Андрей Илларионов (aillarionov) wrote,
Андрей Илларионов
aillarionov

Categories:

Речь Леха Качиньского в Катыни 17 сентября 2007 г.


Via dassie2001 

Уважаемый господин губернатор!
Уважаемый господин представитель президента Российской Федерации!
Уважаемые дамы и господа!
А в особенности уважаемые представители катыньских семей, близкие которых здесь погибли!

Мы собрались в этом месте, чтобы почтить память коварно убитых офицеров. Здесь погибли люди, в подавляющем большинстве попавшие в 1939 году в плен. Это были офицеры Войска Польского, офицеры полиции, Корпуса пограничной охраны, а также государственные чиновники. Все они оказались здесь из-за того, что произошло 17 сентября 1939 года. Сегодня этим событиям 68 лет.

Польша тогда сражалась с гитлеровским нашествием, с его превосходящими силами, и это сражение продолжалось. Оборонялись Варшава, Модлин и Хель. Продолжалась битва на Бзуре, эффективно оборонялся Львов. Польская армия сражалась на Любельщизне и в других районах нашей страны. И в этот момент на восточные земли Речи Посполитой вторглась советская армия, которая была армией еще одного европейского тоталитаризма – советского, большевистского.

В результате таких событий много польских офицеров и должностных лиц оказалось в плену. Через несколько месяцев было принято решение об их уничтожении. И их расстреляли. Сегодня мы знаем, что решение было принято 5 марта 1940 года.

Решение носило политический характер, тесно связанный с тоталитаризмом, ибо только при таком строе власть могла одновременно устанавливать законы и их исполнять. А также выносить приговоры людям – справедливые или несправедливые. В данном случае это был приговор, не имевший никакой опоры ни на международное право, ни на то, что мы считаем европейской культурой.

Это было преступление, которое следует назвать геноцидом. Это был человеконенавистнический акт в отношении офицеров чужой армии, оказавшихся в плену. Это были офицеры польской армии, в большинстве своем поляки, но стоит подчеркнуть, что не только. Было значительное число офицеров еврейского происхождения или национальности, были также офицеры украинской, белорусской и даже немецкой национальностей. Это были люди разных верований – те, кто только что был упомянут в экуменической молитве, - прежде всего католики, приверженцы иудаизма, евангелической веры, православия, а также польские мусульмане. Иначе говоря, это были все те, кто жил на территории Второй Речи Посполитой. Сегодня мы чтим их память. Мы должны и будем их помнить, поскольку историческая память как о хорошем, так и о плохом, является делом очень существенным.

Но это не означает, что мы намерены жить одной лишь памятью. С 17 сентября 1939 года прошло уже 68 лет, а от преступлений, связанных с Катынью, Харьковом, Медным и Старобельском – 67 с половиной лет. Почти все люди, совершившие это преступление, уже умерли. Людей, сегодня правящих Россией, тогда еще не было на свете. Если они и были, то были малыми детьми, поэтому они не несут никакой ответственности за те события – это совершенно ясно. У нас теперь демократическая Польша, перед нами совершенно иная Россия, нет Советского Союза, нет коммунистического тоталитаризма.

Поэтому мы должны думать также и о будущем во имя лучшей судьбы наших детей и внуков. В этом мы согласны. Согласны мы и в том, что на прошлое следует смотреть спокойно и благоразумно, но и с уважением к правде, даже если она трагична.

Наша страна хочет иметь хорошие отношения со всеми соседями, и я сознаю, какую роль в Европе и в глобальном масштабе играет Российская Федерация. Мы не намерены ставить это под сомнение, наш интерес – это хорошие отношения. Речь только о том, чтобы основой этих хороших отношений была правда – иногда прекрасная правда о совместной борьбе, как бывало в истории, но иногда и правда печальная, какая не отягощает живущих ныне. Она отягощает лишь один из двух гигантских экспериментов ХХ века, превративших в ад жизнь целых поколений поляков, русских и других народов, населяющих бывший Советский Союз или сегодняшнюю Россию. Первый из этих экспериментов – нацизм – не скрывал своих преступлений и планов, враждебности, шовинизма и расизма. Он существовал относительно коротко и был разгромлен, разгромлен при огромном вкладе России.

Другой эксперимент представлял себя как гуманистическая идеология, как путь к освобождению человека, как нечто, могущее стать венцом истории, управляемой стабильными и неизменными законами. О том, во что это превратилось, мы знаем все, хотя внем были разные фазы. То, что происходило в 1940 году, связано с наиболее кровавой фазой, жестокой и бесчеловечной. Ее жертвами пали тысячи польских офицеров и служащих. Мы знаем, что жертвами пали и миллионы русских и представителей других национальностей. Мы только что были в той части некрополя, где покоятся граждане Советского Союза. Как сказал господин губернатор, там лежат русские, украинцы, евреи, белорусы, латыши. И таких некрополей на территории России много – мы об этом знаем и помним.

Повторю, мы прибыли сюда, чтобы отдать честь памяти тех, кто погиб, погиб мученической смертью. Будем помнить об их мученической смерти и страданиях их семей, но это не значит, что будем жить исключительно прошлым.
Мы живем будущим и верим в него.
Мы верим также и в отношения между Польской Республикой и Российской Федерацией.
Слава героям!
Слава павшим!

http://dassie2001.livejournal.com/54706.html


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments