Андрей Илларионов (aillarionov) wrote,
Андрей Илларионов
aillarionov

Categories:

Этапы деградации бюджетной политики

Знакомство с динамикой ненефтегазового дефицита федерального бюджета за последние 15 лет вносит коррективы в широко распространенное представление о качестве проводившейся в эти годы бюджетной политики.

Определения терминов и выбор периода для рассмотрения:
Нефтегазовые доходы федерального бюджета – все доходы федерального бюджета рентного характера, связанные с реализацией на внутреннем и внешнем рынках нефти, нефтепродуктов и газа.
Ненефтегазовые доходы федерального бюджета – все доходы федерального бюджета за исключением доходов рентного характера, связанных с реализацией на внутреннем и внешнем рынках нефти, нефтепродуктов и газа.
Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета – разница между ненефтегазовыми доходами федерального бюджета и его расходами.
Квартальные значения (для первых кварталов соответствующих лет) бюджетных показателей избраны для того, чтобы иметь возможность сравнить данные исторического ряда 1997-2011 гг. с данными первого квартала 2012 г.

Этапы:
В 1997-99 г. федеральный бюджет сводился с дефицитом – как с включением, так и тем более с исключением нефтегазовой компоненты (нефтегазового гранта). (Следует отметить, что нефтегазовые доходы федерального бюджета в целом в 1998 г. по сравнению с 1997 г. остались неизменными – на уровне 1,4% ВВП. Поэтому динамика мировых нефтяных цен и соответственно величины нефтегазового гранта в принципе не могла повлиять на ход российского бюджетного и долгового кризиса 1998 г. Тем более она не могла вызвать его).

Шесть лет с 2000 г. по 2005 г. – это период проведения наиболее ответственной бюджетной политики в современной истории России. Ненефтегазовый бюджет сводился в среднем с небольшим профицитом в размере 0,7% ВВП, весь бюджет (включая нефтегазовый грант) – с профицитом 4,7% ВВП.

В 2006-07 гг. началось постепенное, поначалу почти незаметное, ослабление бюджетной политики – ненефтегазовый профицит бюджета сменился его дефицитом в размере 1,8% ВВП (ухудшение ненефтегазового бюджетного баланса составило 2,5 процентного пункта ВВП).

Во время кризиса 2008-09 гг. произошло дальнейшее, на этот раз более существенное, ослабление бюджетной политики – на 3,7 п.п. ВВП – ненефтегазовый бюджетный дефицит был увеличен до 5,5% ВВП, тем самым он превысил показатель даже кризисных 1997-99 гг.

В 2010-11 гг. – уже после завершения кризиса 2008-09 гг., во время шедшего в стране экономического подъема, было произведено самое значительное ухудшение качества бюджетной политики. Ненефтегазовый дефицит был увеличен еще на 4,5 п.п. ВВП – до уровня 10% ВВП, общий дефицит бюджета – до 0,5% ВВП. Историческим курьезом, очевидно, следует считать тот факт, что в том самом 2010 году, когда ненефтегазовый дефицит российского федерального бюджета в целом за год составил рекордную в истории страны величину 12,6% ВВП (общий дефицит бюджета – 2,5% ВВП), британский журнал «Euromoney» назвал бывшего тогда министром финансов Алексея Кудрина лучшим министром финансов года.

В 2012 г. (в 1 квартале) продолжилось быстрое ухудшение качества бюджетной политики – ненефтегазовый дефицит федерального бюджета был увеличен до 12,5% ВВП. Иными словами, он оказался еще на 2,5 п.п. ВВП больше среднего показателя для первых кварталов 2010 г. и 2011 г., в том числе на 4,3 п.п. ВВП больше показателя первого квартала 2011 г.

П.С. от 22.06.2012:
Нам нужно понизить опасно высокую планку ненефтегазового дефицита.

Tags: бюджет, бюджетный кризис, история, кризис 1998 г.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 54 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →