Андрей Илларионов (aillarionov) wrote,
Андрей Илларионов
aillarionov

Category:

О политике государственного интервенционизма в 1992 г.


Вместо фальшивой угрозы введения в стране продразверстки, отсутствовавшей осенью 1991 г.: http://aillarionov.livejournal.com/274648.html, главной угрозой тогда была угроза проведения политики государственного интервенционизма. Строго говоря, это была даже не угроза, это была реальная интервенционистская политика на деле, начатая в ноябре-декабре 1991 г. новой экономической командой российского правительства под руководством Е.Гайдара: http://aillarionov.livejournal.com/274863.html. В указанном посте процитированы 6 документов, подготовленных и утвержденных новым правительством осенью 1991 г., содержавших не либеральные, а интервенционистские меры в сфере снабжения страны продовольствием.

Сторонники гайдаровского интервенционизма поспешили на его защиту:
http://retodemexico.com/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BF%D0%B8%D1%88%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F-%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/,

«все указанные постановления были выпущены до либерализации цен: в то время, когда план уже не работал, а рынок ещё не работал»:
http://aillarionov.livejournal.com/274863.html?thread=15321519#t15321519

Трудно представить более необоснованную попытку оправдания интервенционистской политики гайдаровского правительства.

1. Если «план уже не работал», то зачем тогда правительство Гайдара принимало о решения об административно-командном распределении продовольственных ресурсов, зная, что такие распоряжения не могут быть выполнены из-за «уже неработавшего плана» и «уже неработавших административно-командных институтов»?

2. Утверждение, согласно которому осенью 1991 г. «рынок не работал», не соответствует действительности. Тогда рыночные отношения действительно не охватывали всей национальной экономики, как, впрочем, не охватывают они ее и сейчас. Но рыночные отношения тогда уже охватывали значительные ее сектора – начиная с колхозного рынка (никогда не подвергавшегося регулированию даже в сталинском СССР) и кооперативной торговли (регулирование которой, бывшее и ранее весьма ограниченным, было практически отменено в 1991 г.) до основной части государственной экономики (подвергшейся постепенной либерализации в 1987-1991 гг. и особенно с апреля 1991 г.). Рост цен в 1991 г. на 160% – это зримое подтверждение существенной, хотя и не завершенной либерализации цен в национальной экономике, произошедшей еще до 2 января 1992 г.

3. Действие правительственных распоряжений, процитированных в: http://aillarionov.livejournal.com/274863.html (хотя и принятых еще в 1991 г.), было запланировано не на осень 1991 г., а на 1992 г. – на то время, когда российская экономика уже должна была быть более или менее либерализованной. Спрашивается, зачем же «рыночно-либеральное правительство» принимало распоряжения об административно-командном распределении ресурсов в 1992 г., если «рынок уже должен был работать», по крайней мере, со 2 января 1992 г.?

4. Наконец, политика государственного интервенционизма, начатая гайдаровским правительством в ноябре-декабре 1991 г., не прекратилась и в 1992 г. – то есть тогда, когда объявленная либерализация экономики перешла из неизвестного будущего в разряд наступившего настоящего.
Ранее уже приводилось распоряжение Е.Гайдара, национализировавшее производство шпал в России:
http://aillarionov.livejournal.com/272718.html.

5. Ниже приводятся некоторые распоряжения гайдаровского правительства по административно-командному распределению продовольственных ресурсов, принятые им уже не в 1991 г., а в 1992 г. – то есть тогда, когда, по мнению малоинформированных защитников гайдаровского интервенционизма, и «план уже перестал работать» и «рынок уже заработал»:

1) РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 16.01.92 N 98-Р ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ НАСЕЛЕНИЯ Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ

1. Установить на 1992 год объемы поставки основных
   продовольственных товаров согласно Приложению.
       Министерству торговли и материальных   ресурсов   Российской
   Федерации   совместно с мэрией г. Санкт-Петербурга определить 
   ресурсное обеспечение указанных объемов поставки продовольствия из 
   территорий Российской Федерации. 
<…> 
6. Предоставить   главе администрации Ленинградской области 
   право по согласованию с трудовыми коллективами использовать по 
   своему    усмотрению    суммарно   до   15   процентов   продукции 
   производственно-технического  назначения   и   товаров   народного 
   потребления,    произведенных   предприятиями   и   организациями, 
   расположенными на подведомственной территории, предусмотренное 
   пунктом 3 распоряжения Совета Министров РСФСР от 3 октября 1991 г. 
   N 1060-р. 
Заместитель Председателя Правительства 
                                                 Российской Федерации 
                                                             Е.ГАЙДАР 
http://www.portalzakona.ru/zakonoproekti/vtoroe52112chtenie.html

2) Распоряжение Правительства РФ от 27.05.1992 N 955-р "Об объемах поставок из государственных ресурсов продовольствия и пищевого сырья для государственных нужд Российской Федерации"

1.                   Установить на 1992 год объемы поставок из государственных ресурсов продовольствия и пищевого сырья для государственных нужд Российской Федерации исходя из балансов согласно Приложениям N 1 - 9...
Первый заместитель
Председателя Правительства
Российской Федерации
Е.ГАЙДАР
http://pravo.levonevsky.org/bazaru09/raspor/sbor49/text49999.htm

3) РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 30.06.92 N 1182-Р О СНАБЖЕНИИ Г. МОСКВЫ ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ  

       1. Установить на 1992 год объемы поставок в г. Москву основных 
   продовольственных товаров согласно Приложению. 
       Минторгресурсу России совместно   с   правительством   Москвы 
   определить   ресурсное   обеспечение указанных объемов поставок 
   продовольствия из республик в составе Российской Федерации, краев 
   и областей. 
       2. Минэкономики России при разработке предложений по объемам 
   поставок продукции животноводства для государственных нужд на III 
   и IV кварталы 1992 года по территориям   Российской Федерации 
   учитывать обеспечение этой продукцией г. Москвы в количествах, 
   предусмотренных Приложением к настоящему распоряжению. 
       3. Минторгресурсу России совместно с Минсельхозом России и 
   правительством Москвы определить объемы поставок городу продуктов 
   питания по кварталам 1992 года в ассортименте (по сахару - 
   ежемесячно) и обеспечить своевременное прикрепление московских 
   получателей к поставщикам продовольственных товаров и пищевого 
   сырья в разрезе территорий Российской Федерации. 
       Органам исполнительной власти республик в составе Российской 
   Федерации, краев и областей обеспечить выполнение установленных 
   объемов поставок
продовольственных товаров в г. Москву.
Е.ГАЙДАР
http://www.texasguttersolutions.com/zakon/punkt53770.html

4) РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 04.07.92 N 1215-Р ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ СНАБЖЕНИЕМ НАСЕЛЕНИЯ РАЙОНОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА, Г. Г. МОСКВЫ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 

       1. Установить на III квартал 1992 г. объемы поставки мяса и 
   мясопродуктов, молока и молокопродуктов, яиц и яйцепродуктов для 
   государственных нужд Российской Федерации и поступления этих 
   продуктов из государственных ресурсов по республикам в составе 
   Российской   Федерации,   краям и областям согласно Приложениям 
   N 1 и N 2. 
Заместитель 
                                           Председателя Правительства 
                                                 Российской Федерации 
                                                          В.МАХАРАДЗЕ 
http://www.bestpravo.ru/fed1992/data02/tex12977.htm

5) Постановление Правительства РФ от 7 июля 1992 г. N 465 "О дополнительных мерах по обеспечению своевременной уборки урожая и заготовок сельскохозяйственной продукции в 1992 году"

