?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile ИЭА Previous Previous Next Next
Андрей Илларионов
aillarionov
aillarionov
Д.Гордон. Помощь в деле прозревания российских граждан
44 comments or Leave a comment
Comments
From: misha_shatsky Date: April 11th, 2019 01:17 pm (UTC) (Link)
Я хоть и не русский, но в свое время пытался быть вполне ассимилированным советскоподданным - и, на основании достаточно длительного опыта проживания в СССР, а равно и прочитанного мной об истории русско-украинских отношений, не могу согласиться с утверждением господина Гордона, что нынешний имперский образ мыслей очень многих российских граждан обусловлен исключительно влиянием современной пропаганды ("государственная пропаганда так оболванила их").По-моему, такой образ мыслей есть проявление глубоко укорененной с очень давних пор (задолго до 1917 г) идеологии.Каковая, в свою очередь, связаана с историей формирования сначала Московского государства, а потом Российской Империи.
Соответственно - ожидать скорых существенных перемен в этом вопросе не приходится.То-есть, политика может резко измениться под влиянием ситуативных факторов, как это и случилось в декабре 1991 г - но имперское сознание никуда сразу не денется.

Edited at 2019-04-11 01:21 pm (UTC)
From: (Anonymous) Date: April 11th, 2019 01:44 pm (UTC) (Link)
Если говорить про Крым, пропаганда началась с Екатерины II. Достаточно побывать в Царскосельском парке СПб - там сплошь монументы в честь этих войн. За оградой парка стоит и мраморная колонна в честь присоединения Крыма ("Крымская колонна"), воздвигнута в 1777 году, за шесть лет до официального присоединения.
From: e_volegova Date: April 11th, 2019 03:28 pm (UTC) (Link)
Согласна с каждой Вашей формулировкой.

Но и у украинцев тот же имперский комплекс. Они же близнецы и братья.

Поэтому, доля крымских татар, в образном выражении, - в комнате украинцев не учитывается. Как собственно, к примеру, каких-то башкир, к примеру в апартаментах русских.
А европейскому специалисту по коренным народам запрещён въезд на 50 лет. https://ФСБ запретила немецкому эксперту по правам коренных народов въезд в Россию на 50 лет. Тот обжаловал это в суде
From: (Anonymous) Date: April 11th, 2019 06:41 pm (UTC) (Link)
Ссылка не работает..
From: (Anonymous) Date: April 13th, 2019 08:10 am (UTC) (Link)

В целях корректнного восприятия, "долю в комнате" и иные возможные конструкты поэтического мышления будьте добры переводить на человечий.
Муждабаев, примера ради, работает журналистом в функционирующем за госсчёт национальном СМИ.
Башкиры в неких "апартаментах русских" давно получили апартаменты, даже вопреки настойчивым визитам татарских соседей вплоть до личной аудиенции у Ленина.
From: e_volegova Date: April 13th, 2019 02:28 pm (UTC) (Link)
Башкиры в Российской Империи имели в разночинской Думе более 15 мест.
В восстании 1773−1775 г под предводительством Емельяна Пугачёва выступали именно башкиры.
Отражено, в частности, в «Капитанской дочке» Пушкина.
Помня это, советское правительство устроило голодомор именно башкирам (дети Поволжья). Башкиры вымерли, как народ. Получилось "удачнее", нежели с украинским голодомором или казахским. Там нации хотя бы устояли.
Когда украинцы (совершенно справедливо) говорят, что либерализм русского (вариант - российский демократ) заканчивается там, где начинается украинский вопрос, это выражение справедливо и для любого коренного народа России.
yefim_s From: yefim_s Date: April 11th, 2019 06:40 pm (UTC) (Link)

сила пропаганды

На мой взгляд, совершенно нелепое мнение! Человеческая психика и то, что называется ментальность - очень лабильные, подвижные штуки. Российский народ в течение ста (100!) лет подвергается массированной психологической обработке агрессивной, гнусной и лживой пропаганды, использующей самые новейшие научные разработки в этой области. Если Вы дадите себе труд хоть немного подумать, то быстро поймёте, что эта обработка значительно действеннее какой-то там, по Вашему мнению, "глубоко укорененной с очень давних пор (задолго до 1917 г) идеологии"! Не надо забывать, что до 1917 года Россия была, по преимуществу, крестьянской страной с, практически, безграмотным подавляющим большинством населения... спросите себя - каким образом эта "идеология" могла быть интроецирована, внедрена в малограмотные головы народа? Может, тогда Вы поймёте весь абсурд Вашего комментария...
y_kulyk From: y_kulyk Date: April 11th, 2019 09:45 pm (UTC) (Link)

Re: сила пропаганды

Позволю себе с Вами не согласиться.
Да, человеческая психика штука подвижная. Эта подвижность позволяет человеку быстро приспосабливаться (мимикрировать) под изменяющиеся условия существования. Но вот ментальность это совсем другое, с психикой как таковой вообще не связанное (или связанное лишь постольку-поскольку), не физиологическое, а социальное. И как все социальное меняется крайне медленно, заметить какие-то изменения в ментальности можно в лучшем случае в масштабе нескольких поколений. Именно о ментальности в таком понимании, как я предполагаю, и говорил misha_shatsky.

Я приведу одну ссылку: http://sites.utoronto.ca/tsq/12/pachlowska12.shtml. Там достаточно объемная статья, из которой я приведу здесь несколько абзацев, раскрывающие суть того, что хотел сказать misha_shatsky (как я его понял, во всяком случае, – если понял неправильно, то прошу прощения).
   "Никакая другая часть Европы не была подвержена столь масштабной идеологической манипуляции над историей. Однако речь идет не только – и не столько – об "идеологической истории" времен советского режима, заменившей историю "реальную". Речь идет о механизмах гораздо более сложных, а именно: об особенностях русского исторического мышления, уходящего корнями вглубь византийской традиции и отличающегося своим провиденциальным (а значит, детерминистским) и "государствоцентричным" характером. Православная культура в целом, в отличие от культур Западной Европы, освободившихся от тотального диктата церкви еще в период Гуманизма и Возрождения, не пережила секуляризационных процессов практически до конца ХVІІІ в. и поэтому выработала своего рода мессианскую "сакральную историю", противопоставленную светской, "профанной истории" Запада. Вследствие этого история Польши и особенно Украины в русской историографической традиции "карамзинского" образца рассматривалась, как правило, исключительно в оптике интересов русской государственности, покоящейся в свою очередь на идеологии православной церкви. А любое альтернативное видение (например, М. Покровский) системно и сознательно отчуждалось от доминирующей традиции. Так на русско-украинском направлении возникла своего рода идеологическая модель истории, продиктовавшая неизменность на протяжении столетий определенных базовых концептов ("Москва – Третий Рим", центральность России в организации славянского мира, "экспансионизм" Запада и т.п.). Любая попытка пересмотра этой модели – практически до сегодня – воспринимается как "посягательство" на саму идею русской государственности.
   <…>
   Важным отличительным элементом в анализе польско-украинской и русской культурных моделей является взаимоотношение Политики и Культуры. После падения Константинополя, в процессе translatio imperii (передача власти) произошла сознательная целенаправленная идентификация Московского государства с Византийской империей. Мессианский проект российской власти с самого начала обозначил будущую геополитическую карту мира: "Москва – Третий Рим, а Четвертому не бывать". В этой традиции, где гиперболизация и сакрализация власти характерны еще со времен Димитрия Донского, континуум тотализирующей Власти подчиняет себе Культуру. Ведь изначально власть мыслилась не в исторических координатах, а в некоем вселенском измерении (в момент провозглашения на царство "христианского самодержца" Алексея Михайловича речь шла о царстве "от моря до моря, и от рек до конец вселенныя"). Поэтому история досоветской русской культуры имеет, по сути, мало последовательно протестных явлений (подобных Радищеву, Чаадаеву, Герцену, не случайно критиковавших русскую историю в категориях западной культуры). Именно априорно "сакральное измерение" русской истории привело к тому, что интеллектуалы, даже критикующие конкретную власть (Пушкин, Белинский, Достоевский), практически никогда не позволяли себе усомниться в мировой мессианской роли "Святой Руси", призванной якобы доминировать над другими народами. И, добавим, этот же самый феномен является одной из основных причин кризиса российской идентичности сегодня, когда инструменты для реализации идеи "мирового господства" утрачены, а сама идея продолжает жить."
From: (Anonymous) Date: April 13th, 2019 08:43 am (UTC) (Link)

Re: сила пропаганды


ru.wikipedia.org/wiki/Иннокентий_(Гизель)

ru.wikipedia.org/wiki/Покровский,_Михаил_Николаевич#Воззрения_на_роль истории_в_жизни_общества (это чудо?)

Неотъемлемой компаративистики на громогласную строку из вашего цитирования там не видать, или?
Лощёная публицистика.
From: misha_shatsky Date: April 13th, 2019 10:18 am (UTC) (Link)

Re: сила пропаганды

Насчет "каким образом эта "идеология" могла быть интроецирована, внедрена в малограмотные головы народа?" - где Вы увидели в моем посте слово "народ"? Речь шла исключительно об "обществе".Каковое даже при самом неограниченном абсолютизме на политику власти влияет.С этим приходится считаться.
И вспомним общественные настроения в России во время польских восстаний 1830 и 1863 гг.
From: misha_shatsky Date: April 12th, 2019 10:47 am (UTC) (Link)
Тут меня некоторые участники обвинили в приписывани русскому народу "генетической имперскости". Более чем странное обвинение, на мой взгляд! В моем комменте вобще нет ни слова ни о генах, н о какой-либо биологии.Выражение "глубоко укорененная идеология" - чисто социальное.
И касательно возражения, что никакая целенаправленная пропаганда в дореволюционной Росссии не могла быть действеннной в силу неграмотности основной массы крестьянского населения - оно опровергается хотя бы фактом господства в этих неграмотных массах царистской идеологии.Тоже ведь откуда-то взялась! Одним из (не единственным) каналов всепроникающего воздействия на сознание людей была РПЦ.О публичном оглашении царских манифестов сельским и городским духовенством все, полагаю, слыхали.

Edited at 2019-04-12 12:37 pm (UTC)
From: misha_shatsky Date: April 13th, 2019 10:06 am (UTC) (Link)
Еще продолжение -
Мне тот же самый достопочтеный обличитель напомнил о весьма неприятных писаниях Владимира Жаботинского.Да, я их читал - но для меня непререкаемых авторитетов (за пределами естественных наук и математики) не существует в принципе.У меня свое мнение.
Равным образом и насчет совета почитать Солженицына "200 лет вместе" - я ведь речи Михаила Афанасьевича Пуришкевича, да и кое-что из Х.С.Чемберлена читал, так зачем мне бледная копия?
И касательно возражения, что РПЦ во времена царизма не было - Московская митрополия была с XIV века, Московская патриархия с начала XVII века, Синод - с начала XVIII века.Отличия в официальном названии сути дела не меняют.
P.S.И вообще - если бы современные российские обличители "евреев и либералов" знакомы бы были с идеологией сионизма не по сборникам избранных цитат, а прочитали хоть что-нибудь самое мелкое с начала до конца (много времени не заняло бы), то они увидели бы, что сионистская идеология с момента возникновения и до сегдняшнего дня резко отрицательно относится к участию евреев рассеяния в политической жизни стран их пребывания, особенно - к участию во всяких революционных и национально-освободительных движениях.
Кстати, попутно и узнали бы, что сионизм как идея полностью противоречит современному понятию "либерализм".


Edited at 2019-04-13 12:31 pm (UTC)
From: (Anonymous) Date: April 13th, 2019 08:52 pm (UTC) (Link)
Вы "царистской" идеологией называете общинный строго иерархический уклад жизни русской деревни. В основе этого лежит постулат, что всегда должен быть кто-то главный. Отец, церковь, царь, бог.
Тогда, в нашем случае пропаганда не нужна - все уже настроены.
From: (Anonymous) Date: April 13th, 2019 08:56 pm (UTC) (Link)
Такое впечатление, что Вы не знакомы с работами ХЭБа в области влияния религии на уклад жизни этноса.
44 comments or Leave a comment