?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile ИЭА Previous Previous Next Next
Р.Богданас. Сколько литовцев еще смотрит в окно - Андрей Илларионов
aillarionov
aillarionov
Р.Богданас. Сколько литовцев еще смотрит в окно
«Во время Холокоста в Литве уничтожили практически всех евреев».
Звучит правильно, но я склоняюсь к другому варианту:
«Во время Холокоста была уничтожена еврейская часть литовского общества».
Кажется, что это то же самое.
Но я вижу существенную разницу, проявляющую отношение к своему краю и его прошлому.

В первом случае признают, что кроме литовцев на этой земле жили еще и евреи, которых теперь не осталось. Их история завершилась, а наша, по крайней мере, пока, еще продолжается.
То есть есть два разных пути – евреев и литовцев.

Во втором случае мы утверждаем, что евреи, несмотря на то, что они отличаются от литовцев, являются частью той же Литвы, – как рука и нога, они разные, но являются частью того же тела. Несмотря на то, что евреи жили своей довольно закрытой общиной, их вековое присутствие и их работа рядом сделали их частью Литвы.

Казалось бы, это простая правда, но как тяжело ее понять. Ведь тогда придется выяснить, какое безумие охватило Литву, когда одна рука рубила другую и срывала с ее застывших пальцев золотые кольца.

Болезненный, но самый быстрый способ понимания этой правды – это отождествление себя с литовскими евреями, чтобы мы не думали о них только как о евреях в Литве, только как о присутствовавшем атрибуте, из-за уничтожения которого мы сожалеем. Люди договариваются между собой только потому, что могут испытывать эмпатию. Иными словами, мы способны представить, какой будет реакция на то или иное наше действие или слово, и именно это делает общение между людьми возможным.

Кто не обладает эмпатией, тот болен аутизмом. Он может отлично считать, запоминать, но его мозги не способны отождествлять себя с другими. Нам жаль того, кто поранился, потому, что мы понимаем, как нам было бы больно, окажись мы на его месте.

29 августа, когда я шел несколько километров от центра Молетай до места, где расстреляли евреев за городом, то вместе с тысячами других съехавшихся людей мы повторили путь, который прошли обреченные на смерть в тот же день лета 75 лет назад. Они шли, взглядами прощаясь со своими домами, деревьями, под которыми выросли, их уставшие глаза скользили по тем же зеленеющим холмам, которые видел и я.

Их три дня и три ночи без еды и воды продержали запертыми в синагоге, чтобы у них не было сил на сопротивление. Они знали, что уже не увидят, как пожелтеют придорожные поля, а позже их накроет снежное покрывало. Они оказались виновными только потому, что родились евреями.

Молетай в тот день лишился двух третей своих жителей. Я думал о том, что чувствовали те, кто пережил образовавшуюся пустоту. Не стало трактира, не стало пекаря, не стало магазина. Пустые дома, какие можно было безнаказанно разорять. В ушах еще стоят звуки пятичасовой стрельбы. Столько времени потребовалось 20 литовским местным полицейским, чтобы убить несколько тысяч человек. Яму длиной 50, шириной 4 и глубиной 4 метра накануне почти сутки копали 40 мужчин-евреев, пригнанных сюда для этой работы. Перед тем, как расстрелять людей, их заставили раздеться. Позже их одежду продали местным жителям.

Этот ад открылся по всей Литве. Городки опустели, и Литва лишилась целого слоя общества, который соединял город с деревней. Евреи, которым в Европе запрещалось владеть землей, занимались тем, что им разрешалось, и они стали торговцами, трактирщиками, банкирами. Они продавали гвозди из города, селедку из порта, кредитовали крупные покупки земледельцев.

Сейчас в Молетай около 6000 жителей. Литовцы пьют кофе и едят пиццу в длинном здании из красного кирпича, в котором до войны жили и торговали евреи. Только небольшая часть местных жителей присоединилась к шествию, большинство его участников были приезжие. Жители Молетай, как и 75 лет назад, смотрели в окна. Некоторые даже стояли у порогов домов, поскольку сегодня это неопасно.

Когда они сделают еще несколько шагов и присоединятся к реке памяти, которой текла процессия?
Когда мы принесем к местам гибели евреев столько камней, чтобы из них получится высокая гора?

Только тогда, стоя на такой горе, мы сможем посмотреть назад в глубокую яму, где мы все находились, и где навеки осталась часть нас, которая была евреями.
http://ru.delfi.lt/opinions/comments/rbogdanas-skolko-litovcev-esche-smotrit-v-okno.d?id=72229340

Tags:

118 comments or Leave a comment
Comments
Page 1 of 2
[1] [2]
notabler From: notabler Date: September 12th, 2016 06:59 pm (UTC) (Link)
Многое думала, писала у себя в ЖЖ об этом. Сама я жила в Литве 40 лет, говорю по-литовски, обожаю страну и ее людей. Но когда в 1979 году мои коллеги уж не помню, по какому поводу, сами завели разговор о том. как уничтожили евреев в Зарасае (я там тогда работала, среди одних литовцев), я была в полном шоке. Они говорили с горечью, как бы пытаясь понять, что стало с их родителями, которые с радостью грабили опустевшие лавочки, а вступившие в полицаи - расстреливали евреев, а через месяц горевали, что нет ни дантиста, ни сапожника, ведь все ремесленники городка были евреями. Теперь сделаны только первые шаги на долгой дороге к покаянию, официальные лица страны сделали все правильные шаги, сказали правильные слова. Но какой долгой будет эта дорога? Неизвестно.
From: gillian_f Date: September 13th, 2016 06:29 pm (UTC) (Link)
Я читала статью или интервью с одним историком-литовцем, по моему даже здесь в блоге АН кто-то давал на неё ссылку, он там очень интересно разбирает причины этой нелюбви литовцев к евреям. Не все так просто там было. Еврейские комиссары попортили много крови местным когда СССР аннексировал Литву.
chele_sta From: chele_sta Date: September 12th, 2016 07:18 pm (UTC) (Link)
...Литва лишилась целого слоя общества - ага, налетел ветер и унёс...
Как будто не сами литовцы бежали впереди паровоза, убивая евреев, своих соседей и сослуживцев, с большим рвением.
Впечатление, что г-н Богданас ничего об этом не слышал и ничего такого не знает.
m_anuchin From: m_anuchin Date: September 13th, 2016 04:49 am (UTC) (Link)

Реплика

Вы внимательнее прочитайте текст. На мой взгляд, можно сделать вывод: кто и почему виноват. Но нужно читать и думать без двухцветовой философии, разделения всех на красных и белых, или только на два цвета...
Покаяние вещь Тяжелая, Трагичная, но - Великая и Необходимая..
From: (Anonymous) Date: September 12th, 2016 08:10 pm (UTC) (Link)

Однако, тенденция

"какое безумие охватило Литву, когда одна рука рубила другую и срывала с ее застывших пальцев золотые кольца", "Позже их одежду продали местным жителям", "Жители Молетай, как и 75 лет назад, смотрели в окна. Некоторые даже стояли у порогов домов, поскольку сегодня это неопасно."
Как-то это очень похоже на недавние высказывания Алексиевич о том, что литовцы, латыши, поляки, украинцы сами уничтожали евреев еще до прихода немцев

http://www.bielarus.net/archives/2016/07/12/4521
http://belsat.eu/en/news/poles-angered-with-alexievich-statement-about-jews-during-wwii/

На делфи эта тема активно поднимается в последнее время.
Eugene Naumovich From: Eugene Naumovich Date: September 14th, 2016 07:12 am (UTC) (Link)

Re: похоже на недавние высказывания Алексиевич о том

Упомянутые высказывания Алексиевич- совсем иное. Они носят огульный характер и недостоверны фактически.
derik_536 From: derik_536 Date: September 12th, 2016 08:12 pm (UTC) (Link)
Наверно правильней ставить вопрос так "Можно ли (нужно ли) изгонять лиц некой национальности с территории их длительного проживания?" и ответы на него неоднозначны. ИМХО, правильней всего отвечать в духе Маккиавели "Ничто в мире не верно само по себе, но все — смотря по обстоятельствам.". Т.е. важно рассмотреть нюансы. Не буду рассматривать приведенный в посту случай. Напомню исторический факт, который осветил АНИ в одном из своих постов, когда немецкое население Судетской области Чехословакии с радостью приветствовало гитлеровскую аннексию своей области (чешской территории), а после войны из-за этого были оттуда изгнаны, хотя проживали в той местности 700 (или 900) лет. Если подобное сделает Украина после освободжения Крыма - очистит Крым от "понаехавших" в советское время и их потомков лимитчиков по оргнабору, военных пенсионеров, будет ли это верным или осуждаемым действием?
Литовские евреи и их судьба... Трагедия и преступление... Тут просто дать оценку. Но история показывает, ИМХО, что не всегда все так однозначно...
diana_spb From: diana_spb Date: September 12th, 2016 08:59 pm (UTC) (Link)
Зачем говорить обиняками о "понаехавших лимитчиках" - среди них были ведь и украинцы. Прямо сказать - от русских, даже если их предки жили в Крыму с 18 века (по переписи 1897 года доля русских была в Крыму немалой):
http://likbez.org.ua/census-of-the-russian-empire-in-1897-ukrainian-province.html

История показывает однозначно - кто сильный, тот и прав. Германия проиграла 1 мировую, поэтому столетиями населённые немцами земли отошли другим странам, проиграла 2-ю - из этих стран немцев выгнали. Евреи сначала проигрывали, но потом выиграли враги их врагов, у которых сильное еврейское лобби - поэтому за евреев спрашивают, а за немцев - нет.
brother_wright - (Anonymous) - Expand
(Screened comment)
(no subject) - (Anonymous) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Expand
From: (Anonymous) Date: September 12th, 2016 08:17 pm (UTC) (Link)
После расчленения Чехословакии Закарпатская область, тогда Подкарпатская Русь, была присоединена к хортистской Венгрии - сателлиту Германии. Евреи, проживавшие на этой территории, были репрессированы, многие угнаны в концентрационные лагеря и там погибли, вернулись очень немногие. Перед уходом, один еврейский священнослужитель передал моему деду, сельскому учителю и по совместительству певчему греко-католического храма, свои, видимо служившие религиозными атрибутами, серебряные стаканчики и девятерной подсвечник - ханукию. Передал со словами: храните у себя, пока мы не вернемся. Они не вернулись. Сейчас эти почерневшие от времени атрибуты хранятся у меня, беспробудного атеиста, как напоминание о Холокосте и как свидетельство тщетности религиозных упований на "высшие силы".
From: (Anonymous) Date: September 13th, 2016 02:06 pm (UTC) (Link)
"После расчленения Чехословакии Закарпатская область, тогда Подкарпатская Русь, была присоединена к хортистской Венгрии - сателлиту Германии. Евреи, проживавшие на этой территории, были репрессированы"

Сильное передёргивание. Во-первых, на момент присоединения Подкарпатской Руси, Венгрия не была сателлитом Германии. Напротив, Германия поддерживала украинских националистов, которые сопротивлялись венграм.
Во-вторых, сильно смещены акценты. Создаётся впечатление, что "репрессирование" евреев было следствием присоединения ПР к Венгрии в 1938-39. На самом деле, евреев Закарпатья стали депортировать только после того как Венгрия была оккупирована Германией в 1944 году (то есть спустя 5 лет). Присоединение Подкарпатской Руси к Венгрии однозначно было спасением для евреев. Так как уничтожение евреев в Чехии и Словакии прошло значительно раньше. В составе Венгрии, находясь в относительной безопасности до 1944 года, евреи имели больше шансов выжить. И многие выжили.


Это комментарий "с двойным дном". На первый взгляд, человек сочувствует евреям и рассказывает про "серебряные стаканчики и девятерной подсвечник". Ну, очень ему важно, чтобы все узнали про стаканчики и падсвечник. И про то, что они у него хранятся (отдать в ближайшую синагогу что-то ему помешало).
Настоящая цель - лишний раз "ненавязчиво" обвинить Венгрию в каких-то грехах, действительных или мнимых.
reader_n From: reader_n Date: September 12th, 2016 08:42 pm (UTC) (Link)
.
From: (Anonymous) Date: September 12th, 2016 08:55 pm (UTC) (Link)

"назад в глубокую яму, где мы все находились"

"В один из майских выходных этого года футбольный агент из Израиля по имени Цви пришёл к этому нашему скверику, где лежит более двадцати его родных. Деды, дяди, тётки, их сёстры и братья, – все коренные, молетские. По еврейскому обычаю на большой камень, с которого содрана памятная доска, он положил малый камушек. Ещё побыл там, постоял. Собрался уже уходить, но тут ввалились местные пьяницы и стали пить. Не таясь, прямо на могиле. Когда Цви остановился и поглядел на них, от компании к нему подбежал мутноватый тип с криком: "Чего смотришь!".

В один летний день 1941 года здесь были расстреляны две тысячи евреев. Иначе говоря, восемьдесят процентов населения. Более чем две трети жителей местечка исчезли за несколько часов и были зарыты в общей яме. Руководили убийством немецкие нацисты. Стреляли местные литовцы...