Учитывая складывающуюся в сельском хозяйстве сложную обстановку, требующую принятия дополнительных мер, обеспечивающих своевременную уборку выращенного урожая и привлечения в государственные ресурсы максимально возможных объемов зерна, сахарной свеклы, картофеля, овощей и других сельскохозяйственных культур, Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Министерству промышленности Российской Федерации, Министерству топлива и энергетики Российской Федерации, Министерству торговли и материальных ресурсов Российской Федерации, Министерству путей сообщения Российской Федерации, Министерству транспорта Российской Федерации, Советам Министров республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, руководителям сельскохозяйственных, ремонтных, перерабатывающих, заготовительных, транспортных предприятий и организаций в целях проведения организованной уборки урожая и перевозок сельскохозяйственной продукции:
- поставить до 1 августа 1992 г. уборочную технику, грузовые автомобили и запасные части, выделенные сельскому хозяйству по лимитам 1-III кварталов 1992 г., а также грузовые автомобили, выделенные предприятиям транспорта общего пользования;
- обеспечить в период уборки урожая 1992 года ритмичную поставку потребителям агропромышленного комплекса горюче-смазочных материалов по месячным оперативным графикам при необходимости за счет сокращения отгрузки другим потребителям. Запретить использование выделенных агро-промышленному комплексу ресурсов горюче-смазочных материалов не по назначению. Предоставить Министерству топлива и энергетики Российской Федерации право направлять в период уборки урожая (июль-октябрь 1992 г.) до 90 процентов добываемого нефтяного сырья и продукции, вырабатываемой нефтеперерабатывающими предприятиями, на государственные нужды;
- обеспечить первоочередную подачу вагонов, судов и контейнеров для перевозки автомобилей, тракторов, прицепов, сельскохозяйственных машин, оборудования, запасных частей, автомобильных шин, металлопроката, плодоовощной тары, минеральных удобрений, а также зерна и другой сельскохозяйственной продукции. Отгрузку нефтепродуктов в период уборки урожая осуществлять по предъявлению грузов нефтесбытовыми организациями. Установить, что сверхплановые перевозки сельскохозяйственной продукции осуществляются по действующим тарифам;
- организовать приемку заготовительными предприятиями зерна, сахарной свеклы, масличных и других культур от колхозов, совхозов, крестьянских (фермерских) и других хозяйств на хранение после выполнения ими обязательной продажи их в государственные ресурсы;
- создать на период уборки урожая республиканские, краевые, областные и районные штабы по уборке урожая, центры по координации и управлению перевозками, обеспечив их оперативной связью;
- привлечь необходимое количество сезонных работников из числа рабочих, высвобождающихся с промышленных предприятий, военнослужащих, уволенных в запас, а также работников государственных учреждений, организаций, студентов и учащихся учебных заведений.

2. Министерству торговли и материальных ресурсов Российской Федерации, Министерству промышленности Российской Федерации и Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:
- обеспечить до 1 сентября 1992 г. поставку потребителям агропромышленного комплекса не менее 75 процентов объема металлопроката и труб, предусмотренного по заключенным договорам на год. Обязать руководителей металлургических предприятий в первоочередном порядке поставлять указанную продукцию по заявкам предприятий и организаций агропромышленного комплекса сверх объемов по заключенным договорам;
- закупить и поставить агропромышленному комплексу до 15 августа 1992 г. 3 тыс. тонн сварочных электродов.

3. Выделить из резерва Правительства Российской Федерации Центросоюзу Российской Федерации 50 тыс.тонн автомобильного бензина и 30 тыс. тонн дизельного топлива для организации закупок и перевозки картофеля и овощей из глубинных населенных пунктов и отгрузки их в районы Крайнего Севера и промышленные центры.

4. Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Комитету по хлебопродуктам Министерства торговли и материальных ресурсов Российской Федерации с участием Центросоюза Российской Федерации в недельный срок подготовить соглашение Правительства Российской Федерации с Центральным банком Российской Федерации о предоставлении через Российский республиканский сельскохозяйственный банк и другие коммерческие банки дополнительных льготных кредитов:
- колхозам, совхозам, крестьянским (фермерским) хозяйствам, ремонтно-техническим, снабженческим и другим сельскохозяйственным предприятиям и формированиями на проведение уборочных работ;
- предприятиям Комитета пищевой и перерабатывающей промышленности при Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации для подготовки к сезону переработки сельскохозяйственной продукции, расчетов с предприятиями за поставленную продукцию, закупки сельскохозяйственной продукции урожая 1992 года и на оплату сырья и материалов;
- предприятиям автомобильного транспорта общего пользования для приобретения грузовых автомобилей и формирования автоколонн для уборки урожая;
- объединениям и предприятиям Комитета по хлебопродуктам Министерства торговли и материальных ресурсов Российской Федерации для расчетов (включая предоплату) с колхозами, совхозами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и другими товаропроизводителями за проданные в государственные ресурсы зерно и масличные культуры;
- животноводческим комплексам, птицефабрикам и племенным хозяйствам на закупку зерна сверх объемов поставок его в государственные ресурсы;
- заготовительным организациям Центросоюза Российской Федерации для авансирования закупок картофеля и овощей, поставляемых в государственные ресурсы, а также под закупку товаров для реализации работникам, занятым на уборке, заготовке и переработке урожая текущего года.

6. Установить, что вывоз за пределы Российской Федерации в 1992-1993 годах зерна и продуктов его переработки, сырья для производства комбикормов и масличных культур производится только по квотам и лицензиям, выдаваемым Комитетом по хлебопродуктам Министерства торговли и материальных ресурсов Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. За продажу их без лицензий с предприятий, организаций и фирм, допустивших нарушение, в безакцептном порядке взыскивается трехкратная стоимость проданной продукции. Взысканные суммы направляются в республиканский бюджет.
Порядок взыскания указанных сумм устанавливается Государственной налоговой службой Российской Федерации, Государственным таможенным комитетом Российской Федерации и Министерством транспорта Российской Федерации.
Е. Гайдар
http://www.school.edu.ru/laws.asp?cat_ob_no=5964&ob_no=5458&oll.ob_no_to=

6) Постановление от 07 Сентября 1992 г. N 670 
"О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЛЬГОТНЫХ КРЕДИТОВ НА ЗАКУПКУ, ПЕРЕРАБОТКУ И ЗАКЛАДКУ НА ХРАНЕНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ И СЫРЬЯ В 1992 ГОДУ
"

1. Распространить действие пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 7 июля 1992 г. N 465 в части предоставления льготных кредитов на все предприятия и организации, осуществляющие:
закупку, переработку и закладку картофеля и плодоовощной продукции на зимний период 1992/93 года;
закупку и первичную переработку шерсти (включая шерстеперерабатывающие предприятия текстильной промышленности) для государственных нужд.
2. Министерству финансов Российской Федерации и Министерству экономики Российской Федерации разработать порядок компенсации разницы процентах по указанным льготным кредитам в увязке с рекомендованными закупочными ценами на сельскохозяйственную продукцию и сырье и ценами их реализации.
Е.ГАЙДАР
http://www.mnogozakonov.ru/catalog/date/1992/9/7/864/

7) РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИИ ОТ 28 ОКТЯБРЯ 1992 Г. N 1986-Р О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЛЬГОТНОГО КРЕДИТА РЫБОЛОВЕЦКИМ КОЛХОЗАМ

Распространить на рыболовецкие колхозы Союза   рыболовецких 
    колхозов   России   порядок и условия предоставления льготного
     кредита,   предусмотренные   соглашением   между    Правительством 
    Российской Федерации и Банком России, заключенным в соответствии с 
    пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 7 
    июля 1992 г. N 465. 
    Е.Гайдар 
http://infopravo.by.ru/fed1992/ch01/akt11282.shtm

6. Увы, история проведения экономических реформ в нашей стране, в частности в 1991-92 гг., оказалась в последние годы настолько мифологизированной, что требуются особые усилия для восстановления в памяти сограждан даже самых базовых фактов, относящихся к характеру проведенных тогда реформ.

Tags: Гайдар, Россия, либерализм, реформы, экономика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments