Андрей Илларионов (aillarionov) wrote,
Андрей Илларионов
aillarionov

Categories:

Распоряжения Гайдара осени 1991 г. Что это было? - 2

Окончание. Начало см.: http://aillarionov.livejournal.com/279369.html
 

55) 29 декабря №238 «О запрете использования хлебных ресурсов»:
1. Установить, что указания Комитета по хлебопродуктам Министерства торговли и материальных ресурсов РСФСР по вопросам перемещения и использования государственных хлебных ресурсов являются обязательными для всех организаций на территории РСФСР независимо от их подчиненности.
2. Запретить органам исполнительной власти краев и областей РСФСР использовать для местных нужд хлебопродукты государственных ресурсов, предназначенные для поставок в другие регионы.

http://bestpravo.ru/fed1991/data01/tex10073.htm

4. Решение о поддержке судебной власти. 
На фоне приведенного выше списка распоряжений, адресованных предприятиям производственного сектора, следует также обратить внимание на список ВСЕХ документов, подписанных в тот же период Е.Гайдаром и касавшихся финансовой поддержки органов судебной власти. Такой документ – ОДИН. Это распоряжение о выделении средств Конституционному суду. Кроме того, в базе данных имеется поручение Б.Ельцина Е.Гайдару о выделении средств Исследовательскому центру частного права. Особое внимание следует обратить на суммы финансирования по каждому из этих документов.

«Распоряжение Правительства №130 от 12 декабря о Конституционном суде»:

Выделить в 1991 году Финансово-хозяйственному управлению Президиума Верховного Совета РСФСР на финансирование расходов по приобретению оргтехники для Конституционного Суда РСФСР 2,150 тыс. рублей за счет суммы превышения доходов над расходами по республиканскому бюджету РСФСР, образовавшейся на конец 1990 года.

http://bestpravo.ru/fed1991/data01/tex10336.htm
Для справки: по валютному курсу декабря 1991 г. 2150 тыс рублей – это примерно 12,7 тыс. дол. США.

«Распоряжение Президента №133 от 27 декабря о Центре частного права»:
1. Согласиться с предложением о создании Исследовательского центра частного права.
2. Министру экономики и финансов РСФСР Е.Т. Гайдару решить вопрос о выделении Исследовательскому центру в 1992 году 750 тыс. рублей.
http://bestpravo.ru/fed1991/data01/tex10114.htm
Для справки: по валютному курсу декабря 1991 г. 750 тыс рублей – это примерно 4400 дол. США.

5. Предварительные выводы.
О том, какие выводы можно сделать из содержания этих распоряжений, можно написать, очевидно, не один труд. Но сейчас ограничимся лишь некоторыми предварительными наблюдениями. Правительственные распоряжения, подписанные в ноябре-декабре 1991 г. вице-премьром и министром финансов и экономики правительства России Е.Т.Гайдаром, свидетельствуют, в частности:

1. О наличии в России осенью 1991 г. в целом нормально фунционировавшего государственного аппарата. Количество решений, скорость их выпуска, качество их подготовки, отсутствие каких-либо признаков их невыполнения и/или жалоб на их невыполнение не подтверждают популяризировавшиеся затем утверждения о развале и прекращении работы государственного аппарата осенью 1991 г.

2. Об отсутствии у правительства в целом, а также вице-премьера по экономике в частности, лимита на бюджетные расходы в валюте в 26 (или 60) млн.дол. США. Стоимостная оценка принятых распоряжений, в т.ч. в валюте, свидетельствуют о наличии в распоряжении правительства (и его вице-премьера) на самом деле существенно (на порядки) большего объема валютных средств.

3. Об отсутствии сколько-нибудь внятной кратко- и среднесрочной стратегии деятельности. Ряд распоряжений свидетельствуют об обращающей на себя внимание необоснованности в выделении бюджетных, в т.ч. валютных, средств, а также о предоставлении огромного количества льгот и принятии на счет государства значительных обязательств на годы вперед.

4. Об отсутствии единых правил по распоряжению бюджетными средствами. Многие решения свидетельствуют о селективном подходе при отсутствии в деятельности по выделению государственных средств единых критериев.

5. О нарушении базовых правил демократического государства по расходованию бюджетных средств и использованию государственных ресурсов (передача государственных материальных и финансовых активов частным предприятиям, политическим партиям, общественным организациям). О порочности такого подхода, в частности, сам Е.Т.Гайдар подробно писал в своих работах как до своего прихода в правительство, так и после ухода из него, используя для характеристики таких действий, в частности, такие термины как «частная собственность номенклатуры», «неразделенность власти и собственности».

6. О весьма скромном месте, какое в ноябре-декабре 1991 г. в работе вице-премьера по экономике занимала т.н. «борьба с угрозой массового голода». Из 55 распоряжений Е.Гайдара, имевших отношение к проведению экономической политики, лишь 5 из них (№№ 18, 110, 145, 169, 203) могут быть охарактеризованы как прямо и четыре (№№ 78, 100, 150, 192) как косвенно (поставка и закупка кормов животноводческим хозяйствам и направление материальных ресурсов сельхозпредприятиям) нацеленные на улучшение продовольственной ситуации. Подавляющее большинство распоряжений – как по их числу (около 90%), так и по масштабам использования бюджетных средств, снижения налоговых платежей, уменьшения государственных активов, увеличения государственной задолженности – не имели отношения к улучшению продовольственного снабжения населения.

7. О нерыночном, административно-командном, характере ряда распоряжений. В частности, это касается распоряжений о поставках продовольствия для государственных нужд (распоряжения №110 от 6 декабря и №145 от 12 декабря), распоряжения о национализации шпал и введении шпальной разверстки (распоряжение №206 от 27 декабря). Распоряжение № 128 от 11 декабря поручает Центробанку выделить оборотные средства и кредитные ресурсы территориальным органам Минторга, а также внести предложения о выделении валютных средств Минтранспорту и тем самым свидетельствует как о нарушении со стороны правительства независимости Центробанка, так и о непонимании (непризнании?) его роли в рыночной экономике.

8. Об отсутствии со стороны вице-премьера российского правительства по экономике каких-либо инициатив по улучшению обеспечения страны хлебом, которые базировались бы на использовании рыночных механизмов. Два распоряжения (№№ 100 и 145) требовали административно-командного распределения продовольствия. Другие два распоряжения о поставках продовольствия (№18 от 18 ноября и №169 от 19 декабря) представляли собой лишь одобрение новым правительством России сделок, инициированных и частично проведенных другими экономическими и политическими субъектами (брокерские фирмы Росагробиржи; правительство СССР, получившее кредит Французской Республики). Единственная операция по поставкам продовольствия в Россию, инициированная непосредственно Е.Гайдаром и получившая отражение в подписанном им распоряжении (№203 от 27 декабря), касалась не названных им позднее наиболее дефицитными зерна или хлебопродуктов, а сахара. Она оказалась сделкой с коммунистическим режимом Кубы, главной целью которой стала, очевидно, не столько поставка продовольствия в Россию, сколько оплата пребывания разведывательного центра в этой стране.

В качестве инициативных действий Е.Гайдара по обеспечению страны продовольствием на рыночной основе не может быть названо и решение по общей либерализации цен со 2 января 1992 г. Во-первых, потому что принципиально это решение было принято российской властью еще до назначения Е.Гайдара в правительство (см. выступление Б.Ельцина на V Съезде народных депутатов России 28 октября 1991 г.:
http://aillarionov.livejournal.com/280307.html).
Во-вторых, потому что документы по либерализации цен готовились не индивидуально, но всем правительством.
В-третьих, потому что политическую ответственность за это решение несли лица, подписавшие соответствующие документы: Указ по либерализации цен был подписан Б.Ельциным, постановление о либерализации цен – Г.Бурбулисом.
Наконец, потому, что согласно этим документам 2 января 1992 г. цены на основные продовольственные товары и прежде всего на хлеб либерализованы не были, государственное регулирование цен на хлеб было отменено лишь осенью 1993 г.:
http://aillarionov.livejournal.com/274863.html .

Такой характер фактических действий вице-премьера по экономике не подтверждает созданного и популяризировавшегося позднее представления о том, что главной деятельностью Е.Гайдара осенью 1991 г. была борьба с т.н. «угрозой массового голода» в России.

9. О несопоставимости масштабов государственных ресурсов, предоставленных вице-премьером производственным компаниям, вовлеченным в предпринимательскую деятельность и способным зарабатывать средства самостоятельно, и, например, государственным органам судебной власти, не участвовавшим в предпринимательской деятельности.

10. О несопоставимости масштабов деятельности по перераспределению государственных ресурсов со стороны вице-премьера и со стороны других представителей российской исполнительной власти, включая президента России.

11. О необходимости идентифицирования причин, способных объяснить столь активную перераспределительную деятельность. Среди возможных объяснений можно предложить следующие:
- намеренные действия, основанные на мировоззрении, базировавшемся на интервенционизме, лоббизме;
- некомпетентность, неадекватность, непонимание последствий своих действий;
- коррупция;
- личная слабость, неспособность противостоять давлению лоббистов.

6. Возможные объяснения.
Объяснение собственных решений, данное самим Е.Гайдаром, – это личная слабость:
«Если к вам приходит один лоббист и просит денег, вы можете ему отказать. Если к вам приходят второй, третий, пятый лоббист, вы им тоже можете отказать. Но когда к вам приходят пятнадцатый-двадцатый, вы отказать не можете и даете им денег».
http://iea.ru/macroeconom.php?id=25 .
Тезис о личной слабости вызывает возражения со стороны некоторых сотрудников гайдаровского института:
http://finam.fm/archive-view/3606/3/ .
Тем, кому не нравится предложенное самим Е.Гайдаром объяснение его собственных действий; тем, кто такое объяснение отвергает, следовало бы предложить иное объяснение - такое, какое, с их точки зрения, могло бы точнее объяснить эти действия Е.Гайдара.
Если отданные им в ноябре-декабре 1991 г. распоряжения – не свидетельство его личной слабости, то свидетельство чего?
Что это было?
Tags: Гайдар, Россия, реформы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments