?

Log in

entries friends calendar profile ИЭА Previous Previous Next Next
Н.Эберстадт. Спасти «умирающего медведя» - Андрей Илларионов
aillarionov
aillarionov
Н.Эберстадт. Спасти «умирающего медведя»
Экономист и социолог Николас Эберштадт – о последствиях демографической катастрофы в России.
Интервью Сергею Добрынину.

Американский политический экономист и социолог Николас Эберштадт много лет внимательно следит за демографической ситуацией в России. В книге "Демографический кризис в России мирного времени", вышедшей в 2010 году, Эберштадт представил российскую демографическую ситуацию как катастрофическую, сравнив ожидаемую продолжительность жизни и уровень смертности россиян с аналогичными показателями в беднейших странах мира. Тезисно содержание монографии Эберштадт изложил в статье "Умирающий медведь", опубликованной в журнале Foreign Affairs в 2011 году. В ней автор предположил, что осознание российскими властями тяжелого демографического положения в стране может привести к тому, что "российские политические лидеры займут более алармистскую, непостоянную и конфронтационную позицию на международной арене".

Научный обозреватель Радио Свобода встретился в Николасом Эбершдатом и расспросил его о сбывающемся прогнозе, парадоксе эпохи правления Владимира Путина и главном ресурсе человечества.

– В России действительно происходит демографическая катастрофа?
– В моем представлении, Россия переживает глубокий кризис человеческих ресурсов, и он начался не сейчас, он длится уже полвека. За это время он набрал огромную инерцию, свернуть с этого пути теперь очень сложно. Паттерны рождаемости в России очень похожи на европейские. Но при том, что в европейских странах уровень рождаемости может быть немного меньше необходимого для восстановления популяции, это не такая уж большая проблема. Сокращающееся население Германии не мешает ей процветать, а ее гражданам – богатеть. Проблема не в размере населения, а в человеческом капитале, здравоохранении, образовании, производстве знаний. По каждому из этих пунктов Россия находится в глубоком кризисе. Возьмите ситуацию со смертностью. Конечно, она меняется от года к году, но, честно говоря, все равно остается катастрофической. Ожидаемая продолжительность жизни 15-летнего мужчины из Гаити выше, чем у россиянина. По этому параметру российские мужчины находятся даже не в третьем, а в четвертом мире. У женщин положение лучше, но лишь ненамного. Ожидаемая продолжительность жизни 15-летней россиянки находится на уровне наименее развитых стран, она меньше, чем у камбоджиек. Если посмотреть на мужчин и женщин вместе, перспективы выживаемости в течение трудоспособного возраста у россиян хуже, чем у жителей Эфиопии. И это необычайный парадокс, ведь мы говорим об урбанизированном обществе с высоким уровнем грамотности, в ситуации мирного времени. Это началось давно, и в постсоветскую эпоху ситуация фундаментально не улучшилась.

– И кризис не ограничивается высокой смертностью?
– Большая проблема – уровень производства знаний. Все, кто общается с русскими, отмечают, как много среди них талантливых, обладающих большим потенциалом людей. Но это практически никак не проявляется, не выходит наружу. Вот небольшой пример: число международных патентов, выданных патентным бюро США изобретателям из России, в пересчете на количество людей с университетским образованием трудоспособного возраста, находится примерно на уровне Либерии. Это выглядит очень странно. Можно пойти еще дальше и посмотреть на структуру российского экспорта, на ту его часть, которая связана не с полезными ископаемыми, а с людьми, с услугами, которые они производят. Российский экспорт услуг невероятно слаб для страны такого размера, с таким доступом к образованию. Все это указывает на то, что происходит настораживающий кризис человеческих ресурсов. Потенциал людей попросту не может раскрыться.

– Корректно ли судить о способности России производить новые знания по количеству международных патентов, да еще выданных американским бюро?
– Это справедливое замечание. Международные патенты – очень грубый показатель, по многим причинам он может быть непоказательным. Например, значительная доля произведенных знаний может быть связана с секретными военными разработками. Возможно, существуют какие-то структурные барьеры, которые ограничивают справедливую конкуренцию патентов, хотя для других стран я таких барьеров не знаю. Опять же не все патенты настоящие, бывают, например, так называемые "оградительные патенты", которые в действительности не отражают производство знания. Но ведь ситуация с публикациями в международных научных журналах очень похожа. С тех пор как Китай вышел из самоизоляции, число работ китайских ученых в научных журналах растет очень быстро, а количество статей российских ученых находится в стагнации. И Россия – одна из очень немногих стран в мире, где есть такая стагнация. Эти два наблюдения, патенты и публикации, как минимум хорошо согласуются друг с другом. Конечно, нельзя утверждать, что они описывают полную картину, но можно еще вспомнить то, что я говорил о российском экспорте услуг.

