Андрей Илларионов (aillarionov) wrote,
Андрей Илларионов
aillarionov

Categories:

Либертарианская речь Михаила Саакашвили


Видео выступления М.Саакашвили в парламенте Грузии 6 октября 2009 г. во время представления им Акта Экономической Свободы:
http://www.parliament.ge/files/63_24922_272482_Saakashvili06-10-09.WMV.
Перевод на английский язык: 
http://www.president.gov.ge/?l=E&m=0&sm=3&st=0&id=3052.
Перевод юзера avigdorна русский язык: http://avigdor.livejournal.com/154745.html.
Юзер [info]gelavasadze просмотрел перевод и положил его здесь: 
http://docs.google.com/View?id=ddppc7vm_1301wt495ffr.

С небольшой редакционной правкой перевод avigdor'а выложен ниже.

Трудно обойтись без комментариев к этому выступлению. Но лучше не комментировать его, а просто прочесть.

Тем не менее не обойдусь без трех коротких наблюдений:
1. Практически вся речь не прочитана, а произнесена.
2. Контраст с нынешней российской практикой по содержанию и форме - лучше не обсуждать.
3. Не припоминаю примеров того, когда какой-либо государственный деятель излагал бы столь последовательно в одном выступлении идеи и принципы экономического либертарианства, а также их воплощение в практическую политику и законодательную деятельность. 

В качестве эпиграфа ко всему выступлению - короткая цитата из него: 

"
Акт Экономической Свободы очень амбициозен, поскольку после его принятия Грузия превратится в мирового лидера по законодательной и конституционной защите либеральных принципов развития. Этот Акт сделает более притягательной для инвесторов Грузию. В долговременной перспективе он означает сокращение безработицы и существенно увеличение возможностей новых рабочих мест для наших граждан.
Необходимо понимать, что мы находимся в специфической ситуации. Мы не можем позволить себе роскошь быть обычной восточно-европейской страной. Нам говорят западные дипломаты – возьмите за модель такие государства, как Польша, Чехия или Венгрия. Но мы не можем перетащить Грузию в центр Европы. Мы не только живем рядом с ошалевшим соседом, но и этот сосед забрался и без того в небольшую нашу квартиру и захватил в ней 2 комнаты. Он не признает никаких правил общежития и вообще не подчиняется правилам приличия.
Мы – не Чехия и не Польша, и нам предстоит долгий путь до их уровня в связи с местной спецификой. И потому для привлечения инвесторов со всего мира нам необходимо превратить Грузию в одну из самых созидательных стран. Место, где можно создавать и защищать капитал. Нашей амбицией должно стать превращение Грузии в мировой флагман либеральной экономики. И этим мы создадим относительное преимущество перед другими странами.
Именно эту цель и эту великую миссию мы видим в Акте Экономической Свободы. Достижение этой цели и важно и возможно. Это просто необходимо сегодня, когда глобальный экономический и финансовый кризис волнами поднимает среди дезориентированных людей популистские и социалистические тенденции.
В некоторых странах я слышу такие социалистические лозунги, что это просто удивительно. «Только государство спасет», «государство должно регулировать», «власти должны вмешаться»… Из нашего же опыта там, где есть государство, когда происходит прямое вмешательство, ничего хорошего не получается
".

Выступление М.Саакашвили перед депутатми парламента Грузии 6 октября 2009 г.

Уважаемые депутаты!

У нас установилась очень хорошая традиция. Прежде, в соответствии с Конституцией , президент появлялся в Парламенте раз в год, с тем, что бы выступить с формальной речью, и, как правило, за этим даже не следовали дебаты. Сегодня наше сотрудничество  намного динамичнее, более деловое и мое выступление носит характер личного отчета и сообщения парламенту. Это не только и не столько отчет правительства, поскольку президент  лично отчитывается перед вами как перед главным Законодательным органом страны.

Я также приветствую инициативу депутатов – как парламентского большинства так и различных оппозиционных групп – за их активное взаимодействие с нашим многонациональным грузинским народом. Заметна очень активная включенность разных групп в этом обмене мнениями.

