1. Основополагающие принципы миротворческих операций ООН
Существуют три основных принципа, которые позволяют по-прежнему рассматривать операции ООН по поддержанию мира в качестве самостоятельного инструмента по обеспечению международного мира и безопасности.
Эти три принципа взаимосвязаны и носят взаимоусиливающий характер:
- согласие сторон;
- беспристрастность;
- неприменение силы за исключением случаев самообороны и защиты мандата.
Согласие сторон
Развертывание операций ООН по поддержанию мира осуществляется с согласия основных сторон — участников конфликта. Это требует приверженности сторон политическому процессу. Согласие на проведение операции по поддержанию мира предоставляет ООН необходимую свободу действий в политическом и физическом плане для осуществления предусмотренных мандатом задач.
В отсутствие такого согласия персонал операции по поддержанию мира рискует стать одной из сторон конфликта, что может побудить его к принятию принудительных мер и помешать выполнению основных функций по поддержанию мира.
Факт получения согласия на развертывание операции Организации Объединенных Наций по поддержанию мира от основных сторон конфликта не обязательно означает или гарантирует, что это согласие будет получено и на местном уровне, особенно в том случае, если внутри основных группировок идет борьба или механизмы управления и контроля, находящиеся в их распоряжении, недостаточно эффективны. Еще более проблематичной выглядит универсальность согласия в условиях неустойчивых ситуаций, которые характеризуются наличием вооруженных групп, не подчиняющихся ни одной из сторон, или присутствием других деструктивных сил.
Беспристрастность
Беспристрастность имеет важнейшее значение для обеспечения согласия и сотрудничества основных сторон, однако беспристрастность — это не нейтральность и не бездействие. Миротворцы Организации Объединенных Наций должны сохранять беспристрастность в отношениях со сторонами конфликта, но не должны занимать нейтральную позицию в том, что касается выполнения их мандата.
Подобно объективному судье, назначающему наказание за нарушение правил, персонал операций по поддержанию мира должен пресекать любые действия сторон, которые нарушают обязательства по обеспечению мирного процесса или международные нормы и принципы, лежащие в основе операций Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.
Несмотря на важность установления и поддержания хороших отношений с участниками конфликта, миротворцам следует избегать совершения любых действий, которые могли бы поставить под сомнение объективность персонала операций по поддержанию мира. Миссия должна неукоснительно соблюдать принцип беспристрастности, не опасаясь ошибочных оценок или ответных мер.
Неспособность выполнить эти требования может нанести ущерб авторитету и легитимности операции и привести к отзыву согласия на присутствие миротворцев со стороны одного или нескольких участников.
Неприменение силы за исключением случаев самообороны и защиты мандата
Операции ООН по поддержанию мира не являются инструментом принуждения. Однако с санкции Совета Безопасности применение силы на тактическом уровне возможно в случаях самообороны и защиты мандата.
В условиях нестабильной ситуации Совет Безопасности предоставляет операциям ООН по поддержанию мира широкий мандат, который дает полномочия «использовать все необходимые средства» для сдерживания насильственных попыток сорвать политический процесс, обеспечения защиты гражданского населения, находящегося под угрозой физического нападения, и/или оказания содействия национальным властям в обеспечении правопорядка.
http://www.un.org/ru/peacekeeping/operations/principles.shtml
2. Нормы международного гуманитарного права о ведении вооруженных конфликтов и миротворческих операций
Одним из основополагающих принципов является законность. Сущность этого принципа заключается в строгом соблюдении международных нормативно-правовых норм при привлечении воинского контингента Миротворческих Сил для разрешения конфликта и поддержания мира в регионе.
...
Миротворцы должны четко знать различие между военными операциями и операциями по подержанию мира. В первом случае войска могут вести боевые действия, непосредственно участвовать в вооруженном конфликте, в отличие от этого в миротворческих операциях миротворческие силы обязаны выполнять роль нейтрального наблюдателя.
...