– И все же нельзя сказать, что по числу научных публикаций Россия находится на уровне Либерии.
– Либерия намного меньше России, а число образованных людей в этих двух странах вообще глупо сравнивать. В России живет пять процентов всех трудоспособных граждан мира, закончивших учебное заведение как минимум уровня колледжа. При этом население России – два процента от мирового. На этом фоне крохотное количество международных патентов, выданных россиянам, шокирует. В Либерии в принципе совсем немного людей, получивших высшее образование.

– Может ли проблема низкого производства знаний быть связана с утечкой мозгов из России?
– Утечка мозгов происходит не только из России, но и из Индия, Китая, Бразилии, но ситуация в этих странах совершенно другая. Желание переехать в страну, которая предлагает больше экономических возможностей, естественно, но переезд талантливых ученых и инженеров из этих развивающихся стран не мешает им демонстрировать замечательную динамику в производстве знаний. Конечно, утечка мозгов дает какой-то эффект, но в других странах утечка мозгов тоже есть, а результаты совершенно другие.

– В нашумевшей статье "Умирающий медведь" вы писали, что в России не только низкий уровень производства знаний, но и очень плохое образование. (Точная цитата: "Часть проблемы заключается в том, что хотя многие россияне ходят в школы, посещают колледжи и университеты, это образование имеет ужасающе низкое качество. Стандартизированные международные тесты демонстрируют, что российское начальное и среднее образование находится в лучшем случае на среднем уровне". – РС). Но если посмотреть результаты тестов TIMSS, которые проводятся среди школьников условно 4-го и 8-го классов во всем мире раз в четыре года, Россия попадает как минимум в первую десятку рейтинга, и, кстати, каждый раз показывает лучшие результаты, чем США.
– Это очень странный парадокс. По уровню среднего и высшего образования Россия демонстрирует отличные результаты. Все люди из России, с которыми я общался, прекрасно образованы. Но это не дает никакого заметного внешнего выхлопа. Мне не приходит в голову ни одна другая страна мира, где при таком высоком уровне образования была бы такая низкая ожидаемая продолжительность жизни. Принято считать, что образование – это своего рода прививка. Но хотя средний россиянин учится больше лет, чем средний француз, здоровье граждан этих двух стран очень сильно отличается в противоположную сторону. Образование в России не преобразуется в человеческое благосостояние. Я не знаю почему, я только могу наблюдать этот феномен и отмечать его.

– Произошли ли положительные сдвиги в этом отношении за минувшие 25 лет?
– В некоторые годы ситуация выглядит более позитивной, но какого-то общего улучшения я не вижу. Уровень смертности в России не сближается с этим показателем в Европе и США, то же можно сказать о количестве выданных международных патентов и количестве заявок на них, то же – об объеме экспорта услуг. Очевидно, существует какая-то системная проблема.

– Системная – политическая? Или мировоззренческая?
– Это некая системная особенность среды, может быть, среды экономической, может быть, политической, я не могу сказать наверняка. Что я могу сказать наверняка, так это то, что, когда россияне оказываются за пределами России, у них сразу же все становится хорошо. Покидая российскую среду, люди начинают процветать. Не знаю, что за проблема находится внутри черного ящика, но она там точно есть.

– Сложно вообразить, что Россия по уровню смертности и продолжительности жизни находится на уровне беднейших стран, таких как Гаити.
– Высокий уровень преждевременной смертности в России достигается совершенно по другим причинам, чем в Гаити или Эфиопии. В Эфиопии одна из наиболее распространенных причин преждевременной смерти – болезни, связанные с нищетой, с недостатком гигиены и пропитания. В России другие проблемы – хронические болезни, сердечно-сосудистые заболевания, травмы. Здесь пьют много водки, а в Эфиопии – нет. Если Россия планирует приблизиться по уровню смертности к странам Европы и США, нужно что-то поменять в самой структуре причин смертности.

– В одной из статей вы использовали для описания ключевой причины смертности в России словосочетание "опасный образ жизни".
– Да, опасный образ жизни. Есть вещи, которые я не могу измерить, я могу только спекулировать, без конкретных фактов в руках. До некоторой степени об опасном образе жизни как о причине смерти можно говорить, опираясь на данные, но есть еще такие вещи, как представления людей об их перспективах, как их ожидания от жизни. Я знаю, что сейчас готовится исследование о том, не является ли самым опасным российским убийцей стресс. Постоянные мысли о мрачных перспективах, отсутствие надежд – все это может воздействовать на жителей России намного сильнее, чем, например, на жителей Греции. Если бы удалось разобраться, как и почему мировоззрение, ментальность подталкивают россиян к рискованному образу жизни, стало бы понятно как перевернуть ситуацию. Даже если какие-то вещи на первый взгляд глубоко укоренены в культуре, в традициях, это не значит, что их нельзя быстро изменить. Смотрите: в России так много людей погибают от болезней сердца. Если просто научить россиян, начиная с определенного возраста ежедневно принимать аспирин – это уже спасло бы десятки тысяч жизней каждый год. Это только один маленький шажок, но он совсем недорого стоит и его легко сделать. Я долго занимался Южной Кореей: еще тридцать лет назад там была ужасная ситуация с продолжительностью жизни, а сейчас по этому показателю Корея – лидер Юго-Восточной Азии. И все это – за время жизни одного поколения.

– И все же Россия с ее черным ящиком уникальна?
– Я сейчас работаю над исследованием на смежную тему, изучаю, с чем были связаны изменения дохода и производительности труда в мире в послевоенную эпоху. Около 80 процентов разницы в этих показателях от страны к стране и внутри страны с течением времени связаны с четырьмя факторами: здравоохранением, образованием, урбанизацией (по каким-то причинам урбанизация повышает эффективность использования человеческих ресурсов, возможно, из-за разделения труда) и деловым климатом. Не секрет, что здравоохранение и в некотором отношении урбанизация в России в последние десятилетия находятся в стагнации. С образованием ситуация более оптимистическая, а вот с деловым климатом тоже все неважно. По-моему, потенциал человеческих ресурсов России можно было бы раскрыть лучше. Знаете, на свете никогда не было энергетической сверхдержавы, ее вообще не может быть. В прошлом году экспорт товаров и услуг из России был ниже, чем из Бельгии. Мне кажется, сделать Россию богатой страной и по-настоящему крупной экономикой можно было бы, раскрывая потенциал живущих в ней людей, а не добывая полезные ископаемые.

– Как выглядит демографическое положение в России на фоне других бывших республик СССР?
– Уровень рождаемости в России, обрушившийся в конце 90-х годов, сейчас подтягивается, причем несколько быстрее, чем во многих других бывших советских республиках. Там он все еще остается намного ниже уровня, необходимого для восполнения популяции. В этом смысле положение России немного лучше, но ведь оно было лучше и до коллапса рождаемости. Если говорить об ожидаемой продолжительности жизни и уровне смертности за последние 10 лет, тут тоже есть кое-какие хорошие новости. Отмечается снижение уровня смертности от сердечно-сосудистых заболеваний и травм, хотя на общем международном уровне он все равно остается непозволительно высоким. Пожалуй, хорошо Россия выглядит по этому показателю только на фоне Украины, но вряд ли это может кого-то обрадовать. Вообще, демографические тренды в России, Белоруссии, Украине и до некоторой степени в Молдавии во многом очень схожи.

– В странах Прибалтики все иначе?
– До определенного момента и там ситуация была аналогичной, кстати, не нужно забывать, что в этих странах значительные русские диаспоры. Но все сходство закончилось вместе с 90-ми годами. После этого ситуация со здравоохранением в странах Прибалтики стала стремительно улучшаться. Уровень рождаемости там все еще ниже уровня замещения поколений, но продолжительность жизни значительно выросла, а уровень смертности снизился. А вот с Украиной, Белоруссией и Молдавией картина во многом схожа. Думаю, для людей из этих стран это не покажется удивительным, ведь их много что исторически роднит между собой.

– Закономерности, связанные с образованием и производством знаний, которые вы отмечаете в России, можно обнаружить и в этих странах?
– Я специально не изучал этот вопрос. Предполагаю, что уровень образования в Молдавии значительно ниже. Не очень представляю, как изменилась ситуация в Белоруссии в последние годы. Но, вообще говоря, парадокс сосуществования высокого уровня образования и низкого уровня человеческого капитала касается и этих стран. Так что Россия все же не абсолютно уникальна в этом смысле. Но таких стран совсем немного.

– Изменение политической ситуации в России на протяжении последних 25 лет как-то отражается на демографии?
– Вот один из самых удивительных аспектов путинской эры: насколько незначительны были улучшения в здравоохранении по сравнению с ростом достатка. Обычно говорят wealth brings health, "достаток приносит здоровье". Если посмотреть на то, что происходит в России в последние 15 лет, становится понятно, что это слишком широкое обобщение. Да, ожидаемая продолжительность жизни выросла, но она все равно мала. До сих пор нельзя утверждать, что современная Россия достигла по этому показателю уровня советских времен. Можно было бы предположить, что стагнация ожидаемой продолжительности жизни – это какая-то естественная вещь. Но мир, вообще-то, становится все здоровее. Так что все наоборот, естественная ситуация – это постоянный рост продолжительности жизни. В России его нет, и, наверное, стоит задуматься над причинами.

– В статье "Умирающий медведь" вы писали, что осознание российским руководством катастрофического демографического положения в стране может повлиять на внешнюю политику, сделать ее более непредсказуемой. Сейчас такая непредсказуемость стала реальностью. Здесь может быть связь?
– Я бы хотел сказать "нет", но боюсь, что это возможно. Если бы основа политики заключалась в повышении благосостояния и достатка людей, а не в укреплении центральной власти, не в идее национального величия, сегодняшняя Россия могла бы выглядеть совсем иначе. Когда правительство озабочено геополитическим положением, а его база человеческих ресурсов в некотором смысле подвержена эрозии, может появиться соблазн сделать компенсаторные шаги на международной арене. Один из способов такой компенсации – принятие более высоких рисков. Для меня как для внешнего наблюдателя очевидно, что Россия сегодня стала намного менее предсказуемой, а ее действия по отношению к соседним странам и всему международному сообществу – рискованными. Есть ли здесь причинно-следственная связь? Доказать это я не могу, но эта перспектива беспокоила меня еще пять лет назад. В то же время я не думаю, что есть какой-то неизбежный механизм, который делает любую страну с демографическими проблемами непредсказуемой и опасной. Нужно еще учитывать конкретные политические особенности современной России.

– Что в современном мире является самым важным ресурсом?
– Самый важный невосполнимый ресурс – человеческое время. Его нельзя вернуть, оно уходит и никогда не возвращается. И время напрямую связано с благосостоянием. Время – вот чего нам больше всего не хватает. Мы должны сделать его главным приоритетом, и тогда получим путеводную звезду для нашего будущего.
http://www.svoboda.org/content/article/27079761.html

Tags: , ,

135 comments or Leave a comment
Comments
Page 1 of 2
[1] [2]
From: leonid_shvedov Date: June 20th, 2015 11:42 pm (UTC) (Link)
Для полноты картины можно ещё добавить, что даже по официальным данным, в России сейчас около 23 млн человек имеет доход менее 10 000р в месяц. Учитывая чисто условное "бесплатное" медобслуживание и дорогие лекарства, для них остаётся одно универсальное лекарство - водка. В итоге этот контингент вымрет к 60 годам, чем очень поможет родине сэкономить на пенсиях.
c_r_u_x From: c_r_u_x Date: June 21st, 2015 05:14 am (UTC) (Link)
Кто-то пьет, но есть другое доступное лекарство - чтение. Все не так плохо, если исходить из того, что жизнь после ухода из земных сфер не заканчивается :)
Re: книги - (Anonymous) - Expand
Кто-то пьет - (Anonymous) - Expand
From: bondo_avadov Date: June 21st, 2015 01:23 am (UTC) (Link)

Конечно, ему не понять...

Это явление зарождается вместе с зарождением системно-политического рабства. Как только общество напрочь теряет такое качество, как свобода, - именно та, о которой хорошо известно самому исследователю, но совершенно неизвестно гражданам России в своём подавляющем большинстве, - так сразу и проявляется тот самый "кризис человеческих ресурсов". А деградированность и скачки уровня её - это всего лишь последствие этого явления, как и всё остальное, включая алкоголизм, высокий уровень смертности и.т.д.

И сегодня режим Кремля не только не принимает все необходимые меры для вывода граждан страны из этого пагубного состояния, но и продолжает прикладывать все свои усилия для того, чтобы уже неизолированное от мира общество не могло высунуть своей головы из этого самого рабства. Один из последних громких и циничных поступков хозяина режима, в качестве дубины, было убийство Немцова. Ну а для повседневного развлечения граждан, Кремлём взяты под контроль национальные СМИ чтоб не отвлечся, но зато доступны зомбо-передачи и сплетны по 10, 20 и 30 лет одного и того же, что вместе с порциями плетей гарантирует огромного успеха национальным лидерам России. Ведь, и Эберштадт знает, на сколько важный ресурс - время?
noname_copy From: noname_copy Date: June 21st, 2015 04:27 am (UTC) (Link)
Наглядный пример, как в исторически короткий период рушатся империи и исчезают цивилизации.

Самоубийственный эффект.
Популяция не захотела дальше жить.
From: (Anonymous) Date: June 21st, 2015 02:05 pm (UTC) (Link)

Занимательная статистика

1-е место в мире по добыче и экспорту природного газа(35%мировой добычи).
1-е место в мире по величине природных ресурсов.
1-е место в мире по запасам и физическому объёму экспорта алмазов и 2-е место по их добыче.
2-е место в мире по разведанным запасам платины и
1-е место по её экспорту.
1-е место в мире по разведанным запасам серебра.
2-е место в мире по разведанным запасам золота.
1-е место в мире по разведанным запасам каменного угля(23% мировых запасов углей).
1-е место в мире по запасам лесных ресурсов(23% мировых запасов леса).
1-е место в мире по запасам питьевой воды.
1-е место в мире по запасам осетровых,крабов,минтая в 200 мильной экономической зоне.
1-е место в мире по разведанным запасам олова,цинка,титания, ниобия.
1-е место в мире по экспорту азотных удобрений.
1-е место в мире по запасам торфа.

1-е место в мире по темпам роста числа долларовых миллиардеров и 2-е место – по КОЛИЧЕСТВУ долларовых миллиардеров (после США).
-67-е место в мире по уровню жизни
-71-е место в мире по уровню развития человеческого потенциала.
-72-е место в мире по рейтингу расходов государства на гражданина
-127-е место в мире по показателям здоровья населения
-111-е место в мире по средней продолжительности жизни
134-е место в мире по продолжительности жизни мужчин
1-е место в мире по количеству самоубийств среди ПОЖИЛЫХ людей, ДЕТЕЙ и ПОДРОСТКОВ.
1-е место в мире по числу разводов и рождённых вне брака детей.
1-е место в мире по числу абортов и числу детей,брошенных родителями.
1-е место в мире ПО АБСОЛЮТНОЙ УБЫЛИ НАСЕЛЕНИЯ.
1-е место в мире по потреблению спирта и спирто-содержащих продуктов.
1-е место в мире по продаже крепкого алкоголя
1-е место в мире по продаже табака
1-е место в мире по числу умерших от алкоголизма и табакокурения.
1-е место в мире по смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы.
2-е место в мире по продажам ПОДДЕЛЬНЫХ ЛЕКАРСТВ.
1-е место в мире по ПОТРЕБЛЕНИЮ ГЕРОИНА(21% мирового производства)
1-е место в мире по количеству АВИАКАТАСТРОФ( в 13 раз больше среднемирового уровня)
-159-е место место в мире по уровню политических прав и свобод.

А виновата во всем эта ужасная Обама
sergienko_alex From: sergienko_alex Date: June 21st, 2015 05:15 am (UTC) (Link)
Сокращающееся население Германии не мешает ей процветать, а ее гражданам – богатеть. Проблема не в размере населения, а в человеческом капитале, здравоохранении, образовании,
___________________________________________________________
А может ну его? Ну равняться на Германию. Может стоит принять себя такими как есть? Да, население сокращается, да в науке успехов нет. Ну и ладно. Зато есть нефть и газ, другое сырье. К чему эти потуги? Принять себя такими, какие есть. Сокращается население? Хорошо. Для ВПК и ЯО его хватит, даже для космоса достаточно. Для добычи сырья тоже. Может не надо выпускать никуда не годные и никому не нужные товары? Может оставить ВПК и космос, а все остальное покупать у тех, кто предложит хорошую цену и качество? Ну еще продовольствие можно оставить. Эмираты живут, Канада живет и не переживает, что на огромной территории населения мало и плотность населения в Канаде меньше чем в РФ более, чем вдвое. А еще есть Норвегия. Может ну его - корчить из себя то, чем не являешься и ровняться не на те страны. которые находятся в сходных условиях, а на другие?
From: (Anonymous) Date: June 21st, 2015 11:02 am (UTC) (Link)

как есть?

Так ведь нет у вас уже ни впк, ни космоса. Иммитация только, раскрашенные консервные банки. И союз оказался в космосе первым благодаря не уровню технологий, а только потому что могли позволить себе больший риск, и сильнее выжимали человеческие ресурсы. Леонов первым в открытый космос вышел - да, конечно, хорошо. А что он назад зайти не мог, скафандр раздулся, чуть не кончился там - это в порядке, да? Ну, если бы погиб, был бы не он первым, кто-то другой, кому какая разница, правда?
Союз растратил свой главный ресурс за счет будущих поколений, так что не надо тешить себя иллюзиями, ничего у вас не осталось. И не появится, пока сами не возьметесь восстанавливать. О чем и статья собственно.
meursault_vs From: meursault_vs Date: June 21st, 2015 06:49 am (UTC) (Link)
Да, сильная статья.
Тотальная нереализованность населения при коротком сроке низкого качества жизни.
makovka7 From: makovka7 Date: June 21st, 2015 08:52 am (UTC) (Link)
Мне тоже кажется, ключевое в этой проблеме - нереализованность. В РФ все сводится к выживаемости. И даже самые богатые (а мы знаем КАКИЕ богатые в России) не испытывают чувства удовлетворения от плодов своей деятельности. Отсутствует внутренняя гармония, что приводит к разочарованию, скрытым формам стресса. И все это на фоне осознания невозможности что-либо изменить.
И да, на подсознательном уровне такая установка передается из поколения в поколения.


Edited at 2015-06-21 08:53 am (UTC)
sergobolive From: sergobolive Date: June 21st, 2015 07:04 am (UTC) (Link)

Причины смертности в РФ

Николас Эберстадт – экономист и демограф, автор в общей сложности семнадцати книг. В течение последних тридцати пяти лет он пытается найти ответ на вопрос, почему жители Российской Федерации умирают в таких количествах и с такой скоростью, с которой не умирало население ни одной страны в мирное время. С каждым поколением продолжительность жизни россиян сокращается, хотя ей положено расти.

Оригинал статьи вышел на Снобе http://snob.ru/magazine/entry/id/3603

но поскольку на Снобе читать её можно только по подписке, то выкладываю ссылку на другой ресурс:
http://portal-nko.ru/dialog/point/346



Edited at 2015-06-21 07:09 am (UTC)
meursault_vs From: meursault_vs Date: June 21st, 2015 09:06 am (UTC) (Link)

Re: Причины смертности в РФ

Спасибо.
Re: Ergo bibamus - (Anonymous) - Expand
kant_elz From: kant_elz Date: June 21st, 2015 07:57 am (UTC) (Link)
Инстинкт смерти в чистом виде. Социум изжил себя. Удивительно как долго ещё сумели граждане России сопротивляться и выживать.
From: (Anonymous) Date: June 21st, 2015 02:20 pm (UTC) (Link)

как долго ещё сумели


С Россией кончено… На последя́х
Её мы прогалдели, проболтали,
Пролу́згали, пропи́ли, проплевали,
Замызгали на грязных площадях,

Распро́дали на улицах: не надо ль
Кому земли, республик, да свобод,
Гражданских прав? И Родину народ
Сам выволок на гно́ище, как падаль.

О, Господи, разверзни, расточи,
Пошли на нас огнь, язвы и бичи,
Германцев с запада, Монгол с востока,

Отдай нас в рабство вновь и навсегда,
Чтоб искупить смиренно и глубо́ко
Иудин грех до Страшного Суда!

Максимилиан Волошин
23 ноября 1917,
Коктебе́ль
mikemorava From: mikemorava Date: June 21st, 2015 09:45 am (UTC) (Link)
Интересно было бы проследить динамику смертности в группах по общественно-политическим воззрениям, как будут развиваться процессы у 86% поддерживающих Путина? Они по определению должны быть счастливыми оптимистами и обеспечивать снижение смертности? Интуиция подсказывает что это не так, равно как надеюсь что оппозиция не будет подвержена преждевременным смертям от депрессии.
esli_mysli From: esli_mysli Date: June 21st, 2015 09:18 pm (UTC) (Link)
Судя по тому, что смертность в последние месяцы принялась расти, а оптимистов, судя по опросам Левада-центра всё больше, может, и впрямь умирают те, кто из 14%?
evgknyaginin From: evgknyaginin Date: June 21st, 2015 10:05 am (UTC) (Link)

В стойле долго не живут

Причина, которую не смог установить Эберштадт, формулируется просто: политическое рабство.
From: bondo_avadov Date: June 21st, 2015 11:28 am (UTC) (Link)
Мне кажется, что эта тема должна просто обязана проходить по тегам "Системное рабство" и "Внутренняя свобода личности" или общества. Это как исток. А так - "Режим", "Политический режим", "Государственная идеология" и.т.д. Но такой фильтр не так уж и конкретен.
Гоша Б. From: Гоша Б. Date: June 21st, 2015 12:27 pm (UTC) (Link)

Психологический климат — очень важный фактор.

В России, как мне кажется, крайне нездоровая атмосфера по сравнению с другими странами. Нет доброжелательности, взаимопонимания. Хамство на дорогах — самое яркое проявление всеобщего хамства, которое является нормой поведения.
Культ силы, морального и физического превосходства над другими видны в повседневной жизни буквально на каждом шагу. Людям просто нравится портить нервы себе и окружающим. Это кажется своеобразным российским видом спорта.
kurdakov From: kurdakov Date: June 21st, 2015 12:37 pm (UTC) (Link)
К сказанному одна ссылка

Pearson попыталась ( методологию можно найти на сайте учитываются имеющиеся тесты школьников, уровня IQ, оценки навыков взрослого населения) сравнить уровень образования разных стран. у них получился в России уровень образования между германией и сша

http://thelearningcurve.pearson.com/index/index-ranking

вероятно это говорит больше в пользу еще более сильной общей нереализованности потенциала, чем подтверждает выводы об ужасном состоянии образования в России.
aleks_denisof From: aleks_denisof Date: June 21st, 2015 01:28 pm (UTC) (Link)
Очень много сил приложено для обмана и самообмана. Фактически сами себе создали трудности для жизни глупой моралью, мифической духовностью, имперскими амбициями. Могли бы нормально жить без этих дремучих идей.
btclub From: btclub Date: June 21st, 2015 02:36 pm (UTC) (Link)
Странное интервью.
From: (Anonymous) Date: June 21st, 2015 05:58 pm (UTC) (Link)

Странное интервью.

Не то слово.

"Все мозги разбил на части, все извилины заплел,
И канатчиковы власти колят нам второй укол.

Уважаемый редактор! Может лучше про реактор" ?
m_anuchin From: m_anuchin Date: June 21st, 2015 02:49 pm (UTC) (Link)

Комментарий

Печальные, но правдивые и закономерные для нас, россиян рассуждения...
Плохо то, что лишь небольшое количество граждан понимает и желает озаботиться этим...
Пока есть инерционное движение за якобы лидерами страны и единой партией, которая заполняется знакомыми лицами, олицетворяющими беспредел...
Rostislav Andriyuk From: Rostislav Andriyuk Date: June 21st, 2015 03:07 pm (UTC) (Link)

Сотрудник одного из секретных ФГУП:

"...если китайцы завладеют нашими передовыми технологиями, то мы их откинем назад лет на тридцать!"
Rostislav Andriyuk From: Rostislav Andriyuk Date: June 21st, 2015 03:32 pm (UTC) (Link)

алкоголь - оружие геноцида

Любопытно, почему автор не рассматривает в качестве причины смертности - употребление алкоголя. Достаточно знать, в каком количестве го употребляют в России, как он действует в перспективе, и то, каким образом менялся государственный стандарт (ГОСТ) на спирт:

1972 год: Этиловый спирт - легковоспламеняющаяся, бесцветная жидкость с характерным запахом, относится к сильнодействующим наркотикам, вызывающим сначала возбуждение, а затем паралич нервной системы.
1982 год: Этиловый спирт - легковоспламеняющаяся, бесцветная жидкость с характерным запахом, относится к сильнодействующим наркотикам (ГОСТ18300-72 п.5.1 в изменённой редакции 1982 г. и ГОСТ 5964-82 п.4.1.).
1993 год: Этиловый спирт - легковоспламеняющаяся, бесцветная жидкость с характерным запахом (ГОСТ 5964-93 п.7.1.).

за 20 лет полностью исчезло из первоначального определения: "относится к сильнодействующим наркотикам, вызывающим сначала возбуждение, а затем паралич нервной системы."
From: (Anonymous) Date: June 21st, 2015 10:05 pm (UTC) (Link)

Re: Стремительным домкратом

"Любопытно, почему автор не рассматривает в качестве причины смертности - употребление алкоголя."
"Вы меня спрашиваете? Я американец."
Николас Эберстадт,"Россияне умирают от тоски" http://portal-nko.ru/dialog/point/346

Человек написал 17 книг о предмете, о котором не имеет представления. Так, он утверждает, что "водка убивает огромное количество людей, в первую очередь в результате получения травм." С американца нет спросу, что он не знает, как «Цирроз-воевода дозором обходит владенья свои».
И не он объяснит, как 21% мирового производства героина, потребленного в РФ, влияют на структуру смертности.

И пусть славят количество книг, издаваемых в умирающей стране, мы тихо помянем друг друга:
http://ria.ru/weekend_books/20131024/972285644.html
Юлия Бондаренко From: Юлия Бондаренко Date: June 21st, 2015 03:47 pm (UTC) (Link)
Ежедневный аспирин для всех с определённого возраста - это он хватил. Печень загнётся.
Главная причина с.с-заболеваний (и других)-хронические стрессы и хроническое враньё, что доказано нейрофизиологами. Аспирин эту причину не устраняет. :)
baziron From: baziron Date: June 22nd, 2015 05:04 pm (UTC) (Link)

Аспирин

В РФ название - кардиомагнил (аспирин, несущий магний)

В биохимии сердечной мышцы участвуют электролиты: K, Na, Ca, Cl, Mg. Нет одного (чаще магния, калия) и нарушение ритма сердца или — полная остановочка.
From: (Anonymous) Date: June 21st, 2015 05:22 pm (UTC) (Link)

here is your answer

please, Google-up
«О русском уме»
Нобелевская лекция академика Ивана Петровича Павлова, читанная им в 1918 году в Санкт-Петербурге
Петр Осипов From: Петр Осипов Date: June 21st, 2015 07:52 pm (UTC) (Link)
Ключевая фраза:
"Образование в России не преобразуется в человеческое благосостояние" Если специалистам не платить (или платить как рабам), то и созидать они не будут. Отсюда и технологическая и квалификационная деградация страны. В том числе и в здравоохранении. И в образовании - как ключевой отрасли технологического прогресса. Поэтому сокращение коренного населения будет ускоряться. Такова политика руководства страны. Закончится Казанским халифатом над Москвабадским улусом.
rulon_toli From: rulon_toli Date: June 22nd, 2015 03:45 pm (UTC) (Link)
Вот-вот. Если специалист не получает достаточно. Он понимает, что будущего у него нет. Работать беспросветно до старости и не быть в состоянии обеспечить старость и осуществить свои мечты. Цель пропадает. Отсюда и депрессия и стресс.
ivalerina From: ivalerina Date: June 21st, 2015 10:08 pm (UTC) (Link)

Он это сказал!!! (и еще много чего)

Патрушев: "...Американцы заявляют о своей заинтересованности в обеспечении суверенитета и территориальной целостности Украины. Но Украина их совершенно не интересует. Их интересует Россия.
— В каком смысле?
— Они очень хотели бы, чтобы России не было вообще. Как страны.
— Почему?
— Потому что мы обладаем огромными богатствами. А американцы считают, мы владеем ими незаконно и незаслуженно, потому что, по их мнению, мы ими не пользуемся так, как должны пользоваться. Вы, наверное, помните высказывание экс-госсекретаря США Мадлен Олбрайт, что России не принадлежит ни Дальний Восток, ни Сибирь."
http://www.kommersant.ru/doc/2752250
From: leonid_shvedov Date: June 21st, 2015 10:35 pm (UTC) (Link)

Re: Он это сказал!!! (и еще много чего)

угу, ещё некоторые имеют наглость считать, что все народы имеют право на самоопределение. А правильно должно звучать так: все народы, не входящие в Россиию имеют право на самоопределение и присоединение к России.
Справка - (Anonymous) - Expand
ro_igor From: ro_igor Date: June 22nd, 2015 04:51 am (UTC) (Link)

Спасти «умирающего медведя»

Зачем спасать? Дайте подохнуть спокойно.
grugludey From: grugludey Date: June 22nd, 2015 08:34 am (UTC) (Link)
Россия – страна, исповедующая ценности рабства.
Однако, на принципах неравенства построена Индия, которая динамично развивается, в чем же отличие России и Индии? В наличии гражданского общества, сильного среднего класса, при этом в индийском духовенстве также сильно влияние независимых и образованных людей, как и в армии, как и в политике, журналистике.
В Индии нет доминирования государственной собственности и там невозможны привозы стадионов бюджетников, любителей плешивых, низкорослых и психически нездоровых подполковников КГБ в отставке. В Индии невозможен облет города со священными реликвиями в виде решения вопроса терроризма в данном городе (да, население Индии крайне религиозно, но оно отделяет борьбу с терроризмом от веры в Бога).
В России наличие рабского сознания не мешало развитию и прогрессу (скорее, даже и стимулировало его, являясь точкой отсчета) – Александр 2, Николай 2 провели впечатляющие реформы политической, судебной систем, что привело к экономическому росту.
Проблемы начались с прихода к власти коммунистов и с началом массового геноцида населения страны, при этом важную роль, возможно, играет бессмысленность смерти людей, низведение ценности человеческой жизни к нулю (около нуля). Также роль сыграло отнятие рычагов самоидентификации и самосознания – разрушены такие культурные явления, как племя, нация, говор, семья, предания, песнопения, владение землей и природными ресурсами по месту проживания.
То есть, по сути, в России человек не является человеком, это касается равно мента, безнаказанно убивающего, отнимающего, унижающего, и раба, смиренно убиваемого, унижаемого.
Получается парадоксальная ситуация – центральная власть паразитирует на теле умирающего народа, умирая вместе с ним.
Интересно, что последнего обесценивающего личность шага – отнятие свободы бегства из рабства, власти России не предпринимают, видимо, близость России к Европе и привычки населения к плодам свободного рынка сильнее, чем страх перед центральной властью, но, тогда получается, что русский человек готов умереть за айфон, но не готов умереть за будущее своих детей? Это крайне интересный феномен безразличия к себе, своему потомству, месту, на котором ты и твои близкие проживают, на фоне достаточно высокого уровня образования – можно говорить о специфической квази-культуре рабов суицидников. Люди возмущаются запретом на праворульные автомобили, но соглашаются на призывную армию, коррупцию в милиции, судах, попрание экономических прав.
Культурный код народа уничтожен по-видимому, российское образование крайне однобоко, достаточно посмотреть на школьных учителей, фальсифицирующих выборы, ведь у них ВО.
From: (Anonymous) Date: June 22nd, 2015 09:07 am (UTC) (Link)

Перевод статьи "Умирающий медведь"

Перевод статьи "Умирающий медведь"
http://www.inright.ru/blogs/id_14/post_9835/
From: misha_shatsky Date: June 22nd, 2015 10:43 am (UTC) (Link)
К сожалению, ни в обсуждаемой статье, ни в ее обсуждении в данной ветке не учитывается немаловажный факт - население РФ неоднородно в этническом (национальном) и религиозном отношении.
Судя по данным переписей населения и отрывочным публикациям данных текущей статистики, демографическая картина в регионах с мусульманским населением существенно отличается от среднероссийской.В Татарстане, например, татарское население примерно стабильно, никакой убыли нет.А в автонмсиях Северного Кавказа наблюдается значительный естественный прирост.Равным образом, и мусульманские северокавказские диаспоры в удаленных от Севрного Кавказа регионах неуклонно увеличиваются.При этом демографический рост сопровождается и достаточно быстрым повышением образовательного уровня - с последующим повышением социального статуса (престижная работа, участие в администрации).


Edited at 2015-06-22 10:43 am (UTC)
From: (Anonymous) Date: June 22nd, 2015 10:53 am (UTC) (Link)

Таки да

Alcohol and mortality in Russia: prospective observational study of 151 000 adults
http://www.thelancet.com/journals/lancet/article/PIIS0140-6736(13)62247-3/fulltext
135 comments or Leave a comment
Page 1 of 2
[1] [2]