?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile ИЭА Previous Previous Next Next
Майор Буанг-Ли и капитан Чамберс - Андрей Илларионов
aillarionov
aillarionov
Майор Буанг-Ли и капитан Чамберс

Майор Буанг-Ли на борту авианосца «Мидуэй» 29 апреля 1975 г.

27 января 1973 г. было подписано подготовленное в основном Г.Киссинджером Парижское мирное соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме. Согласно документу, вооруженные силы США должны были прекратить все военные операции против армии Северного Вьетнама и частей Вьетконга и в течение 60 дней эвакуироваться с территории Южного Вьетнама, в то время как Северный Вьетнам должен был возвратить американских военнопленных. Ни требований по выводу северовьетнамских войск из Южного Вьетнама, ни условий по прекращению поддержки северянами Вьетконга в документе не было.

Убедившись, что американские войска покинули территорию Южного Вьетнама, а Конгресс США принял резолюцию, запрещавшую американскому президенту оказывать военную помощь Сайгону, армия Северного Вьетнама, получившая огромную военную поддержку прежде всего из СССР (включая 2000 танков, 1700 БМП и БТР, 7000 орудий, 6500 военых советников) нарушила соглашение о перемирии, вторглась в демилитаризованную зону и начала наступление на Юг.
Части армии Южного Вьетнама оказали ожесточенное сопротивление, но лишенные американской поддержки и деморализованные предыдущими поражениями, не смогли выдержать напора коммунистических войск.

21 апреля 1975 г. в обстановке беспорядочного отступления южновьетнамских войск, колоссальных потерь на фронтах и нарастающего хаоса президент Тхиеу подал в отставку, в своей прощальной драматической речи обвинив правительство США и непосредственно Генри Киссинджера в предательстве: «...наш великий союзник и лидер свободного мира Соединенные Штаты не сдержали своего слова. Это негуманно. Это безответственно. США не выполнили своего обещания сражаться за свободу в войне, в которой сами США потеряли 50 тысяч своих сынов. В то время, как мы сражаемся против СССР и Китая, мы вынуждены выпрашивать помощь как рыбу на рынке. Вас, американцев, было 500 тысяч во Вьетнаме. Вас не победили, но вы бежали с поля боя... Никогда не мог подумать, что такой госсекретарь, как Генри Киссинджер, подготовит договор, который окажется ловушкой, ведущей нас к смерти».

27 апреля 1975 г. начался штурм Сайгона, столицы Южного Вьетнама. Сотни тысяч людей пытались спастись от неминуемо надвигающейся гибели. Иллюзий о том, что ее можно будет избежать, практически не было. С весны 1968 г. каждый южный вьетнамец знал, что такое «резня в Хюэ». Когда американские войска совместно с южновьетнамскими силами освободили город Хюэ, оккупированный северянами в течение всего 26 дней в результате вероломного наступления во время праздника Тет, они обнаружили, что коммунисты за это время арестовали по заранее подготовленным спискам и уничтожили несколько тысяч человек. Среди них были сотрудники южновьетнамской администрации, чиновники, пленные военные, полицейские, иностранцы, религиозные деятели, учителя, американские симпатизанты, лица, просто имевшие некоторое образование, а также члены их семей, включая женщин и детей. Тела многих погибших были обнаружены со следами чудовищных пыток. Оценки числа убитых достигают 6 тысяч человек.

Рано утром 29 апреля аэропорт Сайгона подвегся ракетному и артиллерийскому обстрелу, и эвакуация самолетами стала невозможной. Через несколько часов американцы начали ставшую крупнейшей в истории операцию «Порывистый ветер» по эвакуации вертолетами сотрудников посольства, граждан США и других стран (в основном вьетнамцев). Всего было вывезено чуть более 7 тысяч человек.

Эвакуация беженцев с крыши американского посольства в Сайгоне 29-30 апреля 1975 г.

Одним из кораблей, принимавших эвакуируемых, был авианосец «Мидуэй», срочно подошедший с базы в Субик-бей. Вертолеты, забиравшие людей с крыши американского посольства в Сайгоне, садились на палубу авианосца с частотой в 45-60 секунд.

Авианосец «Мидуэй» в апреле 1975 г.

29 апреля в условиях низкой облачности (150 метров), дождя, сильного ветра над авианосцем появился легкий «Сессна 0-1 Охотник» («Bird Dog») с включенными посадочными огнями. Утром этого дня майор ВВС Южного Вьетнама Буанг-Ли, посадивший в самолет жену и своих пятерых детей, поднял его с острова Кон Сон в Южно-Китайском море и взял курс в открытое море. Несмотря на ограниченную видимость и дождь он смог обнаружить авианосец «Мидуэй». Самолет трижды заходил на посадку, но не мог сесть из-за загруженности палубы вертолетами, доставившими беженцев. Поначалу пилоту хотели посоветовать посадить самолет на воду, и уже из воды подобрать людей на корабль. Однако во время очередного пролета наблюдателю удалось увидеть, что в двухместном самолете находятся по меньшей мере четыре человека. Стало ясно, что в случае посадки на воду самолет затонет раньше, чем все его пассажиры смогут выбраться из него. Попытки установить радиосвязь с «Сессной» также оказались неудачными.


«Сессна 0-1 Охотник» («Bird Dog») в музее авианосца «Мидуэй» в Сан Диего.

Во время третьего захода майор Буанг смог сбросить на палубу свой ремень с кобурой и положенной в нее запиской:
«Подвиньте, пожалуйста, вертолет на другую сторону, я могу сесть на палубу, у меня топлива еще на час. Пожалуйста, спасите меня. Майор Буанг, жена и 5 детей».
Can you move the Helicopter to the other side, I can land on your runway, I can fly 1 hour more, we have enough to mouve. Please rescue me. Major Buang, wife and 5 child.

Записка майора Буанга.

Топлива для возвращения на сушу в самолете было недостаточно. Если бы Буанг не смог найти «Мидуэй», он и вся его семья были бы обречены.

Капитан «Мидуэя» Ларри Чамберс (первый афроамериканец в истории ВМФ США назначенный командовать авианосцем, а затем – первый афроамериканец, ставший адмиралом флота), принял решение сбросить в море вертолеты, стоявшие на палубе, но мешавшие посадке «Охотника». Находившийся на «Мидуэе» командующий военно-морской группировкой США в Южно-Китайском море адмирал Вильям Харрис заметил при этом, что не знает случаев продолжения карьеры капитана, по приказу которого будет уничтожена дорогая военная техника.


Капитан Ларри Чамберс.

Тем не менее Чамберс отдал приказ очистить палубу и сбросить в море все вертолеты, какие невозможно было безопасно и быстро переместить в другое место. Вертолеты UH-1 «Ирокез» стоимостью 10 млн. дол. были сброшены за борт. Работа была выполнена добровольцами, не находившимися в тот момент на постах, без различия званий и должностей. Чамберс также отдал приказ развернуть авианосец против ветра и развить скорость в 25 узлов – чтобы облегчить «Сессне» посадку. Были объявлены предупреждения об опасной посадке на английском и вьетнамском языках. В разгар приготовлений на палубу сели еще пять вертолетов с беженцами. После высадки спасенных эти вертолеты также были сброшены в море.


Добровольцы сбрасывают вертолеты с палубы авианосца «Мидуэй».

«Сессна», ведомая Буангом, зашла на посадку, аккуратно приземлилась и ювелирно остановилась в середине посадочной полосы – под ликующую овацию встречавших. Из крошечного двухместного самолета вслед за пилотом выбрались четверо детей, на руках жены майора был годовалый ребенок. Капитан Чамберс, начинавший свою службу в морской авиации, поздравил Буанга с выдающимся пилотированием, назвав его «мужественнейшим человеком, которого он когда-либо встречал в своей жизни».



Команда авианосца была настолько впечатлена отвагой и мастерством пилота, что собрала деньги, позволившие майору Буангу и его семье обустроиться в США.


Документальные кадры посадки «Сессны» майора Буанга с 6'55".

В 2010 году на церемонии, посвященной 35-летию самой невероятной посадки на палубу «Мидуэя», ставшего теперь популярнейшим музеем в Сан-Диего, бывший майор Буанг-Ли еще раз поблагодарил страну, спасшую его семью, и сообщил многим тысячам собравшихся, кем стали его дети. Три дочери стали докторами, двое сыновей пошли в ВВС и дослужились там до генералов.
Буанг-Ли с частью своей семьи в 2014 г.

П.С.
Точное число членов южновьетнамской администрации и ее сторонников, просто непричастных южновьетнамцев, убитых коммунистами в захваченном Сайгоне в апреле-мае 1975 г., неизвестно, некоторые историки оценивают масштабы резни в 250 тысяч человек. Число беженцев, пытавшихся покинуть Вьетнам по морю и погибших во время этого бегства, оценивается в 200-400 тыс.чел. В «лагеря перевоспитания» были отправлены около 2 млн.чел., из них 165 тыс.чел. погибли.

П.П.С.
17 апреля 1975 г.  коммунисты захватили столицу Камбоджи Пном-Пень, а в декабре того же года Лаос. В геноциде, устроенном коммунистами в Камбодже, погибло от 1,7 до 2,5 млн.чел., в последовавшем затем голоде еще 300 тысяч. В Лаосе геноциду был подвергнут народ Хмонг, четверть его 400-тысячного населения была убита.

Tags: , , , , , , , ,

166 comments or Leave a comment
Comments
Page 1 of 4
[1] [2] [3] [4]
zveriozha From: zveriozha Date: April 19th, 2016 12:54 pm (UTC) (Link)
А почему нельзя было поднять вертолеты в воздух на 10 минут?
germes21 From: germes21 Date: April 19th, 2016 01:06 pm (UTC) (Link)
Наверное, не было топлива. Или пилотов.
(no subject) - (Anonymous) - Expand
(Deleted comment)
a_owlin From: a_owlin Date: April 20th, 2016 09:56 am (UTC) (Link)
Как и всегда
From: gillian_f Date: April 19th, 2016 12:55 pm (UTC) (Link)
А ведь сброшенные в воду вертолеты могли бы больше людей из Сайгона эвакуировать? если бы их не потопили...

интересно, а почему нельзя было вертолеты в воздух поднять, хотя бы те, что только что приземлились? топлива не было?

Edited at 2016-04-19 01:01 pm (UTC)
aillarionov From: aillarionov Date: April 19th, 2016 01:04 pm (UTC) (Link)
Судя по всему, у них не только не было недостатка в вертолетах. Похоже, их был избыток.
Бутылочным горлышком операции были не вертолеты, а единственное место эвакуации - крыша здания посольства США.
senikalex From: senikalex Date: April 19th, 2016 01:10 pm (UTC) (Link)

нельзя было вертолетам взлететь, а потом сесть после посадки самолета?

From: (Anonymous) Date: April 19th, 2016 03:28 pm (UTC) (Link)
Волевой поступок командира. Не надо забывать, что время было сильно ограничено.
chele_sta From: chele_sta Date: April 19th, 2016 01:25 pm (UTC) (Link)
Спасибо за рассказ.
О капитане в Википедии: https://en.wikipedia.org/wiki/Lawrence_Chambers
From: (Anonymous) Date: April 19th, 2016 01:30 pm (UTC) (Link)
Ещё не менее удивительно выглядит участие американских летчиков в программе "Союз-Аполлон", на фоне того что другие американские летчики в это-же время сбивались советскими зенитчиками https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%8E%D0%B7_%E2%80%94_%D0%90%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%BE%D0%BD
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF%D0%B0_%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2_%D0%B2%D0%BE_%D0%92%D1%8C%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5

















livejournal From: livejournal Date: April 19th, 2016 01:32 pm (UTC) (Link)
Hello! Your entry got to top-25 of the most popular entries of Russia in LiveJournal! Learn more about LiveJournal Ratings in FAQ.
From: misha_shatsky Date: April 19th, 2016 02:04 pm (UTC) (Link)
Заранее прошу прощения за оффтоп, но не могу не напомнить о том гнетущем впечатлении, которое произвела индокитайская катастрофа апреля-мая 1975 г на многих граждан СССР.Тогда ведь не только Южный Вьетнам попал в лапы коммунистов, но и Лаос, и Камбоджа.А если прибавить к этому тогдашние военные успехи коммунистов в Африке (Ангола и Мозамбик) на фоне категорического отказа США хоть как-то этому противодействовать (по каждой стране были приняты Конгресом соответствующие запрещающие резолюции), то становится понятным пессимизм, охвативший тогда многих внешне покорных советскоподданных.
В том же направлении действовала продолжавшаяся "финляндизация" Европы (надеюсь, этот невеселый термин еще понятен посетителям данного блога - как бы он снова не стал актуальным!)
P.S.А архитектор всего этого кошмара господин Киссинджер до сих пор процветает - и числится у самых распространенных СМИ чем-то роде политического гуру!

Edited at 2016-04-19 02:08 pm (UTC)
vysota_10500 From: vysota_10500 Date: April 19th, 2016 03:58 pm (UTC) (Link)
Самый жуткий кошмар был тогда, мне кажется, в Кампучии. Время, когда фактическим лидером Китая после смерти Мао Цзэдуна становится Дэн Сяопин. И когда КНР всемерно поддерживала "красных кхмеров". Дэн Сяопин ведь тоже в почётах.
(no subject) - (Anonymous) - Expand
ivalerina From: ivalerina Date: April 19th, 2016 02:08 pm (UTC) (Link)

Цена Надежды

Порох моргнул первым: позвонил ВВХ насчет умирающей Надежды Савченко. Вроде, договорились обменять ее. Потом позвонил Надежде и уговорил ее прекратить голодовку.
Непонятно, какая цена на самом деле. А во-2, верить ВВХ и ко - себя не уважать.
Что характерно, осужденным вчера рос. ГРУшникам скостят из 14 лет почти по 2 года каждому благодаря "закону Савченко", по которому 1 день в Сизо равен двум.
jlazarovici From: jlazarovici Date: April 19th, 2016 06:29 pm (UTC) (Link)

Re: Цена Надежды

livejournal From: livejournal Date: April 19th, 2016 02:31 pm (UTC) (Link)
Hello! Your entry got to top-25 of the most popular entries in LiveJournal! Learn more about LiveJournal Ratings in FAQ.
From: selbstdenken Date: April 19th, 2016 02:39 pm (UTC) (Link)

Мне кажется, не хватает тега "этика"

Насколько первая история ярко иллюстрирует её торжество, настолько (и даже больше) вторая - её трагедию.

Спасибо за заметку, Андрей Николаевич. До сих пор под впечатлением.
hang_hai_zhe From: hang_hai_zhe Date: April 20th, 2016 06:15 pm (UTC) (Link)

Re: Мне кажется, не хватает тега "этика"

Поддерживаю тег. Отличный пример этического выбора в критических условиях.
(Deleted comment)
From: leonid_shvedov Date: April 19th, 2016 02:48 pm (UTC) (Link)

Постинг и П.П.С.

Попытался их мысленно объединить, но ничего лучше штампа: Два мира - две системы, в голову не пришло :(.
Что же касается легендарной посадки, то не уверен, кто проявил больше мужества - пилот самолёта или капитан корабля, но я бы отдал голос за капитана, потому как он не только мужество проявил, но и нечто большее.
From: misha_shatsky Date: April 20th, 2016 09:13 am (UTC) (Link)

Re: Постинг и П.П.С.

Совершенно верно! Потому что перед лицом врага военный полагается на свое оружие и свое искусство, а перед лицом рассвирепевшего начальства военый человек беззащитен.
Как это у Бродского "С боем входили в чужие столицы/ И возвращались со страхом в свою".

nikitich From: nikitich Date: April 19th, 2016 03:11 pm (UTC) (Link)
Замечательная история.
Как Голливуд её пропустил?
lxe From: lxe Date: April 19th, 2016 05:10 pm (UTC) (Link)
Да понятно как. Сказали - преступная война, штык в землю.
mudraya1 From: mudraya1 Date: April 19th, 2016 03:51 pm (UTC) (Link)

Спасибо за рассказ

Постпостскриптум про сброшенную из водохранилища воду, затопленные деревни и погибших жителей хорошо дополнили картину.
Вьетнамцы замечательные! Трудяги.
vlasovetz55 From: vlasovetz55 Date: April 19th, 2016 04:03 pm (UTC) (Link)
На фото не видно афро-американское происхождение капитана. И всё-таки он получил разрешение на спасательную операцию, как я понял из Вики.
aillarionov From: aillarionov Date: April 19th, 2016 06:07 pm (UTC) (Link)
На корабле капитан - последняя инстанция.
(no subject) - (Anonymous) - Expand
166 comments or Leave a comment
Page 1 of 4
[1] [2] [3] [4]