Андрей Илларионов (aillarionov) wrote,
Андрей Илларионов
aillarionov

Categories:

Как работает демократия


По поводу практически каждого упомянутого ниже события невозможно избавиться от неистребимого желания сравнивать то, что происходит в стране с демократической (хотя и весьма несовершенной) политической системой, и то, что происходит (и что не происходит) у ее недемократического соседа.

Период внешней агрессии
8 августа – лидер «Новых правых» Давид Гамкрелидзе объявляет о моратории на свои противоречия с властями Грузии. «Я считаю, что сейчас не время для внутриполитических разборок. Исходя из этого, от имени «Новых правых» я хочу объявить мораторий на противоречия с властями и призываю все политические партии, все оппозиционные силы, прекратить внутренние разборки. Надеемся, что боевые действия завершатся скоро, и в дальнейшем у нас будет возможность для анализа и оценок того, что и как произошло».
8-17 августа – практически вся грузинская оппозиция поддерживает власти перед лицом российской агрессии.

Период после ослабления угрозы непосредственной внешней агрессии

18 августа – в день, когда должен был начаться вывод российских войск из Грузии, Нино Бурджанадзе, оппозиционный политик, бывший руководитель парламента (российский эквивалент – Иван Рыбкин (?), Михаил Касьянов (?), НЕ депутат действующего парламента) делает заявление: «Саакашвили придется отвечать на острые вопросы», связанные с августовской войной. Позже Бурджанадзе детализирует свое требование: «Власти должны дать компетентный и аргументированный ответ на вопрос: можно было или нет предотвратить августовские события».

24 августа – президент Михаил Саакашвили выступает перед членами Бюро парламента с детальным рассказом о событиях, предшествовавших войне с Россией и о ходе самой войны. Выступление транслируется электронными СМИ и воспроизводится в газетах.

4 сентября – в газете «Резонанси» публикуется письмо 88 правозащитников, журналистов, ученых, общественных и политических деятелей с призывом о проведении общенациональной дискуссии по вопросам августовской войны. Лидер Христианско-демократического движения (ХДД) и парламентского меньшинства Георгий Таргамадзе (российский аналог – ???) требует создания парламентской следственной комиссии.

9 сентября – президент Михаил Саакашвили заявляет, что Тбилиси обладает "твердыми" доказательствами, что Грузия не начинала войны: "Я передал президенту Саркози, президенту Баррозо и Хавьеру Солана доказательства, что грузины ответили на широкомасштабное вторжение со стороны России, вызвавшее боевые действия". "Мы можем доказать это, это очень твердые доказательства... С этого момента я не думаю, что еще будут какие-либо спекуляции по поводу того, начала ли Грузия войну, или она попала в ловушку (России). Мы не попадали в ловушку. И мы не начинали эту войну. Они [Россия] начали ее. Они вторглись к нам – в классическом стиле, как это происходило в 19 веке, в 20 веке и, к сожалению, это снова случилось в 21 веке". Саакашвили также заявил, что Грузия готова к любому международному расследованию событий, приведших к войне. "Мы приветствуем любую международную комиссию, которая займется расследованием этого", - сказал он журналистам в отдельном заявлении по окончании пресс-конференции с президентом Саркози, - "Мы поддерживаем серьезное международное расследование…»

Общественный запрос на формирование парламентской комиссии

12 сентября – Михаил Саакашвили выступает с инициативой создания «группы докладчиков» по всем вопросам российско-грузинской войны.

16 сентября – Михаил Саакашвили выступает с ежегодным докладом перед Парламентом, в котором объявляет о «новой волне демократических реформ». В частности, в его выступлении предлагаются изменения в Конституцию, упрощающие роспуск правительства Парламентом и осложняющие процедуры роспуска Парламента президентом; увеличивается представительство оппозиции в «группе доверия», рассматривающей информацию силовых структур; отменяется решение о прекращении бюджетного финансирования оппозиционных партий, отказавшихся войти в Парламент по результатам выборов 21 мая; предлагаются конституционные поправки, «согласно которым конфискация частной собственности станет невозможной без решения суда"; признается, что дефицит свободы медиа "остается вызовом нашей демократии"; предлагается институционализация дебатов на Общественном канале; предлагается пожизненное назначение судей, формирование органа надзора над судебной системой – Верховного совета юстиции; предлагается передача части функций исполнительной власти Антикризисному совету – органу по распределению гуманитарной и зарубежной помощи, в который входят представители некоторых оппозиционных партий. Саакашвили заявляет о своей готовности ответить на все вопросы, связанные с войной: "Я хочу, чтобы процесс был полностью прозрачным; я призвал к международному расследованию, я полностью приветствую процесс парламентских дебатов. Я прошу вас создать группу докладчиков и провести политические дебаты по поводу событий последних недель. В этой группе большинство должны составлять представители оппозиции. Все министерства, все должностные лица, все министры и президент – я лично готов встретиться с этой группой – мы готовы отчитаться и ответить на все вопросы».

18 сентября – лидер парти ХДД и парламентского меньшинства Георгий Таргамадзе заявляет, что в Парламенте должна быть создана не «группа докладчиков», а следственная комиссия, которая создаст более «полную картину» по боевым действиям в августе. «Кто начал войну? Мы не задаем этот вопрос», - говорит Таргамадзе. «Войну начала Российская Федерация еще 20 лет назад... Россия делала все для того, чтобы восстановить свое влияние в регионе и конкретно в Грузии... Российский фактор был недооценен политическим руководством Грузии, было допущено много ошибок».

22 сентября – председатель парламента Давид Бакрадзе заявляет о возможности создания парламентской комиссии «по расследованию российской агрессии». Создание комиссии он называет более предпочтительным, поскольку «в отличие от работы следственной комиссии, большая часть работы которой проводится в закрытой форме, временная парламентская комиссия будет работать в абсолютно прозрачном режиме».

Реакция на общественный запрос – формирование парламентской комиссии

7 октября – формируется Временная парламентская комиссия по расследованию августовских событий (ВПК). В ее состав входят 10 человек: 5 депутатов от парламентского большинства – Хатуна Гогоришвили, Георгий Габашвили, Гиви Таргамадзе, Акакий Минашвили, Георгий Гогуадзе, 4 депутата от парламентского меньшинства – Паата Давитая, Леван Вепхвадзе (вице-спикер Парламента), Ника Лалиашвили, Дмитрий Лорткипанидзе. Квоту депутата, не состоящего в какой-либо фракции, занимает Рамаз Тедорадзе, прошедший в Парламент по списку оппозиционной Лейбористской партии, и являющийся независимым депутатом. Председателем комиссии становится представитель оппозиции Паата Давитая. По словам Левана Вепхвадзе, члены комиссии вызовут на заседание президента Саакашвили, а также тех должностных лиц, которые «косвенно или напрямую связаны с принятием решений во время августовских событий». Определяется. Что комиссия должна работать в открытом режиме, хотя возможны и закрытые заседания для обсуждения вопросов, связанных с государственной тайной.

Работе Временной парламентской комиссии объявляют недоверие непарламентские оппозиционные партии, требующие проведения независимого расследования.

11 октября – ВПК официально начинает работу.

13 октября – председатель ВПК Паата Давитая встречается с аккредитованными в Грузии иностранными дипломатами. Давитая заявляет им, что российская агрессия против Грузии началась не в августе, а «значительно раньше», в 1990-х гг., во время произошедших первых вооруженных конфликтов в Абхазии и Южной Осетии. По его словам, главные вопрос надо задавать не столько о том, кто начал войну, сколько о том, могли ли власти Грузии предотвратить эту войну. «Но даже если со стороны Грузии и были допущены ошибки, это не дает России права признавать территории, принадлежащие Грузии, в качестве независимых государств», - заявляет Давитая.

25 октября – ВПК приступает к заслушиванию и обсуждению докладов официальных лиц. Часть сессий проходит в открытом режиме, часть в закрытом. Открытые заседания комиссии транслируются в прямом эфире Второго канала Общественного вещания. Материалы ВПК публикуются на грузинском, английском и русском языках.

Работа парламентской комиссии

25 октября – ВПК заслушивает доклад руководителя Службы разведки Грузии Гелы Бежуашвили http://www.civil.ge/rus/_print.php?id=18033
В своих показаниях он, в частности, сообщил, что, по его мнению:
- целями российской интервенции были: свержение властей Грузии и установление выгодного для России режима; изменение внешнеполитического курса Грузии; блокирование или подчинение собственному контролю энергетических транзитных маршрутов, предотвращение создания демократического государства по соседству с Россией;
- война началась не 7 августа, российские войска находились на территории Грузии и осуществляли скрытую аннексию задолго до августовских событий;
- Россия начала развертывать дополнительные войска в марте 2008 года, а интенсивное развертывание дополнительных сил начала в мае и июне 2008 года;
- рано утром 7 августа в Южную Осетию было введено большое количество росийских войск и техники;
- мобилизация российских ВВС происходила, в частности, на аэродроме Моздок в Северной Осетии; самолеты-разведчики, аналогичные самолетам Awaks, способные корректировать огонь артиллерии, приземлились в Моздоке 4 или 5 августа;
- 7 августа в Очамчирский район были введены дополнительные российские войска.

26 октября – ВПК заслушивает отчет министра иностранных дел Эки Ткешелашвили http://www.civil.ge/rus/_print.php?id=18039
В своих показаниях она, в частности, сообщила, что:
- Тбилиси предлагал самопровозглашенным регионам широкую автономию - экономическую, политическую и культурную, а также достойное и безопасное возвращение перемещенных лиц;
- женевский процесс под эгидой Группы стран друзей (при Генеральном секретаре ООН) оказался непродуктивным; монополия России в миротворческом и переговорном процессах стала основной причиной его непродуктивности;
- в международном сообществе не было серьезной готовности к противостоянию с Россией; в нем полагали, что можно было добиться более конструктивной позиции России путем продолжительных переговоров;
- целью грузинских властей была интернационализация миротворческого процесса; возвращение перемещенных лиц; экономическое сотрудничество между общинами, в том числе создание свободных экономических зон в Гальском и Очамчирском районах, проведение на следующем этапе переговоров по политическим вопросам, в том числе по распределению полномочий между местными и центральными органами власти;
- единственным препятствием в этом процессе была сдерживающая роль России, которая делала все для предотвращения даже прямых контактов между Грузией и сепаратистскими властями;
- письмо, направленное президентом Грузии своему российскому коллеге и содержавшее предложения по Абхазии, является публичным, и его копия, а также копия письма, направленное российской стороной в ответ, будут представлены членам ВПК;
- предложения, содержавшиеся в письме грузинского президента, предусматривали создание свободных экономических зон в Гальском и Очамчирском районах, вывод российских войск из этих районов, их замену грузино-абхазскими полицейскими силами под международным надзором, а также возвращение перемещенных лиц;
- грузинские власти предлагали России стать частью этого процесса, они не хотели интернационализации в ущерб интересам России; они также предлагали России отменить свое решение от 16 апреля по установлению прямых официальных связей с Абхазии и Южной Осетии;
- ответ России на эти предложения был резким; в нем было фактически сказано, что Россия выступает против возвращения внутренне перемещенных лиц (беженцев), так как, по ее мнению, время для их возвращения не настало;
- Россия также отказалась отменять свое решение от 16 апреля, а также выводить свои вновь введенные в регион войска.

27 октября – ВПК заслушивает отчет государственного министра по делам реинтеграции Темура Якобашвили http://civil.ge/rus/_print.php?id=18047
В своих показаниях он, в частности, сообщил, что:
- весной и летом 2008 г. предпринимались интенсивные попытки проведения переговоров;
- после признания Косово Россия делала все для того, чтобы переговоры проходили лишь ради переговоров;
- по отношению к Южной Осетии летом было две инициативы – одна от ЕС, другая от ОБСЕ – по проведению встречи с ее властями либо в Брюсселе, либо в Хельсинки; оба предложения были отвергнуты сепаратистами;
- по отношению к Абхазии его первая встреча с представителями абхазских властей состоялась в Женеве в рамках Группы друзей при генеральном секретаре ООН и оказалась своего рода диктовкой домашнего задания грузинской и абхазской сторонам, во время которой указывалось, что именно надо сделать, после чего грузинской стороне надо было докладывать, что сделано;
- Владислав Чернов, представитель МИДа России, который курировал вопросы по Абхазии, был переведен на другую должность; после этого роль МИДа России ослабела;
- мирные инициативы в отношении Абхазии были подробными и конкретными; они были разработаны с учетом рекомендаций различных неправительственных групп; абхазская сторона их отвергла;
- в случае с Цхинвали были сделаны предложения о создании свободной экономической зоны, которая помогла бы налаживанию контактов между людьми;
- письма Путина к лидерам сепаратистов были явным признаком того, что Россия что-то готовит; за ними последовал выход России из санкций СНГ по Абхазии;
- одно из последних предложений Тбилиси к Москве было озвучено в письме президента Грузии его российскому коллеге; этот план предусматривал вывод российских войск за пределы реки Кодори; их замену в Гали и Очамчире на международные полицейские силы, а также создание свободных экономических зон в этом регионе; такое предложение могло привести к выходу Абхазии из изоляции;
- после выхода из санкций СНГ последовало решение России об установлении прямых контактов с сепаратистами 16 апреля, стало ясно, что Россия серьезно к чему-то готовится;
- развертывание дополнительных войск – десантников – было явным свидетельством того, что Россия готовилась к военной интервенции; грузинские власти призвали ООН провести мониторинг этих войск и вооружений, но Россия воспрепятствовала работе наблюдателей; ареал размещения дополнительных войск указывал на то, что готовились серьезные провокации по отношению к Кодорскому ущелью;
- грузинские власти информировали западных партнеров об угрозе эскалации, но их реакция была такой же, какую довелось услышать в Брюсселе: когда в мае в Брюсселе Якобашвили сказал, что ситуация близка к войне, к нему обратился один западный дипломат и сообщил, что слово "война" непопулярно в Брюсселе и посоветовал больше не упоминать этого слова; западные партнеры советовали Грузии не поддаваться на провокации России; европейцы и американцы решительно настаивали на сохранении мандата российских миротворческих войск в Абхазии и Южной Осетии; западные партнеры говорили, что они позаботятся об этом, что они поставят этот вопрос на переговорах с русскими; по мнению Якобашвили, согласие Грузии с этим требованием западных дипломатов, возможно, оказалось серьезной ошибкой;
- грузинские власти использовали любую возможность для переговоров, когда абхазская сторона предложила встречу с послом Грузии в ООН Ираклием Аласания, ответили положительно; Аласания прибыл в Сухуми и провел переговоры; когда же переговоры с абхазской стороной были прордолжены в Швеции, абхазы отвергли все предложения, обсуждавшиеся между ними и Аласанией в Сухуми;
- на закрытом заседании будет продемонстрирован российский документ, датируемый маем 2008 года, свидетельствующий о том, что уже тогда планировалась серьезная эскалация;
- при обстреле грузинских сел в начале августа использовалась запрещенная крупнокалиберная артиллерия; это, в частности, подтверждается в письме командующего российскими миротворческими силами в Южной Осетии Марата Кулахметова от 4 августа, в котором он пишет, что при обстреле грузинских сел использовались запрещенные 120-мм снаряды;
- когда Якобашвили прибыл в Цхинвали 7 августа, Цхинвали был пуст; на просьбу к Кулахметову остановить эскалацию, он ответил, что не контролирует югоосетинскую сторону; затем он предложил грузинским властям в одностороннем порядке объявить о прекращении огня; он также сообщил, что могут произойти провокации, но попросил сохранять прекращение огня;
- получив эту информацию, Саакашвили сообщил, что грузинская сторона готова в одностороннем порядке объявить о прекращении огня;
- информация о прекращении огня в течении трех часов была немедленно передана Кулахметову; на что тот ответил, что прекращение огня должно продлиться по меньшей мере до следующего утра; однако грузинская сторона ответила, что это является ее доброй волей, и теперь она ожидает ответных шагов;
- объявление о прекращении огня было сделано на пресс-конференции Якобашвили в Тбилиси 7 августа в 6 часов вечера;
- во время встречи с Саакашвили поздно ночью 7 августа, Якобашвили стал свидетелем получения президентом информации о том, что огонь с противоположной стороны не прекращается; с президентом постоянно связывались другие представители властей и информировали его по меньшей мере из трех различных источников о движении колонны российских танков в направлении Цхинвали;
- президент не отдавал приказа о взятии Цхинвали; он отдал три приказа: «1. Остановить колонну российской техники, которая продвигается в направлении Цхинвали; 2. Нейтрализовать все огневые точки, с которых обстреливаются наши позиции; 3. Минимальные потери среди гражданского населения»; приказы были даны приблизительно в 11 часов вечера 7 августа;
- на вопрос членов ВПК, использовал ли президент Саакашвили термин "восстановление конституционного порядка" (намек на заявление начальника Штаба по миротворческим операциям ВС Грузии Мамуки Курашвили ночью 7 августа), Якобашвили ответил, что такой приказ президентом не отдавался;
- обстрел ракетами «Град» производился не по Цхинвали, а по селу Хетагурово, а также по району Верхнего городка.

27 октября – ВПК заслушивает отчет секретаря Совета национальной безопасности Александра Ломая http://www.civil.ge/rus/_print.php?id=18051
В своих показаниях он, в частности, сообщил, что:
- 29 июля югоосетинские боевики впервые использовали запрещенные артиллерийские системы крупнее 82 мм калибра;
- заявление генерала Курашвили о «восстановлении конституционного порядка» не было санкционированным; у него не было таких полномочий, само выступление было неверным по содержанию; Курашвили получил словесный выговор от Министерства обороны;
- в час дня 7 августа члены Совета национальной безопасности встретились с президентом, министр внутренних дел проинформировал участников заседания о том, что подразделения российских войск начали движение в Южную Осетию; было известно о передвижении военной техники и личного состава; но на тот момент было не вполне ясно, были ли это северокавказские добровольцы или регулярные войска;

- на заседании Совета национальной безопасности 7 августа около часа дня на вопрос президента, была ли пересечена красная линия, за которой начинается интервенция и реальная опасность начинает угрожает гражданским лицам, был дан ответ, что красная линия была пересечена;
- объявленное прекращение огня не принесло результата, примерно в 20:30 вечера 7 августа сепаратистские силы возобновили огонь;
- тогда было принято о контратаке;
- логика действий грузинских войск вечером 7 августа была следующей: 1. Нейтрализация огневых точек на прилегающих к Цхинвали территориях и в Цхинвали, так как огонь по грузинским позициям велся из центральных частей Цхинвали, оттуда, где расположены административные здания; 2. Приближение к поселку Джава и далее к Рокскому тоннелю в обход Цхинвали;
- на вопрос, было ли «вхождение в Цхинвали» частью этой задачи? Ломая ответил: Нет. В отношении Цхинвали задача заключалась только в нейтрализации огневых позиций, откуда открывали огонь по грузинским позициям; взятие Цхинвали не было военной целью;
- грузинские силы использовали ракетные установки типа «Град» лишь по направлению Верхнего городка, где была развернута артиллерия сепаратистских сил, что не является населенным пунктом; в отношении центральной части Цхинвали, где расположены административные здания, было применено оружие, имеющее точные прицелы, в частности САУ DANA;
- во всю операцию со стороны России было вовлечено более 80 000 военнослужащих;
- можно предположить, что политическое решение о полномасштабной военной интервенции в России было принято 9 августа, когда во Владикавказ прибыл Путин; очевидно, он был проинформирован о большом ущербе, нанесенном российским войскам, уже воевавшим в Южной Осетии, и, очевидно, после этого было принято решение об осуществлении плана полномасштабной интервенции;
- грузинский ответ мог быть достаточным для тех сил, которые были у русских на начальном этапе на границе (подразумеваются 8000 военнослужащих, участвовавших в учениях "Кавказ 2008»);
- на вопрос «Была бы грузинская реакция адекватной, если бы было известно заранее, что ожидается полномасштабная интервенция?» был дан ответ: «Мы должны быть откровенны: с точки зрения численности у нас самая малочисленная армия в регионе, и мы столкнулись с третьей по величине армией в мире»; ни у кого не должно быть иллюзий, относительно того, могла ли бы грузинская армия победить российскую армию; политическая цель грузинской армии состояла в том, чтобы максимально затруднить продвижение российских войск, в результате чего предоставить дипломатам и политикам шанс для мобилизации международного внимания и его подключения с целью приостановки агрессии; грузинские вооруженные силы эту задачу выполнили успешно;
- после полномасштабного нападения у грузинских властей оставалось два варианта – или афганизация или организованное отступление; власти выбрали второе;
- западные партнеры знали о вторжении российских войск утром 7 августа;
- грузинские власти не располагают данными, свидетельствующими о возможном географическом расширении зоны российской оккупации; однако непрогнозируемость поведения русских представляет серьезную проблему; ни грузинская, ни какая-либо из иностранных разведывательных служб не обладали информацией об ожидаемой полномасштабной интервенции и оккупации со стороны России значительной части территории Грузии, но, как известно, это произошло.

28 октября – ВПК заслушивает отчет Начальника штаба по миротворческим операциям Вооруженных сил Грузии Мамуки Курашвили http://www.civil.ge/rus/_print.php?id=18049
В своих показаниях он, в частности, сообщил, что ночью 7 августа сделал «импульсивное» заявление, когда выступая по телевидению сказал, что в Цхинвальском регионе грузинские силы приступают к операции по восстановлению конституционного порядка. «Это не было согласовано ни с кем, и никто мне не поручал», - заявил Курашвили в ходе дачи показаний членам парламентской комиссии. «Вам, наверное, неизвестно, что такое непосредственные боевые действия. Я вышел из боя, брифинг не был подготовлен, соответственно я не был готов и сделал импульсивное заявление, которое, кстати, если бы я был готов, сделал бы по-другому». «Я получил выговор в Объединенном штабе», - подтвердил Курашвили.

28 октября – ВПК заслушивает доклад Начальника Объединенного штаба Вооруженных сил Грузии Зазы Гогавы http://www.civil.ge/rus/_print.php?id=18055
В своих показаниях, в частности, он сообщил, что
- ни один из планов, существовавших в Объединенном штабе, не был направлен на проведение штурмовых операций против двух исторических краев Грузии - Абхазии и Южной Осетии;
- не ожидалось, что 9 августа начнется полномасштабная агрессия со стороны России, которая предусматривала взятие столицы страны (Тбилиси);
- существовали четкие признаки для того, чтобы привести вооруженные силы в готовность №1, и 7 августа в 14.00 часов такая готовность была объявлена;
- приказ о начале военных действий был отдан 7 августа в 23.35 ч.; приказ состоял из трех пунктов: 1. Остановить любые силы, вторгшиеся на территорию Грузии из России; 2. Уничтожить огневые точки, ведущие огонь по грузинским постам; 3. В ходе осуществления данной операции защищать мирное население; наряду с этим приказом было объявлено военное положение;
- эта операция была мобильной оборонительной операцией;
- атака на Цхинвали первоначально не планировалась, она была осуществлена в результате развивающихся событий; прямого приказа брать штурмом Цхинвали не было; правительство не рассматривает Цхинвали в качестве города, где укреплен враг; то, что Цхинвали оказался под контролем Вооруженных сил Грузии, изначально не предусматривалось, но из-за того, что миротворческие посты и посты МВД находились под очень сильным огнем, и единственным способом их отвода была нейтрализация огневых точек, которых в Цхинвали было множество – в Верхнем и Нижнем городках; во-вторых, в Анклав входят грузинские села – вывести людей из грузинских сел в Анклаве по объездной дороге было невозможно; было принято решение, что кратчайшим путем до грузинских сел является дорога через Цхинвали;
- российская авиация в течение двух дней осуществляла бомбардировку Цхинвали; над Цхинвали грузинские самолеты не летали и бомбы на него не сбрасывали;
- на подступах к Цхинвали грузинские силы понесли потери от бомбардировок; мощнейшая воздушная атака российскими ВВС была осуществлена утром 9 августа; крупнейшая российская группировка вторглась 10 августа; остановить их у села Гупта не удалось;
- 10 августа грузинские силы покинули Цхинвали; при отступлении были допущены ошибки, но не фатальные;
- ни один из грузинских боевых самолетов не был сбит; грузинские части сбили 19 российских летательных аппаратов; есть трофейная техника, как полностью уничтоженная, так и вышедшая из строя добытая на поле битвы;
- линия обороны Гори не была создана по той причине, что грузинские власти не ожидали агрессии такого типа;
- погибло 168 военных, 20 солдат еще не идентифицировано; потери 4-ой бригады составляют около 25 солдат.

Промежуточные итоги
Реакция общественных и государственных институтов в демократической (хотя и весьма несовершенной) политической системе на тяжелейший внешний и внутренний кризис столь очевидна – как по форме, так и по содержанию, и ее контраст по сравнению с отсутствием сколько-нибудь сопоставимой реакции в недемократической политической системе столь оглушителен, что это не требует развернутых комментариев.

Но некоторые из них все же можно упомянуть.
Прежде всего ключевая роль остается за прессой и Парламентом – центральными местами для ведения общенациональной дискуссии.

Перед членами парламентской комиссии в ближайшее время выступят и другие должностные лица, включая и грузинского президента – несмотря на то, что за последние два месяца он уже дваждв выступал перед членами парламента. Руководители исполнительной власти отчитаются, или, как говорят в ВПК, «представят показания», – перед депутатами своей страны, перед представителями «четвертой власти», перед лицом грузинского общества и всего международного сообщества – о том, какой информацией и в какой момент они располагали, какие полномочия имели, на каком основании и какие решения они принимали. Тем и отличаются власти, ответственные перед своими гражданами, от властей, подавляющих, презирающих и насилующих своих сограждан.

Каждое слово руководителей грузинской исполнительной власти, каждое их утверждение будет подвержено внимательнейшему анализу и тщательнейшей проверке. Сам по себе факт работы парламентской комиссии не гарантирует того, что какая-то часть информации не окажется искаженной или останется скрытой. Но вероятность такого варианта развития событий при наличии реальной оппозиции и настоящего парламента несопоставима с возможностями сокрытия информации, распространения пропаганды, навязывания дезинформации и откровенной лжи при подавлении первой и отсутствии второго.

На основании представленных показаний грузинские парламентарии и грузинские граждане сами примут решения о дальнейшей судьбе своих руководителей, суть которых сегодня невозможно предсказать.

Трудно спорить с грузинским президентом, когда он говорит: «Отличие между нами и Россией в том, что там все решения принимаются одним человеком, и все остальные без критики их принимают, даже если это очень безответственные решения одного человека. Наша сила в том, что мы все решения долго согласовываем, и потом отдаем отчет обществу по всем событиям».

Именно в такой системе – системе ответственности перед гражданами, системе требований к раскрытию информации, системе подчинения воле народа в лице его избранных представителей и заключаются и очевидная сила и очевидные преимущества демократического контроля за властью.

Но, возможно, именно поэтому демократическая система, не только у себя дома, но даже у соседей, пусть даже и в весьма несовершенной форме, вызывает у авторитарных властителей столь неодолимый страх, воспринимается как такая, поистине экзистенциальная, угроза, что из-за нее не только можно, но и необходимо идти на провоцирование и развязывание кровавой бойни, в жертву которой принесены сотни, если не тысячи людей.


Показания руководителя Службы внешней разведки Гелы Бежуашвили
http://www.civil.ge/rus/_print.php?id=18033

Показания министра иностранных дел Эки Ткешелашвили
http://www.civil.ge/rus/_print.php?id=18039

Показания государственного министра по делам реинтеграции Темура Якобашвили
http://civil.ge/rus/_print.php?id=18047

Показания секретаря Совета национальной безопасности Александра Ломая
http://www.civil.ge/rus/_print.php?id=18051

Показания начальника штаба миротворческих операций Мамуки Курашвили
http://www.civil.ge/rus/_print.php?id=18049

Показания начальника Объединенного штаба вооруженных сил Зазы Гогавы
http://www.civil.ge/rus/_print.php?id=18055
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 70 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →