Вместо фальшивой угрозы введения в стране продразверстки, отсутствовавшей осенью 1991 г.: http://aillarionov.livejournal.com/274648.html, главной угрозой тогда была угроза проведения политики государственного интервенционизма. Строго говоря, это была даже не угроза, это была реальная интервенционистская политика на деле, начатая в ноябре-декабре 1991 г. новой экономической командой российского правительства под руководством Е.Гайдара: http://aillarionov.livejournal.com/274863.html. В указанном посте процитированы 6 документов, подготовленных и утвержденных новым правительством осенью 1991 г., содержавших не либеральные, а интервенционистские меры в сфере снабжения страны продовольствием.
Сторонники гайдаровского интервенционизма поспешили на его защиту:
http://retodemexico.com/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BF%D0%B8%D1%88%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F-%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/,
«все указанные постановления были выпущены до либерализации цен: в то время, когда план уже не работал, а рынок ещё не работал»:
http://aillarionov.livejournal.com/274863.html?thread=15321519#t15321519
Трудно представить более необоснованную попытку оправдания интервенционистской политики гайдаровского правительства.
1. Если «план уже не работал», то зачем тогда правительство Гайдара принимало о решения об административно-командном распределении продовольственных ресурсов, зная, что такие распоряжения не могут быть выполнены из-за «уже неработавшего плана» и «уже неработавших административно-командных институтов»?
2. Утверждение, согласно которому осенью 1991 г. «рынок не работал», не соответствует действительности. Тогда рыночные отношения действительно не охватывали всей национальной экономики, как, впрочем, не охватывают они ее и сейчас. Но рыночные отношения тогда уже охватывали значительные ее сектора – начиная с колхозного рынка (никогда не подвергавшегося регулированию даже в сталинском СССР) и кооперативной торговли (регулирование которой, бывшее и ранее весьма ограниченным, было практически отменено в 1991 г.) до основной части государственной экономики (подвергшейся постепенной либерализации в 1987-1991 гг. и особенно с апреля 1991 г.). Рост цен в 1991 г. на 160% – это зримое подтверждение существенной, хотя и не завершенной либерализации цен в национальной экономике, произошедшей еще до 2 января 1992 г.
3. Действие правительственных распоряжений, процитированных в: http://aillarionov.livejournal.com/274863.html (хотя и принятых еще в 1991 г.), было запланировано не на осень 1991 г., а на 1992 г. – на то время, когда российская экономика уже должна была быть более или менее либерализованной. Спрашивается, зачем же «рыночно-либеральное правительство» принимало распоряжения об административно-командном распределении ресурсов в 1992 г., если «рынок уже должен был работать», по крайней мере, со 2 января 1992 г.?
4. Наконец, политика государственного интервенционизма, начатая гайдаровским правительством в ноябре-декабре 1991 г., не прекратилась и в 1992 г. – то есть тогда, когда объявленная либерализация экономики перешла из неизвестного будущего в разряд наступившего настоящего.
Ранее уже приводилось распоряжение Е.Гайдара, национализировавшее производство шпал в России:
http://aillarionov.livejournal.com/272718.html.
5. Ниже приводятся некоторые распоряжения гайдаровского правительства по административно-командному распределению продовольственных ресурсов, принятые им уже не в 1991 г., а в 1992 г. – то есть тогда, когда, по мнению малоинформированных защитников гайдаровского интервенционизма, и «план уже перестал работать» и «рынок уже заработал»:
1) РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 16.01.92 N 98-Р ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ НАСЕЛЕНИЯ Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ
1. Установить на 1992 год объемы поставки основных продовольственных товаров согласно Приложению. Министерству торговли и материальных ресурсов Российской Федерации совместно с мэрией г. Санкт-Петербурга определить ресурсное обеспечение указанных объемов поставки продовольствия из территорий Российской Федерации. <…> 6. Предоставить главе администрации Ленинградской области право по согласованию с трудовыми коллективами использовать по своему усмотрению суммарно до 15 процентов продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления, произведенных предприятиями и организациями, расположенными на подведомственной территории, предусмотренное пунктом 3 распоряжения Совета Министров РСФСР от 3 октября 1991 г. N 1060-р. Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Е.ГАЙДАР http://www.portalzakona.ru/zakonoproekti/vtoroe52112chtenie.html
2) Распоряжение Правительства РФ от 27.05.1992 N 955-р "Об объемах поставок из государственных ресурсов продовольствия и пищевого сырья для государственных нужд Российской Федерации"
1. Установить на 1992 год объемы поставок из государственных ресурсов продовольствия и пищевого сырья для государственных нужд Российской Федерации исходя из балансов согласно Приложениям N 1 - 9...
Первый заместитель
Председателя Правительства
Российской Федерации
Е.ГАЙДАР
http://pravo.levonevsky.org/bazaru09/raspor/sbor49/text49999.htm
3) РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 30.06.92 N 1182-Р О СНАБЖЕНИИ Г. МОСКВЫ ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ
1. Установить на 1992 год объемы поставок в г. Москву основных
продовольственных товаров согласно Приложению.
Минторгресурсу России совместно с правительством Москвы
определить ресурсное обеспечение указанных объемов поставок
продовольствия из республик в составе Российской Федерации, краев
и областей.
2. Минэкономики России при разработке предложений по объемам
поставок продукции животноводства для государственных нужд на III
и IV кварталы 1992 года по территориям Российской Федерации
учитывать обеспечение этой продукцией г.
предусмотренных Приложением к настоящему распоряжению.
3. Минторгресурсу России совместно с Минсел
правительством Москвы определить объемы поставок городу продуктов
питания по кварталам 1992 года в ассорти
ежемесячно) и обеспечить своевременное прикрепление московских
получателей к поставщикам продовольственных товаров и пищевого
сырья в разрезе территорий Российской Федерации.
Органам исполнительной власти республик в составе Российской
Федерации, краев и областей обеспечить выполнение установленных
объемов поставок продовольственных товаров в г. Москву.
Е.ГАЙДАР
http://www.texasguttersolutions.com/zakon/punkt53770.html
4) РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 04.07.92 N 1215-Р ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ СНАБЖЕНИЕМ НАСЕЛЕНИЯ РАЙОНОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА, Г. Г. МОСКВЫ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
1. Установить на III квартал 1992 г. объемы поставки мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, яиц и яйцепродуктов для государственных нужд Российской Федерации и поступления этих продуктов из государственных ресурсов по республикам в составе Российской Федерации, краям и областям согласно Приложениям N 1 и N 2. Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации В.МАХАРАДЗЕ http://www.bestpravo.ru/fed1992/data02/tex12977.htm
5) Постановление Правительства РФ от 7 июля 1992 г. N 465 "О дополнительных мерах по обеспечению своевременной уборки урожая и заготовок сельскохозяйственной продукции в 1992 году"
Учитывая складывающуюся в сельском хозяйстве сложную обстановку, требующую принятия дополнительных мер, обеспечивающих своевременную уборку выращенного урожая и привлечения в государственные ресурсы максимально возможных объемов зерна, сахарной свеклы, картофеля, овощей и других сельскохозяйственных культур, Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Министерству промышленности Российской Федерации, Министерству топлива и энергетики Российской Федерации, Министерству торговли и материальных ресурсов Российской Федерации, Министерству путей сообщения Российской Федерации, Министерству транспорта Российской Федерации, Советам Министров республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, руководителям сельскохозяйственных, ремонтных, перерабатывающих, заготовительных, транспортных предприятий и организаций в целях проведения организованной уборки урожая и перевозок сельскохозяйственной продукции:
- поставить до 1 августа 1992 г. уборочную технику, грузовые автомобили и запасные части, выделенные сельскому хозяйству по лимитам 1-III кварталов 1992 г., а также грузовые автомобили, выделенные предприятиям транспорта общего пользования;
- обеспечить в период уборки урожая 1992 года ритмичную поставку потребителям агропромышленного комплекса горюче-смазочных материалов по месячным оперативным графикам при необходимости за счет сокращения отгрузки другим потребителям. Запретить использование выделенных агро-промышленному комплексу ресурсов горюче-смазочных материалов не по назначению. Предоставить Министерству топлива и энергетики Российской Федерации право направлять в период уборки урожая (июль-октябрь 1992 г.) до 90 процентов добываемого нефтяного сырья и продукции, вырабатываемой нефтеперерабатывающими предприятиями, на государственные нужды;
- обеспечить первоочередную подачу вагонов, судов и контейнеров для перевозки автомобилей, тракторов, прицепов, сельскохозяйственных машин, оборудования, запасных частей, автомобильных шин, металлопроката, плодоовощной тары, минеральных удобрений, а также зерна и другой сельскохозяйственной продукции. Отгрузку нефтепродуктов в период уборки урожая осуществлять по предъявлению грузов нефтесбытовыми организациями. Установить, что сверхплановые перевозки сельскохозяйственной продукции осуществляются по действующим тарифам;
- организовать приемку заготовительными предприятиями зерна, сахарной свеклы, масличных и других культур от колхозов, совхозов, крестьянских (фермерских) и других хозяйств на хранение после выполнения ими обязательной продажи их в государственные ресурсы;
- создать на период уборки урожая республиканские, краевые, областные и районные штабы по уборке урожая, центры по координации и управлению перевозками, обеспечив их оперативной связью;
- привлечь необходимое количество сезонных работников из числа рабочих, высвобождающихся с промышленных предприятий, военнослужащих, уволенных в запас, а также работников государственных учреждений, организаций, студентов и учащихся учебных заведений.
