Андрей Илларионов (aillarionov) wrote,
Андрей Илларионов
aillarionov

Categories:

Фальсификация. Любительская инструкция по расследованию


1. Знакомство с фальсификацией.
О появлении новой фальсификации заявляют внезапно появляющиеся «странные» вопросы:

«Скажите, как вы относитесь к тому, что вопреки всем вашим стараниям, международная коммисия, расследующая события в Грузии, признала, что войну начал Саакашвили
http://aillarionov.livejournal.com/77381.html?thread=4733253#t4733253

«Интересно было бы знать Ваше мнение вот по какому поводу:
Международная комиссия, расследующая по поручению Евросоюза обстоятельства пятидневной войны в Южной Осетии в августе минувшего года, получила сведения, позволяющие признать президента Грузии Михаила Саакашвили зачинщиком конфликта.»

http://aillarionov.livejournal.com/77381.html?thread=4736325#t4736325

2. Наблюдение за распространением фальсификации.
Осмотр театра боевых действий информационной войны выявляет, что «странные» вопросы порождены уже 65 публикациями в российских агентствах и изданиях за 3 дня:
http://news.yandex.ru/yandsearch?cl4url=www%2Eruvr%2Eru%2Fmain%2Ephp%3F%26q%3D107145%26cid%3D437%26p%3D23%2E03%2E2009
http://news.yandex.ru/yandsearch?cl4url=finam%2Efm%2Fnews%2F18986%2F
http://news.yandex.ru/yandsearch?cl4url=www%2Egeorgiatimes%2Einfo%2F%3Farea%3DnewsItem%26id%3D9390

Среди них есть, например, и газета «Известия», разместившая такой яркий и запоминающийся заголовок: «Комиссия ЕС: войну начал Саакашвили»:

«Президент Грузии был инициатором боевых действий в Южной Осетии. Таков вывод международной комиссии ЕС по расследованию причин войны. Основание - секретный приказ Саакашвили, попавший в руки членам комиссии... Заявление Курашвили дословно содержится в приказе N 2 грузинского главнокомандующего, датированном 7 августа. Документ, как сообщается, был перехвачен российскими секретными службами и передан Москвой в распоряжение комиссии... Как указывает авторитетное немецкое издание, власти Грузии документ предоставить комиссии отказываются, мотивируя это тем, что в нем содержатся сведения, относящиеся к разряду государственной тайны.»
http://www.izvestia.ru/georgia1/article3126548/

3. Локализация источника фальсификации.
Нетрудно локализовать единственный источник «новости». Им оказывается московский корреспондент журнала «Шпигель» Уве Клуссман, написавший в последний номер журнала статью «Увядшие розы»:

«Судя по всему, Курашвили цитировал грузинский приказ номер 2 от 7 августа, документ, который может дать ответ на вопрос, кто же начал эту войну... Когда комиссия опрашивала заместителя начальника российского Генерального штаба Анатолия Ноговицина, тот ссылался именно на этот приказ. Если в руках у российских спецслужб оказался подлинный документ, пишет автор материала, то Саакашвили предстает перед нами лжецом. Кстати, грузинское правительство до сих пор отказывается предоставить этот приказ комиссии, ссылаясь на то, что он является государственной тайной. Кроме того, как уже отмечали западные наблюдатели, утром 7 августа на границу с Южной Осетией было стянуто 12 тыс. грузинских солдат и 75 танков».
http://www.spiegel.de/politik/ausland/0,1518,614716,00.html
http://www.spiegel.de/international/world/0,1518,druck-615160,00.html
http://www.inopressa.ru/article/23Mar2009/spiegel/georgia.html
 

4. Разбор фальсификации.
Из текста статьи, доступной на немецком, английском, русском, других языках, а также из просмотра мировых СМИ выясняется, что:

- Комиссия ЕС никаких выводов еще не делала – ни окончательных, ни предварительных. Ни один из членов комиссии не давал каких-либо комментариев – ни письменных, ни устных.

- Единственным источником информации корреспондента о т.н. «приказе грузинского руководства №2» оказывается российский генерал Ноговицын.

- Поскольку «Шпигель» остается еще, пусть и немного, но все же немецким журналом, то в отличие от российских изданий он вынужден все-таки делать, пусть и слабые, но оговорки: «судя по всему», «если..., то...», «когда», лишь создавая у читателя впечатление, но ни на чем твердо не настаивая.

- Тем не менее в статье Клуссмана все же обнаруживается до дюжины утверждений, не соответсвующих действительности.

- Также выясняется, что оригинала приказа, вокруг которого построена основная сюжетная линия статьи и ее многочисленных клонов, нет ни у кого – ни у ЕС, ни у «Шпигеля», ни у Ноговицына, ни у грузинского руководства.

Возникает естественный вопрос: «А был ли мальчик?» То есть приказ?

5. Обнаружение первоисточника фальсификации.
Мальчик, оказывается, все-таки был!
Правда, не совсем оригинал.
И не у грузинского политического руководства, а у российского военного.
И появляется он на свет не 7 августа, а 21 ноября. 
Именно тогда «мальчик», зачатый российскими спецслужбами, увидел свет на страницах «Комсомольской правды» в материале Виктора Баранца «Как Грузия готовила вторжение. В «КП» попали [секретные документы] штаба грузинской 4-й пехотной бригады»: http://www.dv.kp.ru/daily/24201/406682/print/. Именно тогда впервые появилась трогательная история о приказе грузинского руководства №2, нацеливавшего грузинские войска на поиск и уничтожение антисепаратистских сил.  

История "приказа №2" попыталась погулять по свету. Продублировали ее лишь:
официозные Вести http://www.vesti.ru/doc.html?id=225566,
несчастное Осетинфо http://osinform.ru/dijest/10420-kak-gruzija-gotovila-vtorzhenie-trofejjnye.html,
да поддерживаемые Россией англоязычные Georgia Times http://www.georgiatimes.info/?area=analysisItem&page=2&id=1545.

Далеко история не ушла. Самый мягкий комментарий блоггеров, читающих по-грузински и разобравших, что на самом деле оказалось в тексте «приказа», был «хохма дня»:
http://ra2005.livejournal.com/223576.html
http://ra2005.livejournal.com/223839.html

Не обошлось и без комментария в этом блоге: http://aillarionov.livejournal.com/42943.html
Казалось бы, фальсификация, да еще столь некачественно подготовленная, умерла навсегда.

6. Возрождение фальсификации.
Но нет! Прошло четыре месяца, и старая фальшивка возрождена еще раз. На этот раз используется испытанный прием, перед которым трудно устоять споро провинциализирующемуся общественному мнению страны, якобы противостоящей Западу, но столь легко поддающейся воздействию практически любой провокации, приходящей в страну через западное авторитетное издание.

7. Опровержение фальсификации.
Фальсификация уже опровергнута – и грузинскими властями: http://www.civil.ge/rus/_print.php?id=18879
и российскими журналистами:
http://www.gazeta.ru/column/latynina/2965478.shtml
http://www.themoscowtimes.com/article/1029/42/375650.htm.
Как Вы думаете, много ли российских изданий и агентств опубликует теперь опровержение?
В любом случае – давайте попробуем посчитать.

8. Справка для контекста.
Некоторые публикации по данной теме в журнале «Шпигель»:
«Русский бунт. Интервью с Г.Шредером», 16 августа 2008 г.,
«Грубые ошибки Запада», 18 августа 2008 г.,
«Саакашвили – не демократ», 21 августа 2008 г.,
«На Россию хотят навесить ярлык агрессора», 25 августа 2008 г.,
«Хроника Кавказской трагедии» (аккуратно отмассажированная хронология войны), 25 августа 2008 г.,
«В Вашингтоне никто не подходил к телефону», 28 августа 2008 г.,
«Холодный мир» (фальсификация действий ОБСЕ в Грузии), 1 сентября 2008 г.,
«Саакашвили хотел войны», 15 сентября 2008 г.,
«Наперегонки к тоннелю», 15 сентября 2008 г.,
«Не лгал ли Саакашвили?», 16 сентября 2008 г.

9. Другие расследования публикаций «Шпигеля»:
- «Грузия, Шпигель, ОБСЕ. Интересно, будет ли продолжение этой интриги? Ответит ли Шпигель, обнародует ли свои источники?»:
http://bbb.livejournal.com/2002019.html
- «Вcя правда о "Шпигеле". В компанию "информационных манипуляторов" попалo некогда уважаемое мною немецкое издание "Der Spiegel"».
http://maxdz.livejournal.com/59435.html
- «Таки, похоже на намеренное манипулирование информацией со стороны Шпигеля»:
http://www.it-ru.de/forum/viewtopic.php?t=138525&start=60

10. Содержательный вывод.
Необходимость очередного появления такой фальшивки является очередным подтверждением понимания российскими властями слабости своей правовой позиции и необходимости для них найти нечто, что оправдывало бы их действия, но чего у них нет. Это еще одно подтверждение того, что главной цели и главного смысла фальшивки, а именно: приказа грузинским войскам на «восстановление т.н. конституционного порядка», судя по всему, не было.

11. Рекомендации.
Рекомендация очень простая: хорошо запомнить эти имена – чтобы никогда не путать их с другими журналистами и другими изданиями:

Уве Клуссман.
Журнал Шпигель.
 

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 141 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →