Андрей Илларионов (aillarionov) wrote,
Андрей Илларионов
aillarionov

Category:

Миф о «гайдаровской» либерализации цен

Некоторые комментаторы в обсуждении этого поста воспроизвели популярный миф, называя январскую (1992 г.) либерализацию цен «гайдаровской». Это, конечно же, глубокое заблуждение.

Как известно, Е.Гайдар не имел практического отношения к решению о либерализации цен 2 января 1992 г. Полномасштабную ценовую либерализацию (вначале – в июле, затем – осенью 1991 г.) готовило последнее союзное правительство (в частности, в лице замминистра экономки СССР В.Дурасова, вице-премьера В.Щербакова).

Автором идеи полномасштабной разовой либерализации цен в российских условиях, инициатором ее быстрейшего осуществления, человеком, взявшим за ее осуществление на себя политическую ответственность, был Б.Ельцин. Он же 3 декабря 1991 г. подписал Указ о либерализации цен. Правительственное постановление о либерализации цен 19 декабря 1991 г. было подписано Г.Бурбулисом. Тексты президентского Указа и правительственного постановления готовили сотрудники Министерства экономики (бывшего Госплана СССР) под руководством А.Нечаева.

В отличие от всех этих лиц Е.Гайдар не участвовал в подготовке, разработке, принятии решения о либерализации цен. По собственному признанию он пытался отложить освобождение цен как минимум на полгода – до июля 1992 г., провести ее в несколько этапов, вывести из-под ее действия большое количество товаров и услуг (последнее ему удалось).

Отсутствие ключевых документов, подтверждавших бы сколько-нибудь заметное участие Е.Гайдара в решении о либерализации цен, Фонд Гайдара решил компенсировать размещением на своем сайте документа, способного, очевидно, по замыслу сотрудников Фонда, подтвердить участие Гайдара в этом важнейшем экономическом решении и по возможности закрепить в сознании людей ассоциативную связку «Гайдар – ценовая либерализация». Размещенный на сайте Фонда документ – это утвержденный Е.Гайдаром, очевидно, в самом начале декабря 1991 г. «План первоочередных мероприятий по проведению либерализации цен».

Однако, судя по содержанию этого документа, вместо поддержки претензий Гайдара хоть на какую-то роль в либерализации цен, получилось иное. Можно сказать, прямо противоположное. Получилось полное опровержение гайдаровских претензий.

В Плане, содержащем список из 24 мероприятий по либерализации цен, есть лишь одна мера, которую можно хотя бы отчасти интерпретировать как действие по экономической либерализации, правда, не ценовой. Это п.16: «Подготовка предложений о доле продукции ТЭКа, отпускаемой на свободную реализацию». Все остальные 23 мероприятия Плана посвящены регулированию цен, налоговым изъятиям, субсидированию регулируемых цен, а также санкциям за нарушение регулирования цен.

Среди этих мер:
- 9 мероприятий, относящихся к различным аспектам регулирования несвободных цен;
- 9 мероприятий, относящихся к налогообложению и формированию различных бюджетных фондов;
- 4 мероприятия, относящихся к бюджетному дотированию и субсидированию из-за сохранения регулируемых цен.
Наконец, в Плане указаны три мероприятия по его (Плана) практическому осуществлению. Они заслуживают того, чтобы воспроизвести их названия полностью (пп. 19, 21, 22).

П. 21: «Проведение инструктивного совещания с руководителями местных органов ценообразования по реализации мер по либерализации цен».
Иными словами, установление свободных цен должно было быть делом, по мнению Гайдара, не самостоятельных участников экономических отношений, а государственных чиновников, к тому же руководящих органами ценообразования. Ликвидировать последние Гайдар, естественно, не собирался, и они смогли просуществовать до 1993 г., когда Госкомцен со своими региональными подразделениями был ликвидирован Борисом Федоровым.

П. 22: «Опубликование директивных и методических документов о либерализации цен в печати. Доведение спецсвязью методических указаний о порядке переоценки и формирования новых цен до заинтересованных организаций и органов исполнительной власти на местах».
Иными словами, без публикации директивных документов и доведения до органов исполнительной власти (к тому же: спецсвязью – а как же иначе?) свободные цены в России появиться, по мнению Гайдара, никак не могли.

И, наконец, п. 19: «Подготовка Указаний о применении экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен».
Именно такой способ введения свободных цен и был установлен Гайдаром – с помощью Указаний (с прописной буквы), применения санкций, причем за нарушение государственной дисциплины цен.

Какое отношение этот план имел к либерализации цен? Никакого.

Таким образом, единственный документ, тщательно отобранный Фондом Гайдара для доказательства хоть какой-то причастности Е.Гайдара к либерализации цен, не только не подтверждает, но и полностью опровергает этот миф. Более того, этот план убедительно показывает, что планировавшиеся и осуществлявшиеся Гайдаром действия были антилиберализационными.

Если же попытаться найти либерализации цен в России 2 января 1992 г. какое-то авторское имя, то это будет имя Бориса Ельцина. Если российская либерализация цен и была «чьей-то», то только «ельцинской».

Tags: Гайдар, Ельцин, Россия, интервенционизм, история, реформы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments

Recent Posts from This Journal