?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile ИЭА Previous Previous Next Next
Гайдаро-кубинские сделки - 1 - Андрей Илларионов — LiveJournal
aillarionov
aillarionov
Гайдаро-кубинские сделки - 1

1. Про название.
Своим названием данный постинг обязан заголовку текста davnym_davno «Три раза КУ, или был ли егоро-кубинский заговор?»: http://davnym-davno.livejournal.com/196698.html

«Кажется, это тот случай, когда знание двух документов позволяет гипотезу выдвинуть, а знание третьего – ее похоронить», – пишет автор. Гипотеза, удостоившаяся «похорон»
davnym_davno, сформулирована им следующим образом:
«некий Егор Капиталистович, меняя отечественное КЦ на гравицаппу у некоего Фиделя Коммунистовича, "нагрел" в 1992 году бюджет родной планеты Плюк на энное количество миллионов чатлов».
Хотя авторство «гипотезы» приписано мне, нетрудно убедиться, что в моем постинге ее нет:
http://aillarionov.livejournal.com/263505.html.

В нем речь идет о другом – о том, что по двум распоряжениям, подписанным Е.Т.Гайдаром в конце 1991 г. – начале 1992 г., «образовывалась» некая сумма в валюте: вначале – примерно 100 млн. дол., затем – приблизительно 200 млн. дол., неподотчетная ни правительству, ни парламенту, а до недавнего времени также малоизвестная общественности. Произошло ли с помощью такой сделки «нагревание бюджета» или же сокращение государственных активов на соответствующую сумму, сказать трудно – по крайней мере до тех пор, пока не выяснится направление фактического использования указанных средств. Но вот что точно можно сказать уже сейчас – это то, что с самого начала – с момента подписания первого правительственного распоряжения – указанную валюту планировалось использовать непрозрачно, вне публичного контроля и в нарушение базовых правил распоряжения государственными средствами.




Именно это утверждение (а не гипотезу) davnym_davno, очевидно, не совсем понял, что и привело к выдвижению им его собственной «гипотезы» о «нагревании бюджета родной планеты», а затем и к попыткам «похоронить» этот тезис. Однако предложенные им аргументы на самом деле выглядят доказательствами, подтверждающими как раз его «гипотезу» и опровергающими ее «похороны».

2. Про аргументы.
В постинге davnym_davno предложены следующие аргументы «провала этой гипотезы»:
1. Ссылка на протокол между правительством России и правительством Кубы от 28 января 1992 г. о поставках российской нефти и кубинского сахара в 1 квартале 1992 г.
2. Краткое изложение содержания этого протокола.
3. «Некоторая полезная справочная информация».
4. Упоминание двух источников.
http://davnym-davno.livejournal.com/196698.html

3. Про «некоторую полезную справочную информацию».
«Полезная справочная информация» в виде статистических рядов о ценах на нефть и на сахар-сырец на мировом рынке и в советско-кубинской торговле в 1980-1990 гг. является, увы, бесполезной для понимания происходившего в 1992 г., так как относится к другому времени. Данные об импорте сахара-сырца из Кубы в СССР и Россию в 1971-1999 гг. интересны для исторического исследования, но непригодны для понимания природы «сахарных распоряжений». Ничего не раскрывают в характере «сахарных распоряжений» Е.Гайдара и данные об импорте сахарного сырца в 1992 г. в стоимостном и физическом выражении.

4. Про брошюру А.А.Кузнецова.
Более полезным – по крайней мере, для понимания сути «реформ» в российско-кубинской торговле, проведенных Е.Гайдаром, – является один из источников, упомянутых в постинге davnym_davno. Хотя брошюра А.Кузнецова «Экономико-географический анализ торгово-экономических связей между Россией и Кубой» http://geopub.narod.ru/student/kuznecov/1/liter.htm ничего не сообщает о «сахарных распоряжениях» Е.Гайдара, она дает представление о его других решениях относительно Кубы, а также убедительно демонстрирует политические, идеологические, экономические взгляды самого А.Кузнецова:

«Необходимым условием для продолжения партнёрства является полномасштабное участие в торговле государственных структур, ибо частные финансовые структуры видят в осуществлении торгово-экономических операций лишь собственный меркантильный интерес в то время, как идеи поддержания и развития двусторонней торговли им чужды... приходится в заключение констатировать: в течение десятилетия прокламируя на весь мир "вступление в цивилизованный рынок", Россия не только не заняла на нём адекватную её потенциалу нишу, но и своей пассивностью сделала всё возможное, чтобы сдать прежние мирохозяйственный позиции, утратить былое доминирование в ряде регионов планеты, в том числе в центре Карибов» (сс. 26-27).

Позиция А.Кузнецова, воспевающего участие в торговле государственных структур, обвиняющего частные структуры в «меркантильном интересе», тоскующего об утрате российского доминирования в центре Карибов, вполне показательна. Но более полезными являются напоминания автора об основных изменениях в российско-кубинской торговле в начале 1990-х годов:

«В свете вышесказанного пассивное созерцание руководителями нашей страны гибели разветвлённой системы двусторонней торговли между Кубой и Россией, имевшее место в 1991-1992 годах, выглядит просто кощунственно. Первым проявлением смягчения позиций высшего руководства Российской Федерации оказалось подписание летом 1992 года серии президентских указов, частично затрагивавших вопросы создания механизма реализации соответствующих торговых отношений... Хотя названные документы несколько облегчили реализацию отдельных торговых операций между нашими странами, общая ситуация в сфере экономического взаимодействия России и Кубы продолжала оставаться крайне неопределённой вплоть до российско-кубинских межправительственных переговоров, состоявшихся 27 октября - 3 ноября 1992 года в Москве. По итогам переговоров появились межгосударственные соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве, о создании российско-кубинской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству и ряд других, не менее важных для двустороннего экономического партнёрства документов. Примечательно, что, приступая к сотрудничеству с Кубой в новых условиях, Россия пошла на сохранение в практике торгово-экономических отношений с островом организационно-правовых форм, характерных для советско-кубинского взаимодействия» [выделено мной. – А.И.] (с. 23).

В приведенном отрывке ценна каждая фраза, в особенности для понимания того, что сделал для Кубы, находясь на правительственных постах, Е.Т.Гайдар.

Упомянутая «гибель разветвленной системы двусторонней торговли между Кубой и Россией, имевшая место в 1991 г.» – это предпринятый последней администрацией СССР (М.Горбачева – В.Павлова) переход в торговле с Кубой с преференциальных (субсидированных) цен на мировые и с клиринговой системы расчетов на расчеты в СКВ (см. Соглашение между правительствами СССР и Кубы от 29 декабря 1990 г. о «переходе с 1 января 1991 года по всему комплексу торгово-экономических отношений на расчеты и платежи в свободно конвертируемой валюте и торговлю по текущим ценам основных мировых рынков на соответствующие товары и услуги»:
http://bestpravo.ru/fed1991/data02/tex12133.htm).

«Проявление смягчения позиций высшего руководства Российской Федерации» – это, очевидно, восстановление сроком на 4 года с последующей автоматической пролонгацией операций с использованием клиринговых счетов в расчетных долларах в соответствии со ст. 9 подписанного Е.Гайдаром постановления правительства России от 3 августа 1992 г. №533 http://bestpravo.ru/fed1992/data02/tex12513.htm, частично восстановившего характерные для советского времени (до конца 1990 г.) преференциальные условия для Кубы в двусторонней торговле.

Воспетые А.Кузнецовым «межправительственные переговоры 27 октября – 3 ноября 1992 г.», проводившиеся российским правительством, и.о. премьера которого был тогда Е.Гайдар, привели, в частности, к согласованию бартерной сделки по обмену 3,3 млн. тонн российских нефти и нефтепродуктов на 1,5 млн тонн кубинского сахара-сырца http://bestpravo.ru/fed1992/data01/tex11186.htm. По этой сделке коэффициент обмена физических объемов в двусторонней торговле (нефть на сахар) равнялся 2,2 при соответствующем коэффициенте по действовавшим тогда мировым ценам на мировом рынке 1,6. Тем самым она предоставляла субсидию со стороны России Кубе в размере около 130 млн. дол. и представляла собой как раз яркий пример «нагревания бюджета родной планеты» в чистом виде. Кстати, те же успешные переговоры завершились заключением «Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Куба о пребывании Российского радиоэлектронного центра на территории Республики Куба от 3 ноября 1992 г.»: http://grani.ru/Politics/m.2049.html

«Сохранение в практике торгово-экономических отношений с островом организационно-правовых форм, характерных для советско-кубинского взаимодействия» – это юридическое закрепление Е.Гайдаром особых условий в торговле с Кубой, характерных для советского периода, во время проводившегося тогда «перехода России к рыночной экономике».

5. Про три документа – "КУ-1", "КУ-2", "КУ-3" – и последовательность их выпуска.
К двум правительственным распоряжениям, приведенным в моем постинге, davnym_davno  решил добавить третий документ – межправительственный протокол о взаимных поставках нефти и кубинского сахара в I квартале 1992 года. На каком основании? Есть ли в тексте протокола ("КУ-2" по предложенной кодировке) какие-либо указания на то, что этот протокол имел хоть какое-то отношение к упомянутым распоряжениям? Нет, ничего нет. Единственное, что объединяет эти три документа, – то, что в них речь идет о нефти и о сахаре-сырце. Но этого явно недостаточно для объединения всех этих трех документов в один пакет.

Автора ярких кодировок "КУ" должны были бы насторожить различные величины количества товаров, упоминаемых в каждом документе: нефти и нефтепродуктов – 2,3 млн т в одном, 0,9 млн т в другом; сахара – 1 млн т в одном, 500 тыс т в другом, 400 тыс т в третьем. Но, увы, не насторожило. Даже тот факт, что арифметически сумма объемов закупаемого сахара по двум документам ("КУ-2", "КУ-3") оказалась не равной объему закупки сахара по первому документу ("КУ-1"), также не послужил предостерегающим сигналом. И напрасно.

Вольное же объявление последовательности выпуска документов, относящихся к одному и тому же дню (28 января 1992 г.) – вначале, мол, был утвержден протокол, а затем распоряжение – вызывает глубокое недоумение: на каком основании сделано такое утверждение? Что в этих документах или за их пределами указывает именно на такую последовательность их выпуска и тем более на значимость такой последовательности, на которых наставивает davnym_davno? Ничего.

А фраза «В тот же день российское правительство, узнав о достигнутой с Кубой сделке, распорядилось о закупке...» вызывает глубокое сожаление. Незнакомство с тем, как работает государственная бюрократия, как готовятся, подписываются, выпускаются правительственные документы, не компенсируется другими, пусть и весьма достойными, качествами. Не стоит реконструкцию истории заменять необоснованными фантазиями. Перефразируя valkim
http://aillarionov.livejournal.com/264448.html?thread=14943232#t14943232, следует заметить, что страстное желание во что бы то ни стало оправдать Гайдара сыграло и с valkim и с davnym_davno злую шутку.

Российское правительство в принципе не могло не узнать «в тот же день о сделке» – оно само и проводило эту сделку. И оформляло ее подписанием межправительственного протокола. С участием со стороны России В.Д.Шибаева – уполномоченного на то лица, тогда – заместителя председателя КВЭС, затем – заместителя министра МВЭС, затем – первого заместителя министра МВЭС. Со стороны Кубы протокол подписывал первый заместитель министра внешней торговли Республики Куба Херман Амадо-Бланко Фернандес. Протокол подписывался по поручениям правительств обеих стран. Экономической частью российского кабинета тогда руководил Е.Гайдар. Как же Гайдар мог не знать того, что выполнял по его поручению высокопоставленный сотрудник российского правительства?

Даже если на секунду принять фантастическую версию davnym_davno и попытаться представить, что указанным протоколом от 28 января 1992 г. российское правительство выполняло свое распоряжение №203 от 27 декабря 1991 г., а с помощью распоряжения №155 от 28 января 1992 г. – пыталось закупить «недостающий» сахар, то тогда все равно возникает недостача около 100 млн дол.:

Экспорт нефти и нефтепродуктов (по первому распоряжению): 320 млн.$
Импорт сахара-сырца (по протоколу и второму распоряжению): 120 млн.$ + 100,5 млн.$ = 220,5 млн.$
Разница между экспортом нефти и импортом сахара = 99,5 млн. $

Куда же исчезло почти сто миллионов долларов?
Молчит davnym_davno.
Не дает ответа.
Даже по версии, выдвинутой им самим.
Так что даже привлечение третьего документа и его вольная интерпретация тут не помогают.

6. Про межправительственный протокол и распоряжения.
Для разрешения кажущейся коллизии нет необходимости прибегать к выдвижению фантастических гипотез. Лучше внимательно читать сами документы.

Межправительственный протокол от 28 января 1992 г. посвящен бартерной торговле с Кубой – традиционной как для советского периода до 1990 г., так и для периода, последовавшего сразу за подписанием этого документа. В нем речь шла об обмене физических объемов нефти на физические объемы сахара-сырца:
«Из Российской Федерации будет поставлено в Республику Куба около 900 тыс. тонн сырой нефти. Из Республики Куба будет поставлено в Российскую Федерацию около 500 тыс. тонн сахара-сырца... Расчеты за взаимные поставки... будут осуществляться в расчетных долларах США через специальные счета, открываемые для этих целей Банком внешней торговли Российской Федерации и Национальным банком Кубы»:
http://www.pravoteka.ru/pst/100/49870.html.

В отличие от процитированного протокола оба распоряжения – и № 203 от 27 декабря 1991 г. и № 155 от 28 января 1992 г. – являются качественно иными документами. Ими предполагалось осуществить совершенно другие операции: «реализовать на внешнем рынке на свободно конвертируемую валюту нефть и нефтепродукты» и «осуществить закупку и поставку 1 млн. тонн сахара – сырца с оплатой в свободно конвертируемой валюте за счет средств от продажи указанных нефти и нефтепродуктов»:
http://bestpravo.ru/fed1991/data01/tex10111.htm.

Эти два распоряжения об операциях на свободном мировом рынке по своей сути принципиально отличаются от протоколов двусторонней бартерной торговли. Главное в них заключалось не столько в покупке сахара для поставки в Россию, сколько в получении в результате сделок с участием экспорта нефти и импорта сахара свободно конвертируемой валюты, непрозрачной для правительства, парламента, общественности: вначале – около 100 млн дол., затем – не менее 200 млн дол.

7. Про возрождение Е.Гайдаром бартерной торговли с Кубой.
Если говорить о «похоронах», то «похороненным» оказался не тезис о российских бюджетных потерях в торговле с Кубой, о котором напомнил davnym_davno, а начатый М.Горбачевым – В.Павловым переход к торговле с Кубой на свободно конвертируемую валюту. Этот переход был «похоронен» правительством Е.Гайдара с помощью целого ряда документов – протокола от 28 января 1992 г., постановления № 533 от 3 августа 1992 г., протокола от 3 ноября 1992 г. Таким образом гайдаровское правительство возродило бартерную торговлю с Кубой, отражавшуюся как в упомянутых документах, так и в серии последовавших затем межправительственных протоколов, обеспечивших стабильное субсидирование Кубы за счет России вплоть до конца 1990-х годов. Эта бартерная система окончательно была ликвидирована лишь в 2000 г.

В сжатом виде количественные параметры бартерной торговли с Кубой (согласно протоколам российского правительства соответствующих лет) представлены в следующей таблице.

Таблица 1. Бартерные сделки «российская нефть – кубинский сахар».



Источники:
Протокол от 28 января 1992 г.
http://www.pravoteka.ru/pst/100/49870.html
Протокол от 3 ноября 1992 г.
http://bestpravo.ru/fed1992/data01/tex11186.htm
Протокол от 24 декабря 1993 г.
http://bestpravo.ru/fed1993/data01/tex10201.htm
Протокол от 3 мая 1995 г.
www.pravoteka.ru/pst/743/371050.html
Протокол от 9 октября 1995 г.
http://www.pravoteka.ru/pst/748/373581.html
Протокол от 15 июня 1999 г.
http://www.pravoteka.ru/pst/725/362161.html

Суммарные субсидии Кубе в рамках бартерной торговли с Кубой в 1992-99 гг. согласно протоколам, утвержденным российскими правительствами, оцениваются в сумму, превышающую пол-миллиарда долларов, в т.ч. в 1992 г. по документам, подписанным непосредственно Е.Гайдаром и по его поручениям, – не менее чем в 150 млн. дол. Конечно, приведенные цифры не означают, что указанные объемы поставок в действительности были осуществлены в полном объеме. Верно и то, что эти данные бледнеют в сравнении с масштабами экономических афер последующих лет. Тем не менее многое в нашей нынешней жизни начиналось в 1991-92 г., а возрождение бартерной торговли с Кубой «по клиринговым счетам в расчетных долларах», приведшее к «нагреванию бюджета родной планеты» на сотни миллионов долларов, было осуществлено, увы, именно Е.Т.Гайдаром.

8. Про «угрозу сахарного голода» и его «ликвидацию».
Насколько велик был «сахарный голод» в России в 1992 г.? И, следовательно, насколько необходимыми были чрезвычайные закупки сырца для его производства?

С началом либерализации цен общий платежеспособный спрос российских граждан значительно сократился, а его структура существенно изменилась. Люди уменьшили потребление одних продуктов питания – тех, какие они считали для себя менее важными и более дорогими, и увеличили потребление других, какие они считали для себя более необходимыми и более дешевыми. В 1992 г. среди продовольственных товаров увеличилось потребление и покупки хлеба и картофеля (на 3-10%), наиболее заметно сократилось потребление и покупки фруктов, ягод, кондитерских изделий – на 20-50%. Розничные продажи сахара упали на 13%. А вот его производство возросло почти на 15%. Сахар оказался по сути дела единственным продовольственным товаром, производство которого в 1992 г. увеличилось – тогда, когда производство других продуктов сократилось. Почему? Почему приход рынка не заставил предложение сахара адекватно отреагировать на сигналы спроса, и вместо этого направил его в прямо противоположном напралении?

Такую ситуацию еще можно было бы отчасти понять, если производство сахара в России не удовлетворяло бы спрос, пусть и сократившийся, но еще остававшийся более значительным, чем объем российского производства. Однако это не так. Острый дефицит сахара, существовавший еще в 1990 г. и оцениваемый здесь для упрощения как разница между отечественным производством и розничными продажами в размере 419 тыс. тонн, сменился уже в 1991 г. излишком производства сахара над его продажами и экспортом в 392 тыс. тонн. А в 1992 г. такое превышение выросло уже до 1305 тыс. тонн.

Таблица 2. Основные показатели сахарного баланса в России в 1990-1992 гг., тыс. тонн



Источник: ФСС России.

Причем этот излишек явно не предназначался на экспорт, размеры которого сократились с 27 тыс. тонн в 1991 г. до 6 тыс. тонн в 1992 г. Спрашивается, зачем же в условиях жесточайшего кризиса и дефицита всех возможных средств и ресурсов надо было производить 1,3 миллиона лишних тонн сахара, не востребованных спросом?