Личный состав Миротворческих Сил должен хорошо знать и неукоснительно соблюдать условия и порядок применения оружия и военной техники, прописанный в Мандате. При выполнении своих функций Миротворческие Силы, в порядке исключения, имеют право применять оружие:
- в целях обеспечения безопасности и защиты от любых посягательств на жизнь и здоровье военнослужащих и персонала Миротворческих Сил в порядке осуществления неотъемлемого права на самооборону;
- в случае попыток насильственного отстранения миротворческих сил от выполнения возложенных на них функций;
- для отражения явного вооруженного нападения террористических, диверсионных групп и бандформирований, а также для их задержания;
- для защиты гражданского населения от насильственных посягательств на их жизнь и здоровье;
- для задержания лица, совершившего преступление, оказывающего вооруженное сопротивление, либо застигнутого при совершении тяжкого преступления, а также вооруженного лица, отказывающегося выполнять законные требования о сдаче оружия, если иными способами и средствами подавить сопротивление, задержать преступника или изъять оружие невозможно.
...
Применению оружия должно предшествовать предупреждение о намерении его применять. Без предупреждения оружие может применяться при внезапном вооруженном нападении с использованием боевой техники, транспортных средств, летательных аппаратов, морских и речных судов, при побеге из-под стражи с оружием, либо с использованием транспортных средств, а также при побеге из транспортных средств во время передвижения, ночью или в других условиях ограниченной ВИДИМОСТИ.
...
Всегда следует помнить, что оружие может применяться только в исключительных случаях и после принятия всех возможных мер для обеспечения безопасности мирных жителей. Порядок открытия огня должен быть строго оговорен соответствующими инструкциями. Применению оружия должны предшествовать четкие предупредительные действия. Требуется дать устное предупреждение; Произвести предупредительный выстрел вверх; произвести второй предупредительный выстрел в направлении цели; открыть огонь на поражение.
Применение группового оружия (минометов, артиллерии, бронетехники, противотанкового оружия) может быть в следующем порядке: по возможности первый выстрел произвести дымовой гранатой, осветительной ракетой или миной; подождать не менее одной минуты, чтобы противник понял намерения; произвести выстрел боевым зарядом в район цели; подождать еще раз не менее одной минуты после разрыва мины (гранаты); если все эти действия не дали результата, то открывается огонь на поражение. При этом нужно стремиться не допускать большого ущерба, чтобы не вызвать усиления напряженности.
http://goup32441.narod.ru/files/ogp/001_oporn_konspekt/2007/2007-12-3.html
3. Военно-политические аспекты операций многонациональных миротворческих сил на рубеже тысячелетий
...При этом необходимо четко представлять разницу между принудительными действиями и операциями по поддержанию мира. Принудительные действия осуществляются против воли государств, вовлеченных в конфликт, тогда как операции по поддержанию мира — с согласия государства или государств. В процессе осуществления ОПМ также могут использоваться меры насильственного характера, например, разоружение бандитских групп и формирований миротворческими войсками, но с согласия государства, на территории которого проводится операция по поддержанию мира, и поэтому такие меры не подпадают под понятие принудительных действий.
http://flot.com/publications/books/shelf/safety/8.htm
4. Положение о Коллективных силах по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств
27. При выполнении своих функций личный состав КСПМ, в порядке исключения, имеет право применять оружие в целях обеспечения безопасности и защиты от любых посягательств на его жизнь и здоровье в порядке осуществления неотъемлемого права на самооборону;
- в случае попыток насильственного отстранения от выполнения возложенных на него функций;
- для отражения явного вооруженного нападения террористических, диверсионных групп и банд-формирований, а также для их задержания;
- для защиты гражданского населения от насильственных посягательств на его жизнь и здоровье;
Оружие может быть также использовано для подачи сигнала тревоги или вызова помощи.
28. При применении оружия должны быть приняты все возможные меры для обеспечения безопасности лиц преклонного возраста, женщин, детей и других гражданских лиц, за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления либо совершения группового нападения, угрожающего жизни личного состава КСПМ и других граждан, если иными способами, средствами отразить такое нападение невозможно.
О всех случаях применения оружия немедленно докладывается по команде и проводится служебное расследование.
http://www.peacekeeper.ru/ru/index.php?id=74
5. Соглашение о принципах урегулирования Грузинско-Осетинского конфликта (Дагомысское соглашение от 24.06.1992)
Республика Грузия и Российская Федерация,... согласились о нижеследующем:
...
Статья 3
1. В целях обеспечения контроля за прекращением огня, выводом вооруженных формирований, роспуском сил самообороны и обеспечением режима безопасности в указанной зоне учреждается смешанная Контрольная комиссия в составе сторон, вовлеченных в конфликт, которая осуществляет свои функции во взаимодействии с группой военных наб¬людателей, созданной в соответствии с договоренностями в Казбеги.
2. Каждая из сторон, участвующая в работе Комиссии, назначает в ее состав своих представителей. Местом пребывания Контрольной комиссии является г. Цхинвали.
3. Для выполнения указанных задач при Контрольной комиссии создаются смешанные силы по согласованию сторон по установлению мира и поддержанию правопорядка. При Комиссии также будут созданы смешанные группы наб¬людателей, размещающиеся по периметру зоны безопасности.
4. Контрольная комиссия и приданные ей силы незамедлительно приступают к выполнению возложенных на них настоящим Соглашением задач.
http://www.apsny.ge/notes/1127333974.php
6. Положение о Смешанной контрольной комиссии по урегулированию грузино-осетинского конфликта (октябрь 1994 г., Москва)
2. В состав Смешанной контрольной комиссии входят назначенные государственными органами Сторон специальные представители (по усмотрению Сторон), уполномоченные осуществлять скоординированные решения по всем вопросам полномасштабного урегулирования грузино-осетинского конфликта.
...
9. В компетенцию Смешанной контрольной комиссии входит координация деятельности миротворческих сил и назначенных Сторонами наблюдателей. СКК поддерживает постоянную связь с находящимися в зоне конфликта миротворческими силами и принимает решения по их дальнейшему использованию.
10. Командование миротворческими силами на основе мандата Соглашения о принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта и Протоколов к нему разрабатывает и осуществляет необходимые меры по поддержанию мира и правопорядка, недопущению возобновления боевых действий, разоружению незаконных военизированных формирований, вносит в установленном порядке предложения относительно оперативного использования и совершенствования организации миротворческих сил в зоне конфликта.
16. Заседания Смешанной контрольной комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. В качестве председателя заседание ведет один из руководителей представительств Сторон в СКК по взаимной договоренности.
...
Решения СКК принимаются на основе консенсуса Сторон.
http://www.peacekeeper.ru/ru/index.php?id=86
7. Положение Об основных принципах деятельности военных контингентов и групп военных наблюдателей, предназначенных для нормализации ситуации в зоне грузино-осетинского конфликта. Приложение №1 к решению СКК от 6 декабря 1994 года.
Статья 2. Воинские контингенты и военные наблюдатели подчиняются объединенному военному командованию, состоящему из представителей Российской, Грузинской и Осетинской сторон...
Решение о применении воинских контингентов и военных наблюдателей в случае нарушения условий прекращения огня одной из сторон принимается командующим ССПМ с целью восстановления мира с уведомлением СКК.
Статья 3. Воинские контингенты и военные наблюдатели решают следующие задачи:
- решительно пресекают деятельность и расформировывают любые неконтролируемые сторонами вооруженные формирования,
- пресекают проникновение в зону конфликта вооруженных групп, иных неподконтрольных формирований, способных своими действиями дестабилизировать обстановку...
Статья 4. Воинские контингенты и военные наблюдатели в зоне конфликта имеют право:
- располагать войсковые наряды (патрули, дозоры, посты наблюдения, засады и др.), перекрывать движение на дорогах (устанавливать шлагбаумы), по решению объединенного военного командования передвигаться по любым участкам местности, не нанося ущерба жилым домам, садам, посевам, дорожным и другим сооружениям;
- преследовать, задерживать, а в случае оказания вооруженного сопротивления уничтожать вооруженные бандформирования, группы и лиц, не выполняющих и на подчиняющихся требованиям режима чрезвычайного положения в зоне. Преследование и ведение боевых действий с преступными элементами за пределами зоны конфликта осуществляется с обязательным уведомлением местных и правоохранительных органов.
- вести боевые действия имеющимися на вооружении мотострелковых подразделений средствами в соответствии с приказом Объединенного военного командования;
- проверять у граждан документы, удостоверяющие личность, на право въезда, выезда, передвижения, а также производить досмотр лиц, грузов и транспортных средств;
- задерживать граждан, нарушающих установленные правила режима чрезвычайного положения, с последующей передачей правоохранительным органам на основе действующего законодательства.
Статья 5. Организационно-штатная структура воинских контингентов и военных наблюдателей утверждается СКК. Изменения в ней допускаются только с разрешения СКК.
Места дислокации воинских контингентов и групп военных наблюдателей определяются СКК, исходя из необходимости обеспечения режима прекращения огня в зоне конфликта.
Статья 6. Воинские контингенты и военные наблюдатели в своей повседневной деятельности руководствуются требованиями настоящего Положения, решениями СКК, приказами и распоряжениями объединенного военного командования.
...
Статья 13. Воинские контингенты и группы военных наблюдателей комплектуются от сторон на добровольной основе по контракту из числа военнообязанных, прошедших военную службу и военнослужащих, ранее не судимых, в возрасте от 18 до 50 лет, прошедших военную службу, годных по состоянию здоровья и (по возможности) не участвовавших в вооруженных столкновениях в период конфликта...
http://www.mid.ru/BRP_4.NSF/0/2bd92ad3afa09703c3256ea90022457f?OpenDocument
8. Приложение № 1 к Положению об основных принципах деятельности воинских контингентов и военных наблюдателей, предназначенных для нормализации ситуации в зоне грузино-осетинского конфликта. Права и обязанности Командующего Смешанными Силами по поддержанию мира в зоне грузино-осетинского конфликта
1.Согласование действий Смешанных Сил с руководством сторон и организация взаимодействия с местными правоохранительными органами.
2.Организация взаимосогласованных действий по выполнению возложенных задач на Смешанные Силы через старших военных начальников Сторон.
3.Контроль за выполнением "Положения" военнослужащими миротворческих сил Сторон.
4.Организация методических занятий с командным составом Смешанных Сил по практическому выполнению ими своих Функциональных обязанностей.
5.Через старших военных начальников Сторон принятие дисциплинарных мер воздействия на военнослужащих Смешанных Сил в соответствии с "Положением".
6. Принятие решительных мер по недопущению взятия заложников какой-либо из конфликтующих сторон.
7.Совместное применение подразделений Смешанных Сил в случае угрозы возникновения вооруженного конфликта в зоне ответственности.
8.Систематическое информирование СКК о положении дел в зоне грузино-осетинского конфликта и подготовка совместно со старшими военными начальниками Сторон предложений по совершенствованию деятельности Смешанных Сил.
http://sojcc.ru/soglashenia/53.html
9. Смешанные Силы по установлению мира и поддержанию правопорядка. Историческая справка
На заседании СКК от 4.07.1992 г. были рассмотрены вопросы и приняты решения:
1. ...Смешанные Силы по численному составу формируются в количестве 1500 человек и 900 человек резерва:
- 500 чел. от Республики Грузия и 300 чел. резерва;
- 500 чел. от РФ (парашютно-десантный полк) и 300 чел. резерва;
- 500 чел. от Осетинской стороны и 300 чел. резерва.
2. Созданы группы наблюдателей в количестве 72 человек по 18 человек от каждой стороны.
В компетенцию СКК входит координация деятельности МС и назначенных сторонами наблюдателей. Решения СКК, наряду с мандатом Соглашения стали в дальнейшем юридической основой деятельности МС.
Задачи решаемые ССПМ
Воинские контингенты и военные наблюдатели решают задачи:
- пресекают деятельность и расформировывают неконтролируемые сторонами вооруженные формирования, урегулируют групповые конфликты, в том числе и вооруженные;
- осуществляют меры по введению и поддержанию режима безопасности в зоне конфликта;
- осуществляют контроль над выполнением договоренности об отводе тяжелой техники и вооружения из зоны конфликта;
- пресекают проникновение в зону конфликта вооруженных групп, способных своими действиями дестабилизировать обстановку;
- не допускают провоз в зону конфликта и вывоз через нее без соответствующего разрешения, вооружения и военной техники;
- осуществляют пропуск лиц, транспорта, грузов в зону конфликта и выход из нее в установленных местах, в случае необходимости ограничивают движение транспортных средств в зоне и проводят их досмотр;
- содействуют правоохранительным органам в установлении правопорядка и борьбе с преступностью.
Зона ответственности ССПМ включает в себя участок местности по фронту до 90 км, в глубину до 40 км.
Общая площадь зоны ответственности миротворческих сил составляет 1736 кв. км.
Население – около 103 тыс. человек, проживает в 253 населенных пунктах. Подавляющее большинство населения составляют две национальности – грузины и осетины.
В настоящее время Командующим ССПМ с 12.09.2004. является генерал – майор Кулахметов Марат Минюрович.
http://sspm-info.ru/about/page/1/
http://sspm-info.ru/about/page/2/
10. Концепция внешней политики Российской Федерации. Подписана Д.Медведевым 12 июля 2008 г.
Применение принудительных мер с использованием вооруженной силы в обход Устава ООН и ее Совета Безопасности не способно устранить глубокие социально-экономические, межэтнические и другие противоречия, лежащие в основе конфликтов, подрывает основы международного права и ведет к расширению конфликтного пространства, в том числе в непосредственном геополитическом окружении России...
Для международного мира и правопорядка особенно опасны осуществляемое в угоду политической конъюнктуре и интересам отдельных государств произвольное толкование таких важнейших международно-правовых норм и принципов, как неприменение силы и угрозы силой, мирное разрешение международных споров, уважение суверенитета государств и их территориальной целостности...
Российская Федерация:
...твердо исходит из того, что санкционировать применение силы в целях принуждения к миру правомочен только Совет Безопасности ООН.
http://www.zakonprost.ru/content/base/130925
11. В.Путин. Сирийская альтернатива. Призыв к сдержанности. Нью-Йорк Таймс, 12 сентября 2013 г.
Действующее международное право позволяет использовать силу только в двух случаях – либо при самообороне, либо по решению Совета Безопасности. Всё остальное по Уставу ООН недопустимо и квалифицируется как агрессия.
http://www.kremlin.ru/transcripts/19205
12. Определение агрессии. Утверждено резолюцией 3314 (ХХIХ) Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 года.
Любое из следующих действий, независимо от объявления войны, с учетом и в соответствии с положениями статьи 2, будет квалифицироваться в качестве акта агрессии:
а) вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства или любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая аннексия с применением силы территории другого государства или части ее;
b) бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия государством против территории другого государства;
с) блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства;
d) нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы, или морские и воздушные флоты другого государства;
e) применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывания на такой территории по прекращению действия соглашения;
...
g) засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в них.
http://www.un.org/russian/documen/convents/aggression.htm
13. Устав ООН. Статья 51.
Настоящий Устав ни в коей мере не затрагивает неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооруженное нападение на Члена Организации, до тех пор пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности. Меры, принятые Членами Организации при осуществлении этого права на самооборону, должны быть немедленно сообщены Совету Безопасности и никоим образом не должны затрагивать полномочий и ответственности Совета Безопасности, в соответствии с настоящим Уставом, в отношении предпринятия в любое время таких действий, какие он сочтет необходимыми для поддержания международного мира и безопасности.
http://www.un.org/russian/documen/basicdoc/charter.htm