Андрей Илларионов (aillarionov) wrote,
Андрей Илларионов
aillarionov

Categories:

Завещание Кахи Бендукидзе. Обучить или воспитать?

Задумчивый

Каха Бендукидзе, автор грузинских экономических реформ, ушел из политики и бизнеса, чтобы основать Фонд знаний и два университета в Тбилиси: "Свободный университет" и Аграрный университет. Политики приходят и уходят, меняются парламенты и правительства, но есть то, что может влиять на будущее Грузии уже сейчас – это образование нации, считал Бендукидзе.  И оставил Грузии два университета, поступить куда – сложно, а выдержать бешеные требования – еще сложней. «Ученье – свет», – говорил и писал Бендукидзе. Ниже следует одна из публикаций в блоге Бендукидзе, где он размышляет о том, что важнее – образование или воспитание.

Каха Бендукидзе.  «Ученье свет, а неученье – тьма».

Давайте зададимся простым вопросом: в чем цель школы? В воспитании или в получении знаний, и что важнее?

Обсуждение вопросов образования, школьного или университетского, порою более популярная тема, чем даже футбол. Как раз таки позавчера, после одной встречи, я долго говорил на эту тему, пока мне не предложили – раз так,  напиши статью. Начал писать и понял – одной колонкой тут не обойтись. Так что мне придется вас несколько раз побеспокоить.
Очень долго избегал этой темы, так как понимал: то, что я скажу, вряд ли понравится  многим, не хотелось обижать хороших людей.

Давайте зададимся простым вопросом: в чем цель школы? В воспитании или в получении знаний, и что важнее?
С моей точки зрения, воспитание полноценного гражданина гораздо важнее.

Усуб* молвит – смерти
Ты достоин  разве?
Пусть умрет сам воспитатель
Не взрастивший Человека.

_______

* Герой поэмы Акакия Церетели


Не правда ли, было бы странно, если бы Усуб сказал это применительно к конкретной области знаний. Например: пусть умрет учитель, не научивший тебя алгебре или органической химии. И спустил курок.

Что значит окончить школу? На мой взгляд, окончить школу и стать достойным членом общества, значит:

•    Понимать, что такое природа, общество, человек и искусство.

•    Уметь количественно мыслить.

•    Объяснять свои мысли другим людям письменно и устно.

•    Использовать критическое и аналитическое мышление для получения новых знаний.

•    Быть способным принимать этические решения на основании моральных ценностей.

•    Признавать  многообразие общества и быть толерантным.

•    Быть способным заботится о своем физическом и духовном здоровье.

Поступление в высшее учебное заведение ни в коем случае не может быть главной целью обучения в школе. Это тотально уродует как процесс обучения, так и процесс развития личности, который подменяется банальной зубрежкой и тренировкой памяти, не более того. Готов рассуждать и спорить по этому вопросу впоследствии.


В тоже время вы, наверняка, слышали причитания по поводу того, что сегодня в школе нет углубленного изучения той или иной научной дисциплины. Корни этой идеи уходят в советской прошлое. Дело в том, что во времена Союза школа превратилась в подготовительную ступень  для поступления в вуз. Много часов отводилось на естественные и точные науки, а программа их изучения все усложнялась и усложнялась. К 70-80-м годам программы настолько усложнились, что родителям стало  сложно помогать своим детям. Страна нуждалась в талантливых людях, которые бы хорошо знали физику, химию, математику, и могли бы создавать новое оружие. В сущности, это было единственной щедро финансируемой сферой, и крохи от этой щедрости иногда перепадали и другим наукам, ну а у гениальных создателей мощного оружия было даже право быть чуть-чуть диссидентами.

Фактически возникло то, что можно назвать военно-образовательным комплексом. И этому комплексу был жизненно необходим поток молодых и талантливых людей. Школа обеспечивала именно этот поток.

Школу, как подготовительную ступень для поступления в вуз, лоббировали весьма влиятельные группы – генералы, которым нужно было новое оружие; академические круги, заинтересованные в хорошо подготовленных кадрах; родители, мечтавшие привилегированной научной карьере своих детей. А мальчики еще и спасались от советской армии.

Таким образом, «светлая цель воспитания будущих строителей коммунизма» сменилась на достаточно прагматичную: подготовить того, кто успешному поступит в высшее учебное заведение, после чего продолжит научную карьеру, создаст хорошую ракету, миномет, бомбу, или что-то в этом роде, станет профессором, академиком, получит Ленинскую премию, дачу, четырехкомнатную квартиру в подарок и некролог в газете «Правда».

Таким образом, главной целью советского образования стало дать «много» научных  знаний. И тогда это был гораздо лучший вариант, нежели воспитание маленьких марксистов-ленинцев. Но  прошло время, и неэффективность и бесчеловечность разрушили Советский Союз. Мы живем в Грузии. Что нам сейчас нужно?

Хотим ли мы, чтобы наши молодые знали много, отвечали бы скороговоркой на вопросы, помнили формулы и даты, или хотим, чтобы они были достойными  личностями? Воспитать или обучить – вот в чем вопрос.

Часто случается, что человек, которому отрезали ногу, чувствует боль пальца этой самой ноги. Это называется фантомной болью.

В какой-то степени нас беспокоят именно подобные фантомные боли.
Современная грузинская школа застряла на полпути – советской школой она перестала быть, а современной школой не стала. Почему и что делать, поговорим позже.
http://newsgeorgia.ru/society/20141114/217132919.html
Tags: Бендукидзе, люди, образование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments