?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile ИЭА Previous Previous Next Next
Письмо вождям и ведомым от Гуру Российской Федерации - Андрей Илларионов
aillarionov
aillarionov
Письмо вождям и ведомым от Гуру Российской Федерации
По случаю появления кашинского «Письма вождям Российской Федерации» лихорадка охватила читающую публику. В обсуждениях письмо стали именовать даже «манифестом», а одна из считающих себя серьезной российских газет обнаружила в указанном письме «ценность исторического документа». Происходящее свидетельствует о тяжелом состоянии и отечественной общественной дискуссии и общественного сознания. Так что не говорить об этом, причем прямо сейчас, на примере именно этого письма, как бы «случайно» еще и популяризируемого властью через президентского пресс-секретаря, уже нельзя.

Жанр
Конечо, никаким манифестом письмо Кашина не является. По своему жанру оно напоминает смесь жалобы (прошения, ходатайства) в адрес властей с морализаторской проповедью, завершающейся угрозой, какую автор, по крайней мере, сейчас, вряд ли может осуществить. Но наличие самой такой угрозы – отказа адресатам письма в «справедивости и законе» – говорит об авторе больше, чем весь остальной текст. Появление такой угрозы говорит о том, что по своей антиправовой ментальности автор мало чем отличается от своих обидчиков.

Вожди и ведомые
Своим обращением именно к «вождям», какой бы смысл в это обращение ни был бы вложен, автор не только вбросил для массового потребления этот весьма специфический термин, очевидно, дорогой его восприятию мира, но и попытался задать пока еще отсутствующую в нынешнем российском дискурсе особую вертикальную доминанту. Если есть «вожди», значит, есть и «ведомые». Хотя в сознании самого Кашина он – вовсе не ведомый. Он – Гуру, Наставник и Учитель (авторский сайт так и называется Кашин.гуру: http://kashin.guru/2015/10/03/pismovojdyam/). Наставник и Учитель как ведомых, так и вождей. В нашей недавней истории был такой. И один из вождей уже ездил к нему на берега Москвы-реки в Троице-Лыково. А другой, как непритязательно намекает заботливо размещенное в кашинском письме фото, внимал советам нового Гуру уже на берегах Иордана.

Исторический образец
Неслучайно, что из двух крупнейших образцов отечественной публицистики последнего полувека, написанных в жанре обращения к властям, из двух действительно исторических документов – сахаровского «Письма руководителям партии и правительства», нацеленного на либерально-демократическую трансформацию СССР, и солженицынского националистически-авторитарного «Письма вождям Советского Союза» – Кашин в качестве заготовки для заголовка своего опуса выбрал именно солженицынский вариант.

Слабое подражание
Аллюзии с историческим образцом у нового Гуру не ограничиваются одним лишь заголовком. Но в целом разница оказалась, конечно, колоссальной. И солженицынское письмо, и тем более сахаровское письмо были концептуальными платформами, программами действий, содержательными манифестами, нацеленными на полномасштабное реформирование страны. Текст Кашина – это записка властям по его личному делу с беспомощными сентенциями о моральной катастрофе, изоляции номенклатуры от общества, неразрешимости «вопроса о добре и зле». В отличие от по-настоящему гражданской публицистики в кашинском письме нет ни одного общественного требования.

Дистиллированный эгоизм
Конечно, не каждому дано не то, что сравниться с гигантами, на плечах которых нам выпало оказаться, но хотя бы к ним приблизиться. Хотя можно было бы попробовать. Тем более, что судьба сама вручала Олегу Кашину такую возможность. Даже отступив от вековой отечественной традиции начав письмо вместо общенародных проблем со своего собственного дела он легко мог бы затем продолжить, обращаясь с призывом к властям завершить расследования и добиться наказания для исполнителей и/или заказчиков убийств других российских журналистов – Дмитрия Холодова, Ларисы Юдиной, Артема Боровика, Искандара Хатлони, Юрия Щекочихина, Пола Хлебникова, Анны Политковской, Магомеда Евлоева, Натальи Эстемировой, Михаила Бекетова, сотен других погибших. Он мог бы требовать расследования и наказания для убийц правозащитников, адвокатов, гражданских активистов. Он мог бы говорить о тех, кому угрожают насилием и убийством сегодня. Но ничего этого Кашин делать не стал. Судьбы других «ведомых» Гуру не интересуют. У «вождей, покрывающих банды громил и убийц», Гуру просит осуществления «справедливости и законности» только для себя.

Цинизм
Некоторые критики уже успели обвинить Кашина в его слишком запоздалом прозрении – мол, где ж он раньше-то был? И как же он, написав столько всего, совершенно очевидного в российском режиме – полного презрения к праву и законности – так и не увидел? Критики заблуждаются – для Кашина все это не являлось и не является секретом. И на гневливые слова, обращенные к «вождям», он решился не тогда, когда очнулся от якобы блаженной спячки, а тогда, когда не сработал другой инструмент, примененный им к «вождям» поначалу, – банальная лесть. Вот слова, написанные им – не десять лет и даже не год – менее месяца тому назад:

«Это тот случай, когда я должен публично сказать спасибо. Президент России Дмитрий Медведев, взявший расследование под свой личный контроль, в 2010 году и позже несколько раз публично обещал обществу и мне добиться наказания для исполнителей и организаторов этого преступления. Следственный комитет России и персонально его руководитель Александр Бастрыкин с самого начала относился к моему делу как к особо важному не на бумаге, а в реальности. Следователи... Вадим Соцков и, — его роль оказалась здесь решающей, и ему я благодарен особо... Я благодарен им всем — и Медведеву, и Бастрыкину, и следователям, и оперативникам, участвовавшим в расследовании».

Но, не получив от своих героев ожидаемого, четыре недели спустя Гуру «наградил» их уже совсем другими эпитетами:
«Господа... Медведев. Мои коллеги уже писали вам открытые письма по моему поводу. Вы (и тем более ваш Следственный комитет) никак не ответили... Вы решили встать на сторону своего губернатора Турчака, вы покрываете банду громил и убийц... Как изящно сформулировал... следователь Соцков, которому отдали мое дело и который его старательно разваливает... Следователя Соцкова я знаю уже не один год... Во что он превратился теперь? В перепуганного чиновника, мечтающего досидеть на своем месте до пенсии и потому готового на любые гнусности, в том числе и уголовно преследуемые... Ложь и лицемерие — удобный для вас инструмент управления массами..

Даже на фоне легендарной беспринципности «вождей» скорость изменения позиций Кашина производит неизгладимое впечатление.

Программа Гуру
«Письмо вождям» – далеко не манифест, но в нем все же проступают некоторые элементы политической программы.
Во-первых, по мнению Гуру, нынешние российские власти – это не настоящие «наследники империй, царской и советской». Очевидно, в будущем это надо будет исправить.
Во-вторых, по утверждению Кашина, реальные цари «вешали уголовных преступников». К этой практике, судя по всему, следует вернуться.
В-третьих, нынешние вожди лишь гордятся неосоветским милитаризмом, но не в состоянии его воссоздать, что является очевидной недоработкой. В то же время трогательные басни про «создателя советского ВПК Устинова» и «бухгалтерию реального оборонного проекта» дают представление об авторском уровне понимания истории собственной страны, особенно в период создания в ней советского ВПК.

Новизна
Есть ли что-нибудь новое в кашинском опусе?
Разве до его появления граждане России не знали, что в стране царят произвол и беззаконие?
До кашинского письма нам не было известно, что на справедливость и закон рассчитывать не приходится?
Без «письма вождям» мы не знали, что власть использует банды громил и убийц? Покрывает их?
Мы, что, всего этого не знали?
А что же нового в публичную дискуссию внес Олег Кашин?

Гуру внес по меньшей мере три «новые» идеи.
Первое – попытку легализации в новой ситуации понятия «вожди».
Второе – попытку заменить «материалистическую категорию ВВП» термином «нация» в весьма характерной фразе: «нация деморализована и дезориентирована». Следовательно, нацию надо морализовать и ориентировать. Кому, как не Гуру, этим заниматься.
И третье – четкое представление о том, как автор видит национальное правоприменение: «вам... на справедливость и закон рассчитывать не придется».

Иными словами, три «новые» идеи, предлагаемые Гуру, являются основой одной, увы, слишком хорошо известной идеологии.

Tags: , ,

95 comments or Leave a comment
Comments
Page 1 of 2
[1] [2]
viktor_ch From: viktor_ch Date: October 6th, 2015 04:46 pm (UTC) (Link)
А как вы оцените вот такое открытое письмо?
Адресат - не вожди, а наши сограждане, никакого морализаторства, довольно-таки дружелюбная форма.
From: tuserus Date: October 6th, 2015 05:06 pm (UTC) (Link)
Нет там никакой угрозы. Есть констатация факта - отсутствия верховенства права в России. И все письмо о том, что это - результат путинского правления, и что это - плохо. Слово "вожди" время от времени употребляется в публицистике именно в таком контексте, ничего нового тут нет.

Вообщем, совет остальным читателям блога: лучше прочитать Кашина в оригинале и составить на сей предмет свое мнение, а не ограничиться чтением критики, которую опубликовал Андрей Николаевич. При всем уважении.
aillarionov From: aillarionov Date: October 6th, 2015 05:22 pm (UTC) (Link)

Матчасть

<вам рано или поздно на справедливость и закон рассчитывать не придется?>
http://kashin.guru/2015/10/03/pismovojdyam/
(no subject) - (Anonymous) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Expand
From: leonid_shvedov Date: October 6th, 2015 05:07 pm (UTC) (Link)
Немного неуместно, но любопытно сравнить: о том же у Коха https://www.facebook.com/koch.kokh.haus/posts/1499414033689134
У него отмечен ещё как минимум один важный нюанс, о нации.
From: (Anonymous) Date: October 6th, 2015 05:11 pm (UTC) (Link)
попытка вбросить термин «нация» весьма характерна:

«нацию» как раз и пытаются создать из толп постсовков, объединяя их в ненависти к другим народам.
A без «вождей » это невозможно.

"И третье – не подлежащее сомнению четкое представление о том, как автор видит национальное правоприменение: «вам... на справедливость и закон рассчитывать не придется»."

отчего же? "друзьям - все, врагам - закон"
susel2 From: susel2 Date: October 6th, 2015 05:17 pm (UTC) (Link)

Кашин и "вождизм"

Собственно, об этом явлении, возможно, вообще не имело бы смысла говорить, если бы не поразительный уровень поддержки, полученный кашинской челобитной.
Именно "состояние общественной дискуссии и общественного сознания"(с) делают ситуацию достойной серьезных размышлений по ее поводу.

Сам по себе Кашин не важен, каковы бы ни были его претензии на то, чтобы - по устоявшейся привычке российской образованщины - "пасти народы"(с). Не думаю даже, что сходство его текста с текстом Солженицына было намеренным. Скорее, это - непроизвольная конвергенция идей имперскости, "вождизма", милитаризма и "строительства нации".

Изумление и недоумение вызывает - повторю - не само кашинское письмо.
Изумляет восторженная реакция на него российской либеральной и какгбе оппозиционной общественности.
Это что же получается?

Российская либеральная публика восторженно поддерживает идеи беззакония? ( «вам... на справедливость и закон рассчитывать не придется»).
Так ведь даже лидеры нацистов были казнены по приговору суда.
Или Россия уже настолько далеко проехала идею торжества закона, что большинству об этом и думать не хочется?

Российская либеральная публика поддерживает идею восстановления империи, милитаризма и "строительства нации" вокруг этих принципов?

Российская либеральная общественность настолько истосковалась по "твердой руке", что принцип "вождизма" кажется ей наиболее подходящим для настоящего момента?

Как говорил ослик Иа-Иа, "душераздирающее зрелище. И с этой стороны ничуть не лучше"(с).
linija_curzona From: linija_curzona Date: October 6th, 2015 06:30 pm (UTC) (Link)

Re: Кашин и "вождизм"

Кашин - это Солженицын, Сахаров, Рютин, Горький и далее до автора Слова о полку.
Да, чуть не забыл - Макаревич, конечно.
Вы правы: чрезвычайно грустно. Безнадёжно даже.
zimorodok_ferro From: zimorodok_ferro Date: October 6th, 2015 05:34 pm (UTC) (Link)

Письмо-обращение

Какое выспренное мессианство и какой банальный эгоцентризм!
From: (Anonymous) Date: October 6th, 2015 05:51 pm (UTC) (Link)

что там Кашин! Offtop - и какой

Russian Soldiers Join Syria Fight
http://www.nytimes.com/2015/10/06/world/middleeast/russian-soldiers-join-syria-fight.html?_r=0

Iran claims Russia has started delivery of S-300 missile defense system
http://www.timesofisrael.com/iran-claims-russia-has-started-delivery-of-s-300-missile-defense-system/

если правда - скоро большая война
From: (Anonymous) Date: October 7th, 2015 06:41 pm (UTC) (Link)

Re: что там Кашин! Offtop - и какой 2

Russia launches missiles at 'Isis targets' in Syria from Caspian Sea - as Turkey claims Moscow is targeting rebels
http://www.independent.co.uk/news/world/middle-east/russia-in-syria-russia-launches-missiles-against-isis-from-caspian-sea-a6684631.html

Experts: Russian navy missile strikes were 'bravado'
"This was specifically done to show bravado ... it's chest thumping," said Christopher Harmer, a retired Navy officer and senior naval analyst at the Institute for the Study of War in Washington.
http://www.militarytimes.com/story/military/pentagon/2015/10/07/russian-naval-strikes/73522038/

It was a message, but to whom?
From: (Anonymous) Date: October 6th, 2015 06:01 pm (UTC) (Link)

Время течёт...

То, что в России ныне фашизм - уже банальность: его создавали ещё в те времена, когда мечтали о "российском Пиночете"; в 1993 году Конституция открыла ему путь в России"; приход Путина во власть ознаменовал победу фашистского варианта развития в России; его "третий срок" - окончательная победа фашизма в самой стращной форме - в форме диктаторского тоталитаризма фюрера и ограниченной банды при нём.

Но время течёт...

Долгое существование страны при фашизме постепенно делает её народ фашизоидным народом.
Это уже произошо в России: Крым наш - доказательство.
Точно так, доказательством является и сползание "оппозиции" на позиции подстилки под власть. В этом смысле письмо Кашина - всего лишь
подтверждение этого явления.
Увы, проблема уже не в ликвидации фашистского режима власти, проблема намного серьёзней - спасение фашизоидной нации от фашизма.

Сами россияне с этим точно не справятся, тем более, если в России остались только кашины.

Так что же делать человечеству?
Не начинать ли с того, что чётко назвать всё своими именами, и власть, и то, что произошло с народом?
Провозгасить "Декларацию борьбы с фашизмом".
Информировать человечество о том, что ныне именно из России исходит опасность глобализации фашизма и угроза уничтожения человечества этой страшной эпидемией.
Заявить об ответственности не только вождей, но и всех пособников эскалаци и фашизма пока в России.
Принимать действенные меры политического, экономического и морального характера против тех, кто является проводниками фашистских идей.

Разве пепел тех, кто погиб в прошлом веке по вине фашизма самых разных ипостасей не стучит в сердцах нынешнего человечества?

taxfree From: taxfree Date: October 6th, 2015 06:25 pm (UTC) (Link)
А по мне так это манифест будущей перестройки 2.0 Которая опять начнётся сверху кстати сказать
susel2 From: susel2 Date: October 7th, 2015 01:08 am (UTC) (Link)

"перестройка 2.0" по Кашину?!

"Кашинский манифест" как "дорожная карта" будущих преобразований?!

Ох, и ни фига себе пельмень...

Тогда получается, что эта будущая "перестройка" будет направлена на:

1. милитаризацию России
2. восстановление и усовершенствование империи и имперских структур
3. "строительство нации" на основе имперской и милитаристской идеологии (см. пп. 1, 2)
4. ликвидацию всякого представления о законности, популизм, играющий на разрушительных человеческих инстинктах; попустительство самосудов и прочих сведений счетов по принципу "чьф власть, тот и прав"
5. установление вертикали "вожди - ведомые" не только на официальном, но и на, так сказать, неформальном уровне.
6. судя по всему (можно предположить) выдвижение самого г-на Кашина на роль одного из "духовных вождей".

Нехило, прямо скажем.
За исключением последнего пункта прямо-таки удивительно напоминает даже не нацистскую Германию, а сталинский СССР. В 30е гг, Вплоть до "расстрелять как бешеных собак!", истерических призывов населения к Вождю всех народов ликвидировать убийц и отравителей...
Да-да-да... Все было. Да и "национальная идея" тоже была, и еще какая!
Одно дело "врачей-убийц" чего стоит, да разве только оно.

Короче, "перестройка 2.0 по Кашину" может проводиться под лозунгом "Назад в будущее!"(с). Национал-сталинизм. Гибрид, так сказать.
(Deleted comment)
From: (Anonymous) Date: October 6th, 2015 06:48 pm (UTC) (Link)

Забанены з Беларуси:)

Андрей Николаевич - БРАВО!!!
Психологи утверждают что самый первый кризис человек испытывает в 3 года - когда с удивлением понимет что он не пуп земли. Потом еще много всяких кризисов.
Однако этому чуваку каким то макаром удолось минуть этот первый кризис - чего собственно и наблюдаем :))))
quasistable From: quasistable Date: October 6th, 2015 06:50 pm (UTC) (Link)
Избиение Кашина это единственное что сделало Кашина примечательным. Многие воспользовались ошибочной логикой "враг врага - друг", наделив его заодно и выдающимися мыслительными способностями.
From: (Anonymous) Date: October 8th, 2015 01:35 pm (UTC) (Link)

Известность Кашина негативна

Мне и моим знакомым, следящим за литературой, Кашин стал известен немного раньше, когда он в своей роман "Роисся..." УВОРОВАЛ некоторые ключевые моменты НФ-романа советского писателя Лазаря Лагина "Патент АВ". Причем УВОРОВАЛ дословно.
Когда ему указали на факт наглого плагиата, он не оправдывался, потому что не нашел в литературном воровстве ничего аморального.
Так что не Кашину морализаторствовать бы...
chan_paisa From: chan_paisa Date: October 6th, 2015 06:56 pm (UTC) (Link)
"я сейчас так хохотался"(с)

слушайте, какой вы едкий человек
makovka7 From: makovka7 Date: October 6th, 2015 07:06 pm (UTC) (Link)
И еще о моральных качествах "Гуру" http://mvvc44tv.cmle.ru/?a=note&id=28752#
From: (Anonymous) Date: October 6th, 2015 07:30 pm (UTC) (Link)
> предлагаемые Гуру три «новые» идеи формируют основу одной, увы, слишком хорошо известной идеологии.

Вы имеете ввиду национал-социализм?
From: Егор Грысь Date: October 6th, 2015 07:40 pm (UTC) (Link)
Интересный разбор, и многоплановый: и психология, и семантика, и почти литературная критика...
Должен признаться, что прежде не читал публикации г-на Кашина, и впредь не намерен. Но...
есть другой аспект у всего этого - личностный (и применительно к нему морально-этический).
На человека напали, сильно избили (как понимаю, скорей всего именно за его публичную профессиональную деятельность). Естественно, он рассчитывал, что его обидчикам это с рук не сойдет. Но когда по прошествии пяти лет расследований и мытарств (а как же без мытарств при расследовании в нашей суровой российской действительности?), когда казалось, справедливость вот-вот должна восторжествовать, "вдруг" "выяснилось", что обидчики принадлежат к касте "неприкасаемых" (не тех, индийский, парий, а этих, российских, которым закон не писан). - Вполне естественно, что у человека - эмоциональный шок, всплеск негативных эмоций и всего, что могло накопиться за эти пять лет, - и он пытается выразит это тем способом, который ему привычен и доступен, - через публицистику...
Оставим в стороне личные, профессиональные и прочие качества господина, написавшего обращенную к вождям прокламацию. Но чисто по-человечески его можно понять, и посочувствовать ему, а не только подвергать резкой критике этот его своеобразный протест (возможно, "крик души"). Да, в России царит несправедливость и фактическое беззаконие (правоприменительная практика больше похожа на террор и легитимацию криминальных деяний), и - да, тысячи, может десятки и сотни тысяч случаев беззакония остаются незамеченными общественностью. Но публика устроена так, что обращает внимание именно на такие случаи, когда побили известного блогера, а не неизвестного рабочего, студента или пенсионера. Поэтому будировать тему в общественном поле необходимо, и то что г-н Кашин делает это, - не так уж однозначно плохою И посочувствовать г-ну Кашину нам тоже следовало бы, чисто по-человечески. Или даже, может не посочувствовать, а как в стихах поэта середины прошлого века Л. Мартынова (это был один из любимых стихов моего отца):
Человек,которого ударили,
...
Вот, кто чувствует ко мне симпатию.
И к нему её я тоже чувствую,
Потому, что я над ним не властвую
И не то чтобы ему сочувствую,
Но в его страданиях участвую
...
95 comments or Leave a comment
Page 1 of 2
[1] [2]