То поколение евреев нас не простило и уже, видимо, не простит... И я их вполне понимаю: пока мы поимённо не назвали палачей, не осудили их (а некоторым даже собираемся ставить памятники), до тех пор в их глазах головорезами будем все мы...
Смертный путь Молетая
http://www.svoboda.org/a/27957840.html

Poland's New Defense Minister Defended 'Protocols of the Elders of Zion' as True
http://www.haaretz.com/jewish/news/1.685811

Macierewicz: “Polish experience, especially in recent years, shows that there are such groups in Jewish circles who think in a cunning way and act deliberately to the detriment of, for example, Poland.”
http://fpif.org/polands-tea-party-movement

"I asked him a very old Jewish question: Do you have a bag packed?
“We should not leave [France],” he said, “but maybe for our children or grandchildren there will be no choice.”

Is It Time for the Jews to Leave Europe? - The Atlantic
http://www.theatlantic.com/magazine/archive/2015/04/is-it-time-for-the-jews-to-leave-europe/386279/
From: (Anonymous) Date: September 14th, 2016 08:11 pm (UTC) (Link)
В Израиле прекрасно знают цену европейским разговорам о правах человека и гарантиям. Равно как и цену такой организации, как ООН. Своя рубашка ближе к телу. Сам себя не защитишь - никто не защитит. Такое вот "международное право". Потому, видимо, предпочитают не идти против РФ при голосованиях.
n_ermak From: n_ermak Date: September 12th, 2016 09:53 pm (UTC) (Link)
Прошу прощения за оффтоп.
Меня всегда поражала способность людей отделить себя от народа. Или других людей от этого же народа. Ведь в 1917 году именно эта катастрофа и произошла: народ разделился. И до сих пор мы в таком состоянии. Что и позволяет очередному умнику толковать про пятую колонну и национал-предателей.

Смотрите, как некоторые сами дают повод отнести их к врагам народа:
"...Проблема в том, что нет, оказывается, никакого захватившего власть диктатора Путина. Он не диктатор. Он - их царь. Он не захватывал власть. Они ему её отдали сами. Он их устраивает. Он - это они. Они ХОТЯТ этого. Хотят Путина. Хотят Крыма. Хотят противостояния с проклятой пиндосией. Хотят, чтобы гейропа развалилась. Чтобы "Искандеры" смеялись. Чтоб предателей либерастов перевешали. Чтоб у Порошенко носок дырявый. Чтоб "Армата" и ядерный пепел. А, как известно, даже алкоголика нельзя вылечить, если он хочет продолжать бухать. Нельзя страну переделать против воли страны. Такая переделка называется "интервенция". И внешнее управление. А я - не НАТО. Вот, собственно, и все. Так что все, что я теперь делаю - иронизирую и издеваюсь. И, отойдя в сторонку - чтоб не попасть под колеса - смотрю, как этот безумный локомотив с ополоумевшими машинистами и радостными воплями пьяных пассажиров в загаженных вагонах, которые они почему-то считают великими, на всех парах летит к обрыву.
Эй, поддай-ка жару, машинист."

Это из поста Аркадия Бабченко, который на полном серьезе считает, что можно соскочить с поезда, несущего его народ в пропасть. Или может уже не его? Я гражданин России и белорус уже не один народ с Аркадием?
Подобные речи я считаю либо провокацией либо большим шагом именно в ту сторону, когда то евреи перестают быть частью твоего народа, то цыгане, то коммунисты, то ещё кто-нибудь.
Эта бацилла разделенности поразила наше общество и означает, что мы готовы воспринять какой-нибудь очередной фашизм.
Какое-то помрачение, честное слово.
From: brother_wright Date: September 14th, 2016 01:16 am (UTC) (Link)
Коммунисты ровно так же часть своего народа, как вертухаи - часть зоны. Или тюрьмы. Ставить их рядом с евреями и цыганами значит смертельно обидеть и тех, и других...
genuinevin From: genuinevin Date: September 13th, 2016 12:35 am (UTC) (Link)

Просто убийцы. Больше - абсолютно ничего.

Не существует цели, которая могла бы оправдать убийство человека.
В природе существуют слепые силы, убивающие людей. Если людей убивают люди, они всего лишь убийцы. Больше - совершенно никто.
Это достаточно простые мысли, но некоторым требуются их разъяснение.
Убийства всегда сопровождает объяснение - "убивать надо, потому что ..."
Нередко кем-то назначается, что убийство является неким "долгом", "служебной обязанностью". В этом случае всегда провозглашается теоретическое оправдание необходимости убийств.
Нацисты "научно" обосновывали необходимость истребления "неполноценных" расс ради расцвета "истинно арийской". Большевики "научно" обосновывали необходимость диктатуры пролетариата, уничтожения эксплуататорских классов ради торжества рабочего класса. Инквизиторы обосновывали истребление людей необходимостью "спасения их душ".
Проходило время. Спустя годы становится совершенно очевидна никчёмность этих научных теорий. Никогда не достигалось никакого расцвета ни в какой области. Были только трупы, это единственное "достижение" убийц.
Даже ветераны войн, некогда воевавшие друг против друга, убивавшие друг друга, спустя годы встречаются и нормально разговаривают - как хорошо, что мы друг друга не убили. А собственно говоря ... зачем мы убивали друг друга? Время было такое? Но... Может быть, к власти дорвался деятель, считающий, что убийствами он решит какую-либо задачу? Почти всегда, это задача - удержание власти этим деятелем.
Ради этого люди часто убивают друг друга. Чтобы упырь, захвативший власть не потерял её. А нам, людям, это надо?
Если уважаемые участники блога расширят изложенное, возможно, это пойдет на пользу всем нам.
From: brother_wright Date: September 13th, 2016 04:12 pm (UTC) (Link)

Re: Просто убийцы. Больше - абсолютно ничего.

Абсолютно с вами согласен: нет и не может быть "великой", "высокой" цели, "благородной" идеи, оправдывавшей бы убийство. Человек - это целый мир, и уничтожение этого мира - тягчайшее преступление. Оправданным может считаться лишь убийство, совершенное в качестве последнего, единственного способа защитить свою жизнь - или жизнь твоих детей и внуков, что для меня, например (да и, уверен, любого отца и деда), даже больше...
From: Michael S Date: September 13th, 2016 01:17 am (UTC) (Link)
20 человек расстреляли тысячи. Это правда? Я не могу это понять. Они не знали что их расстреляют
From: brother_wright Date: September 13th, 2016 04:30 pm (UTC) (Link)
Увы, знали - так же как и в Бабьем Яру, и в Катыни, и в десятках, сотнях других мест по всему миру, где заблаговременно копали такие же рвы - почти всегда силами тех, кто потом на край рва становился...

Если я правильно понял вашу реплику, вы недоумеваете, почему тысячи обреченных не смогли - не захотели? - справиться с двумя десятками отморозков. Что ж, такова, видимо, природа человека, волю которого способна подавить неизбежность. Бывают, впрочем, исключения: восстание в варшавском гетто - одно из них...

Edited at 2016-09-13 04:32 pm (UTC)
(no subject) - (Anonymous) - Expand
sergobolive From: sergobolive Date: September 13th, 2016 02:14 am (UTC) (Link)
Из-за книги о геноциде евреев в Литве от автора отвернулись родные и друзья


Рута Ванагайте, которая написала книгу "Mūsiškiai" ("Наши"). Важная часть книги – "Путешествие с врагом", в которой Ванагайте с известным охотником за нацистами Эфраимом Зуроффом отправляется в путь по местам, где убивали евреев и общается с оставшимися в живых очевидцами тех событий. – "Знаю, что Литва не ждала эту книгу. Поэтому и написала ее". Это – Ваши слова.

Вы уже столкнулись с отрицательной реакцией?

Мне священник Ричардас Довейка сказал, что у меня перед носом закроются двери. Я с самого начала столкнулась с отрицательной реакцией – родные сказали, что я предаю родственников и являюсь Павликом Морозовым. Несколько друзей вообще отвернулись от меня – сказали, что мне платят евреи, и я предаю Родину.


"В местной коллективной памяти литовцев евреев просто нет» Историк Илья Лемпертас — о нашумевшей книге про литовских участников Холокоста"

https://meduza.io/feature/2016/02/09/v-mestnoy-kollektivnoy-pamyati-evreev-prosto-net


Читать далее: http://ru.delfi.lt/news/live/iz-za-knigi-o-genocide-evreev-v-litve-ot-avtora-otvernulis-rodnye-i-druzya.d?id=70220958






Edited at 2016-09-13 02:41 am (UTC)
m_anuchin From: m_anuchin Date: September 13th, 2016 04:57 am (UTC) (Link)

Комментарий

Такое впечатление: в мире, регионе и стране (говорю о территории РФ) назревает необходимость всеобщего покаяния всех и каждого с точки зрения общечеловеческих ценностей...
Но как много людей - к этому неготовых. И особенно тех, кого дурят и которые сами рады обманываться, стоя с растопыренными пальцами... И это, к сожалению, не только россияне.
Хотя мы, пожалуй, больше и почти безнадежны.
From: (Anonymous) Date: September 13th, 2016 10:11 am (UTC) (Link)
++++++!!!
В поддержку.
Вот Анну Ахматову всё волновало," что встретятся Россия, которая сидела, с Россией, которая сажала."
А потом выпустили людей, все встретились.
Ну что было бы в другой стране? Наверное, резня, а у нас — все сказали «спасибо большое», и всё.
Вот такие мы...

Тяжело соглашаться.
Не соглашаться — ещё тяжелее.
Потому что портрет твой может тебе не нравиться, но зеркало не врёт.
Интеллигенция обязана подносить зеркало тебе, и печалится вместе с тобой по поводу отражения.

Предсмертный(в 1990м) призыв замечательного филисофа, Мераба Мамардашвили:
«Интеллигенция не выполнила свою функцию и роль, которые вовсе не в том, чтобы облаивать компартию...
Её долг — видеть процесс разрушения в нации, говорить об этом народу, призывать его на путь очищения.
Народ должен внимательно посмотреть на себя в зеркало, устыдиться своего облика, бахвальства и бездельничанья, своих рабских реакций и стереотипов; устыдиться своих умерших и задуматься:
кем я был все эти годы?
что я делал?
кому верил?
за кем шёл?
Должен содрогнуться от стыда и отвращения, и тогда перед ним откроется путь к свободе, свободе, которую надо построить, так как лишь от прочувствованного стыда родится энергия возрождения. Именно поэтому необходимо, чтобы кто-то каждый день говорил своему народу: захотел вождя — осторожно!
Знай — это рабство!».

Владимир Шаталов
From: b1958 Date: September 13th, 2016 05:38 am (UTC) (Link)

Автора трудно упрекнуть, он словно бы решительно осуждает геноцид, но - обратите внимание, как возвышая тоскующий голос, он подчёркнуто уклоняется от уточнения, кто именно уничтожил "часть нашего литовского общества", как тщательно обходит тот самый вопрос сюжета - непосредственное участие самих литовцев в актах геноцида. Он так и не осмеливается назвать всё своими именами. А может и не хочет...
aillarionov From: aillarionov Date: September 13th, 2016 07:57 am (UTC) (Link)

Не удалось прочитать текст(

<Столько времени потребовалось 20 литовским местным полицейским, чтобы убить несколько тысяч человек.>
Opposite opionion - (Anonymous) - Expand
From: (Anonymous) Date: September 13th, 2016 09:19 am (UTC) (Link)
Прошу прощения, перекликается материал, или дополняет, на первый взгляд про совсем другие события.
Или, про одни и те же.......

//Спасибо польке по имени Иоланта Дулевска, которая родилась в 1962 году, чтобы снять в 1993-м, к пятидесятилетию уничтожения Варшавского гетто, фильм
«Хроника восстания Варшавского гетто глазами Марека Эдельмана».
Это великий фильм, который войдет в антологию Холокоста и останется непревзойденным, потому что никогда уже не удастся так трепетно и нервно соединить два свидетельства: кинохроники и живого//

//....В кадрах хроники неожиданно много просто прохожих, и эти прохожие — мы. «Играла музыка, когда нас убивали», — говорит Марек Эдельман.

Играла за стенами гетто...

Там — сразу за стеной — был парк, гуляли отдыхающие, вертелась карусель... Не случайно Дулевска дает крупным планом статичный кадр шарманки. Эта шарманка — укор нам всем: фильм кричит, а мы не слышим. Торопимся по своим делам, не вдаваясь в подробности того, что происходит за стеной гетто, покуда нам лично не велят нашить желтую, красную или любую другую звезду, кружок или квадратик на одежду, чтобы мы очнулись и перестали приплясывать у своих шарманок, пока нас не назначили к ликвидации.

Так что не думайте, что вы что-нибудь знаете о Варшавском гетто, покуда вы не посмотрели этот фильм и не увидели глаза этих людей, и не представили, что это вы идете со своим матрасом или со своим стульчиком, на котором собираетесь еще посидеть, так как намереваетесь жить. — очевидца.//

Александра Свиридова на "Дискурсе"
https://discours.io/alexa-svirid

Владимир Шаталов
From: (Anonymous) Date: September 13th, 2016 09:47 am (UTC) (Link)


Владимир Шаталов
118 comments or Leave a comment
Page 1 of 2
[1] [2]