Андрей Илларионов (aillarionov) wrote,
Андрей Илларионов
aillarionov

Categories:

Записка Дурасова

Ниже приводятся выдержки из письма заместителя министра экономики СССР В.А.Дурасова, направленного им в Кабинет министров СССР 20 июня 1991 г. Документ дает представление о степени понимания руководством экономического блока последнего правительства СССР нараставших макроэкономических проблем, а также об инструментах и способах, предлагавшихся им для их решения. Особого внимания заслуживает, в частности, следующая цитата, относящаяся ко второму варианту предлагаемых Минэкономики СССР мер по выходу страны из нараставшего экономического кризиса:
 
"Суть этого варианта состоит в последовательной, начиная с июля текущего [1991. – А.И.] года, либерализации всех цен с тем, чтобы к началу 1992 года сохранить фиксированные и регулируемые цены лишь на ограниченный перечень топливно-сырьевых ресурсов, тарифы на массовые перевозки грузов, а розничные цены – на товары, составляющие основу потребительского бюджета. Одновременно с дальнейшей либерализацией цен потребуется периодический пересмотр цен на продукцию, где еще сохраняется их государственное регулирование".
 
Иными словами, руководство экономического блока последнего советского правительства было готово и более того - предлагало - начать либерализацию большей части цен в июле 1991 г. То, что тогда либерализация цен не была начата, следует объяснять отсутствием понимания и/или готовности к таким действиям, очевидно, не со стороны экономической части союзного кабинета, а со стороны политического руководства СССР.

М И Н И С Т Е Р С Т В О
ЭКОНОМИКИ И ПРОГНО3ИРОВАНИЯ СССР
(Минэкономики СССР)
20 июня 1991 г.                                                                                                                                                  № 29-П
КАБИНЕТ МИНИСТРОВ СССР
При этом представляю подготовленные в соответствии с распоряжением от 4 июня 1991 г. № РП-2030 материалы о комплексе осуществляемых и планируемых мер по стабилизации экономики СССР и прогноз ее развития в 1991 году.
Заместитель Министра                       В.А.Дурасов

...
 
6. Прогноз финансового положения государства и денежных доходов и расходов населения в 1991 году.
Прибыль. Минэкономики СССР осуществило прогнозную оценку ожидаемого уровня прибыли в 1991 году в отраслях материального производства, с учетом итогов работы в 1 квартале т.г., фактических индексов изменения оптовых цен предприятий с 1 января 1991 г. и розничных цен со 2 апреля 1991 г., изменения оплаты труда в базовых отраслях народного хозяйства и компенсации по вышения розничных цен в сфере материального производства, а также прогнозируемой динамики физического объема промышленной продукции.
Основываясь на указанных расчетах по предварительным прогнозным оценкам прибыль государственных предприятий и организаций (без кооперативов и колхозов) в 1991 году составит около 500 млрд.рублей, вместо 353 млрд.рублей, принятых ранее в расчетах на текущий год. При этом прибыль может вырасти по сравнению с прошлым годом почти в два раза.
Значительные отклонения по объему прибыли вызваны принятыми в расчетах прогнозируемыми изменениями индекса цен предприятий в промышленности, сметных цен в строительстве, тарифов на транспорте по сравнению с предусмотренными реформой оптовых цен с 1 января 1991г.
Так, в промышленности для обеспечения средней рентабельности в размере 25т; (по отчету на 1 квартал 1991 г. рентабельность составила 26,8% к себестоимости продукции), при условии повышения зарплаты за счет изменения тарифов в базовых отраслях промышленности и компенсации повышения розничных цен, оптовые цены могут увеличиться в результате более широкого применения договорных цен в 2,5 раза, вместо 1,6, предусмотренного реформой цен.
В других отраслях материального производства можно ожидать сохранение уровня прибыли в размерах близких к ранее принятым в расчетах.

Прибыль важнейших отраслей материального производства (государственных предприятий и организаций) на 1991 год прогнозируется в следующих размерах (в действующих ценах соответству ющего периода):
                                                                                  (млрд.рублей)
1990 г.
Предварительный отчет
1991г.
прогноз
СССР - всего247,6499,4
Промышленность124,2393,3
Совхозы и агропромкомбинаты31,027,9
Транспорт25,820,1
Строительство15,729,8
Другие отрасли50,928,3
 
Ценообразование. В 1991 году в области ценообразования бы ли продолжены процессы перехода от государственно-административной системы к демократичной, учитывающей введение в экономи ку страны рыночных методов регулирования.
С 1 января 1991 года введена новая система оптовых цен в промышленности. Доля продукции, на которую применяются договорные цены, доведена до 40%. При этом расчетный индекс повышения оптовых цен предусматривался на уровне 1,62-1,64.
Пересмотр сметных цен в строительстве и переход при их формировании на договорные условия осуществлялся с применением индекса 1,6.
В сельском хозяйстве введенные с урожая 1990 года закупочные цены повышены в среднем с индексом 1,37.
Первый этап реформы ценообразования завершен реформой розничных цен со 2 апреля 1991 года.расчетный индекс повышения государственных розничных цен в среднем составил 1,6 (без учета фактического движения цен на товары, которые выведены на свободное ценообразовние, услуг населению и других тарифов, формирование которых находится в компетенции республиканских и местных органов власти). Однако результаты работы отраслей народного хозяйства в январе-мае текущего года показали, что на формирование реальных цен оказали существенное влияние целый ряд факторов: более высокий рост договорных свободных цен, компенсационные выплаты работникам, реформа оплаты труда в ряде отраслей, увеличение доли продукции, реализуемой по договорным ценам, рост неудовлетворенного спроса, изменение курса рубля и другие.
За январь-май текущего года индекс цен в промышленности достиг 1,96, при этом рост индекса в основном вызван ростом цен в отраслях машиностроения, где доля свободных цен превышает 55% продукции (на 35-50 пунктов). В отраслях, где сохранен в основном государственный контроль за ценами, их рост составил против расчетных 10-15 пунктов.
Рост цен на сельскохозяйственную продукцию составил за этот период 1,6 против расчетного уровня 1,37. В основном этот рост вызван более высоким уровнем цен на плодоовощную продукцию, картофель, а также принятыми в ряде республик более высокими закупочными ценами на крупный рогатый скот, птицу, молоко и др.
Два месяца действия новых розничных цен показали, что их общий индекс составил 1,9. На основные продовольственные товары, цены на которые регулируются государством, рост цен в целом соответствует расчетным: на мясо и птицу в 2,6 раза, колбасные изделия в 3,1 раза, хлебобулочные изделия в 3 раза, сыры в 2,2 раза и т.д. Значительно возросли платные услуги населению - в 1,6 раза, при этом услуги пассажирского транспорта - в 1,9 раза.
Учитывая складывающуюся динамику цен и влияние дополнительных факторов на уровень затрат и цен, ожидаемые результаты в 1991 году могут быть следующими:
влияние дополнительных затрат на оплату труда, компенсаци онных выплат, роста цен в строительстве, решений о частичном введении свободных цен в базовых отраслях может привести к росту уровня цен в отраслях промышленности в 2,5-3 раза;
в строительстве индекс цен с учетом компенсации всех дополнительных затрат составит 2,5-3 раза;
уровень реализационных цен на сельхозпродукцию может возрасти на 15-303;;
в области розничных цен на основные продовольственные и непродовольственные товары, определяющие прожиточный минимум населения, будет сохранено государственное регулирование. С учетом роста оптовых цен на непродовольственные товары, на которые розничные цены устанавливаются свободными, общий индекс роста розничных цен может достичь 2,0-2,2 раза.
 
Финансовое положение страны. Складывающаяся в настоящее время сложная политическая и экономическая ситуация обостряет положение с исполнением финансового баланса государства, союзного и республиканских бюджетов.
Важнейшим фактором углубления финансового кризиса является ухудшение экономических показателей работы многих отраслей экономики. В результате сокращения объемов производства доходы государства снизятся на сумму 47 млрд.рублей. На 23 млрд.рублей сократятся доходы от внешнеэкономической деятельности. Кроме того, внесение в ходе исполнения бюджета изменений в порядок исчисления налога с продаж, отмены взимания этого налога по многим группам товаров и услуг, сократит поступления этого налога на 50 млрд.рублей.
В целях обеспечения необходимых темпов развития и стабилизации работы нефтяной и газовой промышленности в ходе исполнения бюджета было принято решение о создании отраслевых фондов для финансирования инвестиций этих отраслей, что уменьшило до ходы государства на 15 млрд.рублей.
В ходе исполнения бюджета был принят также ряд решений в области усиления социальной политики и повышения заработной платы в различных отраслях хозяйства. Только на реализацию мер по повышению уровня оплаты труда и решения других социальных вопросов коллективов предприятий угольной промышленности потребуется дополнительно выделить 5 млрд.рублей. Принятый Верховным Советом СССР Закон "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС" потребует в этом году дополнительно на компенсационные и другие выплаты на селению около 5 млрд.рублей.
Следует также отметить, что отдельные союзные республики (РСФСР, УССР, Узбекская ССР и другие) приняли в этом году решения о проведении дополнительных социально-экономических про грамм, в первую очередь на повышение заработной платы в непро изводственной сфере, которые потребуют дополнительных расходов в сумме свыше 22 млрд.рублей.
Значительно сокращают доходную базу бюджетов всех уровней расширяющиеся льготы по налогам на прибыль сверх предусмотренных налоговым законодательством. В результате налоговые поступления сократятся на сумму около 30 млрд.рублей. Одновременно поступления во внебюджетные фонды уменьшатся против запланированных уровней на 12 млрд.рублей.
Всего дефицит финансовых ресурсов государства увеличится почти на 190 млрд.рублей и составит 240 млрд.рублей против 52 млрд.рублей, принятых при утверждении бюджета.
Одновременно следует иметь а виду, что если союзные рес публики не выполнят своих обязательств перед союзным бюджетом и союзными внебюджетными фондами и используют эти средства на собственные цели, дефицит бюджетной системы страны достигнет 300 млрд.рублей. Реализация законодательства об индексации доходов населения вызовет дополнительные расходы из бюджета на сумму 25-27 млрд.рублей.
Увеличение в 1991 году прибыли против прогнозных оценок на 150 млрд.рублей, вызванное ростом цен, не будет оказывать существенного влияния на сокращение дефицита финансовых ресурсов государства, так как дополнительные доходы бюджета от увеличения поступлений налога на прибыль используются на финансирование дополнительных социальных и компенсационных программ, принятых в ходе исполнения бюджетов.
Высокие темпы роста финансового дефицита требуют принятия чрезвычайных мер, важнейшими из которых в условиях острейшей финансовой ситуации должны стать меры по сокращению расходов, а также по увеличению доходов бюджета.
 
Денежные доходы и расходы населения. В 1 квартале т.г. де нежные доходы населения возросли на 24% при существенном сокра щении общеэкономических показателей: валового национального продукта, производительности общественного труда, производства товаров народного потребления.
Существенное влияние на формирование доходов и расходов населения оказала реформа розничных цен и меры по социальной защите населения.
Изначально заложенные размеры роста доходов и расходов населения в ходе реализации реформы были существенно деформированы. Общее повышение розничных цен, в том числе и из-за несоблюдения отдельными республиками Соглашения по этому вопросу достигнет 400-420 млрд.рублей. В свою очередь это обусловило принятие дополнительных решений по расширению компенсационных выплат, а также увеличению оплаты труда в отдельных отраслях народного хозяйства.
За последнее время органы управления вынуждены были принять многочисленные решения по увеличению оплаты труда - по угольной промышленности, по железнодорожному транспорту, по МГА СССР, по всем отраслям материального производства под дополнительный объем товаров и услуг, по металлургии, по базовым отраслям и другие.
Отдельные, республики приняли решение по снятию законодательно установленного порядка формирования фонда потребления в зависимости от роста объемов производства продукции, работ и услуг.
Все это приведет к глобальным общеэкономическим диспропорциям и вызовет при значительном росте неотоваренных денежных ресурсов в потребительском секторе дефицит источников для финансирования воспроизводства. При этом усиливается и разбалансированность потребительского рынка.
С учетом изложенных факторов доходы населения Уцениваются в 1991 году в сумме 1165 млрд.рублей, или с ростом против запланированного уровня на 455 млрд.рублей.
Потребный для реализации этих доходов товарооборот складывается в размере 915 млрд.рублей. Ожидаемый объем товарооборота, как показывают расчеты, не превысит 810 млрд.рублей.
Таким образом, разрыв между текущим платежеспособным спросом населения и предложением товаров на потребительском рынке составит 105 млрд.рублей.
Минфин СССР и Госбанк СССР подготовили предложения по нормализации финансов и денежного обращения во П полугодии 1991 года. В их основу положены меры по сокращению бюджетных расходов и ограничению денежной массы за счет ужесточения процентной политики и повышения резервных требований к коммерческим банкам.
Проведенные расчеты показывают, что сокращение во П полугодии бюджетных расходов, за исключением защищенных статей (за работная плата бюджетных учреждений, пенсии, стипендии, расходы на медикаменты), даст не более 5-7 млрд.рублей. Предлагаемые меры по дополнительной реализации государственных ценных бумаг среди населения увеличат доходы не более чем на 2 млрд.рублей, резервирование 50% депонированных сумм для размещения ценных бумаг позволит дополнительно мобилизовать для покрытия бюджетного дефицита около 20 млрд.рублей.
Таким образом, реализация на практике этих мер позволит покрыть не более 10% дефицита финансовых ресурсов.
Предложенное Госбанком СССР повышение процента за предоставленные коммерческим банкам кредитные расходы с 8 до 12% и увеличение резервных требований дифференцированно по видам депозитов позволит отвлечь из платежного оборота 140-150 млрд. рублей, что ограничит совокупную денежную массу на 10%.
Очевидно, что эти меры не окажут кардинального влияния на стабилизацию финансового положения и денежного обращения в стране.
 
Поэтому возникает необходимость в сложившихся чрезвычайных условиях принятия дополнительных мер. Рассмотрены два варианта выхода их создавшегося положения.
 
Первый вариант основывается на осуществлении жестких не экономических методов ограничения денежных доходов населения.
К их числу относятся:
1. . Сокращение расходов бюджета на социальные программы. Причем речь идет не только о моратории на вновь принимаемые программы, но и о приостановке уже введенных в 1991 году. Для сокращения совокупного дефицита бюджетной системы до предусмотренного на текущий год уровня (с учетом изменения масштаба цен - около 100 млрд.рублей) требуется приостановить реализацию со циальных программ на 30-35 млрд.рублей.
2.. Заморозить заработную плату во всех сферах по состоянию на 1 июля текущего года. Это позволило бы ограничить рост де нежных доходов населения примерно на 100 млрд.рублей. При при нятии этого решения можно было бы ввести дополнительный механизм направления средств, причитающихся на оплату труда сверх зафиксированного уровня, на цели расгосударствления и приватизации.
Кроме того необхоимо в максимально возможной степени сократить затраты централизованных средств на капитальное строительство со всеми вытекающими последствиями для экономического развития народного хозяйства.
Указанный вариант возможен в теоретическом плане. Однако в сложившейся социально-политической обстановке он вряд ли может быть реализован.
 
В нынешних условиях более обоснованным представляется второй вариант, основанный на признании неизбежности инфляционных процессов, их сознательном использовании в целях достижения макроэкономической стабилизации и защите от инфляции лишь огра ниченного круга населения с фиксированным доходом, имея в виду, что работники сферы материального производства должны возмещать потери от роста цен главным образом за счет увеличения выпуска продукции и реализации ее на рынке товаров.
Суть этого варианта состоит в последовательной, начиная с июля текущего года, либерализации всех цен с тем, чтобы к началу 1992 года сохранить фиксированные и регулируемые цены лишь на ограниченный перечень топливно-сырьевых ресурсов, тарифы на массовые перевозки грузов, а розничные цены – на товары, составляющие основу потребительского бюджета. Одновременно с дальнейшей либерализацией цен потребуется периодический пересмотр цен на продукцию, где еще сохраняется их государственное регулирование. Это позволит уже во II полугодии текущего года повысить уровень сбалансированности доходов и предложения товаров и услуг.
Необходимо указать, что темпы роста цен и инфляции, особенно на первом этапе, существенно возрастут. По оценкам рост цен может составить по отношению к сложившемуся уровню до конца года 1,5-2 раза. Это неизбежно отразится на жизненном уровне населения. Но при условии снятия всех ограничений с индивидуальных заработков инфляция может стать дополнительным стимулом мотивации производительного труда.
Одновременно обесценение рубля в известной мере облегчит решение проблем, связанных с бюджетным дефицитом и государственным долгом.
Проведенные ориентировочные расчеты показывают, что в этом случае уровень совокупного дефицита бюджетной системы может снизиться с 15% к валовому национальному продукту, складывающихся в настоящее время, до 10% по рассматриваемому варианту, а уровень внутреннего государственного долга соответственно с 40% до 20%.
И, наконец, такой подход позволяет заблаговременно подготовиться к новым условиям работы в 1992 году, включая и переход к внутренней конвертиуемости рубля.
Без согласованных действий республик по регулированию денежных доходов населения стабилизация денежного обращения финансов недостижима.
 
7. Макроэкономические показатели и социальные проблемы   
В соответствии с вариантами уточненного прогноза развития отдельных отраслей и сфер народного хозяйства даны два варианта оценок движения макроэкономических показателей.
 
По первому варианту, характеризующемуся нормализацией хозяйственных связей, решением важнейших вопросов импортных закупок и сохранением сложившихся тенденций в инвестиционной деятельности предприятий, национальный доход снизится на 7%. При этом повышается доля фонда потребления.
Были проведены консультации с республиками по их оценке изменения микроэкономических показателей.
Наибольший спад, национального дохода ожидается в Грузии (на 20-25% по сразнению с 1990 г.). Он вызван как ошибками в экономической политике, так и разрушительными стихийными бедствиями (например, землетрясение 29 апреля 1991 г.). Кроме того, руководство республики прямо способствует разрыву традиционных хозяйственных связей, не налаживая при этом новые, и это в условиях, когда экономика Грузии располагает ограниченной способностью автономного функционирования.
В РСФСР прогнозируется снижение национального дохода на 10%-, что связано, прежде всего, с резким падением производства товаров легкой промышленности (на 15%), продукции химической нефтехимической промышленности (на 10%), добыче угля и нефти. Крайне усугубило положение дел во всех отраслях народного хозяйства РСФСР забастовочное движение в угольной промышленности.
В Украинской ССР, учитывая спад производства по всем отраслям народного хозяйства, снижение национального дохода в 1991 году ожидается на 6%.
В Казахской ССР предварительный прогноз ожидаемых итогов развития экономики показывает, что при условии выполнения антикризисной программы как на союзном, так и на республиканском уровнях, произведенный национальный доход снизится всего на 4%. Если же произойдет дальнейшее углубление кризисных явлений в экономике, то это снижение может составить 10%.
В экономике Таджикской ССР, Туркменской ССР и Республике Кыргызстан также продолжают действовать негативные процессы: нарушение хозяйственных связей, разбалансированность материально-технического снабжения и др. По расчетам, объемы произведен ного национального дохода и продукции промышленности в этих республиках ожидаются на уровне 1990 года либо на 1-2% выше, однако значительно ниже расчетных к плану на 1991 год.
В Азербайджанской Республике, работающей также в условиях нестабильности общественно-политической ситуации и продолжающегося разрыва традиционных хозяйственных связей, но обладающей более высокой автономностью функционирования экономики, по расчетам, производство национального дохода и товарной продукции промышленности ожидается на уровне 1990 года или прирастут на 2-3%.
 
По второму варианту уточненный прогноз динамики нациомального дохода в 1991 году, сделанный с поквартальной разбивкой, показывает, что сбои в работе сырьевых отраслей и влияние забастовочного движения на обрабатывающую помышленность в сочетании со сложной ситуацией с импортом приведет в Ш квартале к дальнейшему падению национального дохода до 15% против Ш за прошедшие пять месяцев, и в IV квартале до 18%. В целом этот вариант по сравнению с первым вариантом отражает более глубокий спад экономики, так, как падение национального дохода а 1991 году по сравнению с 1990 годом, следует ожидать на уровне 15-17%.
Особое внимание в прогнозе было уделено социальным вопросам.
Несмотря на уже идущий и прогнозируемый до конца года спад производства, следует ожидать, что проблема занятости еще не обострится.
До последнего момента предприятия, пользуясь возможностями бюджетного безвозвратного финансирования и мягкой кредитной политикой, не практиковали сколь-нибудь заметное сокращение численности персонала. По крайней мере четкая связь между высвобождением и падением объемов производства пока не прослеживалась. По мере принятия жестких финансово-кредитных мер, предусмотренных антикризисной программой (резкое сокращение бюджетного финансирования, в том числе убыточных предприятий, повышение платы за кредит и упорядочение требований к его получению), могут заставить уже к концу 1991 года работодателей пересмотреть свою кадровую политику в направлении поиска каналов снижения издержек по заработной плате и на социальные нужды.
Резкое изменение экономической ситуации с начала 1991 года: неуправляемый рост розничных цен в 1 квартале (26%); реформа розничных цен со 2 апреля 1991 г. (индекс роста, закладываемый в расчете, 1,6, ожидается 1,9-2,0 раза); принятые решения как в центре, так и на местах о существенном повышении номинальной заработной платы в 1,5-2 раза в отраслях непроизводственной сферы, в угольной промышленности, на железнодорожном и авиационном транспорте, а вслед за этим по другим базовым отраслям и практически во всех остальных отраслях, ведут к резкому росту номинальной зарплаты (средств на потребление) при одновременном абсолютном сокращении против прошлого года реальной заработной платы и доходов у целого ряда социально-демографических групп населения.
Так, в 1 квартале т.г. при росте номинального фонда зарплаты в отраслях материального производства на 15%, – реальный упал до 90% к соответствующему периоду прошлого года.
Еще более взрывные и трудноуправляемые процессы возрастания средств на потребление пошли после 2-го апреля т.г.
Практически за последние 2 месяца органы управления вынуждены были принять многочисленные решения (по угольной промышленности, железнодорожному транспорту, по всем отраслям материального производства под дополнительный объем товаров и услуг, по металлургии, по базовым отраслям и т.д.), которые дают право коллективам увеличить размеры средств на потребление в 1991 го ду до 686 млрд.рублей против 429 млрд.рублей – по расчетам к общесоюзному прогнозу (рост 170%), против 106,5%, принятых в расчетах на 1991 год. При этом реальные денежные доходы у большинства населения снизятся против уровня 1990 г. на 10-12%.
Наиболее трудным вопросом до конца года будет обеспечение стремительно растущих денежных доходов населения товарами и услугами.
В январе-мае населению страны было оказано платных услуг в текущих ценах на сумму 31,4 млрд.рублей, или с ростом на 16% к уровню прошлого года. Однако физический их объем в сопоставимых ценах 1990 года за этот период сократился и составил к соответствующему периоду 1990 года 89,5%.
Основные причины снижения реализации услуг – нарушение сложившихся хозяйственных связей, ухудшение дисциплины поставок материально-технических ресурсов, нехватка валютных средств, а также падение спроса из-за повышения цен и тарифов на услуги. Абсолютное сокращение физического объема платных услуг произошло практически во всех республиках.
С учетом фактических итогов за январь-май возможная реализация услуг в первом полугодии в сопоставимых условиях оценива ется в размере 29,2 млрд.рублей. Объемы платных услуг в 1991 году в сопоставимых ценах можно ожидать на уровне 62 млрд.рублей вместо 70,7 млрд.рублей в 1990 году.
С учетом складывающихся роста доходов, тенденций падения физического объема услуг и ожидаемого роста индекса цен и тарифов объем реализации платных услуг в текущих ценах может быть на уровне 100 млрд.рублей.
В прогнозных расчетах к плану на 1991 год товарные ресурсы для продажи населению за счет отечественного производства, импорта, а также привлечения ресурсов через комиссионную и коммерческую торговлю от кооперативов и индивидуальных производителей обеспечивали сбалансированность текущих денежных доходоз и расходов населения.
Однако, с начала года в торговле начало сказываться действие негативных факторов: продолжающееся опережение роста денежных доходов населения по сравнению с ростом производства товаров, срыв поставок по рыночным фондам и общесоюзным потребителям, сокращение запасов товаров в торговых организациях.
В текущем году резко (на 10-20 и более процентов) сократились поставки в торговлю продуктов животноводства, других продовольственных и непродовольственных товаров.
За январь-март запасы товаров в розничной и оптовой торговле сократились более чем на 5 млрд.рублей, этот процесс продолжался и в апреле-мае, и в настоящее время товарные запасы ниже норматива на 20 млрд.рублей, или на одну четверть. Неудовлетворенный платежеспособный спрос населения по данным Госкомстата СССР составляет 150-200 млрд.рублей.
В 1 квартале т. г. продажа товаров (в сопоставимых ценах) прошла на уровне 1 кзартала прошлого года. Вместе с тем, в январе-марте с.г. усилился и без того высокий ажиотажный спрос. В этот период недопоставлено в торговлю товаров против даже принятых планов предприятиями на 10 млрд.рублей, а денежные доходы увеличились против расчетов на 23 млрд.рублей. Произошло по существу полное опустошение запасов товаров на предприятиях торговли. Состояние торговли в апреле-мае характеризуется резким падением физического объема продаж по сравнению с тем же периодом прошлого года (примерно на 30%) при значительном росте фактического товарооборота (соответственно 133 и 150%) за счет по вышения розничных цен.
Небольшой спад ажиотажного спроса в этот период в связи с ростом цен произошел, главным образом, на некоторые продовольственные товары (хлебопродукты, масло растительное, кондитерские изделия, консервированная продукция). Это объясняется по ряду товаров накопленным значительной частью населения потребительским запасом, масштабы которого, по оценкам специалистов, превышают его обычные (нормативные) размеры примерно на 80-100 млрд.рублей. В коммерческих магазинах имеются в продаже многие дефицитные товары по ценам, недоступным для большинства населения, в основном из-за недостаточности предлагаемых объемов их продажи.
Исходя из ожидаемых в 1991 году объемов производства продовольствия и непродовольственных товаров, а также закупок готовых товаров по импорту, розничный товарооборот в 1991 году оценивается в объеме 375 (по второму варианту) и 390 (по первому) млрд.рублей (в ценах до 02.04.91 г.), или на 15-18% меньше фактического объема за 1990 год. В текущих ценах, учитывая складывающийся индекс роста розничных цен, товарооборот составит 800-810 млрд.рублей.
В случае невозможности предотвращения роста цен в связи с введением с 15.06.91 года договорных цен на отдельные виды сельскохозяйственной продукции и сырья объем товарооборота оценивается в 900-920 млрд.рублей.
В торговле до конца года не просматривается сколько-нибудь заметного улучшения практически ни по одному товару. Предполагается некоторая стабилизация в обеспечении населения хлебом, макаронными изделиями, маслом растительным (при одновременном ухудшении в снабжении маргариновой продукцией, мылом и другими видами товаров с использованием растительных жиров). Из непро довольственных товаров, даже при увеличении поставки на рынок некоторых их видов (стиральных машин, пылесосов, телевизоров и радиоприемных устройств) в свободной продаже они будут практически отсутствовать, также как и товары легкой промышленности.

...
 
О мерах по стабилизации экономики в 1991 году
Главным содержанием работы всех хозяйственных органов во второй половине 1991 года должна быть разработка и осуществление комплекса взаимоувязанных мер по стабилизации экономики ивыходу промышленности по важнейшим структуроопределяющим видам, продукции и по основным макроэкономическим показателям на среднесуточное производство уровня 1990 года. Именно этим признакам по важнейшим показателям удовлетворяет первый вариант прогноза развития экономики в 1991 году.
Среди этих мер главными должны быть следующие.
1. Нормализация положения во внешнеэкономических связях, разработка для этого чрезвычайного экспортно-импортного плана, имея в виду безусловное выполнение экспортных поставок, реали зацию всех имеющихся соглашений по импорту, активизацию работы по кредитным соглашениям, приоритетные поставки материально-технических ресурсов для экспортного производства и подвижного состава транспорта под экспортные перевозки, либерализацию налогообложения на экспорт, переориентацию экспорта и импорта с восточными странами в пользу импорта товаров народного потребления и сырья для их производства, а также использование 10% продукции, предназначенной для свободной реализации на закупку сырья и материалов, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность предприятий.
2. Обеспечение повсеместно восполнения задолженности, допущенной в 1 полугодии, по поставкам продукции для государственных нужд, а также по межреспубликанским поставкам, для чего проводить совместно с республиками повсеместный контроль за ходом выпуска продукции, за выявляющимися "узкими" местами, сбоями в материально-техническом обеспечении, возникающими трудовыми и иными конфликтами и другими возможными причинами, сдерживающими рост производства.
3. Осуществление комплекса ресурсосберегающих акций, имея в виду введение разных форм лимитирования потребления сьюья и материалов, особенно в отраслях, в меньшей мере влияющих на жизнеобеспечение экономики, а также в некоторых сферах не первоочередного потребления населения. Осуществить перераспределение сэкономленных материальных ресурсов в приоритетные отрасли и, прежде всего, в производство товаров народного потребления.
4. Разработка и осуществление программы использования вторичных ресурсов, прежде всего цветных металлов, имея в виду направить их на производство товаров народного потребления или экспорт под строгим контролем государства.
5. Конкретное и детальное рассмотрение по важнейшим производствам возможности повышения уровня использования производственных мощностей по тем видам продукции, выпуск которых не требует значительного импорта. Добиться, чтобы в этих отраслях использование производственных мощностей приближалось к 100%. Обеспечение в кратчайшие сроки пуска остановленных по разным причинам мощностей.
6. Инвентаризация состояния дел на строящихся объектах, имея в виду в первоочередном порядке обеспечить ввод мощностей по импортозаменяющей продукции, а также для переработки сельскохозяйственной продукции и товаров народного потребления, особенно создающихся на импортном оборудовании. Определить стройки с низким процентом освоения капитальных вложении для консервации, прекратив на них поставку материально-технических ресурсов.
7. Проведение совместно с республиками работы по выполнению закупок и межреспубликанских поставок сельскохозяиста продукции, а также по приведению в соотвествие уровня выполнения этих поставок с объемом получаемых централизованно ресурсов.
8. Нормализация финансовых взаимоотношений республик с союзным бюджетом, имея в виду обеспечить безусловное поступление в союзный бюджет и во внебюджетный стабилизационный фонд всех налоговых и других платежей, обеспечивающих общесоюзные расходы.
9. Заблаговременное осуществление всех необходимых мероприятий для перехода в январе 1992 года к внутренней конвертируемости рубля, имея в виду создание для этого соответствующих подразделений банковской системы, подготовку работников, введение порядка и механизма в установлении курса рубля и др.
Детальный перечень этого комплекса мер по стабилизации экономики, ответственные и сроки их реализации прилагаются.
Разработка представленных вариантов прогноза показывает, что в стране имеются объективные условия для стабилизации экономики-достаточно мощный производственный потенциал, хорошо подготовленная рабочая сила, разветвленная транспортная система, крупные запасы практически всей гаммы полезных ископаемых. Ключ к задействованию этого потенциала и стабилизации экономики лежит в согласованной и однонаправленной работе государственных и хозяйственных органов всех уровней управления, в консолидации на этой основе всех политических сил страны.

Tags: Россия, история, реформы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments