Андрей Илларионов (aillarionov) wrote,
Андрей Илларионов
aillarionov

Categories:

О точности экономических прогнозов и аккуратности статистических измерений


Время от времени имеет смысл возвращаться к сделанным ранее прогнозам и, сравнивая прогнозные данные с получившимися фактическими значениями, пытаться анализировать, что из предсказанного сбылось, что – нет, и почему.

1. Прогнозы.
Чуть более года тому назад, 4 января 2010 г., в ходе дискуссии о параметрах происходившего тогда в стране экономического бума мною на страницах этого блога был сделан следующий прогноз:
«Через две недели – в середине января – Росстат обнародует данные о промышленном производстве в декабре 2009 г., объем которого (внимание! это прогноз, точность которого очень скоро можно будет проверить), очевидно, окажется на 6-8% выше, чем в декабре 2008 г. Через полтора месяца Росстат опубликует данные о развитии российской экономики в январе 2010 г., согласно которым объем продукции промышленности, вероятно, превысит январские показатели 2009 г. на 10-13%, а индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности – на 3-4%.
Тогда аналитики, эксперты, представители властей, журналисты будут дружно говорить об успешном преодолении экономического кризиса, наступившем экономическом подъеме, а нынешнее – полное недоумений – обсуждение экономического бума в России будет вспоминаться (если будет) как само собой разумеющееся»:
 
http://aillarionov.livejournal.com/151110.html

2. Факты Росстата (первоначальные).
В середине января 2010 г. Росстат обнародовал данные о росте промышленного производства в декабре 2009 г. по отношению к декабрю 2008 г. По этим данным прирост его объема составил 2,7%. Цифра 2,7% для темпов прироста промышленности в декабре 2009 г. была воспроизведена Росстатом не только в докладе, посвященном итогам декабря 2009 г., но и в докладах, посвященных итогам января, февраля, марта, апреля 2010 г. См., например:
http://www.gks.ru/bgd/free/B09_03/IssWWW.exe/Stg/d04/73.htm.

В середине февраля 2010 г. Росстат обнародовал данные о росте промышленного производства в январе 2010 г. по сравнению с январем 2009 г. Темп прироста производства составил 7,8%. Эта цифра затем была повторена в докладах Росстата в феврале, марте, апреле 2010 г.:
http://www.gks.ru/bgd/free/B09_03/IssWWW.exe/Stg/d04/73.htm

Лишь изменение индекса выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности в январе 2010 г. в % к январю 2009 г. попало в вилку предсказанных значений – 3,8%.

Таблица 1. Прогнозные и фактические значения роста некоторых показателей, публиковавшиеся Росстатом в январе-апреле 2010 г.

Показатели

Прогноз
от 04.01.2010 г.

Факт Росстата
в январе – апреле 2010 г.

Индекс промышленного производства
в декабре 2009 г. в % к декабрю 2008 г.

6-8

2,7

Индекс промышленного производства
в январе 2010 г. в % к январю 2009 г.

10-13

7,8

Индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности в январе 2010 г. в % к январю 2009 г.

3-4

3,8

Таким образом, сделанные мной прогнозы, казалось, были почти полностью опровергнуты.
Однако внутренняя противоречивость данных, опубликованных Росстатом, сразу же породила подозрение, что в расчетах Росстата оказались ошибки.

3. Публичные комментарии.
Различия между моими прогнозными значениями и обнародованными фактическими данными Росстата не остались без внимания наблюдателей.

20 января 2010 г.:
«Илларионов прогнозирует, что Росстат в скором времени зафиксирует повышение объема промышленного производства в декабре 2009 года на 6–8% по отношению к декабрю 2008 года и потом – увеличение объема продукции промышленности в январе наступившего года на 10–13% по отношению к январю 2009 года. Это в который раз докажет, думает Илларионов, его сенсационные заявления о российском «экономическом буме».
России грозит новая рецессия в середине 2010 года. Экономисты сомневаются в оживлении и новом промышленном буме:

http://www.ng.ru/economics/2010-01-20/4_recessia.html

25 января 2010 г.:
«Прогноз руководителя Института экономического анализа Андрея Илларионова о том, что январский отчет Росстата убедит наконец-то журналистов, экспертов и политиков в успешном преодолении кризиса, не оправдался. Напомним, Илларионов придерживался особого мнения об экономической ситуации в России.

Он утверждал, что «в промышленности кризис завершился в феврале 2009 года, в марте начался рост промышленного производства. В целом для экономики кризис завершился в мае 2009 года, в июне начался рост ВВП». Также Илларионов обещал, что в середине января Росстат «обнародует данные о промышленном производстве в декабре 2009 года, объем которого, очевидно, окажется на 6–8% выше, чем в декабре 2008 года. Через полтора месяца Росстат опубликует данные о развитии российской экономики в январе 2010 года, согласно которым объем продукции промышленности, вероятно, превысит январские показатели 2009 года на 10–13%». И это, уверял Илларионов, станет доказательством наступившего в России экономического подъема, общество и власть наконец-то поймут, что не заметили «экономического бума».
Однако в пятницу Росстат опубликовал не слишком оптимистичный итоговый отчет о производстве в 2009 году. Согласно этим данным, промпроизводство в течение прошлого года сократилось на 10,8% по сравнению с 2008 годом. В декабре же 2009 года по отношению к декабрю 2008 года промпроизводство выросло на 2,7%...
Итак, Росстат не подтвердил прогнозы Илларионова. Видимо, предвидя такое развитие событий, Илларионов заявил в четверг на Радио «Свобода», что «бум, который начался в промышленности в марте прошлого года, который достиг своего пика в августе, сентябре и октябре прошлого года, сейчас быстро идет на снижение. На смену ему придет либо вялый рост, либо, возможно, даже стагнация». «Я не думаю, что будет вторая волна кризиса, о которой говорят. Она уже технически не может произойти, потому что период роста длится уже более 6 месяцев. Поэтому, даже если произойдет новый спад, он не может характеризоваться в качестве второй волны этого кризиса: это будет уже новый кризис», – добавил Илларионов...
В итоге рост промпроизводства в декабре 2009 года по отношению к декабрю 2008 года оказался ниже не только того уровня, который прогнозировал Илларионов (6–8%), но даже ниже и той отметки, которую надеялись зафиксировать в Центре развития (4%)».
Росстат отменил "экономический бум". Опубликован не слишком оптимистичный итоговый отчет о производстве в 2009 году:
http://www.ng.ru/economics/2010-01-25/1_rosstat.html

См. также:
Промышленность упала на 10,8%:

http://www.moneytimes.ru/articles/2010-01-25/news/9176#

4. Подозрение.
То, что проблема кроется не в моих прогнозных оценках, а в опубликованных данных Росстата, вскоре было подтверждено расчетами Аналитического центра при правительстве России (АЦПР). Расчет темпов промышленного роста, произведенный АЦПР по исходным данным статистики, показал прирост промышленного производства в декабре 2009 г. по сравнению с ноябрем 2009 г. на 0,6%, по сравнению с декабрем 2008 г. – на 7,9%, что позволило говорить о «декабрьском продолжении экономического бума»:
http://aillarionov.livejournal.com/161060.html

5. Причины расхождений.
Почему фактические данные, первоначально обнародованные Росстатом, так сильно разошлись с прогнозными величинами?
В середине февраля 2010 г. появились дополнительные основания полагать, что что-то неладное произошло все-таки не с моими прогнозными значениями, а с расчетными данными Росстата. Выяснилось, что с января 2010 г. Росстат начал переход на новый отраслевой классификатор:
«...пересчет, связанный еще и с введением в действие с января нового отраслевого классификатора Росстата, еще не завершен...»
http://www.kommersant.ru/Doc/1319825

См. также:
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/2010/02/11/225301 
http://lenta.ru/news/2010/02/11/index/

Основное внимание общественности тогда было привлечено к пересмотру удельных весов отдельных видов деятельности в общем индексе промышленности. Однако, судя по всему, такой пересмотр сам по себе не мог стать причиной слишком больших расхождений. Очевидно, главной причиной явились все же технические ошибки в расчетах Росстата.

6. Факты Росстата (уточненные).
Подозрения в том, что проблема заключалась именно в технических ошибках Росстата, позже были подтверждены его собственными уточненными данными, к публикации которых Росстат приступил начиная с его майского доклада 2010 г. См., например:
http://www.gks.ru/bgd/free/B09_03/IssWWW.exe/Stg/d04/142.htm

История эволюции оценок Росстата двух выше упомянутых показателей с января 2010 г. по февраль 2011 г. приведена в таблице 2.

Таблица 2. Эволюция оценок Росстата индексов роста промышленного производства в декабре 2009 г. и в январе 2010 г.

Доклады Росстата «Информация о социально-экономическом положении России»

Индекс роста промышленного производства в декабре 2009 г.
в % к декабрю 2008 г.

Индекс роста промышленного производства в январе 2010 г. в % к январю 2009 г.

Декабрь 2009

102,7

 

Январь 2010

102,7

107,8

Февраль 2010

102,7

107,8

Март 2010

102,7

107,8

Апрель 2010

102,7

107,8

Май 2010

106,9

110,2

Июнь 2010

106,9

110,2

Июль 2010

106,9

110,2

Август 2010

106,9

110,2

Сентябрь 2010

106,9

110,2

Октябрь 2010

106,9

110,2

Ноябрь 2010

106,9

110,2

Декабрь 2010

106,9

110,2

Январь 2011

 

110,2

Февраль 2011

 

110,2

Источник: Доклады Росстата «Информация о социально-экономическом положении России» за соответствующие месяцы 2010-2011 гг.

Иными словами, начиная с майского доклада 2010 г. Росстат пересмотрел значения темпов прироста промышленного производства к соответствующим месяцам предыдущего года: в декабре 2009 г. по сравнению с декабрем 2008 г. – с 2,7 до 6,9%, в январе 2010 г. по сравнению с январем 2009 г. – с 7,8 до 10,2%.

7. Итоги.
Из пяти прогнозов, сделанных мною 4 января 2010 г., полностью сбывшимся оказались три прогноза об изменениях показателей роста российской экономики в декабре 2009 г. и январе 2010 г.

 Таблица 3. Прогнозные и фактические значения роста некоторых показателей, публиковавшиеся Росстатом начиная с доклада по итогам мая 2010 г.

Показатели

Прогноз
от 04.01.2010 г.

Факт Росстата
(начиная с майского доклада 2010 г.)

Индекс промышленного производства
в декабре 2009 г. в % к декабрю 2008 г.

6-8

6,9

Индекс промышленного производства
в январе 2010 г. в % к январю 2009 г.

10-13

10,2

Индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности в январе 2010 г. в % к январю 2009 г.

3-4

3,8

Два других моих прогноза оказались менее точными.

Публикация Росстатом корректных фактических значений темпов экономического роста («через две недели – в середине января» и «через полтора месяца – в середине февраля») в предсказанные сроки не состоялась. Росстат смог опубликовать корректные фактические значения темпов экономического роста в своем докладе лишь по итогам мая 2010 г. (это произошло в середине июня 2010 г.).

Предсказание о том, что «тогда аналитики, эксперты, представители властей, журналисты будут дружно говорить об успешном преодолении экономического кризиса, наступившем экономическом подъеме, а нынешнее – полное недоумений – обсуждение экономического бума в России будет вспоминаться (если будет) как само собой разумеющееся» оказалось слишком оптимистичным. Несмотря на продолжение экономического подъема в течение уже двух полных лет – с февраля 2009 г. по февраль 2011 г. (с паузой на мини-рецессию в июне-августе 2010 г.), многие участники публичной дискуссии по-прежнему избегают говорить о прекращении рецессии, о наступившем экономическом подъеме (тем более – об имевшем место в июле-декабре 2009 г. экономическом буме) и предпочитают говорить о продолжении кризиса.

Tags: Россия, статистика, экономика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments