Андрей Илларионов (aillarionov) wrote,
Андрей Илларионов
aillarionov

Category:

За что Медведев присвоил звание Героя России Сергею Шевелеву? – 2

Окончание


Никто из медперсонала – ни врачи, ни медсестра Литовка, ни санинструктор Трамова – не сообщают ни о доставке раненого Тимермана в медпункт, ни о ранении Тимермана, когда он находился в медпункте, ни об оказании ему помощи в медпункте. Поэтому, судя по всему, ранение Тимермана произошло позже – при его движении от медпункта к бане.

Наконец, существенную информацию о своем ранении сообщает сам К.Тимерман:

Я упал, сначала подумал, что ногу оторвало. Меня затащили за баню, стали перевязывать.
А тут снаряд попал в крышу котельной, нас чуть не завалило. Я попробовал – пальцы на ноге шевелятся. Так и ходил, хромая. Если бы я в тот момент ушел, моим солдатам морально было бы очень тяжело. Поэтому даже не думал о том, чтобы вместе с другими ранеными уехать. Тут же, в подвале, мне ногу зашили.
http://izvestia.ru/news/341319

В этом интервью Тимерман раскрывает место своего ранения – недалеко от бани, за которую его затем и затащили и в которой (за которой) ему сделали первую перевязку. Кстати, в этом интервью Тимерман ничего не говорит о ранении Шевелева осколком того же («его») снаряда. Это и неудивительно, поскольку передислокация из медпункта в баню происходила без Шевелева, который, будучи смертельно раненным на пути между казармой и медпунктом, к этому времени уже скончался на руках Коновалова.

Таким образом, сообщения санинструктора Трамовой, а также медиков Коновалова, Зубока, Литовки (последние трое были прикомандированы к батальону, но не были прямыми подчиненными Тимермана), ставшие свидетельствами непосредственных очевидцев (то есть того, что они видели лично сами, в чем они сами принимали участие), представляются более логичными, более последовательными, менее противоречивыми, чем показания некоторых военных. В то же время разбор заявлений Тимермана показывает, что относиться к ним следует с большой осторожностью.

Из какого оружия был смертельно ранен С.Шевелев?
Цитаты, иллюстрирующие обе версии ранения – от Тимермана (осколок танкового снаряда) и от Коновалова (пуля снайпера) – приведены выше. Какая из них является более обоснованной?

Версия Тимермана о ранении Шевелева осколком того же снаряда, что и самого Тимермана, как было показано выше, несостоятельна. Правда, возможно, Шевелев был ранен осколком другого танкового снаряда?

Еще раз перечитаем описание ранения, составленное А.Коноваловым непосредственно в момент смерти С.Шевелева:

...мы взяли его на руки, он обмяк, положили его на импровизированный операционный стол. При осмотре тела я обнаружил, что у него было входное отверстие со стороны шеи, скорее всего, он или отбегал, когда перебегал от казармы к медпункту, и выходное было со стороны спины отверстие и где-то седьмой шейный позвонок. То есть это была именно пуля снайпера.

Мог ли А.Коновалов ошибиться в постановке диагноза?

Аргументация в пользу профессионализма врача из 220 МОСНа уже была приведена участниками обсуждения в ветке здесь:
Ошибка – это одно, а выдумка пулевого отверстия в шее – несколько другое. При всем желании не могу себе представить того, чтобы врач по какой-либо причине выдумал эти отверстия и не упомянул никаких других видимых повреждений на теле убитого. Все-таки за врачом тут последнее и наиболее профессиональное слово...

...даже самые элементарные соображения говорят, что, поскольку найдено место входа (шея) пули/осколка и выхода (ниже ключицы), то очень маловероятно, что это был осколок. Осколки всегда бывают неправильной формы и летят со скоростью, значительно меньшей, чем у пули. В такой конфигурации осколок идет гулять по телу, а не проходит на вылет по прямой. Уж если даже пуля со смещенным центром тяжести, попадая в руку, идет гулять по телу, то об осколке и говорить нечего. Я понимаю как все это звучит, но в ошибку врача не верю ни на секунду...

То, что в дом попал снаряд, и что Шевелев был убит пулей снайпера совершенно не противоречит друг другу. Да, был снаряд. Одновременно перебегавший по двору лейтенант Шевелев был убит пулей снайпера. В момент, когда разорвался снаряд, Вы думаете, очевидцы могли точно сообразить и понять, отчего вдруг упал их товарищ?
А вот врач, осматривавший тело, ошибиться не мог. Он это делал в относительно спокойной обстановке, снаряд в этот момент не взрывался, его показания можно считать абсолютно объективными...

Повторяю: это был не столичный доктор, а профессиональный военврач. Перепутать осколочное ранение с пулевым практически невозможно даже без вскрытия.

Ошибиться мог какой-нибудь дантист, срочно призванный "под ружье". Специалист-хирург, травматолог, к тому же военный врач из специального подразделения в таких вещах ошибиться просто не мог. Это исключено. Совершенно исключено. Тем более, что пулю, как я понимаю, и извлекать было не нужно: она прошла насквозь и вышла под ключицей. Вы представляете себе, что произошло бы, если бы этим путем прошел осколок?!...

Очевидцы, видевшие разрыв снаряда, вполне могли предположить, что Шевелев погиб от осколка. Но врач, осматривавший тело, абсолютно не способен спутать рану от пули с осколочным ранением... Тем более врач отнюдь не расположен к грузинам и его показания нельзя заподозрить в пристрастности. Он просто констатирует то, что видел при осмотре тела.

Эти логические соображения представляются неоспоримыми.
Тем не менее все же возникает вопрос: а нет ли каких-либо дополнительных свидетельств, подтверждающих (опровергающих) показания Коновалова? Одним из ключевых обстоятельств является ответ на вопрос: из какого оружия обстреливался Верхний городок тогда, когда был ранен Шевелев?

Из какого оружия обстреливался Верхний городок утром 8 августа?
Сообщений о характере обстрела Верхнего городка немало.

К.Тимерман:
Грузины так и не зашли на наши позиции танками; они боялись, зная, что у нас есть РПГ. Их танки стреляли в основном на безопасном удалении – 500 – 700 метров...
В 8 часов утра 8 августа поблизости разорвался танковый снаряд...
Под обстрелом грузинской артиллерии...
Операционная сгорела от прямого попадания артиллерийского снаряда...
http://old.redstar.ru/2008/08/19_08/3_01.html

К.Тимерман:
...минометный и артиллерийский огонь из расположения грузинского миротворческого контингента по нашему расположению велся весьма интенсивный...
Танки уходили на дальность 600-700 метров и на прямой наводке били по нашему расположению.
http://www.stihi.ru/2009/03/10/6019

Ю.Роженцев:
...первый танковый выстрел с грузинской стороны...
Артиллерийский и танковый обстрел усилился...
Им оказывалась массированная поддержка артиллерией и авиацией. Сначала по нам отработала артиллерия, а затем утюжила штурмовая авиация.

А.Кисаубаев:
Расположение батальона грузины расстреливали, наверное, из всего, что только может стрелять: танков, пушек, «Градов», бомбили авиацией...
http://old.redstar.ru/2008/08/21_08/3_01.html

А.Бугрий:
Грузинские войска... вызывали огонь артиллерии и били танками...
http://vesti7.ru/archive/news?id=12646

А.Данилюк:
...со стороны миротворческого батальона Грузии подошли еще шесть танков...
Затем танки начали расстреливать наш автопарк...
Чтобы не попасть под танковые выстрелы, мы отошли к караульному помещению. Человек пять забежали вовнутрь. Через несколько секунд в караулку попал снаряд.

С.Абоимов:
Грузинские танки стреляли по нам в упор! Когда наши БМП и БРДМ вышли на рубеж, их подбил грузинский танк, и они сгорели. Вскоре гранатомётчики этот танк уничтожили. Тем временем грузины накрыли нас «Градом».
http://www.bratishka.ru/archiv/2008/9/2008_9_2.php

З.Трамова:
Когда снаряды стали рушить стены...
http://stav.kp.ru/daily/24180/389627/

Первый танковый выстрел...
По «голубым каскам» наносился удар в четыре этапа: огнем реактивной артиллерии, ракетными авиаударами, обстрелами из танковых орудий и минометов...
Пока его родную «беху» не разорвало, словно бумажную, на части танковым выстрелом.
http://www.otechestvo.org.ua/main/20089/2513.htm

...грузины подтянули к позициям миротворцев два грузинских танка.
Первыми двумя выстрелами танк подбил одиноко стоявшую и не стрелявшую БМП миротворцев...
А из укрытий по базе стреляли танки.
http://www.rg.ru/2009/05/27/chinval.html

Артиллерийско-минометным огнем и при поддержке танковых орудий они пытались подавить сопротивление миротворцев...
http://old.redstar.ru/2008/08/22_08/2_01.html

Таким образом, все свидетели показывают, что обстрел Верхнего городка грузинскими войсками производился прежде всего танками и артиллерией. Некоторые также говорят о минометном огне, а также о «Градах» и штурмовой авиации. Но показательно, что никто из свидетелей не говорит об использовании грузинскими частями стрелкового оружия.

И, очевидно, это не случайно. Грузинских поздразделений, способных вести огонь из стрелкового оружия по позициям миротворческого батальона, утром 8 августа, похоже, действительно не было.

На вопрос А.Викторова о присутствии грузинской пехоты в окрестностях Верхнего городка Д.Зубок отвечает отрицательно:
АВ: А пехота была грузинская?
АК: Ну, вроде нет. По моему 8-го не было. 9-го там была.
АВ: То есть, грубо говоря, 8-го числа, танки ходили, обходили?
АК: Да, я насколько понимаю, это тактика боя такая же, сначала же нужно максимально пустить артподготовку провести красивую, а потом туда можно смело заходить и, кто там останется, уже добивать.
http://analiz-888.livejournal.com/44328.html

Тимерман также подчеркивает, что грузинская пехота близко не подходила к Верхнего городку:
Их танки стреляли в основном на безопасном удалении – 5 00 – 700 метров... Несколько раз попытались войти через КПП, однако после воздействия стрелкового оружия пехота отсекалась, и танки пятились назад, ведь без пехоты танк – просто мишень для гранатомета, – рассказывает подполковник Тимерман.
http://old.redstar.ru/2008/08/19_08/3_01.html
Танки уходили на дальность 600-700 метров и на прямой наводке били по нашему расположению.
http://www.stihi.ru/2009/03/10/6019

Причем, судя по контексту этих отрывков, указанные рассказы Тимермана о сопровождении танков грузинской пехотой относятся к боевым действиям, происходившим уже 9 августа, а не 8 августа.

Обстрел Верхнего городка из стрелкового (в т.ч. снайперского) оружия
Что же касается 8 августа, то, судя по показаниям свидетелей, было лишь два достоверных эпизода, когда территория Верхнего городка действительно обстреливалась из стрелкового оружия.

Первый эпизод – это период между 5.50 и 6.20-6.25 утра, описанный здесь:

Таким образом, примерно в 5.50 утра «вдоль забора», окружавшего расположение МСБ в Верхнем городке, начался минометный обстрел, а затем – обстрел из стрелкового оружия. Выше уже отмечалось, что во время обстрела Цхинвали в ночь с 7 на 8 августа грузинские части не использовали минометов, а в районе Верхнего городка 8 августа вообще не было грузинской пехоты. К тому же указанный обстрел происходил «вдоль забора», следовательно, в непосредственной близости от Верхнего городка. Однако ни ДЗ, ни АК, ни кто-либо другой из свидетелей, ни один военнослужащий МСБ никогда не заявлял об обнаружении грузинских пехотных частей в непосредственной близости от Верхнего городка утром 8 августа.
Следует также еще раз обратить внимание на то, что во многих других случаях свидетели точно указывают, что огонь велся грузинскими войсками. Однако в этом эпизоде и свидетель АК и свидетель ДЗ используют без исключений безличные формулировки: «Сначала огонь по нам велся из стрелкового оружия, но так, больше пугали, скорее всего»; «Минометный обстрел вдоль забора шел, а потом началось и из стрелкового оружия. Одновременно начали стрелять». При этом в первой цитате подчеркивается, обращается внимание на некоторую «несерьезность» начатого обстрела: «так, больше пугали, скорее всего».

Второй эпизод обстрела Верхнего городка из стрелкового оружия относится примерно к 7-8 часам утра. Свидетели его описывают следующим образом.

З.Трамова:
Потом раздался сильный огонь из стрелкового оружия. Стреляли со всех сторон: можно было подумать, что мы в плотном кольце окружения. Где-то в 50 метрах от меня был убит командир разведвзвода. Я его доставила в санчасть.
http://old.redstar.ru/2008/08/21_08/3_01.html

К.Литовка:
Мы всё (медоборудование) разложили, но приходилось бегать, чтобы все перетащить, потому что постоянно обстреливали...
http://aillarionov.livejournal.com/560021.html

Д.Зубок:
ДЗ: И вот как раз мы пошли в автоперевязочную, и по автоперевязочной, что самое удивительное, она была с красным крестом, стали влетать уже пули.
АВ: Ну, я так понимаю, что сначала вы работали в автоперевязочной, потом вы перешли в медпункт.
ДЗ: Конечно, невозможно было работать, потому, что просто выйдешь на улицу и схлопочешь пулю. Это 100 процентов.
http://analiz-888.livejournal.com/44328.html

А.Коновалов:
Были проведены реанимационные мероприятия, все эти манипуляции мы проводили на базе автоперевязочной, которая была огорожена, была с красными крестами, был белый флаг. То есть невооруженным глазом было видно, что это именно медицинская машина, то есть именно для оказания помощи раненым и больным, и не какая это не «единица боевой техники». И когда реанимационные мероприятия проводили, мы все обратили внимание, такой пошел звон по металлу, по нам из стрелкового оружия начали бить... А она (автоперевязочная машина) еще стояла как-то неудобно, в разрезе между медпунктом и баней, то есть открытое пространство, и она свободно начала простреливаться из стрелкового оружия. Там был кислородный баллон, аппарат искусственной вентиляции легких, мог произойти взрыв, что могло повлечь за собой жертвы.
После этого было принято решение, и мы переместились уже в сам медпункт. Со стороны двора батальона, со стороны плаца он не простреливался.
http://aillarionov.livejournal.com/560021.html

Таким образом, можно отметить следующие особенности второго эпизода обстрела Верхнего городка из стрелкового оружия:

1. Обстрел происходил около 8 часов утра, когда в окрестностях Верхнего городка не было замечено грузинских пехотинцев.

2. Обстрел Верхнего городка происходил «со всех сторон», так что у санинструктора сложилось впечатление, будто бы люди, находившиеся в Верхнем городке, оказались «в плотном кольце окружения».

3. Во время (под прикрытием) стрелкового обстрела снайперской пулей был убит командир разведвзвода Шевелев. При осмотре его тела Коновалов обнаружил, что входное отверстие пули было со стороны шеи, выходное – со стороны спины в районе седьмого шейного позвонка. Иными словами, выстрел снайпера был произведен с возвышения.

4. Стрелковый обстрел продолжился в том числе и по автоперевязочной со знаком красного креста, находившейся в КУНГе (кузове унифицированного нормального габарита) автомобиля ГАЗ.

5. Из-за обстрела медперсонал переместился из автоперевязочной в медпункт, который не простреливался. Как отметил Коновалов, выбор медпункта был сделан в том числе и потому, что он не простреливался не с юга (со стороны грузинского Земо-Никози он был совершенно открыт), а с севера – «со стороны двора батальона, со стороны плаца», откуда, судя по всему, и велся обстрел из стрелкового оружия. Двор батальона и его плац находятся с севера от медпункта, грузинские позиции в Земо-Никози – с юга.

6. Обстрел из стрелкового оружия произошел в то время (8 часов утра), когда Верхний городок еще не подвергся обстрелу грузинских танков.

Откуда и кто мог вести стрелковый (в т.ч. снайперский) огонь по целям внутри территории Верхнего городка?
Теоретически можно предположить, что такой обстрел могли произвести или юго-осетинские или грузинские или российские военные.

Ни один из свидетелей ни разу не упомянул присутствия юго-осетинских подразделений в Верхнем городке или в какой-либо близости от Верхнего городка – за исключением осетинского корректировщика артиллерийского огня, убитого до начала второго обстрела.

Ни один свидетель не упомянул присутствия грузинских пехотинцев в Верхнем городке или поблизости от него. Более того, известно, что в боевых действиях как у Верхнего городка, так и в других местах грузинское командование предпочитало использовать прежде всего не пехоту, а артиллерию и танки. Кроме того, предполагаемое присутствие грузинских стрелков в районе Верхнего городка накануне и во время танковой атаки привело бы к обстрелу грузинскими танками своей же пехоты, что, учитывая характер ведения ими боевых действий, выглядит крайне маловероятным.

Точно известно, что в Верхнем городке и вокруг него находились военнослужащие двух российских частей 135 мотострелкового полка и 10-й бригады спецназа.

Как известно, Верхний городок находится на возвышенности, господствующей над окрестностью – «на высоте»,
«на небольшом взгорье», «на горе». Кроме того, он был окружен бетонным забором с бойницами. Поэтому прицельный огонь из стрелкового оружия, в том числе снайперский, с территории, окружающей Верхний городок и расположенной заметно ниже его, с расстояния не менее 600-700 метров (по информации Тимермана) по целям, находившимся на территории Верхнего городка, выглядит исключительно затрудненным, а стрельба «сверху» – невозможной. Возможное место, с которого можно было вести снайперский огонь сверху по целям, находившимся во дворе батальона, между казармой и медпунктом, по автоперевязочной – это верхние этажи и крыша здания казармы.

Первым выстрелом грузинского танка по зданию казармы (в 6.20-6.25 8 августа) был ранен не только осетинский корректировщик артиллерийской стрельбы О.Голованов-Галаванов (смертельно), но и радист-стрелок 10-й бригады спецназа М.Петров (ранение средней степени тяжести). Не исключено, что стрелок Петров был не единственным спецназовцем, находившимся в то утро в здании казармы.

Был ли С.Шевелев единственной целью снайперского огня?
Сергей Шевелев погиб иначе, чем другие его сослуживцы.
Сергей Шевелев оказался первой жертвой из состава военнослужащих миротворческого батальона – причем тогда, когда грузинские танки еще не начинали своей атаки.
Сергей Шевелев оказался единственным офицером, погибшим в батальоне.
Сергей Шевелев оказался единственным военнослужащим, погибшим от применения стрелкового (снайперского) оружия. Все другие бойцы погибли от артиллерийского или танкового огня.

Тем не менее снайперы стреляли не только в Шевелева. Жертвой снайперского огня мог стать и другой офицер батальона – старший лейтенант Бобров:
Ранен пулей снайпера был и командир роты – старший лейтенант Бобров.
http://www.rg.ru/2009/05/27/chinval.html

Послесловие
Сергей Шевелев не успел совершить никаких – ни героических ни каких-то особых – действий во время российско-грузинской войны. Он погиб от пули снайпера еще до начала обстрела Верхнего городка грузинскими танками. Но жертвоприношение Сергея Шевелева оказалось, пожалуй, самым важным для российского руководства, потому что его гибель (наряду с гибелью других его сослуживцев) обеспечила формальный повод (юридическое обоснование, casus belli) для оправдания агрессии российского режима против Грузии. Такая жертва безусловно заслуживала присвоения ей звания Героя России.

Указом Президента Российской Федерации от 19 сентября 2008 года за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга, старшему лейтенанту Шевелёву Сергею Юрьевичу присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).

У Сергея Шевелева осталась жена Анна и дочь Валерия.

Имеет смысл упомянуть также и еще об одной награде.

8 августа 2011 года Д.Медведев вручил 10-й отдельной бригаде специального назначения орден Жукова – за успешное выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом личным составом бригады мужество и героизм. См.: Указ от 5 августа 2011 г.

Заслуживает внимания тот факт, что орденом Жукова не были награждены ни 135-й мотострелковый полк, батальон которого в качестве «миротворческого» был размещен в Цхинвали и потерял 10 человек погибшими, ни 693-й полк, батальонно-тактическая группа которого (наряду с БТГр 135-го полка) сыграла ключевую роль в осуществленной военной операции. Орденом Жукова была награждена только 10-я бригада спецназа – за исключительный вклад, который она внесла – не в военную, а в дипломатически-оправдательную – кампанию осуществленной агрессии.

Из статута ордена Жукова:
1. Орденом Жукова награждаются командующие объединениями, командиры соединений, воинских частей, их заместители из числа высших и старших офицеров:
- за умелую организацию и проведение операций группировок войск (сил) на стратегических направлениях (театрах военных действий) или армейских операций, в ходе которых, несмотря на численное превосходство противника, были достигнуты цели операции...

2. Орденом Жукова могут быть награждены воинские соединения и части, участвовавшие в проведении операций на суше и в воздухе, в ходе которых, несмотря на упорное сопротивление противника, были достигнуты цели операций с полным сохранением боеспособности воинских частей.
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=129241

Tags: российско-грузинская война, спецоперации
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 85 comments