Мне также очевидна возрастающая критика со стороны оппозиции некоторых действий властей. Мы внимательно изучаем эту критику, хотя и не совсем с ней согласны, однако хочу вас уверить, что это полезная критика. Зачастую в результате именно критики со стороны оппозиции разговоры в правительстве принимают иногда( пожалуй, даже довольно часто) нелицеприятный характер.  Прежде всего нелицеприятный характер в вопросе решения или нерешения поднимаемых оппозицией вопросов. Именно поэтому я хочу выразить большую благодарность оппозиции. И особенно за то, что политические дебаты вернулись в стены Парламента. Хотя порою эти дебаты принимают характер острого противостояния, я рад, что относительно внешней политики у нас имеются в основном согласие и общий курс.

С утра мне удалось послушать выступление господина Цотне Багатурия. Оно было острым, однако  очень и очень  интересным. И это, и совместные достижения грузинской делегации в Страсбурге позволяют надеяться, что в рамках диалога по поводу самых острых вопросов, даже если мы не сможем найти общий язык, то, по крайней мере, сумеем соблюдать общие для всех правила игры.

Исходя из этого я перейду к основной теме моего сегодняшнего выступления – представлю вам Акт Экономической Свободы.

Думаю, что все вы согласны, что неисчислимы и неизмеримы те трудности, которые возникли перед нашей страной, на протяжении всех лет ее современного существования с начала 90-х годов. Многие проблемы были преодолены, некоторые ослабели, но некоторые нанесли нам серьезнейший ущерб. Со дня обретения Независимости все эти проблемы разной сложности и разного уровня и масштаба, прошлись по нашей экономике плугом, все было разрушено. С момента установления Независимости мы прошли через тяжелейшие годы политического беспредела и хаоса. В частности, мы пережили тяжелое кровопролитие и тяжелейшую Гражданскую войну с вмешательством другого государства.

Были периоды, когда в Грузии бесконтрольно хозяйничали криминальные элементы. Периоды, когда «законодатели» воровали, а воры устанавливали свои законы в стране. Были времена, когда не только единственной формой сотрудничества, но даже единым образом мышления была коррупция, и закон существовал только потому, что существовала такса для его нарушения.

Я не намерен перечислять все беды того периода, однако надо отметить, что каждая из них лишь усугубляла катастрофу в экономике. Мы помним, как экономика была разрушена, помним купонизацию, помним так называемую «либеральную выдачу кредитов», которая была отражением тотальной коррупции в Национальном Банке. Помним, как были разрушены семейные бюджеты во всех домах. Помним, как у народа вытягивались последние копейки, у некоторых людей вплоть до их «гробовых» сбережений.…  Это разрушало инфраструктуру нашей страны. К этому добавлялась полное отсутствие какой-либо экономической политики, тотальная коррупция, полный хаос в государственной системе,  из года в год наш народ все больше грабили, и он все более нищал. Все уничтожалось, и с каждым годом исчезало все больше рабочих мест. Надеясь только на иностранную помощь или «кенийское мясо», мы только кое-как поддерживали наше существование. Порою мы надеялись только на финансирование со стороны международных организаций, надеялись, что они сотворят какое-то чудо, и мы выйдем из этой ситуации.

Ужесточалось и без того жесткое законодательство, хотя никто его не соблюдал. Утяжелялся налоговый кодекс, который, впрочем, при помощи коррупции все обходили. Все больше и больше регулирующих законов принимали здесь, в этом зале, конечно, не с вашим участием, но с участием других составов Парламента.  Регуляторы по сути регулировали только то, какой будет доля взятки этих «законодателей». Далее над регуляторами учреждались контролеры регуляторов, которые только усложняли и удорожали коррупционные схемы. В этом процессе все более невыполнимыми и непостижимыми становились абсурдные регуляционные схемы. Результатом становился только рост коррупции. Очередная реакция – создание Шеварднадзе антикоррупционной комиссии, которая определяла нормы борьбы с коррупцией.

Сегодня все это выглядит абсурдом. И все это давило бизнес и добивало и без того разрушенную инфраструктуру. Чередовались периоды инфляции и периоды дефляции. Казна была пустой, и мы хорошо помним, как не выплачивались зарплаты и пенсии. В стране не было газа. Деньги «делались» на темноте и безнадежности…

Наш экономический лексикон состоял из слов «секвестр» , «дефицит», «стагнация», «девальвация», «обвал» , «стагфляция». Самой любимой передачей был «Девятый блок», ныне благополучно забытый, но тогда приковывавший внимание. Главным действующим лицом в экономике страны был Майкл Скоул, известный директор AES-Теласи. Не сработал ни один антикризисный план. Не сработала ни одна иностранная рекомендация.

Далее была Революция Роз, и вместе с нею началась экономико-политическая революция.

Революционным было и то, что мы объявили, что вместо экономики регулирования мы пойдем по пути либеральной экономики. Мы сказали, что верным будет не увеличение налогов а, напротив, их уменьшение. Что необходимо не усложнять, а, напротив, упрощать налоговый кодекс.

Мы объявили, что экономику спасут не новые регулирующие правила и создание новых государственных контролирующих органов, а, напротив, упрощение функционирования. Не закрытие экономики и протекционизм, а ее открытие и внедрение свободных рыночных отношений. Мы объявили, что правительство должно быть максимально возможно уменьшено. До минимума должно быть сокращено его, правительства, вмешательство в экономику.

Тогда этот подход был раскритикован как утопический. И, между прочим, раскритикован не только у нас в стране, но и Международным Валютным фондом. Я хорошо помню, как нам объясняли, очень хорошо помню, как говорили мне лично: «Вы просто не понимаете, какую глупость делаете…» Они объясняли нам, что такой политикой в течении года мы придем к тотальной бюджетной катастрофе. И с того момента ровно через год бюджет Грузии удвоился! Была достигнута экономическая и финансовая стабилизация. Государство впервые за многие годы начало выполнение своих обязательств по пенсиям и зарплатам. Самое же важное, что налицо были первые явные признаки оживления экономики и бизнеса. За полтора года все эти признаки стали более и более явными, несмотря на рост выплат. Именно в тот период Международный Валютный фонд выступил с официальным заявлением, признав свою ошибку и признав что, правительство Грузии оказалось право в своем подходе.

С тех пор прошли шесть лет. Я не буду рассказывать, каким образом с тех пор изменилась наша экономика. Нам не надо хвастать темпами нашего экономического роста. Каждая семья это знает в своем случае. Есть люди, у которых благосостояние существенно выросло, есть такие, у кого благосостояние не изменилось, и есть те, у кого оно, возможно, даже ухудшилось.

Не буду так же хвастать ростом иностранных инвестиций в нашу страну и ростом нашего ВВП. Однако скажу, что, судя по результатам, ни один из прежних   рецептов и ни одна из экономических политик не дали такого экономического роста и не были настолько оправданы и настолько плодотворны, каким стало максимально либеральное, базирующееся на принципе свободы построение новой экономики.

Помимо всего в этот период мы испытали тяжелейшие для экономики потрясения: тяжелейшую российскую агрессию и оккупацию, мировой экономический кризис, который потряс до основания экономики, намного более крупные и более мощные, чем наша экономика. Одного такого фактора, как война, могло бы хватить, чтобы развалить экономики покрупнее нашей. Что, кстати, и произошло с многими экономиками в Восточной Европе в результате кризиса. Из всех возможных вариантов нам пришлось держать экзамен перед испытанием через тяжелейшее сочетание – и войны и кризиса.

Однако результаты показали, что реформы и либеральная открытость экономики стали не только гарантией продвижения вперед (это было правильным ответом), но и дали возможность устоять в период внешнего кризиса и политических потрясений. И если бы не проведенные реформы, то у нас не было бы в конце года ни бюджета, ни экономики, ни инвестиций. Тогда страна была бы в том же положении, что и в период существенно меньшего кризиса 1994 года. Тогда в стране в течении целого года просто не было бюджета.

Сегодня только благодаря минимальному вмешательству правительства в экономику и сокращенным налогам Грузии удалось стать для инвесторов одной из наиболее привлекательных стран. Мы стали «интересными» для притока капитала, несмотря на невообразимые политические проблемы, которые могли бы в принципе напугать любого инвестора в любой стране.

Несмотря на мировой кризис, то есть тогда, когда в мире очень мало инвестиционных денег, и за них до невозможности обострилась борьба, то есть на малое количество инвестиций есть очень много претендентов, - все равно мы остаемся привлекательными для инвесторов, и их поток к нам не прекращается! Этот поток растет и будет расти в Грузию.

Либерализм привел к росту интереса к нашей стране. Сегодня Грузию рассматривают как государство, где можно достичь хороших результатов в бизнесе. 

Некоторые утверждают, что либерализм для нас «чужое слово». Нас критикуют, что мол «это правительство внедрило в страну все негрузинское». Заявляют, что это «не отвечает нашим ценностям».  Утверждают, что это «нетрадиционные для нашей страны экономические ценности». Вроде мы «внедрили в страну нечто, что не органично для нашей страны».

Я скажу прямо – возможно в каких то вопросах нам предстоит ради нашего успеха принять то, что было создано в других культурах. В этом нет ничего постыдного. Грузия всегда обогащалась и, кстати, обогащала другие культуры. Однако когда речь идет об экономическом либерализме нам не надо ни у кого ничего заимствовать, кроме каких-то теоретических построений.

Наши либеральные экономические воззрения, конечно, отражены в работах Милтона Фридмана, Мюррея Ротбарда, Хайека и фон.. [запнулся – очевидно, фон Мизеса] и многих других экономистов.

Действительно, сегодня в мире многие другие правительства ищут более традиционные подходы – госрегулирования – кейнсианства и другие подобные идеологии. Мы же остаемся в рамках традиционной либеральной идеологии. Однако я хочу подчеркнуть, что у нас есть свой источник для этого – это наш главный источник политической мысли, величайший политический мыслитель 19-го века и, возможно, во всей грузинской истории, главный идеологический  источник нашей современной государственности – Илия Чавчавадзе. Мы все выросли на творчестве Илии. Однако, как это часто бывает, для большинства творчество Чавчавадзе – всего лишь несколько расхожих цитат.  И только немногие знают, что именно Илия Чавчавадзе был первым грузинским либертарианцем в своей экономической философии. Он был первым грузином, выступавшим за свободную торговлю, за открытую экономику, за минимальное вмешательство государства в экономику, за низкие налоги. Экономический либерализм встречается у него под термином «фритрейдерство» и всегда им поддерживался как право свободного обмена. Илия говорил, что поддерживает требование  исследователей, выступавших за свободный обмен, выражающийся в том, чтобы товар импортный или произведенный в стране, всегда освобождался бы от каких-либо пошлин или налогов и не должен был бы подвергаться ограничению каким-либо законодательством. Свободно поставленный товар, свободный от ограничений или формальностей, легко найти и легко поставить. Вероятно много тех, кто с этим не согласен даже в этом зале.

Я думаю, что в любом споре мы должны представлять аргументы Илии Чавчавадзе. И, выбирая путь либерализма, мы выбираем путь Илии. Путь, о котором в те годы Илия и мечтать не мог… 

Шесть лет назад мы вступили именно на путь Илии, и этот путь привел нас  к тому, что сегодня в мире есть только 10 стран по данным Мирового Банка, в которых бизнес легче делать, чем в Грузии. Только движение по этому либеральному пути, соблюдение всех возможных либеральных принципов позволило нам добиться этих поразительных результатов в упрощении деятельности бизнеса. Никогда с начала сбора данных ни одна страна не совершала за 6 лет такого значительного рывка.

Мы помним, что в 2003 году в данном рейтинге мы были на 137-м месте, а сегодня мы находимся на 11-м месте. Именно этот путь привел к тому (возможно, для многих это будет сюрпризом), что сегодня по легкости налогового бремени по данным Форбса Грузия находится на 4 месте в мире. Да, вам не послышалось: на 4-м месте после Катара, Эмиратов и Гонконга. Только в 3 странах налоговое бремя легче, чем в Грузии (при том, что из этих трех стран две являются крупнейшими экспортерами нефти и газа).

Это не мои утверждения и не мой, как говорится, пиар – это утверждение Всемирного Банка. Это не мои слова – это не я, Саакашвили, утверждаю, я цитирую влиятельнейший экономический журнал Форбс. По этим данным мы на первом месте в Восточной Европе и бывшем СССР. Опережаем и Японию и Финляндию и Швейцарию и Германию, и Голландию и Швецию.

Уважаемые послы, находящиеся здесь наверху, на балконе, любят часто давать нам советы, как управлять экономикой. Мы готовы послать наших экспертов в некоторые из их стран для консультирования. Если они в этих вопросах нас не догонят, то, по крайней мере, вперед продвинутся – мы будем только рады. С удовольствием пошлем экспертов, например, в Голландию. Лучшие страны мировой десятки [по легкости ведения бизнеса] – Сингапур, Новая Зеландия, Гонконг, Великобритания, Соединенные Штаты, Дания, Австралия, Канада, Ирландия и Норвегия. Эта та самая «лига», к которой мы приблизились. Обратите внимание, что это за лига. Практически все страны этой десятки на протяжении чуть ли не веков, начиная с Магна Карты, накапливали англо-саксонские экономические, политические и философские традиции. Ну и еще 2 страны – Дания и Норвегия, атлантические страны, традиционно ориентированные на торговлю. Практически мы – единственная не англосаксонская страна, попавшая в эту лигу. Это для нас большое достижение. Но для всех должно быть абсолютно ясно, что означает пребывание в этой лиге.

Что означают все эти рейтинги? Это ни в коем случае не означает, что мы живем так же хорошо, как люди в этих странах. И в Японии, и в Голандии, и в Германии – в странах, отстающих по этим рейтингам от нас, уровень жизни намного выше, нежели в Грузии. Дай-то Бог, что бы лет через пять или десять мы только приблизились к этому уровню. Нам потребуется очень много времени, чтобы приблизиться к этому уровню. 

Да, конечно, в нашей стране очень много трудностей, очень непросто живет огромное число наших сограждан. Циники периодически наскакивают на меня: «мол погляди, с какими странами он себя сравнивает…». Да нет. Мы не тягаемся с этими странами – мы просто указываем, что в нашей стране легче заниматься бизнесом, меньше бюрократия, легче добиться поставленных целей, нежели в этих странах. Но это только опция, которую мы приобрели. Только «частью» конечной цели является то, что мы попали в лигу стран с комфортными экономическими возможностями для бизнеса. Мы играем в этой лиге вместе и имеем шансы построить мощную экономику и стать богатой страной. На протяжении ряда лет нас опережала Эстония – она была на первом месте среди стран бывшего СССР по этим параметрам. Эстония слегка замедлила темп и мы на вираже ее обошли. Сегодня мы на 11-м месте, а Эстония – на 24-м. Но, еще раз повторю, это не значит, что по экономическим показателям мы превзошли Эстонию. Это само по себе не означает, что мы придем «первыми к финишу». Сможем ли мы достичь этого, зависит только от наших талантов, от нашего трудолюбия, просвещенности, образования, от нашей целеустремленности. То, что по Форбсу у нас самая низкая налоговая нагрузка после Катара, Эмиратов и Гонконга, не означает, что у нас такая же устроенная и продвинутая экономика, как в этих странах. Но самая низкая налоговая нагрузка означает, что производитель у нас может оставить себе больше денег, чем в других странах. То есть ему надо только приняться за дело (особенно с учетом, что ему и взяток не приходится платить, хотя бывает, что официально платят не много, а неофициально суммы вырастают до очень больших – у нас уровень коррупции в Европе примерно таков, как в Дании или Голландии).

