?

Log in

entries friends calendar profile ИЭА Previous Previous Next Next
Причудливое сознание российских граждан - Андрей Илларионов
aillarionov
aillarionov
Причудливое сознание российских граждан
Ниже следует подборка результатов соцопросов, почерпнутых из ежегодников Левада-центра «Общественное мнение – 2014» и «Общественное  мнение – 2015». Обращают на себя внимание и сами значения показателей и их динамика в последние годы.

Таблица 1. Согласны ли Вы с тем, что российские федеральные СМИ ведут информационную войну против Украины и искажают картину происходящего в Украине?
Ответы Июль 2014 Август 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014
Согласен, что российские федеральные средства массовой информации искажают картину происходящего в Украине, и считаю, что это правильно и обосновано ситуацией в Украине и вокруг Украины 15 17 13 12

Таблица 2. Как Вы считаете, имеет ли Россия право присоединять к себе территории бывших республик СССР на основании заявлений о том, что проживающие там русские могут испытывать или уже испытывают ущемления своих прав?
Ответы Март 2014 Апрель 2014 Май* 2014 Июнь 2014 Июль 2014
Вообще-то Россия не имеет на это права, но в случае присоединения Крыма Россия ведет себя достойно и законно, в соответствии с нормами международного права 28 34 42 41 41
* - «…со стороны власти или этнического нерусского большинства?»

Таблица 3. С каким из мнений по поводу поддержки Россией ополченцев Донбасса вы скорее бы согласились?
Ответы Апрель 2015
Пусть даже на Украине есть российские войска или военная техника, но при сложившейся международной обстановке отрицать эти факты – правильная политика для России 28

Таблица 4. Кто, на Ваш взгляд, прежде всего, несет ответственность за гибель людей, летевших на сбитом в районе боевых действий в Украине малайзийском «Боинге»? (в % от тех, кто слышал о катастрофе)
Ответы Июль 2014 Сентябрь 2014 Июль 2015
Сумма ответов «Ополченцы ДНР» и «Россия, помогающая ополченцам вооружением и обученными военными кадрами» 3 5 5
США 20 22 17

Таблица 5. Как вы относитесь к участию российских военных в тайных операциях за рубежом?
Ответы Октябрь 2015
Сумма ответов «Целиком положительно» и «Скорее положительно» 47
Сумма ответов «Скорее отрицательно» и «Резко отрицательно» 29

Таблица 6. Как вы относитесь к предложениям запретить государственные закупки в странах Запада высокотехнологичной медицинской техники: рентгеновских аппаратов, ультразвуковых сканнеров, аппаратов искусственной вентиляции легких, инкубаторов для новорожденных и т.п.?
Ответы Август 2015
Сумма ответов «Целиком положительно» и «Скорее положительно» 26

Таблица 7. На сотрудничество с какими странами, по вашему мнению, России прежде всего следует ориентироваться в своей внешней политике? (сумма ответов может превышать 100 процентов)
Ответы 2004 2006 2008 2012 2014 2015
Сумма ответов «США», «Япония», «Германия, Франция, Великобритания, другие страны Западной Европы» 110 97 91 87 66 59
Сумма ответов «Индия, Китай», «Куба, Венесуэла, Сирия, Иран, Северная Корея»* 28 31 40 47 50 70
* - до 2012 года использовалась формулировка «арабские страны, Куба, Северная Корея»

Таблица 8. Кто, на ваш взгляд, прежде всего виноват в том, что участвующий в военной операции в Сирии российский самолет был сбит турецкими истребителями?
Ответы Декабрь 2015
Российские летчики, нарушившие воздушное пространство Турции 3
Руководства США и НАТО, противостоящие России в Сирии 25

Таблица 9. Какие страны, кроме Германии, были нашими противниками в Великой Отечественной войне?
Ответы Май 2005 Май
 2014
Май
 2015
Сумма ответов «США, Великобритания, Франция, Польша, Чехословакия, Югославия» 13 30 28

Таблица 10. Какое из следующих утверждений ближе всего к лично вашей точке зрения?
Ответы Май 1998 Март 2014 Октябрь 2015
Россия никогда не была агрессором или инициатором конфликтов с другими странами 37 55 59

Таблица 11. Существует ли в сегодняшней России демократия?
Ответы Февраль 2010 Март 2013 Март 2014 Ноябрь 2015
Сумма ответов «Несомненно да» и «Отчасти да» 36 37 46 62
Сумма ответов «Пока не утвердилась» и «В последнее время ее становится все меньше» 56 54 45 30

Таблица 12. Назовите, пожалуйста, качества, по вашему мнению, характеризующие нынешнюю власть
Ответы Январь 2001 Ноябрь 2005 Август 2008 Март 2015
Законная 8 9 21 41
Криминальная, коррумпированная 57 62 30 27

Таблица 13. Русские – это такой же народ, как другие, или совершенно особый народ?
Ответы Март 2008 Октябрь 2008 Август 2015
Такой же народ, как другие 63 63 57
Совершенно особый народ 33 34 40

Tags: ,

109 comments or Leave a comment
Comments
Page 1 of 2
[1] [2]
volch555 From: volch555 Date: July 14th, 2016 07:34 am (UTC) (Link)
"Совершенно особый народ" - вот интересно, имелось в виду превосходящий остальные народы или вечно их догоняющий?
sj_brevis From: sj_brevis Date: July 14th, 2016 08:16 am (UTC) (Link)

Особый народ

- понимаю Ваш сарказм, но все же:

Значение слова особый
Толковый словарь Ефремовой
1) Необычный, исключительный.
Не похожий на других; своеобразный.

2) Отдельный, отличный от других.
Специально для кого-л., для какой-л. цели предназначенный.
dufunia From: dufunia Date: July 14th, 2016 07:42 am (UTC) (Link)
Умом Россию не пРонять...
From: Егор Грысь Date: July 14th, 2016 08:12 am (UTC) (Link)

читал и плакал, плакал и читал

бедный, бедный народ... бедные и глупые люди... - что ждет их в грядущей мгле?...
zorenko_valerij From: zorenko_valerij Date: July 14th, 2016 01:12 pm (UTC) (Link)

Re: читал и плакал, плакал и читал

То, чего и заслуживают.
From: (Anonymous) Date: July 14th, 2016 08:14 am (UTC) (Link)

про санкции

обсуждаем "политолога" Дмитрия Тренина
http://avva.livejournal.com/2959539.html
ainrex From: ainrex Date: July 14th, 2016 08:18 am (UTC) (Link)

Да

Страшно... И, боюсь, на самом деле так...
Ну может, пара процентов прибавлена, не больше...
murat_kibishev From: murat_kibishev Date: July 14th, 2016 08:23 am (UTC) (Link)

надежда есть ещё

Здесь, мне кажется, больше надо удивляться тому, что при том колоссальном насилии над сознанием россиян со стороны режима, оно ещё не безнадёжно извращено.
derik_536 From: derik_536 Date: July 14th, 2016 08:59 am (UTC) (Link)

Re: надежда есть ещё

Вы пропустили у АНИ пост "Н.Зоркая. «Ностальгия по прошлому»"
http://aillarionov.livejournal.com/936380.html ?
В нем четко и ясно (а я это утверждаю давно) отмечено:
"Во-вторых, один из важнейших выводов данной статьи заключается в том, что массовое сознание нынешнего российского человека мало изменилось по сравнению с советским временем. Иными словами, нынешний homo russicus оказался мало отличим от homo soveticus.". Вывод, правда, не доведен до конца ("Очевидно, это означает, что только экономических изменений, какими бы они ни были, самих по себе недостаточно для заметных изменений в общественном сознании.") А один из выводов, который следует из верно подмеченого это то, что никакая пропаганда не способна изменить "массовое сознание" (а правильней "систему ценностей"). Так что вы зря снимаете ответственность СО ВСЕХ. Виноваты все, режим и ПУтин это порождение всех, а не нечно самостоятельное возникшее ниоткуда и поработившее сознание искренних, добрых, чистых, умнейших, но наивных россиян. Прав прф.Преображенский, но не вы: "Разруха в головах. У всех.".
From: (Anonymous) Date: July 14th, 2016 08:24 am (UTC) (Link)

жесть - к чему пришло общество за каких то 15 лет, а что е

Наглядно показано как третьему рейху не хватало телевидения, т.к. их на то время бы, ни кто не победил бы в показателях.
И все таки идеология, при такой массированно атаке по СМИ - дряхлая.
+ есть интернет, который хорошо спасает, от ошибочно навязанной кривой идеологии и пропаганды.
+ некоторые ящик не смотрят.

Но в данной ситуации все просто .. перестать покупать у России, а народ из пустого холодильника, начнет включать мозг, т.к. сравнивать есть с чем (это не Бразилия).

Ведь многие еще помнят как прыгала валюта, цены, талоны при Ельцыне и как все здорово при Путине, не смотря на какие то военные замесы.

Так че ругать ??
From: misha_shatsky Date: July 14th, 2016 11:36 am (UTC) (Link)

Re: жесть - к чему пришло общество за каких то 15 лет, а что

В национал-социалистической Германии ТВ-вещание уже было - с 1936 г.Естествнно, не всеохватывающее.Но и без ТВ, с помощью кинематографа (он был главным), радио и газет Гитлеру и Геббельсу удалось добиться абсолютной лояльности подавляющей массы немцев вплоть до самого конца - несмотря на ужасы войны, обрушившиеся и на территорию Германии.В этом коренное отличие от Первой Мировой войны, когда именно разложение тыла подтолкнуло руководство Германии к капитуляции.Это наглядно демонстрирует высочайшую эффективность пропаганды в условиях тоталитарной диктатуры.


P.S.Для превращения ТВ-вещания в своего рода "абсолютное оружие пропаганды" требуется достаточно длительное время.Дело не только в создании материальной базы (телепередатчики в каждом областном центре, телевизор в каждой квартире), но и в том, чтобы а)приучить смотреть непрерывно (чтобы телевизор всегда был включен) и б)отказаться от других источников информации.Даже в 60-ые годы в СССР люди еще слушали последние известия по радио, читали газеты, а потом всё это стало уделом незначительного меньшинства.



Edited at 2016-07-14 11:38 am (UTC)
From: (Anonymous) Date: July 14th, 2016 08:43 am (UTC) (Link)
Есть ли цикличность в социальных процессах?
From: (Anonymous) Date: July 14th, 2016 08:56 am (UTC) (Link)

Страна где светило демократии Латынина.

Немцова убили, а его дочери плевать на реальных убийц главное быть в тренде анти-кадыровском и на этом создавать себе разные сорта капитала.
Так что эти ответы меня не удивляют не капли.
From: (Anonymous) Date: July 14th, 2016 08:59 am (UTC) (Link)

Ничего удивительного в этих

таблицах нет.
Они в 100500-й раз подтверждают, что:
1. большинство населения ЛЮБОЙ страны не способно к сколь-нибудь критическому самостоятельному мышлению в условиях интенсивного информационного давления;
2. машина пропаганды работает вполне эффективно, т.е. те, кто распоряжается деньгами, выделенными на пропаганду, тратят их достаточно рационально, и денег на эти цели пока хватает.
infalivel From: infalivel Date: July 14th, 2016 09:07 am (UTC) (Link)
> Какие страны, кроме Германии, были нашими противниками в Великой Отечественной войне? <...> США, Великобритания, Франция, Польша, Чехословакия, Югославия

"Океания всегда воевала с Остазией".

Можно было еще спросить, кто воевал с нацистской Германией с сентября 1939 по 21 июня 1941 гг.
From: misha_shatsky Date: July 14th, 2016 11:14 am (UTC) (Link)
"Кто воевал с нацистской Германией с сентября 1939 по 21 июня 1941 гг?" - большинство российскоподданных этого вопроса просто не поймёт.В их представлении - "война" (термин Вторая Мировая - многим незнаком) началась 22 июня 1941.А до этого был мир.
P.S.По впечатлениям из СССР-овских времен - те, кто пограмотнее, про военные действия до 22 июня кое-что слышали и обычно отвечают : "Ну, разве это называется - воевали?! Вон, Франция капитулировала через две недели!"

Edited at 2016-07-14 11:15 am (UTC)
(no subject) - (Anonymous) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Expand
From: (Anonymous) Date: July 14th, 2016 09:11 am (UTC) (Link)
Для полноты картины надо бы ещё привести данные опросов населения Украины. Там были бы весьма шокирующие результаты.
From: (Anonymous) Date: July 14th, 2016 12:43 pm (UTC) (Link)
Что именно, на Ваш взгляд, может шокировать в результатах украинских соцопросов? Сомневаюсь, что кого-то удивят советская идентичность и постколониальное мышление. Мне кажется, разница не столько в постсоветском общественном сознании, сколько в векторе движения (и соответственно формируемых сверху образах прошлого и будущего): от СССР в Украине и back in the USSR в России. И в РФ, в отличие от Украины, за 10 лет усилился страх озвучить собственное мнение - отвечающие пытаются угадать "правильный ответ".
Re: Anonimous - (Anonymous) - Expand
Re: Anonimous - (Anonymous) - Expand
(Deleted comment)
unhumandeus From: unhumandeus Date: July 14th, 2016 09:57 am (UTC) (Link)
Более интересен вопрос, что теперь с этими сволочами делать.
(Deleted comment)
(Deleted comment)
__aen__ From: __aen__ Date: July 14th, 2016 09:41 am (UTC) (Link)
Меня удивляет причудливое сознание людей, которые умудряются сочетать трогательное доверие к соцопросам с суровым презрением к выборам.
aillarionov From: aillarionov Date: July 14th, 2016 02:42 pm (UTC) (Link)

Удивляет...

