Top.Mail.Ru
? ?
entries friends calendar profile ИЭА Previous Previous Next Next
Андрей Илларионов
aillarionov
aillarionov
Правильное решение

От Л.Лопатникова получил письмо, в котором среди разных иных соображений он выразил готовность принести благодарность Б.Львину: «А благодарность Львину за то, что сообщил об опубликованном в газете «Час пик»  интервью готов принести».

Мне кажется, это правильное решение.

Еще одним правильным решением была бы публикация в СС Гайдара подлинника интервью от 1 марта 1992 г. по версии, обнародованной в блоге Б.Львина 18 декабря 2009 г.

В любом случае будем ждать выхода 8-го тома СС.

П.С. от 23.00 6.02.2013

Размещая под заголовком «Правильное решение» лишь один из пунктов последнего письма Л.Лопатникова (о выражении благодарности Б.Львину) и не воспроизводя его остальные пункты, я искренне полагал, что так будет лучше для его автора.

Однако сейчас обнаружил, что в комментах к этому постингу Л.Лопатников уже четырежды воспроизвел свое письмо в разных версиях. Поэтому по многочисленным просьбам Л.Лопатникова размещаю подлинник его письма здесь полностью, дополнив его припиской из его первого коммента.


Вы хитро выдернули один пункт из моего ответа. Познакомьте читателей и с "прочими соображениями" (личное пока оставим в стороне):

А. Н. Илларионову

 

Нет, Вы безнадежны. За 90 лет своей жизни я не встречал такого умного, но не мудрого человека, который не способен слушать оппонента, упрямо следует принятой линии поведения, несмотря на то, что понимает: она ущербна.


Отвечаю по пунктам.


1. Я просто послал вам личное письмо. Публичность развязанного вами спора меня, в общем, не интересует.


2. Сожаления я не выражал. Эпизод действительно ничтожный, раздутый вами из каких-то личных соображений.


3. Мы публикуем в Собрании  исторические документы  - то есть как-то воздействовавшие на ход истории. В  том числе те  интервью, которые были опубликованы в печати, и потому известны обществу, влияли на него. А, например, частная переписка или вычеркнутые редакциями строки в этом смысле не представляют собой  исторических фактов. У нас в Собрании публикуется до двухсот  интервью, во многих из них редакции что-то вычеркнули. Но мы, естественно, эти вычерки не восстанавливали. Львин и Дзенциоловский нарушили первую заповедь журналиста: давать  интервью на подпись тому, кого  интервьюировали. Отсюда и вся беда. Я сам брал десятки интервью, в  том числе и у Гайдара, в том числе и  в те сложные времена, которыми объясняет свой поступок Б. Львин) и ни разу себе такого не позволил.


4. Может быть, для подробной биографии Гайдара это и  имело бы значение. Но Вы отрицаете историческую роль Гайдара -  где же логика? Каково историческое значение нескольких строк такого малозначительного деятеля?


5. Это неправда,  или, как вы любите выражаться – клевета. Я только рассказал вам о ходе своих размышлений, гипотезах, от которых сам же и отказывался , как вы знаете. Причем  отказывался без вашей помощи.


6. Во-первых, я не обвиняю! Опять клевета. Смотрите п. 5  Во-вторых, Вы передергиваете. Того, что Львин не обманул нас с вами, а просто ошибся, я знать на  том, первом этапе, никак не мог. Это он потом объяснил ( наше с вами право – верить или не верить этому объяснению). И мой разговор с Дзенчоловским  тоже состоялся позже.


7. По существу, ответ на ваше предложение дан выше, в п. 3. А слова о «фальсификациях» иначе как клеветой не назовешь! Стыдно!


8. Как уже было сказано, я никого не обвинял и не оклеветал. Это плод вашей фантазии . А благодарность Львину за то, что сообщил об опубликованном в газете «Час пик»  интервью готов принести.


9. Отвечаю 

- никакого расхождения нет: весна и зима не разделены китайской стеной, особенно если речь идет о прогнозах.   «Угроза голода»  только прогноз, как «голод» - факт.

-  Гайдар всегда говорил о роли реформ в достигнутом на рубеже 1991-1092 гг. переломе, кредиты - лишь часть, хотя и важная.

- на эту казуистику отвечать не  надо,  или не надо было бы отвечать?!


10. Клевета , конспипрологические бредни -   все это не делает вам чести. Следуя вашему примеру, я должен был бы спросить: Так сколько же вам за это  платят, и кто? Отвечайте, Андрей Илларионов!


Я надеялся. Я верил. Но вы действительно безнадежны. Мне с вами не по пути. Прощайте.

Ваш бывший единомышленник и товарищ, которого вы "по-человечески уважали" (ваши слова)  , Л. И. Лопатников

 

Можете публиковать в своем блоге это письмо. --

 

Tags:

28 comments or Leave a comment
Comments
From: (Anonymous) Date: February 6th, 2013 04:02 pm (UTC) (Link)
Вы хитро выдернули один пункт из моего ответа. Познакомьте читателей и с "прочими соображениями" (личное пока оставим в стороне) :

Отвечаю по пунктам.

1. Я просто послал вам личное письмо. Публичность развязанного вами спора меня, в общем, не интересует.

2. Сожаления я не выражал. Эпизод действительно ничтожный, раздутый вами из каких-то личных соображений.

3. Мы публикуем в Собрании исторические документы - то есть как-то воздействовавшие на ход истории. В том числе те интервью, которые были опубликованы в печати, и потому известны обществу, влияли на него. А, например, частная переписка или вычеркнутые редакциями строки в этом смысле не представляют собой исторических фактов. У нас в Собрании публикуется до двухсот интервью, во многих из них редакции что-то вычеркнули. Но мы, естественно, эти вычерки не восстанавливали. Львин и Дзенциоловский нарушили первую заповедь журналиста: давать интервью на подпись тому, кого интервьюировали. Отсюда и вся беда. Я сам брал десятки интервью, в том числе и у Гайдара, в том числе и в те сложные времена, которыми объясняет свой поступок Б. Львин) и ни разу себе такого не позволил.

4. Может быть, для подробной биографии Гайдара это и имело бы значение. Но Вы отрицаете историческую роль Гайдара - где же логика? Каково историческое значение нескольких строк такого малозначительного деятеля?

5. Это неправда, или, как вы любите выражаться – клевета. Я только рассказал вам о ходе своих размышлений, гипотезах, от которых сам же и отказывался , как вы знаете. Причем отказывался без вашей помощи.

6. Во-первых, я не обвиняю! Опять клевета. Смотрите п. 5 Во-вторых, Вы передергиваете. Того, что Львин не обманул нас с вами, а просто ошибся, я знать на том, первом этапе, никак не мог. Это он потом объяснил ( наше с вами право – верить или не верить этому объяснению). И мой разговор с Дзенчоловским тоже состоялся позже.

7. По существу, ответ на ваше предложение дан выше, в п. 3. А слова о «фальсификациях» иначе как клеветой не назовешь! Стыдно!

8. Как уже было сказано, я никого не обвинял и не оклеветал. Это плод вашей фантазии . А благодарность Львину за то, что сообщил об опубликованном в газете «Час пик» интервью готов принести.

9.Отвечаю

-никакого расхождения нет: весна и зима не разделены китайской стеной, особенно если речь идет о прогнозах. «Угроза голода» только прогноз, как «голод» - факт.

- Гайдар всегда говорил о роли реформ в достигнутом на рубеже 1991-1092 гг. переломе, кредиты – лишь часть, хотя и важная.

- на эту казуистику отвечать не надо, или не надо было бы отвечать?!

10. Клевета , конспипрологические бредни - все это не делает вам чести. Следуя вашему примеру, я должен был бы спросить: Так сколько же вам за это платят, и кто? Отвечайте, Андрей Илларионов!


Я надеялся. Я верил. Но вы действительно безнадежны. Мне с вами не по пути. Прощайте.

Ваш бывший единомышленник и товарищ, которого вы "по-человечески уважали" (ваши слова) , Л. И. Лопатников



Можете публиковать в своем блоге это письмо. --

From: (Anonymous) Date: February 6th, 2013 04:10 pm (UTC) (Link)

об интервью гайдара в "Тагес Анцайгер"

Вы хитро выдернули один пункт из моего ответа. Познакомьте читателей и с "прочими соображениями" (личное пока оставим в стороне) :

Отвечаю по пунктам.

1. Я просто послал вам личное письмо. Публичность развязанного вами спора меня, в общем, не интересует.

2. Сожаления я не выражал. Эпизод действительно ничтожный, раздутый вами из каких-то личных соображений.

3. Мы публикуем в Собрании исторические документы - то есть как-то воздействовавшие на ход истории. В том числе те интервью, которые были опубликованы в печати, и потому известны обществу, влияли на него. А, например, частная переписка или вычеркнутые редакциями строки в этом смысле не представляют собой исторических фактов. У нас в Собрании публикуется до двухсот интервью, во многих из них редакции что-то вычеркнули. Но мы, естественно, эти вычерки не восстанавливали. Львин и Дзенциоловский нарушили первую заповедь журналиста: давать интервью на подпись тому, кого интервьюировали. Отсюда и вся беда. Я сам брал десятки интервью, в том числе и у Гайдара, в том числе и в те сложные времена, которыми объясняет свой поступок Б. Львин) и ни разу себе такого не позволил.

4. Может быть, для подробной биографии Гайдара это и имело бы значение. Но Вы отрицаете историческую роль Гайдара - где же логика? Каково историческое значение нескольких строк такого малозначительного деятеля?

5. Это неправда, или, как вы любите выражаться – клевета. Я только рассказал вам о ходе своих размышлений, гипотезах, от которых сам же и отказывался , как вы знаете. Причем отказывался без вашей помощи.

6. Во-первых, я не обвиняю! Опять клевета. Смотрите п. 5 Во-вторых, Вы передергиваете. Того, что Львин не обманул нас с вами, а просто ошибся, я знать на том, первом этапе, никак не мог. Это он потом объяснил ( наше с вами право – верить или не верить этому объяснению). И мой разговор с Дзенчоловским тоже состоялся позже.

7. По существу, ответ на ваше предложение дан выше, в п. 3. А слова о «фальсификациях» иначе как клеветой не назовешь! Стыдно!

8. Как уже было сказано, я никого не обвинял и не оклеветал. Это плод вашей фантазии . А благодарность Львину за то, что сообщил об опубликованном в газете «Час пик» интервью готов принести.

9.Отвечаю

-никакого расхождения нет: весна и зима не разделены китайской стеной, особенно если речь идет о прогнозах. «Угроза голода» только прогноз, как «голод» - факт.

- Гайдар всегда говорил о роли реформ в достигнутом на рубеже 1991-1092 гг. переломе, кредиты – лишь часть, хотя и важная.

- на эту казуистику отвечать не надо, или не надо было бы отвечать?!

10. Клевета , конспипрологические бредни - все это не делает вам чести. Следуя вашему примеру, я должен был бы спросить: Так сколько же вам за это платят, и кто? Отвечайте, Андрей Илларионов!


Я надеялся. Я верил. Но вы действительно безнадежны. Мне с вами не по пути. Прощайте.

Ваш бывший единомышленник и товарищ, которого вы "по-человечески уважали" (ваши слова) , Л. И. Лопатников



Можете публиковать в своем блоге это письмо. --

From: (Anonymous) Date: February 6th, 2013 04:40 pm (UTC) (Link)

повторно

Испугались аргументированного ответа. Вдруг кто-то из ваших френдов поймет, что к чему?
Я получил еще одно подтверждение тому, чему ни когда не верил
Лопатников Л.И.
From: (Anonymous) Date: February 6th, 2013 05:19 pm (UTC) (Link)

"правильное решение"

Четвертая попытка. Вы хитро вытащили п.8, единственный, в котором я с вами соглашаюсь (относительно благодарности Львину). У читателя, ясно, создается впечатление : Илларинов прав, Лопатников - нет.Но опубликуйте все "прочие соображения". Три раза вы меня "забанивали" - может быть из-за личных оценок? Сейчас я все личные оценки снял - вы их знаете, и ладно.

Итак:
Отвечаю по пунктам.
1. Я просто послал вам личное письмо. Публичность развязанного вами спора меня, в общем, не интересует.
2. Сожаления я не выражал. Эпизод действительно ничтожный, раздутый вами из каких-то личных соображений..
3. Мы публикуем в Собрании исторические документы - то есть как-то воздействовавшие на ход истории. В том числе те интервью, которые были опубликованы в печати, и потому известны обществу, влияли на него. А, например, частная переписка или вычеркнутые редакциями строки в этом смысле не представляют собой исторических фактов. У нас в Собрании публикуется до двухсот интервью, во многих из них редакции что-то вычеркнули. Но мы, естественно, эти вычерки не восстанавливали. Львин и Дзенциоловский нарушили первую заповедь журналиста: давать интервью на подпись тому, кого интервьюировали.. Отсюда и вся беда. Я сам брал десятки интервью, в том числе и у Гайдара, и ни разу себе такого не позволил.
4. Может быть, для подробной биографии Гайдара это и имело бы значение. Но Вы отрицаете историческую роль Гайдара - где же логика? Каково историческое значение нескольких строк такого малозначительного деятеля?
5. Это неправда, или, как вы любите выражаться – клевета. Я только рассказал вам о ходе своих размышлений, гипотезах, от которых сам же и отказывался , как вы знаете. Причем отказывался без вашей помощи.
6. Во-первых, я не обвиняю! Опять клевета. Смотрите п. 5 Во-вторых, Вы передергиваете. Того, что Львин не обманул нас с вами, а просто ошибся, я знать на том, первом этапе, никак не мог. Это он потом объяснил ( наше с вами право – верить или не верить этому объяснению). И мой разговор с Дзенчоловским тоже состоялся позже.
7. По существу, ответ на ваше предложение дан выше, в п. 3. А слова о «фальсификациях» иначе как клеветой не назовешь! Стыдно!
8. Как уже было сказано, я никого не обвинял и не оклеветал. Это плод вашей фантазии . А благодарность Львину за то, что сообщил об опубликованном в газете «Час пик» интервью готов принести.
9.Отвечаю
-никакого расхождения нет: весна и зима не разделены китайской стеной, особенно если речь идет о прогнозах. «Угроза голода» только прогноз, как «голод» - факт.
- Гайдар всегда говорил о роли реформ в достигнутом на рубеже 1991-1092 гг. переломе, кредиты – лишь часть, хотя и важная.
- на эту казуистику отвечать не надо, или не надо было бы отвечать?!
Леонид Исидорович Лопатников
zebra24 From: zebra24 Date: February 6th, 2013 11:44 pm (UTC) (Link)

Re: "правильное решение"

*Но Вы отрицаете историческую роль Гайдара - где же логика?*
Историческая роль Гайдара А.Н. не отрицает (вроде-бы никто не отрицает).

Разница лишь в оценке этой роли:
* героическо-романтическая оценка от адептов Гайдара
* фактологическая-прагматическая оценка с другой стороны.

Более того, А.Н. призывает всех (Вас) пристальней взглянуть на саму эту роль, непредвзято, со всех сторон, здраво оценить и ущерб и прибыль для демократии и свободной экономики от действий персонально Гайдара.

Я-бы предложил всем отказаться от обидных эпитетов, они не вносят конструктива.

*«Угроза голода» только прогноз, как «голод» - факт.*
Угроза голода в данном случае была со стороны реформаторов, а вовсе не объективной реальности.
Идея угрозы состоит в шантаже - "если не мы, то будет голод" (или "если не так как мы, то будет голод")

Потом эта мнимая (по некоторым оценкам) угроза была уже использована в качестве оправдания провальных результатов реформ.
Эти провалы не имели никакого отношения к этой мнимой угрозе, но до сих пор та самая "угроза голода" используются как оправдание ВСЕЙ(!!!) Гайдаровской политике девяностых, а вовсе не только зимы-весны 1991-1992.

Надеюсь на конструктивный диалог и удачи Вам в выпуске СС. :)

Евгений Семёнов, инженер.

Edited at 2013-02-06 11:48 pm (UTC)
From: asymptotical Date: February 6th, 2013 05:27 pm (UTC) (Link)
А вообще, я не понимаю, что такого великого создал в экономической науке д.э.н Гайдар Е.Т., чтобы издавать его собрания сочинений.

Если хоть одно научное достижение у Гайдара, достойное хотя бы прочтению и популяризации?

Объясните мне, невежде.
mbskvort From: mbskvort Date: February 6th, 2013 06:31 pm (UTC) (Link)
Я тоже невежда,но мне кажется что во всей этой аморфной,беспозвоночной массе советских экономистов,историков,политиков Е.Гайдар оказался единственной кристаллизованной точкой приложения сил,как за,так и против.Возможно общение в детстве с кубинскими революционерами повлияло на его характер.Вот теперь и имеют его со всех сторон.
Под влиянием антипиара А.Илларионова,ув.Сусель2 прочитала ГИ,но вроде она не в восторге.Я ещё не дошел до той стадии,чтобы читать что-нить на эту тему.
Из Гайдара могу порекомендовать "РВС",Мальчиш-кибальчиш","Тимур и его команда".Но это не тот Гайдар,о котором Вы спрашиваете.
one_sergey From: one_sergey Date: February 6th, 2013 07:01 pm (UTC) (Link)

близок к нулю

<его вклад в экономическую теорию близок к нулю.>

http://aillarionov.livejournal.com/283860.html?thread=15581652
From: tilitali Date: February 6th, 2013 07:18 pm (UTC) (Link)

Re: близок к нулю

Мне его "отнюдь" на выступлениях в думе нравился. :-)
From: asymptotical Date: February 9th, 2013 05:19 pm (UTC) (Link)

Re: близок к нулю

Я так и думал.

Да, это стиль советской "науки", особенно заметный в гуманитарных областях:
профонация и плагиат мировых достижений, с одной стороны, и раздувание
ничтожных результатов и создание мифологий, с другой.

susel2 From: susel2 Date: February 6th, 2013 06:59 pm (UTC) (Link)
Решение действительно очень правильное (насчет благодарности).
Что же касается публикации, то тут еще копать и копать:)
Впрочем, какой-то процесс пошел, так что мало ли. По крайней мере, появилась некая надежда.
Действительно, будем ждать, а что еще?:)
neutrino From: neutrino Date: February 6th, 2013 07:20 pm (UTC) (Link)
Самое правильное решение было бы отказаться от собирания Собраний Сочинений...
oleg_oft From: oleg_oft Date: February 6th, 2013 08:17 pm (UTC) (Link)
> 10. Клевета , конспипрологические бредни – все это не делает вам чести. Следуя вашему примеру, я должен был бы спросить: Так сколько же вам за это платят, и кто? Отвечайте, Андрей Илларионов!
Я надеялся. Я верил. Но вы действительно безнадежны. Мне с вами не по пути. Прощайте. <

Помнится, как Чубайс (сидя напротив Явлинского в телестудии) заявлял, что каждый, кто не поддерживает Гайдара - враг демократии (именно демократии, а не "экономической реформы по-гайдаровски").

Похоже на специфическую религиозную эпидемию в этой среде и им действительно трудно поверить, что оппоненты их идола никем не ангажированы или не безнадежные идиоты.
susel2 From: susel2 Date: February 6th, 2013 09:08 pm (UTC) (Link)

батюшки-светы!

Мой первый комментарий был написан ДО появления пост-скриптума и того, что иначе, как разъяренными воплями г-на Лопатникова, назвать нельзя.

Он, как я понимаюн, человек очень пожилой, поэтому действительно даже как-то и неловко высказывать ему абсолютно все, что по этому поводу думаешь.
Например, то, что повторяющийся мотив "сколько вам за это платят" - это реальное оскорбление, от ответа на которое он защищен исключительно своим почтенным возрастом (ничего другого почтенного за ним что-то не заметно). Он, видимо, это понимает и довольно нагло этим пользуется.

Вообще это становится тенденцией, Вы не находите?
Сислибы выпускают против Вас исключительно неудобных соперников: то каких-то недомерков-аспирантов, связываться с которыми, вроде, даже и неловко. То вот дедулю 90-летнего подставили, которому тоже, вроде, всю правду в простых словах говорить неудобно...
Прячутся основные сислибы за спинами стариков и метафорических детей. Ужас какой...

А г-ну Лопатникову неплохо бы на себя оборотиться в плане безнадежности. Это именно он абсолютно безнадежен, и вести с ним диалог, как показывает практика, можно исключительно для того, чтобы зафиксировать некие факты для окружающих. Сам г-н Лопатников уже вряд ли поймет, что такое стремление установить истину, что такое научный подход к документам, да много чего он уже не поймет...
Что такое хорошо и что такое плохо человек не понимает, чего уж тут ждать...
From: (Anonymous) Date: February 7th, 2013 11:04 am (UTC) (Link)

Re: батюшки-светы!

Извините меня,"дедулю", как вы язящно изволили выразиться. Извините мое неисправимое невежество: а что такое "сислибы"? Никогда не слышал этого слова! Прозевал, наверное...
И второе. Мой "повторяющийся вопрос" я задал лишь по примеру и в ответ на такой точно вопрос, задававшийся хозяином этого сайта в адрес Гайдара, в качестве,так сказать, мягкой издевки, пародии. Сам то я не хуже Вас понимаю его бессмысленность.
Лопатников Л.И.








понимаю егорекрасно понимаю
susel2 From: susel2 Date: February 7th, 2013 10:28 pm (UTC) (Link)

Re: батюшки-светы!

Уважаемый Леонид Исидорович!

Должна признаться, что даже простой ответ на Вашу реплику представляет для меня некоторые трудности. Вы намного старше даже моих бывших научных руководителей, к которым я привыкла относиться с почтением, и действительно по возрасту вы вполне могли бы быть моим, извините уж еще раз, дедушкой. Так что, хотя я и сама уже далеко не девочка, ответить на Ваш хорошо просматривающийся сарказм относительно Вашего невежества я не могу. Да и вообще несколько странно было бы, как говорится, "учить жизни" человека Ваших лет и Вашего опыта. Так что в этом случае все преимущества на Вашей стороне, и, я думаю, Вы это тоже понимаете. Принимая все это во внимание, попробую высказать свою точку зрения на затронутые Вами вопросы.

Во-первых, сислибы. Это - сокращение от принятого ныне в российской политологии и журналистике термина "системные либералы". Ключевое слово здесь - "системные", т.е. встроенные в существующую политическую систему и получающие от нее привилегии и поддержку. Слово "либеральные" здесь сугубо вторично и обозначает провозглашаемые ими либеральные ценности, которые позволяют им управлять (цитирую)"в интересах номенклатурно-чекистского режима политическим поведением российских граждан, придерживающихся либеральных и демократических взглядов." Приведенная мной цитата взята вот из этого поста: http://aillarionov.livejournal.com/358287.html
Если Вы его просмотрите, то вопросов по поводу того, что вкладывается в понятие "сислибы" у Вас, я думаю, не останется.

Во-вторых, я чрезвычайно рада, что Вы сами понимаете нелепость Вашего риторического вопроса по отношению к хозяину данного блога. Тем не менее, Вы, мне кажется, проводите не вполне корректную параллель, сравнивая этот Ваш вопрос с теми вопросами, которые Андрей Николаевич адресует к Е.Гайдару и целям его деятельности. Вы используете эту формулировку именно как способ поставить собеседника на место (будем считать, что оскорбление в Ваши намерения не входило), в то время, как Андрей Николаевич задает свои вопросы исключительно с целью установления исторической правды. Он их задает всерьез и предлагает на них аргументированные ответы. Согласитесь, это, как говорят в Одессе, "две большие разницы".

К большому сожалению, пока все указывает на то, что деятельность Института Гайдара (и редколлегии по изданию Собрания Сочинений) направлена на то, чтобы очередной раз "сотворить кумира" в российской истории. Я понимаю, что для человека Вашего возраста и Вашего жизненного опыта это должно казаться абсолютно нормальным явлением: в конце концов, по сравнению со Сталиным многое должно принимать вид "невинной детской игры в крысу"(с). Издание работ таким образом, чтобы в наилучшем виде представить автора - накатанная дорога советской науки. Так издавали и Ленина, и Маркса, и Энгельса. Чтобы, Боже упаси, чего лишнего не напечатать, и именно в форме Собраний Сочинений (не ПСС, так что и придраться было, вроде не к чему). Я понимаю, что переубедить Вас мне, разумеется, не удастся. Но задумайтесь на секунду: надо ли опять и опять наступать на те же грабли? Надо ли продолжать творить кумиров, создавать культы на ровном месте и относиться к людям как к стаду баранов, которому совершенно не надо знать, куда и зачем их ведут?
Гайдаризм на глазах, буквально у всех на глазах, превращается в религию. По принципу "верую, ибо абсурдно". Не думаю, что Вы этого не замечаете, но, видимо, Вы считаете, что так и должно быть. У Вас такой жизненный опыт, с этим ничего не поделаешь.
Но есть люди, у которых другой жизненный опыт и для которых установление истины важнее личных привязанностей и сентиментальных воспоминаний. Это - чрезвычайно мужественная позиция, редко встречающая полную поддержку и понимание. Но, мне кажется, за этой позицией - будущее. Потому что правда - как вода, она всегда найдет себе путь. Разница в том, что если ее долго сдерживать, то накопившаяся масса воды прорвет все преграды и снесет на своем пути абсолютно все. Так не лучше ли позволять воде течь естественным образом, в нормальном русле и орошать берега? Не будем дожидаться схода лавин и очередного Потопа.
From: (Anonymous) Date: February 8th, 2013 04:11 pm (UTC) (Link)

Re: батюшки-светы!

Уважаемая Susel-2
Спасибо за разъяснение, я-то подумал, что это из блатного языка или чего-то подобного. Сделаю Вам, как женщине, комплимент: я терпеть не могу безграмотные и истерические «посты», которыми пестрят все эти «живые журналы», много раз зарекался больше не читать их , а тут вдруг нормальный человеческий язык…
Теперь по существу.
А.Илларионов однажды присоединился к довольно распространенной в кругах сталинистов конспирологической (и, безусловно, клеветнической!) версии о каком-то заговоре , построенном якобы в недрах КГБ (вариант – в ЦРУ), в результате которого был развален СССР и Гайдар был внедрен в Российскую власть. Вот в ответ на это я и задал свой саркастический вопрос.
О культе личности. По-моему, вполне естественно желание увековечить память о человеке, который сделал для страны так много, как сделал Гайдар. Он повернул страну от плана (с его неизбежными спутниками - очередями, пустыми прилавками, позорно низким уровнем жизни населения ) к рынку. Все остальное – детали. В том числе и то, о чем неустанно пишет Илларионов.( Кто не работает – не ошибается, были ошибки и у Гайдара, он даже давал мне однажды интервью именно на эту тему для газеты «Деловой мир» . Оно называлось: «Гайдар- 1993 против Гайдара- 1992»). Но есть, повторяю, главное, и есть детали. Поэтому я и советовал Илларионову, помню, в сайте радиостанции «Эхо Москвы», поставить точку на этой стороне его деятельности и заняться более полезными делами.
Е. Гайдар в могиле. Даже если бы и была в природе такая вещь, как культ его личности, он никому и ничем бы уже не грозил – не то, что культ действующего «вождя». Не стоит этого забывать.
Осмелюсь предложить вам свою книгу, которая так и называется: «От плана к рынку». Прочитайте, по возможности, внимательно и не предвзято – может быть, обращу Вас «в свою веру». И, конечно, готов ответить на любые вопросы и возражения.
Ваши советы о том, как строить редакционную работу, если вы, конечно, специалист в этой области и познакомитесь с тем, как на самом деле она ведется, с удовольствием выслушаю. А вот разговоры о «мужественных» искателях истины всерьез не могу принять: они могут служить прикрытием истинных намерений и мотивов этих искателей (например, обычной ревности, комплекса Моцарта и Сальери, каких-то давних обид и так далее…)Разве это не так?
Л.Лопатников
aillarionov From: aillarionov Date: February 8th, 2013 08:42 pm (UTC) (Link)

Гайдар- 1993 против Гайдара- 1992

Не подскажете, есть ли в сети это интервью "Гайдар-1993 против Гайдара-1992"?
susel2 From: susel2 Date: February 8th, 2013 10:52 pm (UTC) (Link)

Re: батюшки-светы!

Уважаемый Леонид Исидорович!

Прежде всего позвольте поблагодарить Вас за комплимент: он напомнил мне элегантную эпоху Хэйан в истории Японии, когда в дамах превыше всего ценилось умение изысканно выражать свои мысли и изящный почерк. Тем не менее, мне хотелось бы разделить этот комплимент с хозяином этого блога и его посетителями. "Нормальный человеческий язык" здесь - абсолютная норма.

Что же касается сути Ваших аргументов, то они, мне кажется, достаточно полно характеризуются Вашей же собственной фразой:"может быть, обращу Вас «в свою веру". Разумеется, я понимаю, что это лишь фигура речи, но, тем не менее, мне кажется, она далеко не случайна. Суть деятельности Института Гайдара сводится, по большому счету, именно к тому, чтобы создать "веру": идеологию, опирающуюся прежде всего на эмоциональную потребность людей верить в некие догмы, не подлежащие обсуждению.
Вера и идеалы, разумеется, человеку необходимы, но исключительно на индивидуальном, личном уровне. Стремление к абсолютным, не подлежащим сомнению, ценностям, может быть мощным фактором личного духовного роста. (Хотя и в этой сфере сомнения и искания мне представляются гораздо более плодотворными, вспомним хотя бы пример Толстого.)
В том же, что касается общества, установление раз и навсегда незыблемых истин недопустимо и приводит к искажению картины мира.
Вы утверждаете, что Андрей Николаевич присоединился к "сталинистской теории" относительно деятельности Е.Гайдара. Во-первых, позвольте мне усомниться в том, что и Вы сами всерьез принимаете идею того, что г-н Илларионов имеет что-то общее со сталинистами. Во-вторых, Андрей Николаевич многократно призывал всех, желающих опровергнуть его утверждения, вступить с ним в публичную полемику по всем спорным вопросам относительно деятельности Е.Гайдара. Никто из бывших сподвижников Егора Тимуровича на это предложение не откликнулся, за исключением безобразных личных выпадов г-на Нечаева, которые вполне подпадают под определение того, что Вы, в противоположность "нормальному человеческому языку" назвали "безграмотными и истерическими постами".
Итак, если дискуссия запрещена, то как же тогда можно охарактеризовать отношение последователей Гайдара к его наследию? Вы не совсем точно передаете мою мысль, когда опровергаете наличие "культа личности" Гайдара. Я говорила не о культе личности. Я говорила - да, о культе, но о культе, приближающемся по своей структуре и характеристикам к религиозному. Пусть это и преувеличение, но оно количественное, а не качественное.
Для квази-религиозного культа живой лидер не нужен. Скорее, наоборот! Ушедший из этого мира лидер для этой цели гораздо предпочтительнее, т.к. в этом случае его последователи совершенно свободны в трактовке "наследия", "писаний" и тому подобного. Если даже именем такой просветленной личности как Будда можно было творить убийства, то уж именем менее совершенных личностей можно творить вообще все, что угодно. Весь вопрос в интерпретации.
Что, собственно, возвращает нас к вопросу издания трудов Егора Тимуровича. Поскольку Вы любезно согласились выслушать мое мнение относительно редакционной работы, позволю себе один конкретный совет, применяемый, в частности, при издании исторических документов, существующих, как говорят "в вариантах". Такие документы публикуются в качестве параллельных текстов с примечаниями и комментариями относительно того, когда и как были внесены правки в текст оригинала. Это весьма облегчает последующую работу исследователей и придает изданию солидный академический вес. И отличает его от пропагандистских изданий типа СС Ленина и Маркса.
И последнее. Ваш выпад в адрес хозяина этого блога относительно его "личных" мотивов в поисках исторнической правды я отношу исключительно за счет того, что в Вашем нынешнем окружении иные мотивы, кроме корысти, зависти или мести, видимо, уже никому не понятны. Мне не хотелось бы думать, что и Вы разделяете подобные недостойные взгляды. Сальери не уходят "с придворной службы" по собственному желанию. Они цепляются за свои должности, привилегии и карьеру до последнего. Так что подобную мотивацию поступков гораздо логичнее искать среди тех, кто до сих пор приближен к власти и имеет доступ к практически неограниченным финансам.
Вашу книгу, я, разумеется, с интересом прочту.

Елизавета Покровская
peregudoved From: peregudoved Date: February 6th, 2013 09:31 pm (UTC) (Link)
Андрей Николаевич, это просто ещё один "яркий пример т. н. устойчивости представлений граждан". Л.Лопатников искренне, наверное, считает Е.Гайдара выдающимся человеком, сделавшим много хороших и полезных вещей, поэтому любые попытки показать Е.Гайдара с какой-то ещё точки зрения, кроме уже сформировавшейся у Л.Лопатникова, наталкиваются на резкое неприятие. Его последнее письмо написано просто в гневе, мне кажется. Сперва он обращается к Вам на "Вы", а дальше уже пишет "вы" с маленькой буквы. Мне кажется, эмоции его просто захлёстывали. По-человечески это понятно. Думаю, что любому человеку тяжело корректировать свои убеждения и для этого необходимо мужество и энергия. Возможно Л.Лопатников просто не готов воспринимать новую для него информацию.
Хочу пожелать Вам терпения. И здоровья.
aillarionov From: aillarionov Date: February 7th, 2013 12:45 am (UTC) (Link)

Stickiness of views

Спасибо, Эд.
Действительно, в который раз мы сталкиваемся с тем, что я называю "stickiness of views" - "устойчивость представлений".
Однажды сформировавшаяся картина мира, представлений, классификация героев и антигероев, восприятие добра и зла, становится важной, важнейшей, частью внутреннего мира человека, фактически его "сутью".

Никакая дополнительная рациональная информация, даже полностью опровергающая данную картину мира, тем не менее не в состоянии ее изменить. Более того, она воспринимается и объясняется - себе и другим - как результат "заговора темных сил", "работы на спецслужбы", "душевного заболевания", "психологических комплексов" и т.д.

Попытка замены этой картины мира, такой парадигмы воспринимается как предательство не только по отношению к каким-либо внешним факторам, но и по отношению прежде всего к самому себе, к своему внутреннему "я" и потому не может быть принята и разрешена ни при каких условиях.

Кажется, подобное состояние иногда именуется религиозным фанатизмом...
neutrino From: neutrino Date: February 7th, 2013 01:22 am (UTC) (Link)
Спасибо!
Приятно осознавать себя мужественной и энергичной.
Всю свою жизнь корректирую свои убеждения по мере поступления различной информации.
И думаю, это будет меня преследовать до конца...
Скажу честно, бывает очень тяжело, больно, шокирующе, но, ничего, привыкла.
Никак не могу избавиться от способности анализировать. Дал же Бог!
Одно остается неизменным, ни при каких обстоятельствах - моральные принципы.
one_sergey From: one_sergey Date: February 7th, 2013 01:39 am (UTC) (Link)
По-моему, Вы просто замечательно написали:

<Л.Лопатников искренне, наверное, считает Е.Гайдара выдающимся человеком, сделавшим много хороших и полезных вещей>

И это абсолютно верно !
Е.Гайдар был выдающимся человеком, сделавшим много хороших и полезных вещей...
...для своих соратников-сислибов.
Мало кто смог бы для них на его месте сделать больше. Поэтому он, конечно, выдающийся. Из толпы сислибов.
neutrino From: neutrino Date: February 6th, 2013 10:55 pm (UTC) (Link)
Действительно, неловко как-то рекомендовать.
Но, возможно, Л.Лопатникову надо начинать изучать "труды" Гайдаров с "Мальчиша-Кибальчиша", как тут кто-то посоветовал.
From: deal_is Date: February 6th, 2013 10:56 pm (UTC) (Link)
Друзья, всё всем понятно.

Просто для справки: у Леонида Исидоровича Лопатникова 24 марта этого года юбилей, ему 90 (девяноста) лет (http://slovar-lopatnikov.ru/biograficheskoe/).
Заранее, конечно, не поздравляют, но искренние пожелания всегда уместны.
Давайте же пожелаем Лопантикову Л.И. любви сотрудников инстутута Гайдара и здоровья! А остальное, как говорится... ☺
Да и ладно.

Free Image Hosting at www.ImageShack.us

И пусть бросит в меня камень тот, кто ............ , дожив до столь прекрасных лет.

Edited at 2013-02-06 11:45 pm (UTC)
aillarionov From: aillarionov Date: February 7th, 2013 12:59 am (UTC) (Link)

Миль пардон

Я с Вами во многом согласен.
Именно поэтому я в течение нескольких лет не отвечал и пока не отвечаю на крайне слабую, если не сказать точнее, нелепую, полную личных нападок в мой адрес, заметку о размерах государственных расходов в России в 1991-92 гг., одним из авторов которой является Л.Лопатников. Как уже неоднократно говорил, "из уважения к автору". И к его годам.

Однако одно дело - необоснованные нападки личного характера на меня с обвинениями в якобы экономической некомпетентности (это в заметке), на которые из-за их абсурдности я просто не реагировал.

Другое дело - необоснованные обвинения и оскорбления других людей (Б.Львина и З.Дзенчоловского), совершенные на "моей территории" (в этом блоге), сопровождавшиеся к тому же попытками исказить и уничтожить подлинник исторического документа.

Такого рода действия, с моей точки зрения, являются недопустимыми ни с чьей точки зрения - ни со стороны пожилого, ни со стороны юного, ни со стороны ушедшего, ни стороны цветущего, ни со стороны брата, ни со стороны свата.
Миль пардон.
From: deal_is Date: February 7th, 2013 01:08 am (UTC) (Link)

Re: Миль пардон

Андрей Николаевич, я несколько лет читаю Ваш блог и понимаю, что вы всегда сдерживаете себя до последнего. Мне на зависть. Терпения Вам не занимать.
Но, как говорится, и ангела небесного можно довести до белого каления.
From: (Anonymous) Date: February 7th, 2013 08:44 am (UTC) (Link)

Re: Миль пардон

"Другое дело - необоснованные обвинения и оскорбления других людей (Б.Львина и З.Дзенчоловского), совершенные на "моей территории" (в этом блоге), сопровождавшиеся к тому же попытками исказить и уничтожить подлинник исторического документа".

Как было уже объяснено, никого я не оскорблял!
Львину я, как обещал, передал благодарность. И судя по его ответу, он никак оскорбленным себя не чувствует. "Попытками исказить..." и т.д. вы называете нормальные рабочие моменты издания книги, обдумывание разных вариантов. Вчитайтесь в мой ответ и убедитесь.
"Такого рода действия, с моей точки зрения, являются недопустимыми ни с чьей точки зрения - ни со стороны пожилого, ни со стороны юного.." - это вы верно написали - только если имеете в виду, себЯ самого и свои действи я. Л.Лопатников.
28 comments or Leave a comment