие мои собеседники твердо заявили, что никакого зондажа депутатского корпуса относительно Б.Федорова со стороны Е.Гайдара и всей исполнительной власти весной-летом 1992 г. не было.
Предлагались кандидатуры только Игнатьева и Геращенко.
http://aillarionov.livejournal.com/341419.html

Более подробно:
Гл. 19 Егор Гайдар и Виктор Геращенко
в: "Трудный путь к свободе"
http://magazines.russ.ru/continent/2010/146/il7.html
41 comments or Leave a comment