Андрей Илларионов (aillarionov) wrote,
Андрей Илларионов
aillarionov

Categories:

Программа Григория Явлинского


Юзер davnym_davno считает, что «наличие у Явлинского взглядов по тем или иным вопросам реформ – это еще не наличие полноценной программы»:
http://aillarionov.livejournal.com/177036.html?thread=10405004#t10405004


Евгения Диллендорф dillendorf с этим не согласна и приводит в качестве примера выступление Г.Явлинского на ежегодной сессии Международного валютного фонда (МВФ) и Мирового банка в октябре 1991 г. в Бангкоке:
http://aillarionov.livejournal.com/177036.html?thread=10724236#t10724236

Был бы признателен коллегам за комментарии по следующим вопросам:

1) Каким критериям вообще должен соответствовать текст, чтобы иметь право называться программой реформ?

2) Может ли приведенный под катом текст (рубрикация и выделение шрифтами – мои) считаться планом (программой) экономических реформ?

3) Какой текст Е.Гайдара того же времени (сентябрь–ноябрь 1991 г.) может быть предложен для сопоставления с тем, что Е.Диллендорф называет программой реформ Г.Явлинского?

"План реформ Г.Явлинского"

«На сегодняшний день еще нет согласованной республиками программы реформ. Тем не менее есть взаимопонимание по последовательности необходимых шагов по выходу из кризиса. Здесь мы остановимся только на крупных и принципиальных моментах плана экономических реформ в стране, имея в виду, что в настоящее время уже начата конкретная и детальная проработка программы  практических  шагов в экономике в рамках Экономического сообщества, и эта работа продолжается.

1. Первый этап - подготовительный. Успех реформы во многом зависит от того, насколько прочная база для такой реформы будет создана усилиями, которые предпринимаются уже сегодня. Для начала осуществления реформ необходимо достичь нескольких целей.

Во-первых, для проведения целого ряда принципиальных преобразований по стабилизации и либерализации экономики необходимы согласованные действия республик, входящих в единую валютную, таможенную и торговую зону. Юридически эта система оформляется Договором об Экономическом сообществе и межреспубликанскими соглашениями на его основе, которые разрабатываются в настоящее время.

Во-вторых, одновременно с подготовкой межреспубликанских соглашений в рамках Договора об Экономическом сообществе необходимо подготовить и утвердить программу действий в экономике. Эта программа будет опираться на Договор, который создает институциональные структуры для осуществления макроэкономического регулирования в рамках Экономического сообщества. Разработку ее целесообразно было бы осуществлять в тесном сотрудничестве с международными экономическими организациями, прежде всего Международным валютным фондом, группой организаций Мирового банка, Европейским сообществом и ОЭСР и с использованием средств на техническую помощь, предоставляемых этими организациями и индустриально развитыми странами. СССР уже заключил договор о «специальной ассоциации» с МВФ, активно ведется техническое сотрудничество с Европейским сообществом, оказывается техническая помощь рядом стран на двусторонней  основе,  готовится к подписанию договор о техническом сотрудничестве с группой организаций Мирового банка.

Уже на этом этапе необходимо предпринять ряд неотложных мер по упорядочению законодательства, ограничению роста денежной массы, сокращению бюджетного дефицита, либерализации цен, приватизации розничной торговли, сферы услуг и мелких промышленных предприятий, упорядочению и либерализации обмена валюты, земельной реформе, развитию инфраструктуры товарных и фондовых рынков.

2. На втором этапе главным станет практическое осуществление подготовленной программы реформ, которая включает в себя следующие элементы.

2.1. Макроэкономическая стабилизация. Сейчас банковская система почти не в состоянии проводить согласованную, а тем более единую политику в области денежного обращения, бюджеты разных органов власти не скоординированы между собой - в результате денежная и бюджетная политика подчинена текущим нуждам правительств и законодательных органов власти и носит в большинстве республик откровенно инфляционный характер.

Система контроля бюджетных дефицитов, определенная Договором и соглашениями, позволит стабилизировать государственные финансы. При этом расходы сократятся за счет номинального замораживания и снижения в реальном исчислении расходов на оборону, аппарат управления, ликвидации субсидий, замораживания социальных программ. Проводится  налоговая  реформа с увеличением доли косвенных налогов, ужесточается ответственность за неуплату налогов.

2.2. Необходима реорганизация банковской сферы: объединение центральных банков республик для проведения единой денежной политики (Банковский союз), разделение счетов и «капитализация», коммерческих банков, реорганизация деятельности центральных банков для косвенного управления денежной массой и кредитом через ставки дисконтирования, резервные требования и операции на рынке ценных бумаг. Это позволит создать систему, в рамках которой будет осуществляться жесткая политика ограничений кредита и денежной массы. Прекращается практика кредитования государственных финансов центральными   банками   республик и правопреемником нынешнего Госбанка СССР.

2.3. Либерализация экономических отношений. Фактически либерализация цен во многом уже произошла - в результате слабости контроля за движением товаров по государственным ценам произошло их перераспределение в коммерческие каналы реализации по свободным ценам, бартерные  сделки и др. Вследствие «самоустранения» государства от функций непосредственного управления предприятиями, сокращения субсидий и введения новых налогов широко развернулась и  стихийная   коммерциализация предприятий государственного сектора.

