Андрей Илларионов (aillarionov) wrote,
Андрей Илларионов
aillarionov

Category:

Мария Говорова. Пособие по манипуляциям

Признаюсь, с немалым интересом, переходящим в восхищение, наблюдаю за тем, как автор распутывает клубок гайдаровских манипуляций по поводу советских импортных закупок зерна.
Нижеследующий текст – моя компиляция текстов из старттопика и нескольких авторских комментов к вот этому посту М.Говоровой и ее комментам у меня здесь.

1963-й или 1975-й?

Читаю в выступлении директора ИЭПП Е.Т. Гайдара 26 июня 2007 г. на Всемирном Форуме в Вене, организованном ООН: «В 1963 году СССР впервые в истории в массовых масштабах закупил зерно. Страна импортировала 12 миллионов тонн зерна, рассчитавшись за него третью золотого запаса. Н. Хрущев на Президиуме ЦК КПСС говорит: «Больше такого позора, который был, терпеть советская власть не может».

И тут же неподалеку – график сальдо торговли зерном и сельскохозяйственной продукцией СССР, 1961-1990, построенный по данным FAOSTAT, где сальдо торговли зерна в 60-х годах стабильно держится около нуля и явно не обнаруживает следов 12 млн т импортного зерна.

График вообще удивительный – если отрицательный баланс по зерну составлял в 1990 г около 5 млн долларов, в чем состояла зерновая проблема Советского Союза?

Идем на поиски.

Цифры из FAOSTAT возвращают нас к реальности – речь все-таки о миллиардах долларов.

Но, за исключением ошибки шкалы, картина остается прежней – в 1963 году у СССР положительное сальдо торговли зерном.

Это сальдо в размере 187,9 млн дол возникает в результате превышения  экспорта (6,662 млн т) над импортом (3,631 млн т) на уверенные 3 млн т.

Увидев эту цифру и сопоставив ее с заявленной, очень трудно не заметить что они различаются ровно в 4 раза. Что за наваждение! Откуда такая разница?

Доклад прочитан в 2007 году. А раньше эта цифра возникала? Ссылки на импорт 12 млн т зерна СССР в 1963 г., которые любезно вываливает поисковик, так или иначе выводят на «Гибель империи» в качестве источника.

Из более раннего обнаружила статью Е.Гайдара «Уроки СССР», опубликованную в №17 журнала «Вестник Европы» за 2006 г. Это, как сказано, «авторский журнальный вариант глав будущей книги».

Вот что тут говорится:
«Лишь в 1963 году руководство СССР, столкнувшись с тяжелым зерновым кризисом, принимает решение о полном прекращении поддержки восточноевропейских стран советскими зерновыми поставками. На заседании Президиума ЦК КПСС 10.11.1963 года Н.С.Хрущев говорит о письме, которое необходимо направить руководству европейских соцстран:

Я думаю, его следует написать так. Дорогие товарищи, как вы знаете, этот год сложился для сельского хозяйства Советского Союза очень тяжело (аргументировать: была такая-то зима, засушливое лето), и ваши страны тоже пострадали. (…) Мы остались без резерва, и поэтому когда сложились такие неблагоприятные условия для сельского хозяйства Советского Союза, то это стало заметно и вам. Ваше сельское хозяйство Румынии много лет не обеспечивает своих потребностей, поэтому вы и раньше обращались к нам, и мы всегда принимали решение удовлетворить вашу просьбу – когда вы обращались к нам по договорам и сверх договоров, а от этого таяли наши резервы, и дело дошло до того, что, когда в этом году мы оказывали вам помощь из последних резервов, для удовлетворения вашей просьбы, мы надеялись, что будут благоприятные условия и мы сможем не только восстановить, но и увеличить свои резервы, но создалось такое положение, что мы сами не обеспечили себя и поэтому сразу вышли на мировой рынок в пределах 12 миллионов тонн. Это сразу создало ажиотаж на международном зерновом рынке [?? – мировая цена пшеницы 1962 года – 64,3 дол. за тонну, 1963 – 64,5 дол. за тонну – прим. М.Г.]. Но для нас создались трудности не только в закупке зерна, но и в перевозках. Всем ясно, что мы дальше так относиться к такому положению не можем, поэтому мы хотели бы высказать свои соображения и думаем, что на это нас толкают интересы как нашей страны, так и ваши интересы. (Посчитать). Может быть, 3–4 года, мы просим правильно понять, мы не сможем брать на себя никаких обязательств по поставке зерновых и хлопка. Мы будем исходить из удовлетворения собственных потребностей и закладки какого-то количества резерва, а это будет резерв не только резервом Советского Союза, но и ваш… Без этого мы дальше не можем жить.»

В 1963 году низкий урожай, резкое сокращение государственных резервов заставляют советское руководство принять решение о массовых закупках зерна за границей. На эти цели было выделено 372,2 тонны золота – более трети золотого запаса СССР».

То есть цифра 12 млн т из черновой протокольной записи заседаний Президиума ЦК КПСС, которой Хрущев дает невнятное определение –  «сразу вышли на мировой рынок в пределах», – становится канонической, пройдя горнило «Гибели империи» и выступления на международной конференции, организованной ООН.

Интересно, а как же быть со статистикой – хоть ФАО, хоть с отечественной? Сборник «Внешняя торговля СССР, 1918-1966» безжалостно фиксирует список  из 20 стран, в которые было экспортировано советское зерно в 1963 году, причем наряду с ожидаемыми ГДР, Кубой, Польшей и т.д. тут и Япония, Бразилия, Швеция – широкий спектр.

Или вот вопрос – а как быть, например, с учебником Е.Г.Ясина «Российская экономика. Истоки и панорама рыночных реформ», 2002 г.?

Это оттуда: «В 1963 г. импорт зерна еще составлял 3 млн. т при экспорте 6,2 млн. т.»... 

Цитирую 3 фразы одного абзаца, в первой из которых назван год начала массовых закупок, во второй – их размер и качественная оценка значимости этого события для страны (треть золотого запаса), в третьей такая ситуация первым лицом государства характеризуется как позорная. Для полноты картины можно присовокупить и последнюю фразу того же абзаца: "Жизнь покажет: терпеть придется." Таким образом, последняя фраза недвусмысленно дает понять, что в первых трех описано начало процесса...

Как я Вам уже неоднократно демонстрировала, Гайдар пользовался большим арсеналом манипулятивных методов. Вы же работаете на единственном – повторение, повторение и еще раз повторение.
Вас не заботит отсутствие логики в Ваших заявлениях: спасибо за экскурс должно бы означать, что Вы поняли необходимость осознания мысли, высказанной несколькими фразами, составляющими абзац, целиком – но нет.
Вас не заботит, что о середине 70-х Гайдар и словом не обмолвился, а предпочитает создать впечатление, что ситуация развивалась поступательно с 1963 года, что является фальсификацией. Ваша задача – количество!
Призывая не слушать Гайдаровских интервью, поскольку они – суть пропаганда ("публицистическое украшение"), а читать книги, Вы не удосужились прочесть даже ту статью, цитата из которой здесь обсуждается.
Потому что, если бы Вы прочли статью, то могли бы заметить, что автор развивает мысль о значимости середины 60-х годов и дальше, не выделяя ключевой перелом 70-х.
Что может заключить из следующих последовательных высказываний читатель? Когда Россия (?) закупает зерна больше, чем Япония и Китай вместе взятые?
"К середине 1960-х годов СССР вышел на заготовки зерна в размере 65 миллионов тонн в год, и с погодовыми колебаниями эта цифра не увеличивается на протяжении последующей четверти века.
На этом фоне численность городского населения растет на десятки миллионов человек.
Выход, если не менять хозяйственную систему, один – изменение структуры внешнеэкономических связей. Россия, которая была перед Первой мировой войной ведущим экспортером зерна в мире, становится крупнейшим его импортером. Она закупает его больше, чем два следующих за нами государства, Япония и Китай вместе взятые. Растут и общие объемы сельскохозяйственного импорта".
Названа только середина 60-х, а закупал СССР больше Японии и Китая вместе взятых только в отдельные годы на пике импорта в середине 80-х. Опять – правда наполовину.
О такой "мелочи", как создание у читателя представления о стагнации внутренних закупок на уровне 65 млн т, и говорить не приходится! Подумаешь, что на 65 млн т впервые однократно вышли лишь в середине 60-х, а погодовые колебания следующей четверти века были от 50 до 96 млн т, в среднем дающие 70 млн т. Но такие цифры, видимо, не вписываются в картину зерновой зависимости с середины 60-х.

Публицистические украшения, которые являются пропагандой, предназначаются для сокрытия истинного положения дел, переключения внимания, сосредоточения читателя на части информации в ущерб пониманию процессов во всей полноте.
Пропаганда не исключает, а широко использует эмоциональную окраску. Но из этого не следует обратное, как полагаете Вы, – будто бы все эмоционально окрашенные тексты являются пропагандой.
Или вот это Ваше "странный повод для каких-то обвинений". Где ж Вы обвинения увидали? Я пытаюсь Вам растолковать, что Гайдар – прекрасный писатель, у него каждая фраза на месте, для того, чтобы достигать поставленной цели. Вы ж все время пытаетесь гармонию его многочисленных приемов поверить арифметикой, разрушающей все очарование! Ну, не сказал он в поверхностном докладе о переломном ключевом моменте в зерновом импорте в 1975 году. Не входило это в его задачу. Тут бы и задуматься – не входило почему? Места не хватило? А для выразительной пугающей картины 1963-го места достаточно оказалось...

Ну, хорошо, уговорили, идем читать Гибель.
О том, до чего доводит внимательное чтение – здесь.

Уж коли говорить о долгосрочных тенденциях, то и сравнивать стоит долгосрочные периоды – не 3 года и пять лет по отдельности, а хотя бы все 8: суммарный импорт – 37,6 млн т, суммарный экспорт – 50,2 млн т, положительное сальдо – 12,6 млн т.
Знаете ли, стало мне интересно, где молбиологи берут такие данные об экспорте зерна в соцстраны в 1959-1962 гг.?
Предчувствия не обманули. Безусловно, это единственно верная книга "Гибель империи". А в ней какой источник? US Department of Agriculture. 1991 А название? Экспорт советского зерна в социалистические страны Восточной Европы, 1955–1963 гг.
Ну, вот и славно. Мы-то по старинке, из статистики внешней торговли СССР кропаем. Вот и получается, что даже в Восточную Европу, по которой из таблицы 4.11 получается средняя 3,5 млн т за 1959-1962, экспортировали в среднем за этот период 4,7 млн т. А то, что про Кубу, Китай, Монголию, КНДР, куда еще в среднем 0,6 млн т утекало, нам и вовсе не сказали, так стоит ли обращать внимание на такие мелочи?
А предуведомляет ту табличку полная внутреннего драматизма фраза: "В 1950-х годах Советский Союз поддерживает восточноевропейские социалистические страны поставками зерна. Под влиянием нарастающего кризиса советского сельского хозяйства они сокращаются, но продолжаются до начала 1960-х годов".
И точно, по сравнению с пиком в 1959 году (4,4 млн т) в 1963 г. произошло очевидное снижение до 2,6 млн т. Тут табличке и конец.
"Лишь в 1963 г. руководство СССР, столкнувшись с тяжелым кризисом продовольственного снабжения, принимает решение о прекращении поддержки восточно-европейских стран советским зерновым экспортом".
И аккурат следом то самое письмо Хрущева.
Все. Кончилось кино. Остались братья-восточно-европейцы без доброго дяди, которому самому мало. Сброшен последний балласт.
Но берем снова скучные старые справочники по внешней торговле СССР. Оказывается, после 1963 года жизнь не заканчивается. Да, в 1964 поставки в Восточную Европу урезали – с 4,2 до 2,8 млн т (Азии с Кубой снижать довольствие не стали). Но это лишь на годик. А как Вам понравится, например, цифра 4,4 млн т для Восточной Европы в 1969 году и 0,7 млн т в остальные соцстраны?
Да дело ведь не в том, насколько она понравится Вам, а в том, что доверчивый читатель "Гибели империи" даже не задумается над тем, как легко обвели его вокруг пальца, – ему же так доходчиво объяснили, что 1963 – это начало конца, какие уж тут братцы-соцстранцы!
Не уважает Егор Тимурович своего читателя, ох, не уважает...

Выясняется, что все средства хороши для живописания наступления последнего парада в 1963 году, даже прямая подтасовка в части ситуации с экспортом в соцстраны.
Добавлю, Вы чрезвычайно точно подметили, что и в этом, довольно длительном описании не находится места для обозначения ключевого перелома – перехода СССР к состоянию крупного нетто-импортера зерна в 1975 году.
Автор лишь мельком, не акцентируя внимания, пишет: "К началу 1970 г. экспортно-импортные операции сельскохозяйственными продуктами в СССР были еще более или менее сбалансированными," – ни про 1975 год, ни про его значение именно для зернового импорта ни слова. Ну, а раз он все уже так подробно изложил доверчивому читателю о 1963 годе, то о причинах случившегося в 1975 и говорить нечего. А знаете, ведь хотелось бы услышать, из-за чего, например, в рекордный по госзакупкам к тому времени 1976 год еще 21,5 млн т из-за границы понадобилось (внутри страны закупили тогда 92,1 млн т, больше только раз потом было, в 1978 – 95,9 млн т)? Но не судьба.

Неточность – это одно. А введение в общественный оборот цифры, не соответствующей действительности и являющейся высказыванием, хоть и официального лица, но неверифицируемым, – совсем другое...
Сравните.
Хрущев на заседании Президиума ЦК КПСС в 1963 году: "Я думаю, его следует написать так". Для острастки восточноевропейских товарищей, надо полагать. Во всяком случае, уточнение "следует написать" заставляет задуматься.
Гайдар через 44 года на Всемирном Форуме: "В 1963 году СССР впервые в истории в массовых масштабах закупил зерно. Страна импортировала 12 миллионов тонн зерна."
Причем, говорить о том, что зерновой импорт стал существенным фактом, имеет смысл только с 1975 года, что и представлено в той же статье на графике сальдо торговли зерном...

О мистичности цифр – не более, чем шутка в праздничный денек.
А если по существу, то дело, конечно, не в одной конкретной цифре, а в том, как и в этом выступлении, и в «Гибели империи» выпукло и внятно обрисована картина якобы переломного момента 1963 года, когда на самом деле самое страшное из произошедшего – вред реноме: СовСоюз вынужден был обратиться за зерном к ненавистному дяде Сэму. А с экономической точки зрения все внятно: засуха – закупили зерно, после трех лет с отрицательным сальдо торговли зерном (суммарно 11,8 млн т) – пять лет с положительным (суммарно 24,4 млн т), засуха 1972 – два года значительного импорта и снова вышли в плюс в 1974. Гайдару в Гибели даже приходится идти на прямую подтасовку, и он безо всякого лукавства написал: "Лишь в 1963 г. руководство СССР, столкнувшись с тяжелым кризисом продовольственного снабжения, принимает решение о прекращении поддержки восточно-европейских стран советским зерновым экспортом," – потому что, даже если такое решение и принималось, выполнено оно грубейшим образом не было, и значительные экспортные поставки зерна в соцстраны продолжались...
Это не ошибка, это планомерное создание представления о произошедшем переломе в 1963 году и намеренное затушевывание действительного перелома, случившегося на 12 лет позднее.

Tags: Гайдар, СССР, история, мифы, экономика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments