В комментах к предыдущему посту Невероятное банкротство 1991 года участниками обсуждения было предложено добавить для рассмотрения два дополнительных критерия государственных банкротств – отношение внешнего долга к экспорту и отношение совокупных платежей по внешнему долгу к экспорту.
Дефолты в среднеразвитых странах в 1970-2008 гг.
Случаи дефолта или реструктуризации (страна и год) |
External debt as % to exports of goods and services |
Total debt service as % of exports of goods and services |
Коста Рика – 1983 |
267,0 |
59,7 |
Ямайка – 1978 |
103,9 |
59,1 |
Бразилия – 1983 |
393,6 |
54,7 |
Чили – 1983 |
358,6 |
54,5 |
Мексика – 1982 |
279,3 |
52,5 |
Аргентина – 1982 |
447,3 |
49,9 |
Перу – 1978 |
388,5 |
49,7 |
Турция – 1978 |
374,2 |
47,9 |
Аргентина – 2001 |
368,1 |
41,4 |
Эквадор – 1984 |
271,5 |
37,7 |
Филиппины – 1983 |
278,1 |
37,2 |
Боливия – 1980 |
246,4 |
35,0 |
Доминиканская Р. – 1982 |
183,4 |
34,5 |
Египет – 1984 |
304,6 |
32,8 |
Эквадор – 2000 |
181,5 |
31,4 |
Перу – 1984 |
288,9 |
29,8 |
Венесуэла – 1982 |
159,8 |
29,5 |
Уругвай – 1983 |
204,0 |
27,2 |
Гондурас – 1981 |
182,8 |
26,1 |
Иордания – 1989 |
234,2 |
24,9 |
В среднем по 20 случаям дефолтов |
275,8 |
40,8 |
Россия – 1991 |
110,1 |
21,9 |
Россия – 1991 в % к среднему по 20 случаям дефолтов |
39,9 |
53,7 |
В этой группе есть лишь несколько стран, значения показателей которых были относительно близки к российским в 1991 г. – Иордания 1989 г., Гондурас 1981 г., Ямайка 1978 г. Однако даже у этих стран показатели долговой нагрузки были все же выше, чем в российском случае, их уровни экономического развития были ниже, у этих стран также отсутствовали такие валютоемкие экспортные ресурсы, имевшиеся у России, как нефть, нефтепродукты, газ, лес, металлы (драгоценные, цветные, черные).
Данные этой таблицы также подтверждают сделанные в предыдущем посте выводы об уникальности, исключительности, девиантности советского (российского) банкротства 1991 г. и, следовательно, об отсутствии достаточных объективных причин для его объявления, об очевидной возможности его предотвращения при проведении разумной экономической политики, и, судя по всему, об искусственном, намеренном, характере его проведения.