Ответ на этот вопрос заключается в искусственном субсидировании производства сахара-песка за счет поставок заводам дешевого сырца, закупавшегося российским правительством за рубежом. При общем росте производства сахара-песка почти на 15% его выпуск из сахарной свеклы (покупавшейся в основном в России и других странах СНГ) упал на 40%, а его выпуск из сырца (импортировавшегося  из дальнего зарубежья) – вырос на 24%. Иными словами, спонсированные государством закупки сырца (их львиная доля – из Кубы) искусственно простимулировали в России производство сахара, не востребованного потребительским спросом. Но зачем же надо было за дефицитную валюту (или же за нефть, продаваемую за дефицитную валюту) закупать более дорогой сырец (чем российскую или украинскую свеклу), из которого затем производить ненужный сахар-песок? 

9. Про «гипотезу» и суть вопроса.
То, что под прикрытием лозунга «перехода на рыночные рельсы и свободные цены» правительство Е.Гайдара восстановило бартерную торговлю с Кубой, не было секретом и раньше. То, что под прикрытием лозунгов о либерализации и демократизации, о сокращении субсидий и действительном сокращении субсидий по ряду направлений внутри России огромную по меркам 1992 г. помощь российское правительство предоставило кубинскому коммунистическому режиму, – тоже не является гайдаровской «военной тайной». То, что вопреки провозглашенному курсу на финансовую стабилизацию дефицитные бюджетные ресурсы правительством Е.Гайдара были направлены на бессмысленные (в лучшем случае), а часто и вредные проекты, одним из которых явилось производство излишнего сахара, невостребованного российским населением, – тоже не секрет. Возвращение к этому срезу недавней российской истории, о большей части которой хорошо было известно еще в начале 1990-х годов, возможно, и не заслуживало бы столь подробного разбора, если бы не появление упомянутого поста davnym_davno.

В отличие от того, что было известно тогда, есть кое-что, по-прежнему менее известное. Именно к нему – необычному характеру «сахарных распоряжений», подписанных Е.Гайдаром, – и было привлечено внимание в предыдущих постах в этом ЖЖ:
http://aillarionov.livejournal.com/263505.html
http://aillarionov.livejournal.com/264448.html

Суть вопроса заключается ведь не в том, что Е.Гайдар не был либеральным реформатором – это и так хорошо известно. И не в том, что осуществлявшаяся им политика, мифологизируемая теперь как «радикальные либеральные реформы», на самом деле была эклектичной смесью необходимого и ненужного, полезного и вредного, созидательного и разрушительного, разумного и безответственного. И даже не в том, что ошибки, совершенные Е.Гайдаром в 1991-92 гг., привели и к его собственной отставке, и к отставке его правительства, и во многом – к формированию нынешнего экономического и политического режима в нашей стране. И даже не в том, что Е.Гайдар испытывал особую слабость к Кубе и регулярно демонстрировал нескрываемое восхищение ее коммунистическими диктаторами. И даже не в том, что эти его личные чувства обошлись российским гражданам в весьма круглую сумму. Все это не ново. И все это было достаточно хорошо известно и раньше.

Что было известно меньше (и именно об этом – упомянутые посты в этом ЖЖ) – это вопрос о том, для чего была нужна СКВ, «образовывавшаяся» в результате гайдаровских «сахарных распоряжений». Ведь даже «кубинские внешнеторговые организации», упомянутые в его первом «сахарном распоряжении», были хотя и, очевидно, более предпочтительными, но, судя по всему, не абсолютно жизненно необходимыми партнерами. Как холодно постулирует последнее предложение распоряжения № 203:
«В случае отказа кубинской стороны провести эти операции на рынках третьих стран»:
http://bestpravo.ru/fed1991/data01/tex10111.htm.
Иными словами, руководящий принцип, похоже, был таким: «Фидель мне, конечно, друг, но СКВ – дороже». 

Можно лишь поблагодарить davnym_davno за удачно сформулированную и неудачно «похороненную» им «гипотезу» – за яркую характеристику сути подходов Е.Гайдара к российским гражданам и кубинскому режиму, облеченную в запоминающуюся стилистику фильма «Кин-дза-дза», способную живо напомнить российской общественности некоторые, возможно, слегка позабытые особенности проводившейся еще совсем недавно государственной политики, во многом и приведшей нашу страну к нынешнему состоянию.

Но все же суть главного вопроса (не гипотезы) нескольких последних постов в этом ЖЖ звучит иначе:
Для чего в январе 1992 г. Е.Гайдару (или кому-то еще) понадобились за пределами контролировавшегося им бюджета дополнительные 200 млн. дол. в свободно конвертируемой валюте (при том, что расходы всего федерального бюджета в том же январе 1992 г. составляли 148 млн. дол.)?
23 comments or Leave a comment
Comments
From: kabud Date: January 21st, 2011 01:59 pm (UTC) (Link)

ОГО! и по всему фронту: в Польше тоже!

Из отчета Мачеревича:

В 1980 г. коммунистическое правительство, осознав глубину общественно-экономико-политического кризиса, предвидело принципиальное ухудшение положения коммунистических стран и ограничение возможностей оказания внешнего влияния. Ожидалось заострение военно-политического положения, и даже считалась реальной возможность начала войны.

В связи с этим перед оперативными отделами военной разведки была поставлена задача : сформулировать концепцию сохранения безопасной связи между руководством и агентурой, работающей в западных странах.

Был выбран план, который предполагал создание на территории полосы нейтральных стран – тянувшейся от Скандинавии до южного побережья Средиземного моря – сети акционерных обществ.


Базироваться надлежало на существовавших к тому времени польских фирмах, но планировалось также создать новые, как и овладеть уже существовавшими зарубежными фирмами. Эти предприятия, действовавшие как легальные экономические субъекты, должны были стать секретными представительствами коммунистической военной разведки и сконцентрироваться на создании сети для передачи информации от размещенной в западных странах агентуры советскому руководству.

Предполагалось, что организация такой сети продлится до 10 лет. Предвиделось, что это мероприятие потребует больших финансовых вложений, потому что фирмы должны будут удержаться на западных рынках.



По ходу работы комиссия установила, по крайней мере, четыре источника финансирования сети фирм, созданных разведкой ПНР, начало которым было положено уже в 1980-х гг. и продолжалось позже:

1. Это были доходы от провозившихся с запада контрабандой компьютерных частей, экспорт которых в коммунистические страны в 1980-х гг. был запрещен "COCOM"-ом, и которые были необходимы советскому лагерю в гонке вооружений. Комиссия документировала по крайней мере два случая участия военной разведки ПНР в операции этого рода. Первый был связан с организованной в 1983-85 гг. Гжегожем Жемкой и Петром Кучиньским сети посредников, которая – по данным тогдашних следственных органов – должна была состоять из примерно ста лиц, получавших поступавшие с запада посылки с компьютерными частями. Эти посылки с большой выгодой перепродавались организованной Жемкой и его агентом (следившим за НСПС "Солидарность") фирме "ИМПОЛЬ". В свою очередь "ИМПОЛЬ" продавал товар фирмам, связанным с армией и МВД. Операция стала возможной благодаря сотрудничеству военной разведки ПНР со связанными с ней западными фирмами. Жемек отобрал для этого – кроме швейцарской фирмы "Акерман Электроникс" - фирму "БАТАКС" Виктора Кубяка; но также сотрудничал с фирмами, указанными ему одним из основателей фирмы "ИМПОЛЬ" Петром Кучиньским: "Капитами" в Бельгии и "ICL" в Великобритании, а также с фирмой Ежи Пильха-Ковальчика в США. Огромные доходы от незаконной торговли компьютерными частями получали также IV и VIII департаменты Центрального инженерного управления, которыми в конце 1980-х гг. руководил Ежи Дембовский, псевдоним "ВИРАКОЧА. Продававшиеся в СССР и КНДР компьютерные части приносили, как утверждается в одном из рапортов, доходы порядка 500 – 600 тыс. американских долларов за одноразовую поставочную партию.

2. Военная разведка участвовала в незаконных финансовых операциях, в том числе такого рода:

а). Заграничные банковские операции типа "ПОРТОФОЛИО" и "АККРЕДИТИВА", приносившие доходы порядка 40% в год. Источником финансирования были среди прочих фонды Управления внешней торговли.
Ход некоторых из этих операций нам известен благодаря агентурным материалам, касающимся Гжегожа ЖемекаОдной из них, до сих пор не до конца выясненной, была операция предоставления Жемеком действовавшим от имени "BHI" филиала Коммерческого банка в Люксембурге, где он был директором Кредитного комитета кредита в сумме $32 млн дол фирме Виктора Кубяка"БАТАКС"; Жемек впрочем утверждал, что этот заем никогда не был осуществлен была лишь выдана своего рода промесса(promissory note) займа "БАТАКС" как представляется играл важную роль в стратегии военной разведки ПНР

http://www.agentura.ru/dossier/pologne/wsi/raport/potential/
http://www.scribd.com/doc/32496241/MacierewiczReportRussian
From: fe_b Date: January 21st, 2011 04:30 pm (UTC) (Link)
Эта торговля с Кубой - часть более широкого явления - субсидирование
сомнительных режимов в совсем не богатое время для нашей экономики.

На первый взгляд объясняется это субсидирование сочувствием к братским народам
и остатками империалистических обязанностей.
Но тут д.б и другие экономические и около-экономические мотивы.

Я думаю, что потеря военного влияния в смежных странах сильно ударило
по доходам и рабочим местам военных и чекистов. Чтобы это влияние продолжалось,
необходимо было платить.
Внешнеторговые чиновники - тоже лоббистская группа.

Соседняя тема с этим субсидированием - поддержание военной напряженности
в постсоветских странах под видом миротворчества.
From: (Anonymous) Date: January 21st, 2011 05:37 pm (UTC) (Link)

Лурдес

www.grani.ru/Politics/m.2049.phtml
From: fe_b Date: January 22nd, 2011 06:02 am (UTC) (Link)

Re: Лурдес

Не смог открыть ссылку.
aillarionov From: aillarionov Date: January 22nd, 2011 06:06 pm (UTC) (Link)

Re: Лурдес

Правильная ссылка:
http://www.grani.ru/Politics/m.2049.html

Edited at 2011-01-22 06:08 pm (UTC)
one_sergey From: one_sergey Date: January 21st, 2011 06:31 pm (UTC) (Link)
<Можно лишь поблагодарить davnym_davno >

С удовольствием !
yaromirhladik From: yaromirhladik Date: January 21st, 2011 07:39 pm (UTC) (Link)
Но и кубинцев стоит пожалеть.

Е. Гайдар : "А с Раулем они просто друзья – друзья домами, мама - подруга Вильмы, жены Рауля. Причем, эта дружба, как ни странно, продолжалась и после того, как я начал реформы в России - уж явно не был идеологическим единомышленником. Они с Раулем продолжали быть очень близкими друзьями, там мой сын, Петя, знаком с Раулем и его внуками - то есть эта вот дружба… для них было важно, что происходило на Плая-Херон и во время Карибского кризиса. А уж какие там реформы я провожу в России – это было второстепенно.

Е.АЛЬБАЦ: Интересно. Но Егор Тимурович, когда вы возглавили правительство РФ, собственно, для Кубы это была катастрофа, потому что Советский Союз - вы мне говорили до эфира - предоставлял Кубе 6 млрд. долларов в год.

Е.ГАЙДАР: Это чистая правда. Но Рауль считал, что отец за сына не отвечает.

Е.АЛЬБАЦ: Ага, интересно. А Рауль вам звонил в Москву, говорил там - Егор, вспомни дело твоего отца?

Е.ГАЙДАР: Нет, никогда. Нет, естественно, я занимался нашими отношениями с Кубой и пытался сделать так, чтобы минимизировать ущерб. Потому что после того, как СССР обанкротился, возможности у нас продолжать нашу помощь Кубе действительно в размере примерно 6 млрд. долларов – не было никаких. Но это не значило, что я хочу сознательно навредить Кубе. Это значило, что я хочу попытаться приспособиться к новым реалиям с минимальным ущербом и для нас, и для Кубы. И это прекрасно знали кубинские власти."

Источник : http://www.echo.msk.ru/programs/albac/45275/

Вот и "минимизировал ущерб. И для России тоже. Рауль Кастро возглавляет в тирании на Кубе службу безопасности и разведки. Что такое служба безопасности в тираниях и в диктатурах ?. Это специфический орган, которое большое внимание уделяет политике.

А такая мысль Егору Гайдару в голову не приходила - помочь кубинским политическим заключенным, освободить хотя бы часть невиновных людей, брошенных в тюрьмы, вроде Ла-Кабаньи ?. И при Б. Ельцине в Россию приезжала делегация из США из кубинских эмигрантов и беженцев - как раз они просили демократическую Россию помочь. И какое же у них осталось впечатление от демократов и якобы либералов.

Рауль Кастро - начальник кубинских спецслужб в деспотии. И вот какое совпадение - главным аналитиком Гос. Департамента США, с 1985 по 2009 год, был агент кубинской разведки, Майерс. Который давал советы и консультации Гос. Депу США, в том числе и в отношении России. Интересно, как это способствовало демократическим реформам в России.

А Егору Тимуровичу было совсем-совсем не жаль кубинцев, брошенных в застенки, умирающих в тюрьмах ?. Так а что тогда удивительного, что и в России с демократией не все ладно. И про деньги вопрос интересный.
yaromirhladik From: yaromirhladik Date: January 21st, 2011 07:57 pm (UTC) (Link)
"о пребывании Российского радиоэлектронного центра на территории Республики Куба от 3 ноября 1992 г.»: http://grani.ru/Politics/m.2049.html"

По статье в "Гранях". Центр прослушки территории США на Кубе ничего полезного давать не мог - разговоры американцев между собой о покупках барахла, кто в какую забегаловку пойдет, рассуждения о сексе, и прочие обывательские разговоры.

Подслушивающие центры имеют смысл в Вашингтоне хотя бы, потому что обывательские разговоры ведут крупные чинуши, а контрподслушивающие центры фиксируют переговоры служб наблюдения ФБР за сотрудниками дип. учреждений РФ, и при необходимости могут подавить их, или принять другие меры. Вашингтон, Нью-Йорк, Сан-Франциско.

Основная информация с Кубы идти не могла хотя бы потому, что перехват с Кубы охватывает курортно-злачные места Америки, а не правительственные офисы. А о чем болтают американцы на отдыхе ?. Напьются, да матерятся.

К тому же в то время главным по странам СНГ был Строуб Тэлбот, агент службы внешней разведки России, который один вполне мог заменить этот ненужный центр. И его и закрыли, передав его задачи спутникам-шпионам. А про "необходимость" понятно почему рассуждали - синекура, а для Рауля - получение денег. За подслушку американского мата, и кто какую кофточку купил.
From: kabud Date: January 22nd, 2011 01:28 am (UTC) (Link)

Куба имеет уникальное стратег значения

90 миль до Ки-веста, немного еще пролететь ракете средней дальності- вот і МАЯМІ:



На Кубе ак давно известно что есть і лабы і каністры с разными бубоными чумами, и другими бациламы.
С Кубы можно незаметно отправить небольшую подлодку для тайной атаки на морскую нефтяную скважину Бритиш Петролиум, если пофантазировать.

Интересно что Сечин в качестве управляющего одной из нефтяных компаний в России именно занимался продвижением морского бурения на Кубе

>разговоры американцев между собой о покупках барахла, кто в какую забегаловку пойдет, рассуждения о сексе, и прочие обывательские разговоры

именно это и есть неонходимый материал для вербовки, шантажа, оценки индивидуальностей потенциального противника. Слушают не только просто разговоры, а и частоты для серьозных комуникаций, да и семьи военнослужащих , которые остались на континенте можно вычислить и многое другое. Если слушать внимательно. Кстати не видел за 22 года в США напивающихся американцев. Думаю если бы Вы бывали в США- Ваши мнения о нашей стране имели бы иной характер. Лучше один раз увидеть чем слушать непровереные слухи.

Кстати Вы как-то линковали сюда:
http://tipolog.atspace.com/doc_metodika_verbovki.htm

За что позвоьте вас поблагодарить. ресурс- безценный.

Вот наша новая публикация ИМЕНО о материале по методам вербовки:

http://financialsense.com/contributors/jr-nyquist/the-science-of-subversion

Завтра попробуем поговорить с владельцем портала.

Спасибо еще раз
yaromirhladik From: yaromirhladik Date: January 22nd, 2011 11:48 am (UTC) (Link)

Re:

"если пофантазировать".

Я высказываю мнение о реальных фактах, обсуждаемых в блоге А. Илларионова, ваши фантазии мне ... безразличны, так скажем.

"да и семьи военнослужащих , которые остались на континенте можно вычислить"

Их список есть на открытых американских сайтах. Хотя кто-нибудь может заняться и вычислениями.

From: xyu Date: January 22nd, 2011 03:26 pm (UTC) (Link)

Взрыв на терминале БП имел место. Ущерб до 100 млрд

> ваши фантазии мне ... безразличны, так скажем.

Сама формулировка конечно интересна. Тем не менее я предпочитаю элиптические высказывания например таким, которые ставят высказывающегося в интересное положение:

> Строуб Тэлбот, агент службы внешней разведки России © yaromirhladik

Вики о мистере Телботте:
A former Russian Foreign Intelligence Service operative Sergei Tretyakov claimed that SVR considered Talbott a source of intelligence information and classified him as "a special unofficial contact", although "he was not a Russian spy."[7] These unproven allegations center on Talbott's relationship with Russian ambassador Georgiy Mamedov, who called the allegations "blatant lies."[7] Talbott himself has similarly rejected the accusations, calling them "erroneous and/or misleading in several fundamental aspects...[T]here was never a presumption that what we (he and Mamedov) said to each other in our one-to-one sessions would remain private."[8] Further, Talbott has noted that his meetings with Mamedov advanced US objectives, such as getting Russia to accept NATO enlargement and help end the Kosovo conflict
-------
Как видите даже источник а именно господин Третьяков, которого мы очень уважаем подчеркнул что Телботта ни в коем случае не был шпионом, а предположительно агентом влияния. На самом деле мог и притворяться, как теперь даже любой обыватель может вычитать в публикациях викиликс из департамента Телбота: так работают дипломаты, часто 'разводя на дружбу' 'клиента'.

Возвратимся к Кубе и подводному бурению.

после взрыва или возможной атаки на терминал проізошлі інтересние служебные перемещенія в БП и некоторых зарубежных нефтяных компаниях; также имела место трагедия авиакатастрофы в которой погибли чиновники БП занимавшиеся разгребанием последствий

И вот это никак не фантазии. Также не фантазиями являються следующие факты, в переводе с английского, тоже наш недавний материал:
..
Чтобы прояснить роль Сечина в латиноамериканских делах и ее связь с "Партией" и многими ее стратегическими задачами, вспомним о том, что президент Венесуэлы Уго Чавес объявил, что ядерная программа его государства является идеей Игоря Сечина. Сечин также вел переговоры о продаже новоявленному коммунистическом диктатору оружия, а также предоставление ядерных технологий.

В 2009 Сечин вел переговоры о нефтяной сделке с Кубой, что обеспечило привлечение России к глубоководной добычи нефти в Мексиканском Заливе. Какое предсказание! Да он просто вездесущ!

Один из последних разоблачительных примеров: в 2008 Игорь Иванович Сечин вел переговоры с нефтяной компанией ВР, для которой с тех пор наступили тяжелые времена. Для нас не должно быть неожиданностью, что Сечин является экспертом по "экономического развития инвестиционных проектов по транзиту нефти и нефтепродуктов". Он также является главой совета директоров ведущей российской нефтяной компании и чиновником высокого уровня по вопросам энергетики. Кроме того, его считают лидером российского блока "силовиков" во власти, состоящий из политиков, происходящих из армии и спецслужб. Но больше всего, как 'открыл' товарищ Шварцман, "Для нас Партия представлена мощным блоком во главе с Игорем Ивановичем [Сечиным]".
------
о миниатюрных подводных людках - тоже интересно, но в другой раз.


yaromirhladik From: yaromirhladik Date: January 22nd, 2011 07:00 pm (UTC) (Link)

Re:

"о миниатюрных подводных людках - тоже интересно, но в другой раз"

Мне эти фантазии неинтересны, и я абсолютно ничего о "миниатюрных подводных лодках" не писал. Мне вот что интересно - посты господина А. Илларионова, и о роли Егора Гайдара. А миниатюрные подводные лодки вы сами написали как тезис, сами же это продолжаете, добавляя, что "это интересно". Очевидно, это интересно вам лично, вам самому не смешно ?.

Также я абсолютно ничего не ответил на ваши фантазии о "БП". Вы вообще очень далеко ушли от основной темы постинга, почему-то избрав меня своим слушателем, и добавляя, что я не заслуживаю вашего доверия. Все это весело, но нельзя ли ближе к теме Егора Гайдара ?. А не миниатюрных подводных лодок, так вам интересных. И кроме вас - никому.

"не был шпионом, а предположительно агентом влияния".

Моя формулировка была - "агент". Не знаю, что вы пытаетесь доказать мне.
From: xyu Date: January 22nd, 2011 03:35 pm (UTC) (Link)

L 0Zp:hR/m]6 ^,pqߌYp30La ؔ5VcSж'Gmg&?d

не спорю, возможно что-то и есть, но не все. По уставу спецслужб, в частности сіловой часті конгломерата Департамент внутренней безопасности США, отдельно подчеркну: ФБР, ЦРУ, НСА и т.д.:

имена сотрудников и их афилиация со службой не может разглашаться. Точно такой же порядок действует и в DIA и думаю Вы не вполне коректно :) предположили и о сущюествовании "сайтов" со списками. Если они и существуют, то в закрытом доступе на серверах вероятного противника, собирающего агентурные данные в том числе и на секретных обьектах на Кубе. На Кубе кстати находиться весьма деликатный обьект Гуантанамо.


Edited at 2011-01-22 03:48 pm (UTC)
yaromirhladik From: yaromirhladik Date: January 22nd, 2011 06:47 pm (UTC) (Link)

Re:

Напоминаю ваше утверждение :

"да и семьи военнослужащих , которые остались на континенте можно вычислить и многое другое. Если слушать внимательно".

Вот передо мной сайты - четыре сайта "дети военнослужащих США", сайт "женщины в вооруженных силах США", три сайта - "встречи армейских друзей США". Спрашивается, зачем что-то "вычислять" с Кубы, путем тайного подслушивания, не проще ли поставить ознакомиться с открытой информацией, или поставить американский IP, зайти туда, и принять обсуждение в очередной "встречи армейских друзей", к примеру. Полно и других сайтов.

Напоминаю ваше утверждение - "вычислять семьи военнослужащих". А не обсуждать внутренний устав ЦРУ. Не надо подменять вам свои тезисы, обнаружив их несостоятельность.
yaromirhladik From: yaromirhladik Date: January 22nd, 2011 12:13 pm (UTC) (Link)

Re:

Один из американских сайтах, где можно слушать переговоры полицейских США между собой.

http://www.policescanner.com/police.stm

Таких сайтов множество, а техника для подслушивания продается в США легально, и это совершенно законно. Любые переговоры полиции между собой Нью-Йорка, Далласа, Лос-Анджелеса, и др.

Не забудьте специально выехать на Кубу, если решите слушать американскую полицию. И кстати, обратите внимание, что я вам за все время не задал ни одного личного вопроса, ввиду отсутствия интереса, а также следуя правилам хороших дискуссий.

Главное, если будете слушать американскую полицию - выехать на Кубу. Для стратегического значения, и вообще. Это было бы солидно. Также можно слушать американских авиадиспетчеров, также можно слушать и американских пожарных.

И также можно слушать ФБР США, но тут я вам линки не даю.

Вы там военных США собирались вычислять, даже не знаю, давать ли вам прямые ссылки на списочный состав. Потому что "вычислять" - это гораздо интереснее.
From: xyu Date: January 22nd, 2011 04:22 pm (UTC) (Link)

На крыше т.н.'белого дома' в Бронксе: аппаратура



НО! информацию Сергей Третьяков передал ок 15 лет НАЗАД(!). Опубликовал в книге в 2007. методы инкрипции тоже не стоят на месте, а то что 'слышно' на вебсайтах- это больше развлечения для тиненджеров или в лучшем случае 'гаишники'. Техника которая легально продается потому и продается что морально устарела. Слушать ничего серьозного без навороченной апаратуры дешифровки ничего не получиться.

>если будете слушать американскую полицию - выехать на Кубу

на Кубе работают военые на базе Гуантанамо, так что там все 'схвачено'.

>ни одного личного вопроса:

мой риторический коментарий был о том, что уважающий себя исследователь не станет повторять абсурдные заявления, например как напиваются и матеряться мифические 'американцы' в США

Ранее, вопрос о `владении английским` тоже не может быть квалифицирован как личный, а лишь как необходимое знание того, какими источниками пользуется собеседник и какие источники собеседнику стоит предлaгать. Иначe будет как с `пьяными матерящимися американцами`- неразберiха, абсурд, неадекватность.

Замечу, что суждения о США лица не владеющего свободно английским и не посещавшего нашу страну никакой ценности в принципе не имеют. makes sense?

Такие заявления полностью дискредитируют доверие к автору yaromirhladik, который на самом деле часто пишет и линкует на интертесные материалы.

Возможно Вы видели американцев в Москве или в другом месте РФ. Туда ездят весьма спицефические, говоря округленно лица, которые никакого уважения не могут вызвать, большей частью они у нас дома являются тем, что называется misfits и в обществе малозаметны, я например ничего подобного, описаного вами, за 22 года ни разу не наблюдал. Тут и русские люди особо не напиваються.

В приведеном вами документе о методах вербовки все точно обьяснено. Как вербуют американских военнослужащих детально описывает Виктор Суворов и в книгах и в видео, которые представлены на ютюбе. Если углубляться: много написано о вербовке Освальда.

Лично мне приходилось сталкиваться вот с таким, что также описано залинкованым вами документом о вербовке:

некие лица, 'разводящие на дружбу' , в какой-то момент, когда 'контакт' по их мнению уже достаточно развился, вставляют в ходе беседы фразы или истории, которые вызывают у собеседника очень специальные реакции, фразы или внутренний семейный жаргон, или другие эмоциональные зацепки, которые не могут не быть узнаны и вызывают опр. реакции. Просто в разговоре с лицом неподготовленным- оно действует эффективно, но если 'обьект' имеет привычку записывать, запоминать детали, если была подготовка- такие ходы фиксируються. Такая личная информация на обьект часто получается путем именно что прослушивания его частных разговоров.

Еще раз укажу на документ о вербовке- стоит внимателно изучить еге. Вербуют в том или ином формате в США те же, кого вы называете СВР (ГРУ по словам Суворова действует также):

журналистов- как в лобовую так и под чужим флагом. Со слов Стана Лунева- особенно журналистов. На втором месте- военнослужащие. В известных случаях вербовки обьекты почти всегда имеют в характере элементы дивиаций, высокий процент сексуальных перверзий, долги, слабости другого родя- все точно как в документе. все известные случаи вербовки 100% имели таой элемент. Как же УЗНАЮТ наперед о наличии слабостей: вот тут я предполагаю и используется подслушанное в частных беседах. Так действовали всегда, еще до появления телефонной связи, со времен античности: бьют в слабое место, которое идентифицируется агентурными данными, собранными как угодно.

Но самым желанным обьектом вербовки всегда были и ест: законодатели- конгресмены и сенаторы. Об этом Стан Лунев пояснилк даже на слушаниях в Конгрессе

Edited at 2011-01-22 04:43 pm (UTC)
yaromirhladik From: yaromirhladik Date: January 22nd, 2011 07:18 pm (UTC) (Link)

Re:

"техника которая легально продается потому и продается что морально устарела".

Вы понимаете значение слов "морально устарела" ?. Не технически устарела, а "морально".

"Слушать ничего серьозного без навороченной апаратуры дешифровки ничего не получиться."

Спецслужбы разговаривают кодовыми словами. Например, когда в Лос-Анджелесе объявляют перерыв на обед, говорят слово "семь". Список всех кодовых слов есть в открытом доступе, и его можно вывести на монитор. Вы же можете "дешифровывать специальной навороченной аппаратурой". Не мне вам мешать.

"Такие заявления полностью дискредитируют доверие к автору yaromirhladik,"

Мне не нужно ваше доверие, вот абсолютно не нужно. Я высказываю свое мнение о интересных для меня темах, которые затрагивает господин А. Илларионов, в соответствии с правилами его блога. Вы мне постоянно предлагаете дискуссии, не я вам, а вы мне навязываете дискуссии. Не знаю, чего вы там опасаетесь, и все заняты моей дискредитацией - я не ищу популярности, и не собираюсь никого ни в чем убеждать. Обратите ваше внимание на темы господина А. Илларионова, и перестаньте комментировать мое скромное мнение своими фантазиями, все это забавно, но называется флудом с вашей стороны.
yaromirhladik From: yaromirhladik Date: January 22nd, 2011 12:39 pm (UTC) (Link)

Re:

"Вот наша новая публикация ИМЕНО о материале по методам вербовки:

http://financialsense.com/contributors/jr-nyquist/the-science-of-subversion"


Именно. Например :

"Before any recruitment begins, you have to find the right person"

Разумеется, в жизни ничего такого нет. Это в кино, или в книжках для детей.
А в жизни - никакая разведка не ищет "правильного человека". Работа разведки строится по объектовому принципу. Вот есть объекты - ЦРУ, ФБР, Белый Дом, Пентагон. Никаких "правильных" людей никакая разведка там не ищет, так как годится абсолютно любой человек, даже "неправильный", но работающий на объекте. А почему годится "неправильный" человек ?. Потому что разведка может производить вербовку "под чужим флагом". Пример - израильская разведка хочет завербовать типа в Пенагоне, который является антисемитом, и ненавидит Израиль. К нему подойдет вербовщик из "подпольной нацистской партии", или от имени Ирана. И все дела. И наоборот.
From: xyu Date: January 22nd, 2011 04:41 pm (UTC) (Link)

тут обьясняется кого, по каким принципам и т.д.

http://aillarionov.livejournal.com/266514.html?thread=15036946#t15036946

Конечно Вашингтон, НюЙорк- наводнены, но не только агентурой а и контрагентурой)

Куба как уже думаю выяснили имеет особую спицифику, в том числе в аспекте наблюдения.

про false flag recruitment -очень точно. Из класики:

John Rees зевербовал покойного конгрессмена Ларри Mакдоналдса именно так: выдав себя за 'МОСАД'. В последствии, когда Конгрессмен принял решение обратиться в ФБР, произошли известные события с KAL 007.

Edited at 2011-01-22 04:44 pm (UTC)
From: kabud Date: January 22nd, 2011 01:37 am (UTC) (Link)

еще о Кубе: НИКЕЛЬ

один из если не самый большой резерв никеля в мире
From: asymptotical Date: January 22nd, 2011 06:48 pm (UTC) (Link)
А вы не жалеете о том, что в свое время не спросили Гайдара об этих приказах прямо? Имею в виду личный контакт, а не общение через прессу.
aillarionov From: aillarionov Date: February 7th, 2011 08:06 am (UTC) (Link)
Ответ Гайдара был: "Есть вещи, о которых нельзя говорить публично".
henady From: henady Date: June 10th, 2012 07:15 am (UTC) (Link)
Это расследование или восстановление хронологии событий, имевших место в новейшей экономической истории России, на мой взгляд, самое лучшее. Очень хорошо сгруппированы все документы и факты. Они сведены в таблицы и обобщающий раздел выполнен блестяще. Андрей Николаевич выполняет нужную и важную работу. Без знания реальных фактов и их понимания невозможна выработка современного вектора политических и экономических реформ. В экономической науке и особенно в прикладной ее части, где вырабатываются конкретные программы, невозможно обойтись без оппонирования и конкуренции. Благодаря АН, мы это все получаем. А с гайдаровскими реформами, наверное, нужно разбираться более глубоко и не отделять деятельность его кабинета от верхушки политической системы тех времен. Гайдар, все же, не был ни абсолютно самостоятельным политиком. Респект А.Илларионову..
23 comments or Leave a comment