Андрей Илларионов (aillarionov) wrote,
Андрей Илларионов
aillarionov

Categories:

Климатгейт. Вторая серия.


В рамках обсуждения «глобального потепления» основное внимание общественности обычно привлекают к «глобальным» данным. Естественно, глобальные данные являются результатом агрегирования (усреднения) климатических данных по регионам, странам, районам, ячейкам (боксам) координатной сетки, метеостанциям. 

Опубликованный в 2008 г. под эгидой Росгидромета «Оценочный доклад об изменениях климата и их последствиях на территории Российской Федерации» предоставляет официальную информацию о повышении температуры по территории России за последнее столетие:
«За последние 100 лет (1907-2006 гг.) по данным сети Росгидромета потепление в целом по России составило 1,29°С при среднем глобальном потеплении, согласно Четверому оценочному докладу МГЭИК, 0,74°С».
(Глава «Общее резюме», подглавка «Изменения климата России за период инструментальных наблюдений», параграф «Температура приземного воздуха, с. 9»:
http://climate2008.igce.ru/v2008/pdf/resume_ob.pdf 

Более значительное повышение температуры по территории нашей страны по сравнению с повышением температуры по всей планете само по себе неудивительно – температура воздуха над территориями, удаленными от экватора и приближенными к полюсам, во время циклических колебаний глобального климата обладает большей волатильностью, чем глобальная температура. Такие территории быстрее нагреваются во время регулярных потеплений и быстрее остывают во время регулярных похолоданий. 

Сомнение вызывает не направление изменения российской температуры за последнее столетие, а его масштабы – как в целом по стране, так и в региональном разрезе.

Дело в том, что анализ российских климатических данных, проведенный в ИЭА, обнаружил любопытную закономерность. Если сгруппировать данные по 81 российской метеостанции с самыми длительными рядами наблюдения (более ста лет подряд) по критерию численности населения населенных пунктов, в которых или рядом с которыми расположены эти метеостанции, то получается следующая картина: 


Получается, что масштабы (темпы) повышения температуры за последний век пропорциональны численности населения этих населенных пунктов – чем больше в них населения, тем значительнее потепление. Иными словами, данные метеостанций показывают повышение не только климатической температуры из-за естественных причин, но и городской (пригородной) температуры, быстро повышавшейся в течение большей части ХХ века - начала ХХI века в силу так называемого «эффекта городского потепления» (urban heat effect). Под этим эффектом понимают повышение температуры в населенных пунктах в результате обогрева человеком жилых, производственных, общественных помещений, а также из-за производимой им хозяйственной и бытовой деятельности. 

Если перейти к сравнению масштабов повышения температуры за столетие на 10 метеостанциях с наименьшей численностью населения (менее 1 тыс.чел.) – то есть там, где «эффект городского потепления» был минимальным, а, возможно, и вообще отсутствовал, и на 10 станциях с наибольшей численностью населения (более 530 тыс.чел.) – т.е. там, где «эффект городского потепления» был максимальным, то разрыв в масштабах потепления увеличивается до 0,48°С:


Поскольку официальная цифра потепления на территории России за последнее столетие, предложенная в Оценочном докладе Росгидромета, равна 1,29°С, а повышение температуры в самых крупных городах страны за тот же период оказалось весьма близким к ней – равным 1,35°С, то получается, что официальная цифра российского потепления фактически отражает повышение температуры не по всей территории страны, а лишь по территории ее населенных пунктов, причем по территории самых крупных ее населенных пунктов – городов с населением в пол-миллиона человек и больше.

Иными словами, официальная цифра потепления, похоже, состоит из двух частей – повышения температуры за счет естественных факторов во время фазы потепления последнего климатического цикла и повышения температуры за счет эффекта городского потепления. Таким образом, завышение масштабов климатического потепления в силу действия эффекта городского потепления может оцениваться в 0,42-0,48°С или примерно в 50% от фактического потепления, произошедшего из-за естественных причин.

Поскольку методология, применяемая для расчетов температуры по территории России, и методология, применяемая для расчетов глобальной температуры, фактически одинаковы, то это означает, что масштабы завышения оценки глобального потепления, объявленной  МГЭИК (0,74°С), могут оказаться сопоставимыми с масштабами завышения потепления над российской территорией. И это означает, что произошедшее за последнее столетие потепление на самом деле, возможно, было более скромным, чем это было официально объявлено МГЭИК.  

По результатам обсуждения доклада ИЭА 28 декабря 2009 г. на Совете-семинаре РАН по климатическим вопросам ему была дана высокая оценка.

Доклад ИЭА полностью можно найти здесь: http://www.iea.ru/article/kioto_order/analysis.pps 

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments