Интервью Виктора Геращенко:
http://www.itogi.ru/report/2010/9/149469.html
http://www.itogi.ru/report/2010/10/149629.html
http://www.itogi.ru/report/2010/11/149893.html
- блестящие образцы того, как, создавая иллюзию откровенности и сообщая значительное количество второстепенных деталей, скрывать, недоговаривать и аккуратно искажать более важную информацию. К текстам В.Геращенко следует относиться внимательно, тщательно отделяя волокна реальных фактов от аккуратно вплетенных ниточек интерпретаций и фальсификаций. Хоть пособия для агентов глубокого погружения по ним готовь.
Никто из противников российских реформ не оказался столь квалифицированным, столь умным, столь изощренным, нанесшим столь существенный политический ущерб их авторам и столь значительный экономический ущерб стране. Будучи причастным к конфискационной денежной реформе января 1991 г., автором конфискационной денежной реформы июля 1993 г., организатором «черного вторника» 11 октября 1994 г., создателем – наряду с Е.Гайдаром – инфляционной волны второй половины 1992 г. – первой половины 1993 г., В.Геращенко сумел – несмотря на все свои «подвиги» – сохранить нешуточную популярность в российском обществе.
Куда бы его ни бросали руководство и судьба – от совзагранбанков и Госбанка СССР до ЮКОСа и оппозиционной Национальной Ассамблеи – везде он сохранял верность однажды данной присяге и, оставшись, казалось бы, в одиночестве – подобно забытому японскому солдату в джунглях заброшенных тихоокеанских островов, продолжал сражаться за то, что считал полезным для системы даже тогда, когда уже не осталось ее видимого Центра, откуда можно было бы получать инструкции и куда посылать донесения.
В вопросах о том, кто именно выдвинул В.Геращенко на пост руководителя российского Центробанка, какими были отношения между В.Геращенко и Е.Гайдаром, В.Геращенко и хасбулатовским Верховным Советом, несдавшийся не отказал себе в удовольствии рассказать, как оно было на самом деле, и дать этому свою, полную нескрываемого презрения к его "нанимателям", оценку:
«— Виктор Владимирович, большой неожиданностью для многих было увидеть вас среди «младореформаторов»: главный враг российского Центробанка в период «войны за независимость» сам же его в итоге и возглавил.
— Занять эту должность мне предложили впервые еще до развала Союза, в конце ноября 1991 года. Я был на каком-то совещании в российском правительстве. Егор Гайдар, недавно назначенный вице-премьером, попросил меня выйти для конфиденциального разговора. Вместе с ним был Геннадий Бурбулис, ельцинский госсекретарь. «Как смотрите на то, чтобы возглавить Центробанк?» — спрашивает Гайдар. А мы с ним, надо сказать, были неплохо знакомы. Познакомились в августе 1989-го, когда я только заступил на пост предправления Госбанка. Гайдар на тот момент работал в журнале «Коммунист» и пришел ко мне брать интервью. А потом, когда он уже был завотделом экономики в «Правде», часто привлекал меня к участию в различных правдинских мероприятиях.
...завершая беседу, я посоветовал моим «нанимателям» поговорить на эту тему с Хасбулатовым: Центробанк все-таки подотчетен Верховному Совету. «По-моему, — говорю, — он будет возражать». И не ошибся. Хасбулатов был категорически против моей кандидатуры.
...Мою кандидатуру, насколько мне известно, пробил Гайдар, убедивший Ельцина, что я более, чем кто-либо, подхожу на эту должность. Ну а потом общими усилиями уломали Руслана Имрановича...
— Спустя несколько лет Егор Тимурович назовет свою поддержку вашей кандидатуры самой серьезной из ошибок, допущенных им в 1992 году. Почему у вас не сложились отношения?
— Не знаю, я как раз считаю, что у нас в те годы были нормальные, деловые отношения. Серьезных столкновений, конфронтаций не припомню.
...Гайдаром и его правительством действительно было допущено много ошибок. Но у меня, естественно, другая шкала их оценки.
...Считаю, отставка Гайдара в декабре 1992 года была абсолютно закономерной.
...Кстати, умение подбирать кадры... тоже не было сильной стороной Егора Тимуровича».
http://www.itogi.ru/report/2010/11/149893.html