2. Министерству торговли и материальных ресурсов Российской Федерации, Министерству промышленности Российской Федерации и Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:
- обеспечить до 1 сентября 1992 г. поставку потребителям агропромышленного комплекса не менее 75 процентов объема металлопроката и труб, предусмотренного по заключенным договорам на год. Обязать руководителей металлургических предприятий в первоочередном порядке поставлять указанную продукцию по заявкам предприятий и организаций агропромышленного комплекса сверх объемов по заключенным договорам;
- закупить и поставить агропромышленному комплексу до 15 августа 1992 г. 3 тыс. тонн сварочных электродов.
3. Выделить из резерва Правительства Российской Федерации Центросоюзу Российской Федерации 50 тыс.тонн автомобильного бензина и 30 тыс. тонн дизельного топлива для организации закупок и перевозки картофеля и овощей из глубинных населенных пунктов и отгрузки их в районы Крайнего Севера и промышленные центры.
4. Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Комитету по хлебопродуктам Министерства торговли и материальных ресурсов Российской Федерации с участием Центросоюза Российской Федерации в недельный срок подготовить соглашение Правительства Российской Федерации с Центральным банком Российской Федерации о предоставлении через Российский республиканский сельскохозяйственный банк и другие коммерческие банки дополнительных льготных кредитов:
- колхозам, совхозам, крестьянским (фермерским) хозяйствам, ремонтно-техническим, снабженческим и другим сельскохозяйственным предприятиям и формированиями на проведение уборочных работ;
- предприятиям Комитета пищевой и перерабатывающей промышленности при Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации для подготовки к сезону переработки сельскохозяйственной продукции, расчетов с предприятиями за поставленную продукцию, закупки сельскохозяйственной продукции урожая 1992 года и на оплату сырья и материалов;
- предприятиям автомобильного транспорта общего пользования для приобретения грузовых автомобилей и формирования автоколонн для уборки урожая;
- объединениям и предприятиям Комитета по хлебопродуктам Министерства торговли и материальных ресурсов Российской Федерации для расчетов (включая предоплату) с колхозами, совхозами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и другими товаропроизводителями за проданные в государственные ресурсы зерно и масличные культуры;
- животноводческим комплексам, птицефабрикам и племенным хозяйствам на закупку зерна сверх объемов поставок его в государственные ресурсы;
- заготовительным организациям Центросоюза Российской Федерации для авансирования закупок картофеля и овощей, поставляемых в государственные ресурсы, а также под закупку товаров для реализации работникам, занятым на уборке, заготовке и переработке урожая текущего года.
6. Установить, что вывоз за пределы Российской Федерации в 1992-1993 годах зерна и продуктов его переработки, сырья для производства комбикормов и масличных культур производится только по квотам и лицензиям, выдаваемым Комитетом по хлебопродуктам Министерства торговли и материальных ресурсов Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. За продажу их без лицензий с предприятий, организаций и фирм, допустивших нарушение, в безакцептном порядке взыскивается трехкратная стоимость проданной продукции. Взысканные суммы направляются в республиканский бюджет.
Порядок взыскания указанных сумм устанавливается Государственной налоговой службой Российской Федерации, Государственным таможенным комитетом Российской Федерации и Министерством транспорта Российской Федерации.
Е. Гайдар
http://www.school.edu.ru/laws.asp?cat_ob_no=5964&ob_no=5458&oll.ob_no_to=
6) Постановление от 07 Сентября 1992 г. N 670
"О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЛЬГОТНЫХ КРЕДИТОВ НА ЗАКУПКУ, ПЕРЕРАБОТКУ И ЗАКЛАДКУ НА ХРАНЕНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ И СЫРЬЯ В 1992 ГОДУ"
1. Распространить действие пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 7 июля 1992 г. N 465 в части предоставления льготных кредитов на все предприятия и организации, осуществляющие:
закупку, переработку и закладку картофеля и плодоовощной продукции на зимний период 1992/93 года;
закупку и первичную переработку шерсти (включая шерстеперерабатывающие предприятия текстильной промышленности) для государственных нужд.
2. Министерству финансов Российской Федерации и Министерству экономики Российской Федерации разработать порядок компенсации разницы процентах по указанным льготным кредитам в увязке с рекомендованными закупочными ценами на сельскохозяйственную продукцию и сырье и ценами их реализации.
Е.ГАЙДАР
http://www.mnogozakonov.ru/catalog/date/1992/9/7/864/
7) РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИИ ОТ 28 ОКТЯБРЯ 1992 Г. N 1986-Р О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЛЬГОТНОГО КРЕДИТА РЫБОЛОВЕЦКИМ КОЛХОЗАМ
Распространить на рыболовецкие колхозы Союза рыболовецких колхозов России порядок и условия предоставления льготного кредита, предусмотренные соглашением между Правительством Российской Федерации и Банком России, заключенным в соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 7 июля 1992 г. N 465. Е.Гайдар http://infopravo.by.ru/fed1992/ch01/akt11282.shtm
6. Увы, история проведения экономических реформ в нашей стране, в частности в 1991-92 гг., оказалась в последние годы настолько мифологизированной, что требуются особые усилия для восстановления в памяти сограждан даже самых базовых фактов, относящихся к характеру проведенных тогда реформ.