Андрей Илларионов (aillarionov) wrote,
Андрей Илларионов
aillarionov

Category:

Новый директор ЦРУ

На второй день своего пребывания в Белом доме, 21 января 2021 г., Байден номинировал на пост директора ЦРУ Уильяма Бернса, который четыре дня назад, 18 марта, и был утвержден в этой должности.

У Бернса – впечатляющая дипломатическая карьера. С 1998 по 2001 год он был послом США в Иордании, с 2001 по 2005 год – помощником государственного секретаря по делам Ближнего Востока, с 2005 по 2008 год – послом США в Российской Федерации, с 2008 по 2011 год – заместителем государственного секретаря по политическим вопросам.



Лица, общавшиеся с Бернсом в Москве в бытность его послом, вспоминали, что Бернс постоянно повторял, что США надо научиться быть «более скромными». Кроме того, он регулярно извинялся. Даже тогда, когда члены российской делегации, собиравшейся вылетать в США, не подали вовремя документы в консульский отдел, и, следовательно, не смогли получить американские визы и вылететь в командировку, он принес извинения российской стороне.

В 2010 году Бернс высказал крайнее неудовлетворение попыткой Грузии, «осмелившейся» блокировать вступление России в ВТО.

В 2013 году Бернс и Джейк Салливан (нынешний советник Байдена по национальной безопасности) руководили секретными двусторонними переговорами с Ираном, которые привели к соглашению между Ираном и Группой 5 + 1 и, в конечном итоге, к ядерной сделке с Ираном. Шестисторонняя ядерная сделка с Ираном, подготовленная под руководством Бернса и заключенная Обамой в 2015 году, многими экспертами расценивается как легальный путь для приобретения Ираном ядерного оружия, какое последний обещает использовать против Израиля.

После президентских выборов в США 3 ноября 2020 г. имя Бернса появилось в прессе в качестве одного из возможных кандидатов на пост государственного секретаря. Как сообщила газета «Коммерсант», ее источники «в государственных структурах» России назвали Бернса «самым выгодным для Москвы кандидатом из пяти упомянутых» в СМИ:

Бывший заместитель госсекретаря, ныне возглавляющий Фонд Карнеги Уильям Бернс, из всех упомянутых лиц имеет наибольший опыт работы на российском направлении. В 2005–2008 годах он был послом США в РФ, а при Бараке Обаме поднялся до поста первого заместителя госсекретаря — политической должности, на которую крайне редко назначают профессиональных дипломатов. На этом посту он также активно взаимодействовал с Россией, в том числе на иранском направлении. По словам директора Московского центра Карнеги Дмитрия Тренина, многие в США и за их пределами называют Уильяма Бернса наиболее выдающимся дипломатом своего поколения... В своей недавно опубликованной (в том числе и на русском) книге «Невидимая сила. Как работает американская дипломатия» Уильям Бернс критикует многие действия российских властей, но в то же время подвергает сомнению целесообразность некоторых решений американской стороны, включая, например, планы интеграции Украины и Грузии в НАТО. По словам собеседников “Ъ” в госструктурах РФ, для Москвы его назначение было бы наиболее выигрышным из всей приведенной Politico пятерки.

В 2019 г. Бернс опубликовал книгу своих мемуаров «Невидимая сила: Как работает американская дипломатия». Краткое содержание глав этой книги представляет статья в Википедии:

После прихода к власти президента Клинтона Бёрнса отправили на работу в Москву. Постсоветская Россия представлялась ему как «глубоко несчастная, сбившаяся с пути страна». Надежды на светлое посткоммунистическое будущее казались призрачными.
В вопросе о расширении НАТО посольство США призывало к осторожному и взвешенному подходу. Как пишет Бёрнс, прежде чем обсуждать возможность официального принятия в НАТО Польши и других стран Центральной Европы, рекомендовалось подумать о других формах сотрудничества с бывшими странами — членами Варшавского договора, а также, возможно, о новых договорных отношениях между НАТО и Россией.
В главе 5 подробно разобрана первая поездка в Израиль и на Западный берег реки Иордан с целью остановить очередную вспышку насилия. Для этой цели Бёрнс стремился убедить палестинских и израильских сотрудников служб безопасности в необходимости сотрудничества.
Седьмая глава посвящена президентству Барака Обамы. Президент Обама и его госсекретари Хиллари Клинтон и Джон Керри считали, что Америке необходимо перестать опираться на военную силу и вернуть себе лидерство в области дипломатии.
По мнению Бёрнса, главным достижением «перезагрузки» стал визит Медведева в США в июне 2010 года и подписание нового договора об ограничении стратегических вооружений СНВ-III. Была также достигнута договорённость о завершении процедуры вступления России в ВТО... Затем «перезагрузка» надолго застопорилась.
Глава 10 посвящена задачам американской дипломатии на ближайшее будущее, которые Бёрнс описывает следующим образом:
- Отказ от расширения НАТО, вместо этого – консолидация блока.
- Укрепление суверенитета Украины и оздоровление политической и экономической ситуации в этой стране вне рамок каких-либо формальных военных структур.
- Поддержание жизнеспособности Европейского союза после «брексита».

Как видно, первая и вторая задачи, сформулированные Бернсом, прямо противоречат целям не только украинского политического сообщества, но даже и ближайшего интеллектуального партнера нынешней администрации США в Вашингтоне – «Атлантического совета».

Украинский общественный деятель Алексей Мочанов в своем ФБ привел выдержку из докладной записки Уильяма Бернса Кондолизе Райс в 2007 г., воспроизведенной в мемуарах Бернса «Невидимая сила: Как работает американская дипломатия»:

«...вступление Украины в НАТО будет означать пересечение самой красной из всех красных черт.
Более чем за два с половиной года бесед с ключевыми российскими игроками, от самых косных силовиков в темных кремлевских коридорах власти до самых ярых либеральных критиков Путина, мне до сих пор не удалось найти никого, кто не считал бы вступление Украины в НАТО непосредственной угрозой российским интересам. На данном этапе продвижение «Плана действий по подготовке к членству в НАТО» будет рассматриваться не как технический шаг на долгом пути к вступлению Украины и Грузии в Североатлантический союз, а как брошенная в лицо перчатка, как стратегический вызов.
Сегодняшняя Россия не оставит этот жест без ответа. Российско-украинские отношения будут надолго заморожены. <…> Россия получит весомый повод для вмешательства в Крыму и восточной Украине. <…>
Что касается Грузии, то признание независимости Косова в сочетании с продвижением «Плана действий по подготовке к членству в НАТО», вероятно, приведет к признанию Россией независимости Абхазии, каким бы контрпродуктивным ни был этот шаг с точки зрения долгосрочной заинтересованности Москвы в этих кавказских территориях. В этом случае вероятность последующего вооруженного столкновения между Россией и Грузией будет очень высока..

Эта выдержка была приведена, очевидно, для демонстрации примеров особой проницательности Бернса и его способности точно предвидеть будущее развитие событий:

Ну, конечно, что умного мог сказать посол сша в рф?
А то, что оно пошагово сбылось – это совпадение.

Да. Именно поэтому я ее и привел.
Они [прогнозы. – А.И.] у него – сбываются.

На взгляд автора этих строк, приведенные цитаты из докладной записки Уильяма Бернса Кондолизе Райс 2007 года говорят об ином.

1. Слова Бернса о том, что в России он не встретил никого, кто не воспринимал бы вступление Украины в НАТО как угрозу российским интересам, не соответствуют действительности. Как минимум, одного он точно встретил. И даже имел с ним на эту тему развернутый обмен мнениями. Уверен, что были и другие лица, кто высказывали аналогичные суждения. Отсутствие упоминаний о таких людях в мемуарах бывшего посла свидетельствует не об отсутствии таких людей в России, а о политических/идеологических предпочтениях их собеседника, пожелавшего ввести в заблуждение своих читателей и в 2007 году и в 2019-м.

2. О том, что признание независимости Косово будет использовано Кремлем в качестве предлога для нападения России на Грузию, Путин открыто сообщил журналистам еще 31 января 2006 г., более чем за год до появления докладной записки авторства Бернса:

Применительно к Косово – то же самое. Если кто‑то считает, что Косово можно предоставить полную государственную независимость, то тогда почему мы должны отказывать в этом абхазам или южноосетинцам? Я сейчас не говорю о том, как будет действовать Россия. Но мы знаем, например, что Турция признала Республику Северный Кипр. Я не хочу сказать, что и Россия тут же немедленно признает Абхазию или Южную Осетию в качестве независимых и самостоятельных государств, но такие прецеденты в международной жизни есть.

Иными словами, докладная записка посла госсекретарю стала свидетельством не столько его прогностических способностей, сколько его умения читать стенограммы открытых пресс-конференций руководителя страны пребывания. Получается, что это было не столько предсказание, сколько постсказание Бернса.

3. Как известно, операция по аннексии Крыма была начата Путиным 20 февраля 2014 г. Ни накануне того дня, ни в тот день Украина не начинала процесс своего вступления в НАТО. Более того, тогда легитимным президентом Украины был Виктор Янукович, не только искренне ненавидивший Северо-Атлантический альянс, но и подписавший Харьковские соглашения, оставлявшие базу российского Черноморского флота на территории Украины на десятилетия. Так что прогноз будущего директора ЦРУ оказался на 100% ошибочным.

4. Намерение руководства Украины вступить в НАТО получило правовое оформление лишь 29 августа 2014 г., когда премьер-министр Украины А.Яценюк внес в Верховную Раду законопроект об отмене внеблокового статуса страны. Президент Украины П.Порошенко впервые заявил о таких планах на саммите НАТО в Уэльсе 4 сентября 2014 г. К этому времени Путин уже полгода как аннексировал Крым и уже несколько месяцев как оккупировал половину Донбасса. Внешнеполитический демарш украинского руководства был совершен лишь после того, как крупные подразделения регулярных российских войск 25 августа 2014 года вторглись на территорию Украины и нанесли болезненное поражение ВСУ под Иловайском. Таким образом, это не намерение Украины вступить в НАТО спровоцировало путинскую агрессию. Наоборот, это открытая путинская агрессия вынудила украинское руководство начать сближение с НАТО. Столь очевидные манипуляции историческими фактами могут быть объяснены лишь личными и/или идеологическими предпочтениями самого Бернса, ставшего теперь руководителем ЦРУ.

5. Докладная записка Бернса, написанная в 2007 году и воспроизведенная им в своей книге 12 лет спустя, свидетельствует о том, что взгляды автора, о которых он докладывал своему руководству почти полтора десятилетия тому назад, остались неизменными. Текст записки, выдержки из которой приведены выше, является еще одним убедительным подтверждением того, что Бернс входил и входит в когорту, говоря языком 2010-х годов, т.н. Putin's enablers («помощников Путина»), или, говоря языком конца 1930-х годов, «умиротворителей агрессоров», или, говоря современным языком, Putin Verstehers («понимателей Путина»).

В целом цитата Бернса из 2007 года – очень своевременное и полезное напоминание постсоветским обществам, в особенности в Украине и Грузии, а также трезвым представителям российской оппозиции о настоящем мировоззрении одного из ключевых сотрудников нынешней администрации США.
Tags: Байден, Грузия, НАТО, Путин, Путинская война против Украины, США, Украина, внешняя политика, дипломатия, российско-грузинская война, спецслужбы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 129 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →