1. Крым и Севастополь – это маленькая точка
Если посмотреть на нашу карту, – предложил Путин, а затем уточнил: на нашу большую карту, то Крым и Севастополь – это маленькая точка...
Являются ли Севастополь и тем более Крым маленькими или иными территориями, зависит от масштабов карты, на которой они изображены. Но независимо от того, на какую карту смотреть, Севастополь и Крым не могут являться на ней одной точкой. Это два географических объекта, немного (примерно в 31 раз) различающихся по своей площади – 864 кв.км и 27 тыс. кв.км. соответственно.
2. Крым и Севастополь с Х века входят в состав Древней Руси
Путин: С древнейших времён наши предки осваивали эту территорию. В X веке её значительная часть просто вошла в состав Древнерусского государства.
Автору этих строк не удалось найти ни одного документа, ни одного исторического исследования, ни одной карты, на которой Крым (включая месторасположение нынешнего Севастополя) входил бы в территорию Древнерусского государства. Хоть в Х веке, хоть в любом другом.
Как видно, в частности, по приводимым выше картам, Херсонес, так же как и весь южный берег Крыма (ЮБК), и в Х веке и в целом во все время существования Киевской (Древней) Руси в IХ-XIII веках принадлежал не Древнерусскому государству (Древней Руси, Киевской Руси), а Византийской империи. Обширные пространства между южными границами Киевской Руси и ЮБК, часто называемые т.н. Диким полем, в состав Древнерусского государства также не входили, а контролировались степными кочевниками – хазарами, печенегами, половцами, затем татарами.
3. Херсонес – место крещения князя Владимира
Путин: Здесь, на этом месте, в Корсуни, в Херсоне, принял крещение князь Владимир и его дружина.
Как показали в своих исследованиях акад. А.Шахматов, историк церкви Е.Голубинский, последний обер-прокурор Священного Синода историк А.Карташёв, т.н. Корсунская легенда является художественным произведением, созданным в 1110-1112 годах автором Повести временных лет (ПВЛ) монахом Нестором.
Памятники древнерусской литературы, написанные до появления ПВЛ («Память и похвала князю русскому Владимиру» Иакова Мниха, не позже 1095 г.; «Сказание о Борисе и Глебе», возможно, около 1072 г.; «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, около 1038 г.) указывают на другие время и место крещения князя Владимира. Это событие произошло не в 988 г., а в 987 г. (возможно, в 986 г.), не в Корсуне (Херсонесе), а в Василькове (Василеве) – княжеской резиденции (даче) в 36 километрах к юго-западу от Киева, или же в самом Киеве.
В документе «Память и похвала князю русскому Владимиру» содержится четкое описание последовательности событий, из которого видно, что свой поход на греческий Херсонес Владимир совершил будучи уже крещеным христианином:
«После святого крещения (987) прожил блаженный князь Владимир двадцать восемь лет (до 1015). На другой год после крещения (988) к порогам ходил, на третий год (989) Корсунь город взял, на четвертый год (990) церковь каменную святой Богородицы заложил, а на пятый год Переяславль заложил (991), в девятый год (995) десятину блаженный христолюбивый князь Владимир дал церкви святой Богородицы из достояния своего...»
Одной из главных целей нападения Владимира на Херсонес был захват и увод в плен православных священников для проведения последующей христианизации Руси, причем перед началом войны киевский князь молился именно христианскому богу:
«Замыслив поход на город греческий Корсунь, так молился князь Владимир Богу: «Господи Боже, Владыка всех, одного у тебя прошу: дай мне город, чтобы взял и привел людей христиан и попов на всю землю, и пусть учат людей закону христианскому». И услышал Бог молитву его, и взял он город Корсунь, и сосуды церковные, и иконы, и мощи священномученика Климента и других святых».
Ту же причину атаки Владимира на Херсонес называет и Е.Голубинский:
«Пред общим крещением народа Владимиру нужно было войти в сношения с Греками для иерархического устройства будущей русской церкви; так как для целей государственных он считал нужным для себя родственный союз с императорами Константинопольскими, то и вступил в эти сношения весьма оригинальным образом, именно — в качестве победителя Греков».
«...выше мы привели свидетельство монаха Иакова, что Владимир только спустя два года после крещения взял у Греков Корсунь. ...Иаков говорит, что Владимир предпринял этот поход, между прочим, с тою целью, чтобы привести на свою землю христиан и священников, которые научили бы его людей закону христианскому; стоя под осажденной Корсунью, Владимир молился, по Иакову: «Господи Боже, Владыко всех! Сего у Тебе прошу, даси ми град, да прииму (и) и да приведу люди хрестьяны и попы на свою землю, да научать люди (мои) закону хрестьянскому».
4. Херсонес как сакральное место, центр формирования духовного единства
Путин: Это значит, что именно здесь находится сакральное место, центр формирования нашего духовного единства, которое в конечном итоге легло в основу формирования русской нации и единого централизованного российского государства.
«Сакральные» действия, совершенные в Херсонесе князем Владимиром, наиболее подробно описаны в «Житии Владимира особого состава» (выдержки из него, размещенные в Плигинском сборнике XVII века, были опубликованы в книге А.Ю. Карпова «Владимир Святой». М. 2005). Согласно Житию Владимир вначале просил за себя дочь «князя Корсунского града», но тот с презрением отказал. Тогда оскорблённый Владимир собрал войско из «варяг, словен, кривичей, болгар с черными людьми» и двинулся покарать обидчика. Во время осады некий варяг из Корсуни по имени Ждберн (или Ижберн) послал стрелу в лагерь к своим соплеменникам варягам (русам) и крикнул: «Донесите стрелу сию князю Владимиру!» К стреле была привязана записка с сообщением: «Если будешь с силою стоять под городом год, или два, или три, не возмешь Корсуня. Корабельники же приходят путём земляным с питием и с кормом во град». Владимир велел перекопать земляной путь и через 3 месяца взял город.
Далее последовали расправа с жителями города, изнасилование Владимиром дочери князя Корсуни и убийство ее родителей:
«А князя корсунского и с княгинею поймал, а дщерь их к себе взял в шатер, а князя и княгиню привязал у шатерной сохи и с дщерию их пред ними беззаконство сотворил. И по трех днях повелел князя и княгиню убить, а дщерь их за боярина Ижберна дал со многим имением, а в Корсуни наместником его поставил…»
В данном случае Владимир в точности повторил то, что он сделал по отношению к полоцкой княжне Рогнеде, ее отцу Рогволоду, ее матери и братьям после взятия Полоцка в 978 г.
Захватив Корсунь, Владимир отправил в Царьград посольство во главе с военачальником Олегом и варягом Ждберном, требуя сестру царствовавших в то время императоров Василия II Болгаробойцы и Константина VIII Анну Византийскую себе в жены, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. С плачем царевна попрощалась с близкими, говоря: «Иду как в полон, лучше бы мне здесь умереть».
Таким образом, крещение князя Владимира произошло не в Херсонесе, а в Василеве (или даже в Киеве); не в 988 г. или 989 г., а в 987 г. (возможно, в 986 г.).
Владимир совершил поход на Херсонес Таврический в 988-989 гг.
После 9-месячной осады изможденный город был захвачен в 989 г. в результате предательства варягов, призванных его защищать.
Во время взятия Херсонеса Владимир уже два (возможно, даже три) года был крещеным христианином.
Оккупированный город был подвергнут войсками Владимира разграблению, его жители – насилиям и убийствам.
Получив в жены сестру византийских императоров Анну и забрав христианских священников города для проведения крещения Руси (очевидно, в 989 г.), Владимир покинул Херсонес.
Больше он никогда в него не возвращался.
Разгром Херсонеса Владимиром Таврическим Первым (включая насилия над его жителями, их убийства и увод их в плен) Владимиром Таврическим Вторым был назван:
- на торжественном заседании 18 марта 2014 г. в Кремле – нашей общей историей и гордостью; духовным подвигом; культурной, ценностной, цивилизационной основой нынешней российской власти;
- на концерте в Лужниках 18 марта 2021 г. – сакральным местом, центром формирования нашего духовного единства, легшим в основу формирования русской нации и единого централизованного российского государства.
5. Крым и Севастополь в составе Российской империи в XVII веке
Путин: Позднее, в XVII‒XVIII веках, в XIX веке эти земли полностью вернулись законному владельцу – Российской империи.
То, что Крым и Севастополь оказались в составе Российской империи в XVII веке, является еще одним открытием в исторической науке, до сих пор бывшим неизвестным специалистам.
Границы паланок (административно-территориальных единиц Запорожской Сечи) в середине XVIII века
До 18 марта 2021 г. историки также полагали, что Крым оказался в составе Российской империи в результате аннексии владений Османской империи, осуществленной Екатериной Второй в 1783 г.
До 18 марта 2021 г. им также было неизвестно о каких-либо изменениях в государственной принадлежности Крыма и Севастополя, происходивших в XIX веке.
6. Российская империя как законный владелец Крыма и Севастополя
Путин: ...в XIX веке эти земли полностью вернулись законному владельцу – Российской империи.
Безотносительно к тому, насколько обоснованным является такое утверждение, сам факт объявления Путиным Российской империи в качестве законного владельца Крыма и Севастополя означает, что нынешняя Российская Федерация владеет Крымом и Севастополем незаконно. Поскольку законным владельцем Крыма и Севастополя, согласно Путину, является Российская империя, то это заявление Путина ведет к любопытному юридико-политическому казусу: Крым и Севастополь, по утверждению Путина, должны быть выделены из Российской Федерации и переданы (возвращены) их законному владельцу – Российской империи.
7. Шантаж соседей угрозой передачи их территорий России
Путин: В 20-е годы прошлого века большевики, формируя Советский Союз, по каким-то причинам, непонятным до сих пор, передали значительные территории, геополитические пространства в адрес квазигосударственных образований. А потом, развалившись сами, развалив свою партию изнутри, развалив Советский Союз, привели к тому, что Россия утратила колоссальные территории и геополитические пространства.
Но хочу сказать, что мы готовы жить в новых геополитических условиях. Более того, мы рассматриваем наших соседей не просто как соседей, близких по географии, мы рассматриваем народы этих стран как братские народы, готовы подставить им плечо и локоть, для того чтобы обеспечить развитие, двигаться дальше вместе, идти вперёд, используя наши конкурентные возможности, а их достаточно.
Но мы никогда не согласимся только с одним: чтобы кто-то позволил себе использовать щедрые подарки России для нанесения ущерба самой Российской Федерации. Надеюсь, это будет услышано.
Кажется, впервые Путин столь четко сформулировал условия, какие он собирается использовать в качестве угрозы возможного изменения межгосударственных границ и возвращения щедрых геополитических подарков, предоставленных, по его мнению, Россией своим соседям – квазигосударственным образованиям. Иными словами, если в Кремле посчитают, что действия соседей наносят ущерб Российской Федерации, то эти щедрые подарки в виде геополитических пространств будут отозваны. Тогда, очевидно, могут быть предприняты попытки по их возвращению законному, по мнению Путина, владельцу – Российской Федерации (Российской империи?).
Очевидно, что Путин провел очередной сеанс пропагандистско-психологической подготовки общественного мнения к возможным новым шагам по воссозданию т.н. «исторической России», то есть по изменению международно признанных границ Российской Федерации с соседними государствами с целью «возвращения» их территорий (как, например, Крыма) в лоно их «законного владельца» – «исторической России».
Западные границы «исторической России» по Путину (на конец XVIII века)
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →