?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile ИЭА Previous Previous Next Next
Андрей Илларионов
aillarionov
aillarionov
Без мифов

В связи со смертью Е.Т.Гайдара ко мне обращаются с просьбами «прокомментировать», «высказаться», «дать оценку».
То, что сделал Гайдар, заслуживает серьезного общественного разговора.
Но не сейчас.
Тому есть несколько причин.

1.  Сейчас время прощания. С уходящим в другой мир каждый оставшийся в этом прощается по-своему. Как – это его и только его выбор.

2.  В особенности если уходящий – не абстракция с плаката, экрана или иконы, а человек, знакомый тебе в течение десятилетий. Чтобы проститься с Гайдаром, мне не нужны ни зрители, ни надсмотрщики.

3.  Порядочные люди хранят память об ушедших. Но они не устраивают шаманские пляски на их костях.

4.  Многие в эти дни искренне отдают дань памяти Гайдару – так, как они понимают его и его роль в истории нашей страны. Но есть и те, кто устраивают на его смерти Кампанию. Эти воюют не столько за сохранение памяти о Гайдаре, сколько за создание Мифа о Гайдаре. И в том числе – о себе.

5.  С детства не терплю кампании – как ненависти, так и восхваления. Ничего подобного кампании, проводимой в эти дни, не происходило тогда, когда уходили наши великие сограждане – Андрей Сахаров, Галина Старовойтова, Борис Ельцин, Борис Федоров. Уход этих в высшей степени достойных людей не исключал немедленного обсуждения их действий, оценки их достоинств и побед, ошибок и поражений.

6.  Сегодня по отношению к Гайдару это почти невозможно. Нынешняя кампания по его мифологизации по сути нацелена на ликвидацию самой возможности взвешенного разбора его взглядов и действий, на недопущение непредвзятого анализа недавней истории страны. 

7.  Разговор о Гайдаре, своими действиями предопределившим многое в нашей экономической и политической жизни, необходим. Общество нуждается не в замазывании его черной краской и не в обливании его слащавым елеем, а в серьезном и предельно честном разговоре – о том, что и как им было сделано, что не было сделано и почему.

Этого разговора страна ждет как минимум с 1992 года.
Разговора, начала которого ждали именно от Гайдара, но так и не дождались.
Разговора, без проведения которого российское общество рискует надолго остаться заложником старых мифов и пленником новых.

Tags:

65 comments or Leave a comment
Comments
Page 3 of 3
[1] [2] [3]
From: niloff1 Date: December 24th, 2009 07:58 pm (UTC) (Link)

О Гайдаре.

Порядочные люди хранят память об ушедших. Но они не устраивают шаманские пляски на их костях.
---
Дело в том, что пляски устраивают со всех сторон:
а) противники Гайдара, что до похорон - не камильфо;
б) "сподвижники", которые учитывают позицию тех, кто согласует свою мораль с п.а), и доказывают "положительность" произошедшего принятыми мерами со стороны Гайдара;
в) иные, те, кто справа и слева.

Я не могу говорить о Гайдаре-экономисте-ученом, поскольку сам неэкономист, более того воспитан на уважении докторов наук по определению. Хотя по опыту работы могу утверждать, что высший пост в управлении экономикой страны, чему-то учит, особливо, когда впоследствии на тебя работает институт....

НО октябрь 1993 года... Когда именно Гайдар (и только он) дал распоряжение "шарашить" с набережной по самому демократически избранному парламенту (ВС РСФСР), парламенту, запретившему КПСС (замечание для тех, кто Верховный Совет представляет, как красно-коричневый) - это преступление.

Опять замечу, для тех кто не знает: по состоянию души Ельцин в течение тех 3-5 дней находился в глубоком "астрале" и все решения принимал Гайдар.
Тем самым Гайдар своими указаниями обеспечил расстрел Парламента и совершил государственный перевророт. Уж, кто-кто, а г-н Илларионов по положению это должен знать.

Более того, г-н Илларионов должен знать и что послужило протестам со стороны "тогдашнего" Парламента. А именно: не ностальгия по социализму, а решения о "раздаче" экономики не известно кому, что вылилось в ваучеризацию, во всякого рода залоговые аукционы, к потере в итоге промышленной и с/х базы.
muamuk From: muamuk Date: December 26th, 2009 08:05 am (UTC) (Link)

кампания мифологизации

Поясните, насколько это соответствует действительности.Раньше авторос стабфонда однозначно назывался Андрей Илларионов.
Пятница, 25.12.2009
Владимир Мау, ректор Академии Народного Хозяйства при российском правительстве, главный редактор журнала «Экономическая политика»:
И это показывает, что политика стабилизационного фонда, у истоков которой стоял, опять же, Егор Гайдар, была абсолютно правильной – что именно это позволило нам пройти кризис относительно мягко. http://www.echo.msk.ru/programs/creditworthiness/643835-echo/

"Разговора, начала которого ждали именно от Гайдара, но так и не дождались". В этом вы неправы Гайдар светился в эфире как радио-, телезвезда. Его книги и есть разговор.
В остальном я с вами полностью согласен. Миф о великом реформаторе нужен больше живым либералам.
Кстати, что-то я мнения еще одного "финансового гения" не услышал?
muamuk From: muamuk Date: December 27th, 2009 06:29 am (UTC) (Link)

Re: кампания мифологизации

Возможно вы не поняли последнюю фразу.
Я имел ввиду Сергея Кириенко, Председателя Правительства России с апреля по август 1998 года, ныне руководителя госкорпорации «Росатом».
Хотелось бы узнать участие Егора Гайдара в строительстве пирамиды ГКО и вообще в событиях 1998 года, которые в хоре дифирамбов памяти почему-то забыли, а сам г-н Кириенко помалкивает.
aillarionov From: aillarionov Date: December 28th, 2009 12:17 am (UTC) (Link)

Re: кампания мифологизации

Спасибо за пояснения.
Частично ответ на Ваш вопрос есть в материалах Генпрокуратуры и Совета Федерации 1998-1999 годов.
Там речь идет об участии не только в строительстве пирамиды, но о ее использовании:

"Обоснованность первой возможности уже рассмотрена при анализе причин завышения доходности государственных обязательств. О высокой вероятности второй возможности свидетельствуют следующие обстоятельства:
...
- активное участие бывших высокопоставленных государственных чиновников - руководителей влиятельных органов государственной власти в осуществлении операций на рынке государственных ценных бумаг (в частности, А.Б.Чубайса, С.В.Алексашенко и А.Р.Коха)."
http://www.glazev.ru/econom_polit/2449/

Есть также небольшие пояснения в интервью в "Континенте":
http://magazines.russ.ru/continent/2007/134/il7-pr.html
graf_florida From: graf_florida Date: December 30th, 2009 12:08 am (UTC) (Link)
Из последнего выступления Егора Гайдара 19 ноября 2009 года в клубе — литературном кафе Bilingua в рамках проекта «Публичные лекции Полит.ру»:
"Еще летом 2008 года вполне квалифицированный экономист – Андрей Илларионов, который долгие годы работал советником президента России по экономике, – подробно объяснял, почему никакой рецессии в США не будет, почему никакого влияния на глобальный экономический рост состояние нынешней рыночной экономики не окажет, почему оно никак не скажется на российской экономике. Это происходило в то время, когда американская экономика уже полгода была в состоянии рецессии (официально это было декларировано в ноябре 2008 года). Это произошло не потому, что он не старался правильно спрогнозировать развитие событий, а потому, что это очень сложно сделать." http://www.polit.ru/lectures/2009/12/10/gaidar.html

Андрей Николаевич, а разве вы прогнозировали что кризиса не будет в США? Насколько я помню, у вас там шел спор о том наступил ли УЖЕ на тот момент рецессия (спор применения разных методик здесь). Что касается того что вы что никакой рецессии не наступил в штатах вообще - что то я не помню что вы такие прогнозы делали на будущее...

graf_florida From: graf_florida Date: December 30th, 2009 12:20 am (UTC) (Link)
Извиняюсь за коряво написанную последнюю фразу - печатал на iphone - имел ввиду что не понню что бы вы отрицали возможность вхождения Штатах в рецессию впоследствии - просто утверждали что на тот момент методология которой вы придерживаетесь не позволяет сказать что Штаты уже в рецессии, надо подождать тренда за полгода... Как и тезис о том что НИКАКОГО влияния не окажет все это на глобальный экономический рост. Что то я не помню что бы так категорично вы говорили...
aillarionov From: aillarionov Date: December 30th, 2009 07:01 am (UTC) (Link)
К сожалению, не успел прокомментировать это заявление при жизни Е.Гайдара.
Увы, это передергивание.
karharot_1 From: karharot_1 Date: January 2nd, 2010 03:32 pm (UTC) (Link)
Некоторые ставят Гайдара в один ряд с Милтоном Фридманом, Мартом Лааром, Лешеком Бальцеровичем. Согласны ли Вы с такой оценкой?
aillarionov From: aillarionov Date: January 2nd, 2010 04:50 pm (UTC) (Link)
Нет.
karharot_1 From: karharot_1 Date: January 4th, 2010 12:34 pm (UTC) (Link)
http://romanchuk-jaroslav.blog.tut.by/2009/12/22/gajdar-dlya-belarusi/
Не самая удачная статья, на мой взгляд, Вашего коллеги из Минска.
По следам статьи, вопрос который был уместен больше конечно после публикации Вашей статьи "Суть наших разногласий" - может лучше "петь в одном хоре с Гайдаром", в противовес например Глазьеву, или академику Шмелину?

Edited at 2010-01-04 02:47 pm (UTC)
aillarionov From: aillarionov Date: January 4th, 2010 06:04 pm (UTC) (Link)
1. Разница между Гайдаром и Глазьевым гораздо меньше, чем принято думать.
2. От ошибок в оценках никто не застрахован.
3. Другое дело, что определенные ошибки оказываются невероятно заразными.
karharot_1 From: karharot_1 Date: January 5th, 2010 08:57 pm (UTC) (Link)
п.п. 2,3
Согласен, и ссылку предоставил, не для, того чтобы выносить суждение Ярославу, которого бесконечно уважаю.
Вопрос в ответе Вам интересный - как либертарианцам оценивать политика у власти.
Может, я думаю, по принципу института Катона: поддерживаем шаги по направлению к свободе, но не поддерживаем шаги против свободы...

Edited at 2010-01-05 08:58 pm (UTC)
aillarionov From: aillarionov Date: January 6th, 2010 07:02 am (UTC) (Link)
Этот хороший принцип - не только Института Катона. Это принцип, разделяемый многими либертарианцами.
65 comments or Leave a comment
Page 3 of 3
[1] [2] [3]