«Это понимают все. Соответственно, цель — перейти к развитию с опорой на внутренний потребительный и инвестиционный спрос. Норма накопления должна быть увеличена с нынешних 20% ВВП примерно до 30%. Темпы экономического роста необходимо нарастить не менее чем до 5% годовых» (С.Дубинин. Речь идет о коренной ломке всей экономической системы страны. Ведомости, 06.03.2013).
Это правда, что нечто подобное «понимали» и соответствующую политику проводили сталинские наркомы и брежневские министры. Чем это закончилось, в том числе на примере горбачевского «ускорения», граждане нашей страны, увы, хорошо знают на собственном опыте.
Если С.Дубинин полагает, что наращивание инвестиций автоматически ведет к повышению темпов экономического роста, то это лишь печальное свидетельство незнакомства руководителя Профильной рабочей группы с экономической историей своей страны – как с тем, что было в условиях централизованно управлявшейся экономики, так и с тем, что происходило в последние два десятилетия в условиях рыночной экономики.
Это также свидетельство незнакомства с природой современного экономического роста в странах с рыночной экономикой. Классическим примером нелепости навязываемого общественности «закона о необходимости повышения нормы накопления для повышения темпов экономического роста» является сопоставление удельного веса инвестиций в ВВП (нормы накопления) и темпов экономического роста в трех крупнейших и наиболее развитых центрах современной мировой экономики в последние 20 лет (1992-2011 гг.):
Страны и группы стран | Удельный вес инвестиций в ВВП, % | Среднегодовые темпы прироста ВВП, % | Среднегодовые темпы прироста ВВП на душу населения, % |
США | 18,4 | 2,6 | 1,5 |
Еврозона | 20,6 | 1,6 | 1,3 |
Япония | 24,6 | 0,8 | 0,6 |
Именно с разбора нелепости выше процитированного мифа (о решающей роли величины нормы накопления в современном экономическом росте) обычно и начинается обучение студентов экономической науке как на первых курсах экономических вузов, так и в любой сколько-нибудь уважающей себя краткосрочной школе для молодежи, желающей познакомиться с профессиональным экономическим образованием.