...причудливое сознание комментаторов, доверяющих действиям Кремля больше, чем опросам Левада-центра.


Edited at 2016-07-14 02:54 pm (UTC)
From: selbstdenken Date: July 14th, 2016 10:03 am (UTC) (Link)

Глядя на динамику таблиц,

особенно 10 - 12,

просто не хочется верить своим собственным глазам.

Потому что в этих цифрах - устрашающе податливая на примитивные, поверхностные раздражители природа массового (не только российского) сознания. Что в неофеодальном его воплощении, что в либерально-потребительской оболочке.
From: (Anonymous) Date: July 14th, 2016 10:34 am (UTC) (Link)
Караганов опубликовал авторизованный текст своего интервью Шпигелю:
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=942735405856181&id=100003591910159

Ответ Бжезинского:
https://polka.dirty.ru/staryi-i-tem-bolee-matioryi-kon-borozdy-kak-pravilo-ne-portit-1130516/
From: (Anonymous) Date: July 14th, 2016 11:50 am (UTC) (Link)
Показательно, что 91-й год - показал готовность России к демократии. На мой взгляд, и 91-й год, и все, что произошло после него, как раз и свидетельствует, что Россия не только не готова к демократии, к правовому государству (и не нужно это массовому обывателю),- но и не способна удержать в слабых трясущихся руках - путеводную нить, к которой, казалось, в то время почти подобралась.
И тем более она не способна сегодня, вновь выйти на такую уже исхоженную десятками других стран и народов внешне легкую и ясную дорогу.

У россиян действительно особый путь. Путь в никуда.
Это путь тяжело-больного человека, который почти потерял способность передвигаться, но все еще надрывает глотку, ругая соседей и даже пробуя швырять камни, которые падают на него же.
В целом как народ, российский - просто не хочет лечиться. И никто, кроме самих, в этом не виноват.

Извращены абсолютно все понятия, в любом диапазоне жизнидеятельности.

Владимир Шаталов
From: agent008t Date: July 14th, 2016 12:06 pm (UTC) (Link)

Какие страны, кроме Германии...

Мне кажется, в таблице 9 суммировать ответы некорректно.

Вот оригинал, откуда были взяты данные для таблицы 9: http://www.levada.ru/sbornik-obshhestvennoe-mnenie/obshhestvennoe-mnenie-2015/
(См. стр. 281, таблицу 28.9)

Очевидно, что сумма ответов в каждой колонке больше 100%. Т.е. вероятно, опрошенные могли выбирать несколько вариантов ответов. Таким образом, вероятно, выбиравшие ответы США, Англия, Франция, Польша - это одни и те же 2-9% опрошенных (что тоже немало), и суммировать их некорректно.
From: (Anonymous) Date: July 14th, 2016 12:32 pm (UTC) (Link)
А чему удивляться?
Россия - разбойничье государство.
91-й год показал готовность России к демократии. На мой взгляд, и 91-й год, и все, что произошло после него(как и до него, все предшествующие 500-т лет), как раз и свидетельствует, что Россия не только не готова к демократии, но и не способна удержать в трясущихся руках путеводную нить, к которой, казалось, она тогда(1991-м) почти подобралась. Тем более она не способна сегодня вновь выйти на такую уже исхоженную десятками других стран и народов внешне легкую и ясную дорогу.
У россиян действительно особый путь. Это путь тяжело больного человека, но все еще надрывает глотку, ругая соседей и даже пробуя швырять камни, которые падают на него же.
В целом, как российский народ - просто не хочет лечиться. И никто, кроме самих россиян, в этом не виноват.

Владимир Шаталов
jlazarovici From: jlazarovici Date: July 14th, 2016 02:17 pm (UTC) (Link)


Edited at 2016-07-14 02:18 pm (UTC)
From: brother_wright Date: July 15th, 2016 04:53 pm (UTC) (Link)
Никак не получалось открыть в нормальном разрешении, однако, в конце концов, удалось...

Великолепная иллюстрация к сознанию россиян и осознанию ими своего места в этом мире. Спасибо. Вспоминается старое, неумирающее, похоже: "Мы не пашем, не сеем, не строим - мы гордимся общественным строем..." Это могло бы быть очень смешным, если бы не было таким грустным.
(no subject) - salamafek - Expand
From: Valerian Khukhunashvili Date: July 14th, 2016 05:54 pm (UTC) (Link)
Мрак, конечно, полнейший. Очевидны, как мне кажется, два момента:
а) полное отождествление респондентами себя и государства и
б) в широком смысле "каков вопрос, таков и ответ" (совершенно чудесный вариант ответа в таблице 2: "Вообще-то Россия не имеет на это права (!), но в случае присоединения Крыма Россия ведет себя достойно и законно, в соответствии с нормами международного права (!!!)"). Т.е. если годами вдалбливать какой-либо приятный бред, то результат будет именно такой - бредовый.

Edited at 2016-07-14 10:45 pm (UTC)
From: helena1247 Date: July 14th, 2016 06:45 pm (UTC) (Link)

врут всей страной

Все эти витиеватые ответы в русле "Да, знаем, но отрицать факты - правильная политика", по-моему, говорят только о том, что у нас совершенно сознательно врут всей страной. А некоторые нестыковки в ответах - из-за незнания, как в данный момент надо правильно врать.

Оказывается, ложь у нас уже возведена в ранг достоинства и необходимого атрибута патриотизма. Егор Холмогоров, автор термина «русская весна», сформулировал это так во время отпускной военной кампании в Украине: "Это война. Война - это путь обмана. Если надо для святого дела - будем врать всей страной".

Между прочим, ничего нового - именно так и жили в любимой советской стране. На собраниях и политсеминарах чуть ли не соревновались, кто лучше соврет о «преимуществах социалистической формы хозяйствования», а потом бегали за финскими сапогами из проклятой капиталистической системы. Интересно, что все это сочеталось очень органично – на работе и в коллективе отдавали «Цезарю - цезарево» (ложь), а дома изредка и шепотом «Богу – богово» (правду).

Сейчас ложь у нас зашла настолько далеко, что правду вообще почти никто не воспринимает. Это страшный процесс, который описан в Библии. Там же прямо сказано: «Дьявол – отец лжи». Так что на месте приспособленцев, упивающихся бессовестной ложью, я бы поостереглась. Они хоть понимают, на чью сторону встали?



From: (Anonymous) Date: July 14th, 2016 09:06 pm (UTC) (Link)

Re: врут всей страной

Согласна с Вами - ложь, возведенная в системообразующий принцип. Летом 2014 видела надпись на тротуаре в центре Киева: "Хочешь победить Путина - говори правду".
От ура-патриотов и ко другого и не ждали, однако серьезным разочарованием стала редакционная тактика либеральных изданий "ложка лжи в бочке правды". Если некоторыми (не всеми) российскими собеседниками она воспринимается как советский принцип выживания и продвижения оппозиционных идей под давлением, то отсюда - из Украины - выглядит неприемлемой.
Rostislav Andriyuk From: Rostislav Andriyuk Date: July 14th, 2016 07:01 pm (UTC) (Link)

симбиоз

Какой жуткий симбиоз путинизма и сознания граждан.
И хотя есть некоторое сомнение в правдивости данных результатов опроса (сама публикация тоже есть элементом пропаганды), нет абсолютно никаких сомнений, что режим регулярно прощупывает сознание поданных и на основе самых точных данных выдает на-гора то, что хотят россияне.
From: fly_dextr Date: July 14th, 2016 08:47 pm (UTC) (Link)
Считаю, что даже с точными и честными соцопросами есть большая проблема. Например, представим следующие вопросы и ответы на них (выборка 1600 чел):

- следует ли законом запретить повышать цены на продукты?

- Как нужно наказывать чиновников за коррупцию?

- предприниматель имеет доход 5 млн рублей в мес. Правильно ли его обложить налогом 90%? (Ему останется целых 500 тыс, а деньги раздадут бедным)?

Уверен, что ответы "большинства" нас шокируют. На возможные вопросы по теме секса/детей/суеверий вообще получим полный мрак. Однако, данные настроения не проявляются почти никак (гильотины на каждой улице мы не видим, массовых раскулачиваний тоже). Следовательно, делать выводы о состоянии общества на основе соцопросов некорректно. Использовать соцопросы при принятии политических решений - ошибочно и непродуктивно (называется популизмом).
(Deleted comment)
109 comments or Leave a comment
Page 1 of 2
[1] [2]