?

Log in

entries friends calendar profile ИЭА Previous Previous Next Next
И.Яковенко. Как жить в оккупации - Андрей Илларионов
aillarionov
aillarionov
И.Яковенко. Как жить в оккупации



Россия – оккупированная страна. Для того чтобы это понять, надо взять в руки Конституцию РФ и сверить с реальностью каждую из 9 глав, а лучше каждую из 137 статей.

Начать можно со статьи 1: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». А теперь сравним с реальностью. Россия – не федеративное государство, поскольку президент назначает своих охранников главами «субъектов федерации». Может повара назначить, или парикмахера. То, что Россия не является демократическим правовым государством, признал председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин. Он, правда, добавил слово «пока» и сказано это было полгода назад, но что-то мне подсказывает, что за это время Россия все еще по выражению Валерия Дмитриевича «не взяла правовой барьер». В том, что все остальные 136 статей российской Конституции так же мало соответствуют реальности, каждый легко может убедиться самостоятельно.

Та оккупация, которая произошла в России сродни оккупации красными кхмерами Кампучии в 1975 году, или России большевиками в 1917-м. То, что оккупанты говорят не на иностранном языке, не отменяет сам факт оккупации. Так же не отменяет факт оккупации то, что оккупантов поддерживает значительная часть населения. Так тоже бывает.

Жить в оккупации можно, но с каждым днем эта жизнь становится все хуже. Прогноз Минэкономразвития РФ утверждает, что до 2036 года российская экономика будет находиться в стагнации. Это значит, что Россия довольно быстро перемещается в группу бедных стран, большая часть которых находится на африканском континенте. Правда, прогноз Минэкономразвития исходит из цены на нефть в 75 долларов, в то время как большинство аналитиков предсказывают цену в полтора-два раза меньшую. Так что реальность будет много хуже плохого прогноза правительства.

В такой ситуации первая реакция – валить. Эта реакция становится все более массовой. По данным Росстата эмиграция за последние 4 года выросла на 80%. Аргументы в пользу эмиграции настолько очевидны, что их неловко приводить. Так же очевидны причины, которые не позволяют сделать такой выбор громадному большинству населения РФ, значительную часть которого, к тому же, этот режим устраивает и эта часть будет возмущена, если им сказать, что этот режим – оккупационный. Эта колонка о том, как жить тем, кто понимает, что это оккупация, имеет возможность уехать, но принимает иное решение. Автор данного текста принадлежит как раз к этой группе.

Один из резонов остаться в оккупации можно описать с помощью мысленного эксперимента. Вы сидите на заднем сидении автомобиля, передние колеса которого зависли над пропастью. Люди на переднем сидении выйти не могут – у них внизу бездна. Вам спастись легко – надо просто открыть заднюю дверь и выйти. При этом центр тяжести сместится и вполне возможно автомобиль с оставшимися рухнет в пропасть. Чтобы закончить описание мысленного эксперимента, добавлю, что машина медленно, но верно сползает в пропасть, так что вы в скором времени имеете все шансы разделить судьбу с теми, кто на переднем сидении.

Не склонен к мании величия, поэтому отдаю себе отчет в ничтожности собственного влияния на траекторию движения страны. Но тем не менее, очевидно, что с каждым уехавшим из страны несогласным с режимом человеком, атмосфера в стране ухудшается, и ситуация для оставшихся несогласных становится чуть менее выносимой.

Все это ни в малейшей степени не означает негативной оценки выбравших эмиграцию, а лишь
пояснение позиции тех, кто остается.

Есть множество описаний жизненных стратегий людей, оказавшихся в оккупации. Передо мной две книжки, в которых описываются две такие стратегии. Одна – «Мысли о жизни» Дмитрия Лихачева, вторая – «Моя жизнь» Махатмы Ганди.

Эти два опыта жизни в оккупации настолько различны, что их можно назвать противоположными стратегиями. И противоположность не только в том, что британская колониальная оккупация Индии отличалась от самооккупации России большевиками. Диаметрально противоположными были цели Лихачева и Ганди. Махатма Ганди полвека боролся за ликвидацию колониального режима и победил. Академик Лихачев, хоть и сидел в Соловках, с большевиками не боролся, а ставил своей задачей сохранение русской культуры путем ее изучения и популяризации. И тоже достиг поставленной цели.

Соловецкий опыт Дмитрия Лихачева уникален и неповторим, поскольку концентрация интеллекта и таланта на квадратный метр в камерах и бараках была невероятная. Заключенные, покрытые вшами, смотрели спектакли в лагерном Соловецком театре и воспринимали драму на сцене намного острее, чем собственную. Читали друг другу блестящие лекции по лингвистике и философии, истории и экономике. Во многом, этот тип жизненной стратегии в условиях оккупации можно назвать внутренней эмиграцией. Не случайно, другой академик, Александр Панченко, избравший для себя жизненную стратегию схожую с лихачевский, говорил о себе так: «Я эмигрировал в Древнюю Русь». Эмиграция в культуру, искусство, музыку, науку, в книги – была весьма распространена в советские годы. Это был, пожалуй, второй по популярности тип внутренней эмиграции после водки. Сохранение автономии культурного пространства – вот, пожалуй, наиболее лаконичное описание этой стратегии жизни в оккупации.

Опыт Ганди уникален, победителен, но абсолютно неповторим в России. И, тем не менее, интересен и заслуживает изучения.

Абсолютная неприменимость опыта Ганди в России связана, прежде всего, с тем, что в своей тактике сатьяграхи – ненасильственного сопротивления – Ганди опирался на прочные моральные и правовые нормы своих оппонентов, то есть властей Южной Африки и Индии. Именно южноафриканская полиция защищала Ганди от расправы со стороны белых расистов. Именно британская колониальная администрация была адресатом того морального вызова, который создавал Ганди своим ненасильственным сопротивлением.

Поскольку, в отличие от британских и южноафриканских властей столетней давности, нынешние российские оккупационные власти начисто лишены всяких излишеств, вроде совести и морали и совершенно не ограничивают себя такими пустяками как право, то бросать им моральный вызов совершенно бесполезно. В ответ на вашу голодовку они покажут по НТВ фильм, в котором будет видно, как вы ночью опустошаете холодильник, а вы потом будете в фейсбуке возмущаться, что у вас и холодильника-то нет. А уж мирную демонстрацию росгвардейцы расстреляют с удовольствием, и можно не сомневаться, что Хинштейн им все грехи отпустит.

В этих условиях, когда любой текст о России можно снабжать заголовком «Безнадега.ру», одним из главных мотивов тех, кто остается, становится брезгливое отвращение к оккупантам и нежелание признать, что они победили, выдавив тебя из страны. Возможно, именно эти ощущения испытывал Владимир Семенович Высоцкий, когда в самый мертвый застой 1970 года закончил свою песню словами: «Не волнуйтесь – я не уехал, / и не надейтесь – я не уеду!».
http://7days.us/igor-yakovenko-kak-zhit-v-okkupacii/

Tags: ,

124 comments or Leave a comment
Comments
lexizli From: lexizli Date: October 31st, 2016 10:41 am (UTC) (Link)
Так сильно и точно, что просто ох...
mariamaria1116 From: mariamaria1116 Date: October 31st, 2016 10:53 am (UTC) (Link)
Прекрасная статья, спасибо!
Каждый выбирает сам между несчастливой жизнью на родине и возможностью счастливой жизни где-либо в другом месте, но Игорь Александрович и не осуждает никого, он объясняет мотивы тех, кто решил остаться.
From: misha_shatsky Date: October 31st, 2016 11:07 am (UTC) (Link)
Россия - многонациональная страна, а русская культура изначально по своей сути - имперская.Поэтому внутренняя культурная эмиграция сопряжена с определенными опасностями.Пока все под одной подошвой сапога - всё может ограничиться кухонными спорами и беглыми ехидными замечаниями при случае.Но если станет чуть посвободнее - вчерашние "внутренние культурные эмигранты" вполне могут вцепиься друг другу в волосы (а то и похуже).
Примеров из современности, полагаю, приводить не надо.
P.S.А из прошлого - Австрия и славянские культурные деятели в 1848 г и после.Так что российская ситуация не уникальна.
Евгений Киприянов-Юрин From: Евгений Киприянов-Юрин Date: October 31st, 2016 11:27 am (UTC) (Link)
Странно, а почему ХЭБ не разместит здесь речь замечательного российского интеллигента - Константина Райкина. Пора начать разговор о КУЛЬТУРЕ в этой стране. Ведь если соблюдать правила дорожного движения, автомобиль никогда не окажется над пропастью.
From: leonid_shvedov Date: October 31st, 2016 03:30 pm (UTC) (Link)
"Ведь если соблюдать правила дорожного движения, автомобиль никогда не окажется над пропастью."
- кто бы спорил, беда однако в том, что наш водитель заявил, что ему плевать на общие правила, он и так знает, как ему удобнее ездить.
From: halflingru Date: October 31st, 2016 12:10 pm (UTC) (Link)

Можно согласится почти со всем...

Я только вот не согласен с тем что ее заново оккупировали, скорее всего "прошлые оккупанты" сделали вид что страна освободилась но на практике она оставалась до 2000 годов под очень пристальным вниманием замаскировавшихся под освободителей оккупантов.

По сути у населения даже шансов не было понять что происходит так как страну заново взяли в клещи с согласия всей мировой общественности и у любых условных "Ганди" или даже "чайной партии" не было никаких шансов так как им никто не дал очухаться.

Все силы противодействия режиму по сути возглавляют воспитанные десятилетиями представители же режима, аккуратно внедренные и выполняющие вольно или невольно то что им заложили в программу действий, шаг в право, шаг в лево расстрел, причем очень даже не фигурально.

Путь Ганди определённо невозможен. Путь Лихачёва и подобных ему уже тоже, так как несущих национально русскими красками (естественно подразумеваю исключительно положительный характер) окрашенной культуры личностей, способных оказаться противовесом, основной массе, уже опролетаренных жителей на пальцах можно посчитать. Что про самобытную русскую культуру говорить, вообще людей кто мог бы нести флаг под названием культура осталось очень мало. И то что осталось всячески марается и вытравливается.

Думаю что проблема в том что уже те кто подросли неисправимы, они не приемлют культуры чего либо, будь то культура общения и аргументации, будь то культура быта и сосуществования, либо любые другие основополагающие мелочи бытия из которых потом вырастают Преображенские а не Шариковы.

Надо начинать с новых поколений, но и тут уже опоздали, они уже под колпаком. Так удобнее и выгоднее, для тех кто наверху.

Что делать наверное самый главный вопрос, но на него ответа как раз таки и нет так как в 90 все могло решится позитивным путем, сегодня боюсь, что чем дальше тем более неотвратим путь кризиса, либо внутреннего и сначала с ухудшением для всех обитателей империи (причем не известно на сколько лет, так как поле передачи власти полностью вымыто) включая боюсь бывшие республики, так как их крепко привязали к основному телу империи, либо через давно готовящуюся войну, глобальную войну. Могут ли быть другие исходы я думаю что да, собственно я на них и надеюсь так как два наиболее вероятных на данный момент исхода меня никак не устраивают так как повлекут за собой огромную волну горя и несчастия, но история никогда не была милосердной и тем более избирательной.
From: (Anonymous) Date: October 31st, 2016 01:03 pm (UTC) (Link)

Дороги, которые мы выбираем

Почему из Германии 30-х уехали не все евреи, кто мог ещё?
Почему из Совдепии 20-х уехали не все кто мог ещё, а которые и вернулись?

Быстролетов описывает, как один из тех, кто его допрашивал и пытал, Соловьев, спросил у него: "Как это так – ты был за рубежом, у тебя были деньги, у тебя был паспорт..." Быстролетов говорит: "Несколько паспортов". "И ты все-таки вернулся?" На что Быстролетов ему сказал: "Я вернулся, потому что я патриот своей родины". И сталинский палач Соловьев на это говорит ему: "Ты же животное. Надо же! У тебя было все, а ты вернулся, чтобы получить советскую пулю!"
Но неужели Быстролетов не догадывался, что происходит на этой самой родине?
Он узнал это, только когда вернулся в 36-м году. А так он бывал налетами и предпочитал не видеть того, что было видно. Один из его приездов был во время коллективизации, и он пишет о том, что его поразили эти пустые селения и очередь к окну его матери за куском хлеба. Он всего этого предпочитал не видеть, потому что он должен был разрешить свою собственную внутреннюю проблему. Казалось бы, логика вещей – уже знали, что начался Большой террор... Он, тем не менее, все взвесив, внутренне не мог не вернуться на родину, потому что иначе он не чувствовал себя как личность, иначе у него было ощущение неприкаянности, пустоты и никому ненужности.

Один из моих родственников, рассеянных от Сиэтла до Мельбурна, сказал, что возвращаться ему некуда - его Родины больше нет. "Она утонула"
murat_kibishev From: murat_kibishev Date: October 31st, 2016 08:08 pm (UTC) (Link)
"Утонул" ваш родственник, вероятно, в собственном эгоизме или страхе, что в принципе одно и тоже, а Родина - жива, и будет жить пока есть жизнь на планете, и страдает от оккупантов-негодяев.
(no subject) - (Anonymous) - Expand
nnagina From: nnagina Date: October 31st, 2016 01:33 pm (UTC) (Link)
про машину над пропастью, конечно, оч красивая метафора

но я бы добавила, что шофер -- пьяный дебил, по вине которого машина над пропастью и оказалась, а пассажир на переднем сиденье всю дорогу гыгыкал и говорил, что любит прокатиться с ветерком

поэтому открывайте заднюю дверь быстрее и выпрыгивайте
hang_hai_zhe From: hang_hai_zhe Date: October 31st, 2016 02:53 pm (UTC) (Link)
А если тот, что на переднем сидении, - родной брат?
(no subject) - (Anonymous) - Expand
derik_536 From: derik_536 Date: October 31st, 2016 02:01 pm (UTC) (Link)
Страна оккупирована... сама собой, своим же народом, не умеющим ее устроить и благоустроить, не способным быть умным и трудолюбивым для себя, рациональным и думающим. Не оккупация это, а самоокупация не приспособленного своей системой ценностей к совеременным КАПИТАЛИСТИЧЕСКИМ требованиям незападнохристианского (их) народа(ов). "И будут они ходить по-кругу слепы, глухи, не разумны".
acvafresh From: acvafresh Date: October 31st, 2016 03:07 pm (UTC) (Link)
Религия не на что не влияет. Русский народ вполне может самостоятельно строить демократию.

А ваши мечты о русском Пиночете есть признание собственного бессилия. Типа придёт волшебник и всё сделает за меня.
(no subject) - (Anonymous) - Expand
guriny From: guriny Date: October 31st, 2016 02:14 pm (UTC) (Link)
О. Это мысль. Если все либералы взяли бы да ушли во "внутреннюю культурную эмиграцию". Например, "ловец покемонов в храме" взял бы, да вместо этой ловли стал бы изучать культуру древней Индии. Да и многим из блогеров, которые день и ночь вопят в своих блогах о том, какой Путин военный преступник, лучше было бы взять да заняться какой-нибудь лингвистикой. Или начать изучать клейма на амфорах. Как хорошо-то будет.
mariamaria1116 From: mariamaria1116 Date: October 31st, 2016 03:14 pm (UTC) (Link)
Ну вот ловец покемонов не начал изучать историю древней Индии, а забрел со своими покемонами в церковь - и за это его посадить? Сделать замечание и попросить выйти из церкви недостаточно? А может быть и вовсе расстрелять?
nora09 From: nora09 Date: October 31st, 2016 04:19 pm (UTC) (Link)

Отличная статья.

Я стараюсь все у И.Яковенко смотреть.



vaysburd From: vaysburd Date: October 31st, 2016 04:27 pm (UTC) (Link)
scholast From: scholast Date: October 31st, 2016 04:34 pm (UTC) (Link)

путь Лихачева

Путь Лихачева есть единственное разумное решение. В конце концов, состояние власти определяется образованием народа и зависящей от образования системы ценностей. Любая здравая, добротная статья, видео по истории, философии, этике и даже о науке и технологии есть шаг к победе.

Edited at 2016-10-31 04:34 pm (UTC)
From: (Anonymous) Date: October 31st, 2016 07:06 pm (UTC) (Link)
..что наглядно продемонстрировала нам история.
hang_hai_zhe From: hang_hai_zhe Date: October 31st, 2016 04:35 pm (UTC) (Link)
Пример с машиной яркий и провоцирует на дальнейшие аналогии.
На мой взгляд, любой вариант трагичен по умолчанию, а решения, подходящего для всех, нет.
"Делай, что должен..."
"Get it straight...Duty you do."
onlyfreedigits From: onlyfreedigits Date: November 2nd, 2016 08:29 am (UTC) (Link)
яркий, но некорректный.
rentzz From: rentzz Date: October 31st, 2016 05:35 pm (UTC) (Link)

С Россией кончено. Исход. Юрий Нестеренко.

From: brother_wright Date: November 1st, 2016 04:08 pm (UTC) (Link)

Re: С Россией кончено. Исход. Юрий Нестеренко.

Прошедшие после написания статьи шесть лет только подтвердили правоту автора...
Ольга Кром From: Ольга Кром Date: October 31st, 2016 06:23 pm (UTC) (Link)
Неплохо бы чтоб внутренние эмигранты имели меж собой контакт. Когда видишь что ты не один такой чуть чуть легче дышать.....

Этот блог как отдушинка, лучи благодарности Андрею Николаевичу!!!
unbanned_f_b From: unbanned_f_b Date: October 31st, 2016 11:07 pm (UTC) (Link)
+

Edited at 2016-10-31 11:11 pm (UTC)
Татьяна Бобылева From: Татьяна Бобылева Date: October 31st, 2016 06:35 pm (UTC) (Link)
Господи! Да откуда берутся такие пессимисты? Да живите Вы сегодня! Завтра может вообще не быть...Вот то плохо, да это не так...ВСЁ ТАК! ВСЁ ЗАМЕЧАТЕЛЬНО! У нас отличный президент! Мудрый и стратег хороший. Так что-спите спокойно и не травите людей своим упадническим настроением.А уехавшие из страны-это просто трусы и...предатели:вот и всё!
one_sergey From: one_sergey Date: October 31st, 2016 10:08 pm (UTC) (Link)
Я вас предал.
Кого будем расстреливать ?
(Deleted comment)
(no subject) - (Anonymous) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Expand
From: Егор Грысь Date: October 31st, 2016 06:58 pm (UTC) (Link)

Оккупация? - Деградация!

То, что что это оккупация, причем не в каком-то иносказательном, переносном смысле, а в самом что ни на есть прямом, я почувствовал на собственной шкуре несколько лет назад, когда местное УФСБ, комплекс зданий которого расположен через дорогу, совершенно "законно" отжало пол-гектара в нашем квартале, в т.ч. половину бывшего нашего двора, и устроило себе на этой территории парковку, тем самым существенно ухудшив условия жизни в нашем старом 3-этажном доме (напр., теперь я вынужден выносить мусор в соседний квартал, поскольку поблизости не осталось пригодных для размещения контейнеров мест).
Но я не могу согласиться с автором, что проблема именно в этом, в оккупации. И не только потому, что не могу отнести себя к счастливчикам с "заднего сиденья", которые могут "свалить", но не хотят. Мои возможности "свалить" - в лучшем случае призрачны. Но не в этом дело. С оккупантами можно бороться, можно им противостоять, так или иначе. Но есть беда похуже.
Есть такие подленькие насекомцы-паразиты, ломехузы называются. Еще их называют жуками-драгдилерами. И паразитируют они на муравейниках, т.е. не на отдельных муравьиных особях, а на муравьиных сообществах в целом. И это - настоящая беда. Обычно муравьишки распознают чужаков и уничтожают их, если те пытаются внедриться в муравейник. Но ломехузы умеют "косить под своих" они постукивают усиками по башке муравья, как муравьи, да еще впрыскивают какую-то "дурь", от которой муравьи балдеют, и... короче, оккупируют муравейник. В конечном счете всё большее число муравьишек перестают работать и слоняются без дела по муравейнику в поисках кайфа (ничего не напоминает?), и в итоге муравейник деградирует и погибает. Сами муравьишки избавиться от этой напасти не в состоянии, поскольку не видят в ней угрозы своему существованию. (Кого интересуют детали - наберите в Гугле "ломехуза").
Так вот, наши оккупанты - это не просто оккупанты, это ломехузы, сиречь человекоподобные паразиты, которые одурманивают людей, заставляя принимать их за "своих", и, паразитируя на сообществе, стимулируют его деградацию и обрекают его на гибель, в той или иной форме.
Сохранять культуру - это хорошо. Но для кого/чего?
makovka7 From: makovka7 Date: November 1st, 2016 07:38 am (UTC) (Link)

Re: Оккупация? - Деградация!

vlaander From: vlaander Date: October 31st, 2016 07:13 pm (UTC) (Link)
Путь Лихачёва - обычный коллаборационизм - без особого энтузиазма, но совершенно лояльное сосуществование с режимом, устраивающее обе стороны. О какой победе над оккупантами может идти речь, когда берёшь за ориентир конформизм? Объявляя Лихачёва «совестью нации» ставим диагноз и приговор самой нации. Не удивительно, что в 1991 г. никто про люстрацию и не заикнулся - кого люстрировать, если все верноподданически сотрудничали с режимом. И нет этому конца, опять всё то же - моральная близорукость и нравственная нечистоплотность. Конечно, путь Ганди - это не наш путь.

From: (Anonymous) Date: November 1st, 2016 07:13 am (UTC) (Link)
Вот согласен. С Ганди понятно - он не был британским чиновником.
А вот Лихачёв - обласканный властями, академик АН СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинской премии (1952). И тут вдруг выясняется, что он считал, что живёт при оккупации и был против режима. То есть всё время лгал. Объявление его "моральным авторитетом" - это диагноз.
(no subject) - (Anonymous) - Expand
From: (Anonymous) Date: October 31st, 2016 07:38 pm (UTC) (Link)
Зачем Путин накапливает золото?



https://www.facebook.com/photo.php?fbid=997805817032214
From: (Anonymous) Date: November 3rd, 2016 04:13 am (UTC) (Link)
Зачем накапливает? Собирается нажиться на этом, думает о будущем. Проблема с золотом в том, что его природные рентабельные запасы практически исчерпаны, и геология не сулит новых открытий. "Путин" знает об этом и думает, что скоро к нему прибегут с долларами за этим металлом. Не думая о том, что все вытащенное ранее золото во всем мире находится в руках у заботливых владельцев, готовых в любой момент выставить его на рынок.
(no subject) - (Anonymous) - Expand
Ramazashvili  Georgiy From: Ramazashvili Georgiy Date: November 1st, 2016 09:07 am (UTC) (Link)

«Я эмигрировал в Древнюю Русь»

Уважаемый Игорь Яковенко процитировал академика Панченко, сказавшего, что он «эмигрировал в Древнюю Русь», однако экономическая ситуация при Советах, когда Панченко выбрал такой маршрут, куда больше благоприятствовала подобному эскейпизму. Престиж научной работы, зарплаты историков, гонорары за публикуемые книги, тиражи тех же самых книг были совсем иными, и кпд от публикаций, соответственно, тоже несопоставимо выше. Ныне же с тиражами научных книг по истории в 300-500 экземпляров (речь не о ширпотребе) тот же Панченко не нашел бы выхода на широкую аудиторию. Нынешние кремлевские власти почти не оставили возможности "эмигрировать в Древнюю Русь", поскольку последовательно и целенаправленно разрушают экономическую базу существования российской науки. Любителям "Древней Руси" российскими властями предлагается либо эмигрировать, - но за пределы современной России, - либо же "наслаждаться" ее реинкарнацией со всеми кремлевскими войнами за сопредельные территории ("Цхинвали брал, Донецк брал, Абрамовича не брал") и царепочитанием.
From: helena1247 Date: November 1st, 2016 05:53 pm (UTC) (Link)

Активный и пассивный путь сопротивления

Путем Лихачева в советское время шли многие – люди уходили во внутреннюю эмиграцию в культуру, книги, хобби или, условно говоря, «в древнюю Русь», и это был пассивный путь выживания в невыносимой агрессивной среде для сохранения и приумножения чего-то хорошего, что требовалось донести до лучших времен. Не было бы этой интенсивной внутренней эмиграции в культуру и науку в советское время, нечего было бы и передавать будущему поколению (насколько это поколение воспользовалось наработанным – отдельный вопрос).

А путь ненасильственного сопротивления Ганди – активный путь. Собственно этим путем идет и автор этого блога, и автор статьи - Игорь Яковенко, хотя сам он утверждает обратное. У этих людей, слава Богу, есть силы искать истину и доносить ее до окружающих, давая тем самым надежду всем остальным – в том числе тем, кто выбрал пассивный путь сопротивления по Лихачеву.

По моим представлениям, ненасильственное сопротивление – очень действенный метод, силу которого еще не осознали. А между тем, он был подсказан нам как реальный способ борьбы очень давно, еще 2 тысячи лет тому назад. Далее получил развитие у Льва Толстого, воззрения которого оказали решающее влияние на Ганди - он много лет переписывался с Толстым, когда был молодым. Цитата: «Россия в лице Толстого дала мне учителя, который предоставил теоретическую основу моего ненасилия».

Однако в Индии Ганди было гораздо проще, потому что враг был очевиден каждому индийцу и выбор проходил только между формой сопротивления колонизаторам. В России же все в миллион раз сложнее – у большинства в головах только то, что вложено туда телевизором, и враги для них те, кто не поддерживает власть, т.е. некие «национал-предатели» и «пособники Госдепа». И это несмотря на то, что именно эти люди действительно болеют за страну и являются ее настоящими патриотами, не склонными, по выражению Салтыкова-Щедрина, путать понятия «Отечество» и «Ваше превосходительство», как все остальные.

Если бы наше население осознало, КТО для них представляет реальную опасность, то, например, полный бойкот выборов в Думу стал бы как раз тем самым ненасильственным, но весьма действенным сопротивлением. Представьте себе, что было бы, если бы на выборы не пришел вообще никто, вообще ни один человек? Разве это не было бы потрясающим способом объединения и формой ненасильственной борьбы? И ничего страшного, даже если бы люди не смогли выразить свой протест открыто и хватило сил только на то, чтобы сказаться больным или что-то там соврать про обстоятельства непреодолимой силы, препятствующие походу на избирательный участок.

Но для того, чтобы подобное единение возникло, надо, чтобы ВСЕ поняли, где добро, а где зло. По-моему, и Игорь Яковенко, и многоуважаемый АНИ делают все, что могут, чтобы такое понимание наступило. А это и есть ненасильственный путь борьбы.

И абсолютно неважно, с какой стороны идет сопротивление - из реальной эмиграции (откуда проще) или изнутри страны (откуда сложнее и опаснее). Главное, чтобы оно было. А сам факт эмиграции не говорит вообще ни о чем и не может быть предметом для гордости или осуждения других.



Edited at 2016-11-02 08:21 am (UTC)
From: (Anonymous) Date: November 2nd, 2016 08:27 am (UTC) (Link)

Re: Активный и пассивный путь сопротивления

"Путем Лихачева в советское время шли многие – люди уходили во внутреннюю эмиграцию в культуру, книги, хобби или, условно говоря, «в древнюю Русь»,"

Академик Лихачев не "уходил в Древнюю Русь". Он её активно пропагандировал.
Шла замена советского интернационализма на идеализированную "лубочную" "русскую культуру". Деятельность Лихачева напрямую привела к появлению "ядерного православия" и специфического "русского мира".

Что касается других людей, то многие действительно "уходили в Древнюю Русь", думая, что это альтернатива советскому антихристианскому режиму. Ими манипулировали, и они тоже внесли свой вклад в создание "русского мира".
onlyfreedigits From: onlyfreedigits Date: November 2nd, 2016 08:05 am (UTC) (Link)
Интересное сравнение, но, на мой взгляд, не совсем точное:
"Один из резонов остаться в оккупации можно описать с помощью мысленного эксперимента. Вы сидите на заднем сидении автомобиля, передние колеса которого зависли над пропастью. Люди на переднем сидении выйти не могут – у них внизу бездна. Вам спастись легко – надо просто открыть заднюю дверь и выйти. При этом центр тяжести сместится и вполне возможно автомобиль с оставшимися рухнет в пропасть. Чтобы закончить описание мысленного эксперимента, добавлю, что машина медленно, но верно сползает в пропасть, так что вы в скором времени имеете все шансы разделить судьбу с теми, кто на переднем сидении.

Не склонен к мании величия, поэтому отдаю себе отчет в ничтожности собственного влияния на траекторию движения страны. Но тем не менее, очевидно, что с каждым уехавшим из страны несогласным с режимом человеком, атмосфера в стране ухудшается, и ситуация для оставшихся несогласных становится чуть менее выносимой."


Как раз такое сравнение говорит о мании величии автора, пусть и подсознательной. Мол, "я могу сбежать, но не делаю этого только ради вас, окружающие".
Если уж говорить об оккупационном режиме и проводить аналогии, то нынешняя жизнь в стране сравнивается с жизнью в условиях тюрьмы или концентрационного лагеря. Обитатели которых лишены большинства прав и почти полностью зависят от политики администрации. У тех же, кто смог сбежать, есть шанс не только наладить собственную жизнь, но и начать помогать тем, кто остался или начать давить на администрацию снаружи организовывая сопротивления или, хотя бы к примеру, форумы свободных граждан.
Фундаментальным отличием метафоры-тюрьмы от метафоры-автомобиля является возможность поведения "хочешь помочь всем, сначала помоги себе, убери себя из заложников, а потом убирай из заложников остальных". А в метафоре-автомобиле вы можете только успокаивать себя тем, какой вы высокоморальных и жертвенный. Но практически вы будете только помогать оккупационным властям оставаясь заложником и давая возможность им приписывать себе результаты вашего труда.

Edited at 2016-11-02 08:14 am (UTC)
Arteom Korotchenya From: Arteom Korotchenya Date: November 2nd, 2016 02:37 pm (UTC) (Link)
В Эстонии служительница храма Невского в старом городе рассказывала что её русскую, дочь русского военного эстонская девочка однажды потянула за косу да так что эта коса чуть в руке не осталась а она пятилетняя упала со скамейки, осталась жива и отделалась синяками ну и косу убрала. Но в спину продолжали сыпаться оскорбления и угрозы.
С одной стороны жалко ребенка, с другой, мир жестокий и это была одна из форм сопротивления Эстонцев. Это ведь не Эстонская девочка приехала в Россию и не ее папа прямо или косвенно причастен к репрессиям. Это была вялотекущая война с оккупантами.
Евгений Киприянов-Юрин From: Евгений Киприянов-Юрин Date: November 3rd, 2016 09:53 pm (UTC) (Link)
Чем автор предлагает заниматься на "заднем сидении авто" - "покрыться вшами, смотреть, воспринимать, читать (лекции), эмигрировать (ВНУТРЬ) и (!!!) сохранять автономию культурного пространства." Ну и ну, это просто чудовищный стыд какой-то. Ведь жив Владимир Константинович Буковский, вот у него спросите как вести себя в оккупации.
124 comments or Leave a comment