?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile ИЭА Previous Previous Next Next
Почему Россия – не Монголия. А Монголия – не Россия - Андрей Илларионов
aillarionov
aillarionov
Почему Россия – не Монголия. А Монголия – не Россия
В последнее время довольно энергично стала популяризироваться версия, будто бы современная Россия в политическом отношении является наследницей Орды – т.е. таких государственных образований, как Улус Джучи, Золотая Орда, Большая Орда и т.п. Будто бы Россия унаследовала от монгольского государства такие политические институты, как жесткий авторитаризм, насилие, бесправие, рабство, коррупцию и т.д. Как теперь стало принято говорить, «ставка хана переехала в Кремль».

Это, конечно же, не так.

Если, согласно этой теории, княжества северо-восточной Руси, находившиеся под непрямым контролем Золотой Орды в течение немногим более двух столетий, смогли не только заимствовать средневековые монгольские институты, но и сохранить их в течение последующих пяти с половиной веков – несмотря на многократную радикальную перестройку политических, правовых, экономических, социальных систем сменявших друг за другом государственных проектов в этой части мира – Великого Княжества Московского, Московского Царства, Российской Империи, СССР, Российской Федерации, то, очевидно, что самим монголам такие институты импортировать не было никакой необходимости – они у них уже были. Более того, сохранить их, свои родные институты, в течение столетий монголам было несопоставимо легче, чем импортировавшим их русским. А при отсутствии заметного внешнего давления после монгольской антикоммунистической революции 1990 г. их можно было бы легко и естественно возродить/сохранить/развить.

Однако у монголов в последнюю четверть века получилось совсем не то, что получилось в России.

Согласно Фридом Хауз, Монголия стала полностью политически свободной еще в 1991 г., и с тех пор остается таковой. Уровень прав и свобод в Монголии все эти годы намного превышает аналогичные показатели не только России, но и Беларуси, фактически никогда не знавшей т.н. ордынского ига. В 2016 г. значения Индекса политических прав и гражданских свобод Фридом Хауз (по пересчитанной шкале, обратной применяемой в базе данных ФХ, соответственно: 10 – полная свобода, 0 – полная несвобода) составляли 9,1 в Монголии, 1,7 в России и 1,7 в Беларуси.

В последние 8 лет (2009-2016 гг.) в Монголии происходит экономический бум со среднегодовыми темпами прироста ВВП в 7,1%, в России – экономическая стагнация (0,2%).


Улан-Батор

Самое главное – в Монголии утвердилась сменяемость политического руководства на основе всеобщих, прямых, честных выборов. За последние 27 лет на парламентских выборах в Монголии четырежды побеждала и приходила к власти оппозиция, на президентских выборах – трижды побеждал и становился президентом страны кандидат от оппозиции.


Карта голосования на президентских выборах 2009 г.

Основные результаты парламентских и президентских выборов в Монголии, 1990-2017 гг.
Год Основные кандидаты,
ведущие партии,
проценты полученных ими голосов
Победитель (название партии, имя президента) Победитель (власть или оппозиция) Явка, %
Парламентские выборы
1990 МНРП; 61,1% ДП; 24,1% МНРП Власть
1992 МНРП; 56,9% ДемАльянс; 17,5% МНРП Власть 95,6
1996 КДС; 47,0% МНРП; 40,5% КДС Оппозиция 92,1
2000 МНРП; 51,6% ДС; 13,4% МНРП Оппозиция 82,4
2004 МНРП; 48,2% ДК; 44,3% МНРП Власть 82,2
2008 МНРП; 52,7% ДП; 40,4% МНРП Власть 74,3
2012 ДП; 44,7% МНП; 34,2% ДП Оппозиция 65,2
2016 МНП; 45,1% ДП; 33,1% МНП Оппозиция 74,3
Президентские выборы
1990 П.Очирбат, СДП П.Очирбат, СДП Оппозиция
1993 П.Очирбат, СДП; 59,9% Л.Тудэв, МНРП; 40,1% П.Очирбат, СДП Власть 92,7
1997 Н.Багабанди, МНРП; 62,5% П.Очирбат, СДП; 30,6% Н.Багабанди, МНРП Оппозиция 85,1
2001 Н.Багабанди, МНРП; 59,2% Р.Гончигдорж, ДП; 37,2% Н.Багабанди, МНРП Власть 82,9
2005 Н.Энхбаяр, МНРП; 54,2% М.Энхсайханы, ДП; 20,2% Н.Энхбаяр, МНРП Власть 74,9
2009 Ц.Элбэгдорж, ДП; 51,2% Н.Энхбаяр, МНРП; 47,4% Ц.Элбэгдорж, ДП Оппозиция 73,5
2013 Ц.Элбэгдорж, ДП; 50,2% Б.Бат-Эрдэнэ, МНП; 42,0% Ц.Элбэгдорж, ДП Власть 66,5
2017, первый тур Х.Баттулга, ДП; 38,1% М.Энхболд, МНП; 30,3% 66,5

Два дня тому назад, 26 июня 2017 г., в Монголии прошел первый тур очередных президентских выборов, на которых ни один из кандидатов не получил более 50% голосов, а первые три кандидата получили соответственно 38,1%, 30,3% и 30,1% голосов.
Через 10 дней, 9 июля, состоится второй тур президентских выборов в Монголии.
(П.С.: 28 июня ЦИК Монголии перенес дату второго тура на 7 июля 2017 г.)
Кто на них победит – никому неизвестно.
В отличие от т.н. «президентских выборов» в России весной 2018 г.

Нынешняя Россия совсем не похожа ни на средневековую Орду, ни на современную Монголию.

П.С.
Монголия, Карл! Чингисхан, Карл!
Ну, не Швейцария-Норвегия, конечно, но -- нормальная такая восточноазиатская демократия, типо Японии/Тайваня/Южной Кореи -- не нам чета...
Факт на лице (тм)
http://afranius.livejournal.com/660891.html

П.П.С.
Большой привет derik_536 с его теорией про незападнохристианство :)

Tags: , , , , , ,

178 comments or Leave a comment
Comments
Page 1 of 3
[1] [2] [3]
From: (Anonymous) Date: June 28th, 2017 10:13 am (UTC) (Link)
26 июня 2017, 16:14 1233
Жертвы «борьбы с терроризмом»
Снижение расходов на здравоохранение в угоду «безопасности» выливается для россиян примерно в 100 тысяч дополнительных смертей в год, которых можно было бы избежать.
http://www.rosbalt.ru/blogs/2017/06/26/1626003.html
From: ygififi Date: June 28th, 2017 10:20 am (UTC) (Link)
Соседи Монголии не устраивают на её территории перетягивание канатов, как это случилось с Украиной, где Россия, ЕС и США просто не захотели договориться миром.
Если бы партии в Монголии стали жестко пророссийскими и прокитайскими, там было бы всё то, что мы видим в нестабильных странах.
Авторитаризм в России является не следствием какого-то теплого отношения к Орде, а ответом Западу на ложь реформаторов, обещавших "вторую Хранцию", а устроивших византийщину с алкоголиком во главе.
зы. вообще, считается, что "правопреемником" Орды стал Китай, а уже у него Россия должна, по мнению сторонников этой теории, забрать\вернуть желтую фуфайку лидера.
y_kulyk From: y_kulyk Date: June 28th, 2017 06:22 pm (UTC) (Link)
"...как это случилось с Украиной, где Россия, ЕС и США просто не захотели договориться миром."
Если я Вас правильно понял, то Вы хотели сказать "миром на условиях России"!?
(Screened comment)
(Screened comment)
maxdz From: maxdz Date: June 28th, 2017 10:26 am (UTC) (Link)
На Одру-то похожа. 1:1. Только чуток косметики (типа, косметическими "президентом" вместо "хана", да всякими фейковыми конституцией, думой присыпали). А сердцевина-то, как была 600 лет назад, так и сейчас осталасъ ордынской.

А в других местах да, Орда отмерла, как неконкурентноспособное и непригодное для жизни. В том числе и в Монголии.
From: e_volegova Date: June 28th, 2017 02:27 pm (UTC) (Link)
История - наука конъюнктурная, экстраполировать на современных людей стереотипы, - это всё равно, что Обаме банан кинуть. Чернокожий, - значит, раб ("сердцевина у него рабская"©). Кремль - ставка орды.
Тенденциозное цитирование якобы исторических фактов с целью опорочить, унизить, принизить, создать комплекс неполноценностей, направить энергию людей на оправдывания вместо созидания - не история, а пропаганда со своими выгодополучателями.
Это же 30-е годы: твоя история - это то, что ты враг народа, прогресса и коммунизма.
Учи свою историю.
mercator100 From: mercator100 Date: June 28th, 2017 10:27 am (UTC) (Link)
Весьма важная тема!
aleks_denisof From: aleks_denisof Date: June 28th, 2017 10:28 am (UTC) (Link)
Монголия - это не Орда. Когда-то давно это было. Но исторические корни ни к чему не обязывают. Их можно сохранять и лелеять, а можно сдать в архив.
Орда это централизм власти, централизм идеологии мировоззрения. Россия - центрально-православная. 70 лет вместо патриархии был ЦК. А Монголия - буддизм и атеизм. А как люди думают, то они и реализуют.
From: ygififi Date: June 28th, 2017 08:04 pm (UTC) (Link)
- Орда это централизм власти, централизм идеологии мировоззрения.

Нет:) В Орде к разным культам относились лояльно, в отличии он Запада, насаждавшего католицизм.
И централизма там не было. Было много самостоятельных улусов.
Орда - вольница, в противовес западному ордунгу\порядку.

Edited at 2017-06-28 08:05 pm (UTC)
(no subject) - (Anonymous) - Expand
hnovckiy From: hnovckiy Date: June 28th, 2017 10:29 am (UTC) (Link)
Хороший анализ. И Монголия отодвинула Россию на задворки.
radiotv_lover From: radiotv_lover Date: June 28th, 2017 10:38 am (UTC) (Link)
Мы не знаем как было бы в Беларуси, если бы они смогли сохранить суверенитет.
hanibal_israel From: hanibal_israel Date: June 28th, 2017 11:05 am (UTC) (Link)
"Нынешняя Россия совсем не похожа ни на средневековую Орду, ни на современную Монголию."

Конечно не похожа, ведь Россия, вернее, её верхушка, власть, переняла систему управление каганатом у монгольских ханов, а вот народ, как был племенами рабов, так им и остался. В Монголии и власть и народ, остались теми потомками, тех монголов, которые прививали в России государственность.

Что же тут поделаешь, если всю територию семиречья населяли славянские племена рабов. Славянин - раб. В самом определении, корне, славян - раб.
Попробуйте на английском написать слово раб - SLAVE.

Именно поэтому, украинцы (русы) так качественно отличаются от русских, просто потому что имеют в своей крови гены викингов, тюрков, евреев, хазар, и не имеют никокой связи со славянскими племенами семиречья.

Господин Илларионов, вы конечное же можете меня забанить как русофоба - имеете право, ибо я действительно русофоб, и у меня есть все основыания быть русофобом. И то что я не призываю истреблять русских как вид, есть только одна причина. Причина - это то что есть такие русские как вы и их должно быть много и они обязательно сделают Россию нормальной страной.

Нет ничего страшного в том, чтоб признать себя потомками рабов. Я ни капельки не стесняюсь того, что мои предки были рабами в Египте и им пришлось пройти сложный путь 40-ка лет в пустыни, орашая эту самую пустыню собственной кровью и костями, выдавливая по капле из себя раба. Ни один раб не вошёл в землю Кнаана.Землю Израиль заваёвывали свободные евреи, рождённые на свободе. Даже Моисею не было позволено войти в Израиль, ибо был рождён рабом в рабстве.

У России, видимо должен быть свой Моисеей, русский Моисей, который станет мечём и огнём выдавливать из русских, рабскую душу.

From: ygififi Date: June 28th, 2017 08:08 pm (UTC) (Link)
В Крым рабов везли и с Украины (в основном), и с Польши, и с России:)
(no subject) - (Anonymous) - Expand
luteklis From: luteklis Date: June 28th, 2017 11:12 am (UTC) (Link)
не знаю про какую Орду все говорят и тем более Золотую Орду, придуманный в 15-16 вв мем, но на протяжении 13-18 вв Московское княжество планомерно захватывало соседние княжества, насаждая на захваченных территориях свои порядки и упраздняя старые.
Мы обсуждаем пришлую Орду хотя для тверского княжества этой ордой были московские войска и платил дань тверской люд в Москву по законам, указам московского князя/царя.

Московская центральная власть и была этих ордынским институтом в парадигме которого мы и продолжаем существовать, с федеральными налогами, дотациями, наместниками, прокуратурами, ФСБ...

А феномен Монголии действительно имеет место быть, но имхо объясняется либо клановой структурой общества, либо сильной культурой местного самоуправления на основе общин.
From: (Anonymous) Date: June 28th, 2017 11:12 am (UTC) (Link)
То тиран, то алкоголик.
То аресты, то запой.
Крест рисуешь, или нолик...
Видно путь у нас такой...
akimov_vv From: akimov_vv Date: June 28th, 2017 11:31 am (UTC) (Link)
== В последнее время довольно энергично стала популяризироваться версия, будто бы современная Россия в политическом отношении является наследницей Орды ==

Не могли бы Вы дать ссылку на источник этой информации? Или цитату из выступления/статьи "популяризатора"?
From: ygififi Date: June 28th, 2017 08:11 pm (UTC) (Link)
Есть такой автор Девятов, он бывший сотрудник и работает в Китае. Много пишет "концептуальных" текстов на эту тему. Его активно перепечатывает Хазин.
From: misha_shatsky Date: June 28th, 2017 11:42 am (UTC) (Link)
Орда - это вовсе не Монголия.Орда - это завоеванные монголами территории.А в самой Монголии традиции Орды вовсе не были так уж укоренены.До возвышения Темучина никакого единого централизованного государства с жесткой вертикалью управления среди монголов не было.Наоборот, это были кочевники, то-есть, люди принципиально мало управляемые и вовсе не склонные к покорности.И традиции у них были совсем иные - главнейшую роль играло собрание свободных воинов (как у германцев во времена Тацита).И даже после Чингис-хана курултай был не декорацией.Так что когда столица переместилась (уже при Хубилае, то-есть, всего через полстолетия после смерти Чингис-хана) из Каракорума в Пекин, то Монголия из кажущейся метрополии разом превратилась в бесправную окраину империи (последних чингизидов в Монголии физически истребили, так что в дальнейшем чингизиды процветали где угодно, но не в Монголии).
А "традиции Орды" - это вовсе не в Монголии, это в завоеванных территориях.Каковые территории достаточно быстро (уже к концу XIII века) утратили связь с метрополией.В сущности, если где эти традиции и сохранялись, то в нынешней Средней Азии - недаром известная шапка Мономаха" московских великих князей именно оттуда, да и имя хана Золотой Орды Узбека на вершине ее могущества совпадает с одним из тамошних этнонимов.
P.S.Кто-то не без ехидства заметил, что если бы Тимур в 1395 г не повернул назад от Ельца, а продолжил бы поход на Север, то столица Империи была бы не в Москве, а в Самарканде, но территория Империи (как бы та ни называлась) и ее устройство были бы примерно теми же, что в 1945 г.А вот собственно Монголия туда могла бы и не войти.
P.P.S.Кочевой образ жизни населения (даже его меньшинства) вообще несовместим с СССР-овской моделью общества и государства.Поэтому в СССР кочевников изо всех сил старались перевести на оседлость.Не останавливаясь перед достаточно свирепыми методами, стоившими для казахов и калмыков множества жизней, а для малочисленных народов Севера обернувшимися тяжелейшими психологическими травмами - когда детей в семьях ненцев и чукчей буквально "отлавливали", отбирали и насильно увозили в школы.

Edited at 2017-06-28 11:53 am (UTC)
evgeniy evgeniev From: evgeniy evgeniev Date: June 30th, 2017 09:33 am (UTC) (Link)
"Кто-то не без ехидства заметил..."

Вообще-то это был слоненок:)) (c)

Ну а если без шуток, то с основными положениями Вашего комментария я конечно согласен. Быть может немного дополню.

Как известно есть две основные версии происхождения российской деспотии - византийская и ордынская.
"Византийская" - это про то как один хулиганистый киевский воевода тысячу лет назад жениться собрался. На мой взгляд все это крещение руси скорее из области религиозного фэнтэзи.
"Ордынская" версия заслуживает более пристального рассмотрения, но при этом попробуем рассмотреть аналогию.

Когда римская империя пала под натиском северных европейских варваров, то произошло ожидаемое - более развитая культура поглотила примитивную и варвары стали римлянами.
Можно предположить, что при покорении северными степными варварами древней китайской цивилизации произошло то-же самое, а орда стала лишь переносчиком китайской имперской традиции.

Так что Россия, ментально, это пожалуй не орда, а скорее древний Китай.
dbush0145 From: dbush0145 Date: June 28th, 2017 11:59 am (UTC) (Link)
Участие именно монголов в Орде стоит под большим вопросом!
Mik Jarmol From: Mik Jarmol Date: July 27th, 2017 10:10 am (UTC) (Link)
Так точно.
Петр Осипов From: Петр Осипов Date: June 28th, 2017 12:35 pm (UTC) (Link)
Мне кажется, что Орда не была монолитной. Белая орда, Синяя орда, Золотая орда. А захоронений в курганах ханов особенно много в Туве. Между Тувой и Монголией и границ почти нет. До сих пор угоняют друг у друга табуны. Ну и Назарбаев претендует на наследие Чингисхана. По новой переписывают историю, после замечания Путина о не существовавшем ранее государства Казахстан.
moscou_actu From: moscou_actu Date: June 28th, 2017 06:34 pm (UTC) (Link)
На наследие Чингисхана претендовал даже Илюмжинов, заказал историческое исследование. В результате появилась шутка: исследователи доказали, что он происходит "от лошади Чингисхана"
vlasovetz55 From: vlasovetz55 Date: June 28th, 2017 01:19 pm (UTC) (Link)
Не на Монголию смотреть надо, на Византию. Не с Ордой сравнивпть, а со вторым Римом. А ещё вернее, на результат смешения Орды и Византии.
john_n_doe From: john_n_doe Date: June 29th, 2017 10:27 am (UTC) (Link)
Кстати, таки Вы абсолютно правы. Политическая история Византии, имхо, вызывает только омерзение, вспомнить хотя бы Велизария. А причина кроется в изуверском характере Православной Церкви (Богохульствую, ибо имею честь быть ее активным прихожанином).
178 comments or Leave a comment
Page 1 of 3
[1] [2] [3]