Все это, безусловно, очень хорошие достижения. Но нам надо эти сегодняшние достижения обратить в завтрашнее богатство. Мы должны сегодняшнее яйцо превратить в завтрашнюю курицу. Или, напротив, заставить сегодняшнюю курицу начать завтра нести яйца. Обратить сегодняшние возможности в завтрашние деньги. Конвертировать сегодняшние возможности в реальный результат завтра. Чтобы эти деньги были у нас у всех в карманах. Суметь капитализировать рейтинги. И чтобы эти возможности  превратились и в имущество, и в рабочие места для нашего народа и наших семей. Мы должны понимать, что сегодняшние достигнутые возможности – это результат сотрудничества всего нашего общества. Но для того, что бы мы освоили эти достижения, нам надо очень и очень много работать! Думаю, что мы и в десятку и в пятерку когда-нибудь войдем. Думаю, впрочем, что «когда-нибудь» - это в ближайшие лет пять, но для этого необходимо, чтобы каждый это лично осознавал. Чтобы каждый гражданин понимал важность этого.  А то получится как с Гурией Ланчхути, которая усилиями одного человека, Евграфа  Шеварднадзе, поднялась в высшую лигу, но никак не могла там удержаться – а ведь была очень хорошей командой, между прочим.

Такой результат не может зависеть от усилий лишь одного человека. Необходима постоянная работа для того, чтобы сохранить свое завоеванное место. Именно эти постоянные усилия – важнейшая ценность либерализма. Именно для предоставления всем величайших возможностей мы стали на путь либеральной экономики, на путь Илии Чавчавадзе. И мы не должны никогда не сворачивать с этого пути.

Поскольку я затронул вопрос о возможностях, хочу привести пример одного молодого грузина. Вы знаете, что наше государство для грузинских студентов поддерживает программу, по которой если студенту удается поступить в вуз из первой двадцатки мировых вузов, то Грузия оплатит ему образование. Мы сделали это во время экономического кризиса! Мы в бюджете урезаем все, что можем. Но это мы сделали. Это стратегический вопрос для нашей страны. Отдачу мы не получим ни за день, ни за неделю, ни за месяц, ни за год, ни даже за 10 лет... 

Здесь в зале сидят молодые люди, которые получили похожую возможность и 5, и 7, и 6 лет назад. У этих молодых людей уже сегодня есть результаты – но многим только предстоит достичь успеха. Причем мы предоставляем возможность учебы не на основе чиновничьих или личных оценок, по дружбе или на основании связей. Поступил в университет из двадцатки – получишь финансирование. Такого прежде мы не делали. Вот так в первый поток попал парень из Зугдиди Ираклий Рогава. У него было настоящее желание. Он учился, сдал экзамены и сам поступил во всем известный Оксфордский университет. Ясное дело, что сам бы он не справился с оплатой учебы там – это порядка 25 тыс. фунтов – примерно 40-45 тыс. долларов. Да и жизнь там стоит недешево. Это его личное достижение. Возможно, важнейшее достижение в его жизни. Радость для родителей, его вырастивших, - они могут им гордиться.

Выпускник Оксфорда, как правило, легко находит высокооплачиваемую работу с первой зарплатой в 150 тыс. долларов в год. Может, находит не автоматически, но находит с очень большой вероятностью. Ираклий – сейчас студент именно такого высшего уровня. Но означает ли это то, что Ираклий стал автоматически состоятельным и состоявшийся человеком, поступив в университет? Конечно, нет. Для этого ему предстоит очень долго и тяжело учиться. Я знаю, каково это сидеть в библиотеках над книгами ночи напролет. Иногда так тяжело, что хоть умри, очень тяжело учиться на Западе в хорошем университете. Какой там немыслимый график занятий! Там не бывает – «не получилось, пересдашь на следующей неделе». В таких университетах один раз расслабился – практически невозможно наверстать отставание, таков темп учебы.…

Ираклий должен приложить все усилия, чтобы не оказаться отчисленным. И, только получив диплом, он сможет и получить высокооплачиваемую работу и рассчитывать на блестящую карьеру. В этом смысле есть общее между положением нашей страны и положением Ираклия. То есть мы – как страна – находимся с Ираклием в похожей ситуации. Сегодня он живет непросто, ему не хватает денег на повседневные расходы – я не знаю точно, но предполагаю. И точно так же и нашей стране тяжело. Но и у нас, у нашего народа, и у такой молодежи равные шансы на то, что мы вместе «вырастем». Вот эта житейская логика очень точно отражает ситуацию современной Грузии.

По рейтингам, которыми мы так гордимся, Грузия попала в высшую лигу. Не будем касаться «высшей лиги» Советского Союза. Все, Советский Союз кончился. Сейчас пора возвращаться в современную жизнь.

Прежде мы были подобны абитуриенту, который «рос» во тьме, в нищете, в беспределе, в беззаконии. Однако мы перешли в высшую лигу. Совершили невозможное. Это не означает, что мы уже разбогатели. Но это означает, что мы стали на тот путь, который приведет нас к успеху. Это означает, что у нас есть шансы добиться настоящих достижений. Теперь необходимо настоящее желание, необходимо продолжать идти по этому пути и реализовать эти шансы.

Мы пока по-настоящему нуждаемся, но у нас есть шансы, каких нет у многих других – достаточно взглянуть на республики бывшего Советского Союза, в нашем регионе, во всей Восточной Европе.

Мы видим, что наши достижения связаны с тем, что мы сумели более других упростить ведение бизнеса. Мы достигли этого, поскольку у всех нас вместе была политическая воля и цель. Мы сумели урезать налоги, тогда как наши друзья, например в Литве, в связи с кризисом даже сейчас были вынуждены увеличить налоги. Мы сократили коррупцию.

Революция Роз – это не было и не есть размахивание флагами на улицах, как думают некоторые, пытаясь ее сымитировать. Это была многолетняя упорная работа. Работа для того, что бы наша страна попала в эту высшую экономическую лигу. Революция Роз – это возврат на путь Илии. Этот путь – Экономический Либерализм и Свобода. Минимальное вмешательство правительства в экономику и максимальное обеспечение хороших условий для экономики и бизнеса.

И с этого пути мы не должны свернуть!

Для того, чтобы сделать необратимым курс на либерализацию Грузии, для того, чтобы ни мы, ни какое иное правительство Грузии не сумело свернуть с этого курса, для того, чтобы мы защитили наши достижения и новую институциональную основу, чтобы установить нашу экономическую независимость, - для всего этого я предлагаю конституционно защитить те экономические шаги, которые мы предприняли в последние годы. Мы должны конституционно защитить тот курс, который мы хотим продолжать в будущем.

Сегодня я представляю вам Акт Экономической Свободы. Этот акт будет затрагивать экономические возможности и ценности. Как видно уже из названия, в центре этого акта стоят Свобода, Равноправие, Возможности и Ценности. Свобода выражается в маленьком правительстве, низких налогах, незначительном вмешательстве государства и отсутствии бюрократических предписаний в деятельность предпринимателей и других граждан. Возможности выражаются в равной для всех доступности деятельности в свободной экономике, необременительное государственное вмешательство. С ростом возможностей связана и возрастающая социальная мобильностью, требующая возможности переквалификации и роста образования. Ясно, что работа по душе и «игра по правилам» - это основа развития в будущем. Ценности – справедливая государственная помощь – но тем, кто по объективным причинам не может реализовать свои права. Таким образом, чтобы те, кто не по своей воле не могут обеспечить себя, могли достойно жить.

Это все те ценности, те самые, в которых нуждаются сегодня наши граждане и предприниматели. Минимальное вмешательства правительства в дела бизнеса означает общество равных прав, это есть общество, основанное на таланте и трудолюбии людей, а не на привилегиях, знакомствах и «дружбах» и других подобных «критериях». Чтобы у каждого был шанс для работы и успеха. И государственная помощь тем, кто по каким-то причинам не может обеспечить себя: по возрасту, по здоровью и т.д.

Это – краеугольный камень нашего либерального взгляда. Даже не глядя на всякие рейтинги, мы видим, что активные политические дебаты – это наша повседневность. Впрочем важно заметить, что ни один из наших оппонентов, критикующих нас ежедневно, не подвергал сомнению избранный нами путь к демократии и успехам, путь поддержки  свободного предпринимательства, необременительного и ответственного государственного вмешательства, защиту от бюрократического произвола свобод и прав наших граждан.

С этими принципами у нас согласны все.

Исходя из этих принципов Акт Экономической свободы провозглашает следующие инициативы.

Поскольку во всем мире правительства находятся в ситуации возможного резкого роста дефицитов бюджета, инвесторы опасаются резких изменений в экономической политике. Акт Экономической свободы в первую очередь будет конституционно защищать человека и ограничивать правила, ограничивать возможность правительства пересматривать экономическую политику, отказываться от либерального экономического законодательства. В современной истории практически невозможно встретить случаи, чтобы правительство само, по своей воле, стремилось ограничить возможности своего вмешательства,  мониторинга, контроля.

Актом Свободы мы объявляем, что бюджетные расходы правительства будут ограничены конституционно уровнем не более чем 30 процентов от ВВП. Наш принцип заключается в том, что в проблемные годы правительство должно затягивать пояс, а не подступать с ножом к горлу к гражданам и предпринимателям, увеличивая регулирование и налоги. Мы считаем, что фискальная ответственность власти – фундаментальная компонента демократического правления. Исходя из этого мы объявляем, что конституционно ограничиваем возможный дефицит бюджета на более чем 3 процентами от ВВП. Суммарный же государственный долг не может превышать 60% от ВВП.

С 1995 года наша валюта свободно конвертируется. Конституционно запрещается ограничение конвертации валюты. Многие страны стремились это сделать и в последнее время сделали. Мы же должны запретить это конституционно.

Уже 12 лет у нас не ограничена репатриация прибыли и капитала. Мы должны закрепить это конституционно. От этого могут выиграть многие граждане и многие бизнесы. В результате растет занятость, поскольку происходит приток инвестиций. Акт Свободы превращает это в статью Конституции с тем, что бы было невозможно изменить это положение вещей в будущем. 

Мы многое сделали после Революции Роз с тем, чтобы избавить граждан и предпринимателей от излишнего контроля и регулирования и неоправданного вмешательства в их жизнь бюрократии. Благодаря этому нам удалось искоренить многие источники коррупции и упростить ведение бизнеса. Мы убрали те искусственные барьеры, которые мешали в деятельности нашему народу. Актом свободы мы запрещаем увеличение количества уже установленных лицензий. Помимо этого мы объявляем, что запрещаем создание новых государственных регулирующих органов, обладающих правами выдавать какие-либо новые лицензии. Такое зачастую делается, чтобы кого-либо трудоустроить или для каких-то политических соглашений. Теперь мы это запрещаем, чтобы никогда и никто не мог такое создавать. Таким образом никто не сможет устраивать теплые местечки для дармоедов и паразитов, чтобы удовлетворить какие-либо группы политического давления или для защиты чьих-либо экономических интересов.

На данный момент у нас остаются некоторые регулирующие органы в таких сферах, как финансы, коммуникации и энергетика. 

С 1995 года в Грузии нет государственных банков. И с начала 90-х в республике нет контроля за ценами. Акт свободы укрепит эту политику тем, что конституционно будет запрещено какое-либо долевое участие государства в банках. Такое сегодня встречается во многих зарубежных странах. Там это разрешают, а мы это запрещаем конституционно.

Также запрещается государственное предписание цен на любые продукты или услуги. Таким образом, в Грузии будет навсегда установлено свободное право людей устанавливать цены на производимое по своему выбору. 
 

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 160 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →