Баденский документ – проект соглашения "Об основах политико-правовых отношений между сторонами в грузино-осетинском конфликте". Документ предполагал вхождение Южной Осетии в состав Грузии с предоставлением региону широкой автономии в рамках грузинского государства. Баденский документ стал обобщенным вариантом достигнутых договоренностей между сторонами, закрепленных в заявлениях об итогах встреч между Э. А. Шеварднадзе и Л. А. Чибировым во Владикавказе 27 августа 1996 г., Джаве 14 ноября 1997 г., Боржоми 20 июня 1998 г., а также в протоколе встречи делегаций грузинской и юго-осетинской сторон, наделенных специальными полномочиями с целью полномасштабного урегулирования грузино-осетинского конфликта в марте 1997 г. в Москве. Документ парафирован 14 июля 2000 г. в Бадене, г. Вена, Австрия. Юго-осетинские власти дезавуировали свое участие в Баденском документе в августе 2003 г.
Дитер Боден – немецкий дипломат, спецпредставитель Генерального секретаря ООН по грузино-абхазскому урегулированию. В 2002 г. под его руководством разработан так называемый План (документ) Бодена, предполагавший асимметричную федерализацию Грузии с предоставлением самых широких прав Абхазии в грузинском государстве.
План Бодена – единственный международно признанный документ, в котором признавался суверенитет республики Абхазия (в составе Грузии). Поддержан Грузией, Россией, членами Группы друзей Генсека ООН, регулярно упоминался в качестве основы для урегулирования грузино-абхазского конфликта во всех резолюциях Совета Безопасности ООН в 2002-2005 гг. Отвергнут де-факто абхазскими властями в 2002 г., отвергнут Россией 26 января 2006 г., которая заявила, что План Бодена больше не может служить основой для определения статуса Абхазии.
Примечание. Оба документа – Баденский документ и План Бодена – отвергнуты де-факто юго-осетинскими и де-факто абхазскими властями до прихода к власти в Грузии президента М.Саакашвили.
План Бодена
Принципы разделения полномочий между Тбилиси и Сухуми
- Грузия – суверенное государство, основанное на нормах права. Границы Грузии, определенные по состоянию на 21 декабря 1991 г., не могут быть изменены иначе как в соответствии с Конституцией Грузии.
- Абхазия – суверенное образование, основанное на нормах права, созданное в пределах государства Грузия. Абхазия имеет особый статус в рамках государства, который основывается на федеральном договоре и устанавливает общие полномочия, тем самым составляющие гарантии прав и интересов многонационального населения Абхазии.
- Распределение полномочий между Тбилиси и Сухуми основано на Федеральном Договоре – Конституционном законе; Абхазия и Грузия соблюдают положения Федерального Договора. Федеральный Договор не может быть подвергнут изменениям и поправкам без взаимного согласия обеих сторон.
- Распределение полномочий между Тбилиси и Сухуми будет проведено, в частности, на основе Декларации о мерах по политическому урегулированию Грузино-Абхазского конфликта от 4 апреля 1994 г. Права и правомочия Абхазии будут признаваться в пределах более широких границ, чем это было в 1992 г.
- Конституция Грузии будет изменена согласно распределению полномочий, установленному в Федеральном Договоре. С этой целью можно будет воспользоваться Декларацией о мероприятиях по политическому урегулированию грузино-абхазского конфликта от 4 апреля 1994 г., а именно ее пункт 7, касающийся «права на совместные меры».
- Конституция Абхазии, на основе которой возможно рассмотреть Конституцию Абхазии от 26 ноября 1994 г., должна быть изменена в соответствии с соглашением о распределении полномочий между Тбилиси и Сухуми, как это установлено в Федеральном Договоре.
- Как Конституция Грузии, так и Конституция Абхазии должны состоять из подобных положений в отношении защиты основных прав и свобод каждого человека, отменяющих дискриминацию прав национальных меньшинств. Как в Конституции Грузии, так и в Конституции Абхазии ничто не должно нарушать неоспоримых прав на безопасное возвращение в свои дома для всех перемещенных лиц в соответствие с международным правом.
- Грузинское государство и Абхазия должны согласовать состав и деятельность Конституционного Суда, который будет руководствоваться Конституцией Грузии, Конституцией Абхазии и Федеральным Договором «Об основных принципах разделения полномочий между Тбилиси и Сухуми».
Текст на англ.яз.: http://smr.gov.ge/en/abkhazia/documents/bodens_document