Необходима легализация этих фактически сложившихся отношений и их юридическое закрепление. Осуществляется широкая либерализация всех видов цен. Государственный контроль за ценами может сохраниться лишь на узкую группу потребительских товаров первой необходимости и некоторые виды топлива и сырья, транспортных услуг. Резко сократится объем государственных заказов - не более 20-30% объема производства, причем госзаказы размещаются по контрактным ценам. Необходима также реформа оплаты труда с целью либерализации рынка рабочей силы и формирование механизма коллективных договоров и тарифных соглашений между предпринимателями, профсоюзами и государством.

2.4. Введение конвертируемости рубля по текущим операциям и либерализация внешней торговли. С конца 1990 г. осуществляется либерализация валютного регулирования, создана возможность покупки и продажи валюты по рыночному курсу (пока с большим количеством ограничений). Одновременно было ужесточено регулирование внешней торговли, введены налоги на экспорт и импорт, повышены таможенные пошлины. С середины 1991 г. лицензирование и квотирование на большую часть товаров переданы республикам, которые также не спешат снимать внешнеторговые ограничения.

Договором об Экономическом сообществе предусматривается самостоятельное регулирование государствами-членами внешнеэкономической деятельности. В тоже время в качестве ближайшей цели сообщества фиксируется достижение конвертируемости по текущим операциям рубля, осуществляется согласование общих квот на экспорт, сохраняется единая таможенная территория, проводится согласованная таможенная политика, унифицируются принципы налогообложения. Это дает возможности осуществления в рамках Экономического сообщества целенаправленной внешнеэкономической политики.

Необходимо осуществить либерализацию внешней торговли, отменить большую часть квот. Ввести конвертируемость рубля по текущим операциям внутри страны, для чего провести его девальвацию и валютные интервенции государства на внутреннем рынке. Учитывая низкую конкурентоспособность советской продукции и необходимость стабилизации платежного баланса, необходимы разработка и введение в действие программы поэтапного снижения таможенных тарифов.

2.5. Приватизация. Для сегодняшней ситуации характерна неопределенность и спорность прав собственности в СССР. Правовые отношения, сложившиеся ранее, потеряли четкость в связи с противоречиями в законах, регулирующих процессы смены собственников, конфликтов органов государственной власти разных уровней, стихийно развернувшегося процесса приватизации и распространяющейся коррупцией в государственном аппарате. Доля негосударственной собственности по-прежнему незначительна, государство (в лице равных органов власти) пока сохраняет собственность на землю, природные ресурсы и средства воздействия на госпредприятия (такие, как смена администрации или закрытие), хотя во многом это уже чисто формальные права.

Согласно Договору государства - члены Экономического сообщества признают, что основой подъема экономики являются частная собственность, свобода предпринимательства и конкуренция. Они согласны сближать нормы своего хозяйственного законодательства и обеспечивать соответствие их нормам международного права. Это создает основу для урегулирования прав собственности.

Приватизация будет происходить в  основном  децентрализовано, в соответствии с законодательством республик. Учитывая, что законодательство по приватизации в значительной части республик уже принято, а также выгодность приватизации для органов власти (эффект в части оздоровления денежного обращения и увеличения бюджетных доходов), можно ожидать быстрого развертывания республиканскими и местными органами власти процессов малой приватизации. Уже разворачивается работа по корпоратизации крупных государственных предприятий, состоящая в преобразовании их в акционерные общества с последующей продажей принадлежащих государству акций. Необходима более активная политика демонополизации, а также конверсия военного  производства.   Расширятся масштабы и круг участников земельной реформы, получит развитие   рыночная   инфраструктура в сельском хозяйстве.

2.6. Переходные меры. В целях сглаживания последствий резкого изменения условий деятельности предприятий и жизни людей необходим определенный набор переходных мер – амортизаторов. В их числе - отказ от резкого прекращения субсидий на жилье и городской транспорт, индексация доходов населения, сохранение бюджетных субсидий на определенное количество и ограниченный перечень основных продовольственных товаров. Необходимо также применение переходных налогов на экспорт и импорт, которые сделали бы более мягким выравнивание уровня внутренних цен на энергоносители и некоторые другие товары с мировым, но при этом не требовали бы сохранения жесткого административного контроля за их производством и распределением, а также некоторые другие меры.

К концу этого этапа реформы должен заработать рыночный механизм и вместе с ним включиться внутренние стимулы развития экономики страны; сформируется основа для последующего активного экономического  роста:  стабилизируется и начнет постепенно повышаться уровень жизни населения.

3. На третьем этапе реформ основными станут задачи институциональных и структурных преобразований долгосрочного характера, связанные, в частности, с расширением масштабов и углублением приватизации, активизации частного сектора экономики, формированием рынка рабочей силы, рынка жилья, финансовых рынков. В связи с резким падением склонности к инвестициям в настоящее время и особенно в период макроэкономической стабилизации для структурной перестройки экономики жизненно важно станет стимулирование (особенно - налоговое) внутренних инвестиций. На этом этапе благоприятные (хотя и рискованные) условия для иностранных частных инвестиций, в том числе на развитие производства потребительских товаров, укрепление экспортной базы советской экономики, реализацию программы конверсии и т.п.»

Опубликовано в еженедельнике «Экономика жизнь»,  № 45, ноябрь 1991 года

Весь текст выступления:
http://www.yabloko.ru/Publ/Speach/yavl-bangkok-1.html

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments