Я и не хотел уезжать – мне было интересно, куча азарта, юности, потенциала и сумасшествия. В Лондоне все мои друзья занимались очень скучными вещами, жили серой, понятной жизнью, в то время как в Москве жизнь была очень колоритной.
Постепенно происходило взросление, и безоглядное увлечение Россией сменялось более критическим взглядом.
И поначалу только очень немногие стали замечать, как в Москве, напоминавшей когда-то фицджеральдовского “Великого Гэтсби”, все сильнее и чаще начинали звучать мотивы кафкианские и оруэлловские».
Постепенно стало казаться, что в этом кажущемся безумии и смешении всего и вся просматривается какой-то метод. Зачем этот борщ и винегрет всех противоречащих идеологий:
“Олигархия на завтрак, демократия на обед, монархия на ужин и тоталитарное государство на сон грядущий”?
Петр работал в российских СМИ – “Снобе”, НТВ, делал репортажи, объезжая всю страну, и все сильнее, все сильнее чувствовал себя той канарейкой, клетку с которой вешают в шахте: она поет только до того момента, пока концентрация опасного газа не достигает взрывоопасного уровня. Замолкла и нахохлилась – неладно в шахте, упала вверх лапками – шахта для людей смертоносна, последует взрыв.
Он уехал.
Петр говорит, что вся эта идеологическая эклектика – часть настолько эффективной массовой пропаганды, которую современный Запад и представить себе не в силах. И поэтому Запад проигрывает России информационную войну. Померанцев рассказывает, почему это происходит. Запад встретился с принципиально новым способом использования телевидения.
Он анализирует, как телевизор в РФ превратился в психотропное оружие, в семейного гипнотизера в каждом доме. Раньше были шарлатаны-гинотизеры Кашпировский, Чумак (помните таких?). И люди послушно сидели и слушали "устаноуку" или “заряжали” перед экранами банки из-под съеденных соленых огурцов с якобы целительной водой. Но Кашпировский с Чумаком отличались от современного способа теле-воздействия как аэроплан Первой мировой отличается от современного бомбардировщика.
Телевидение в России, считает Померанцев, – это единственный объединяющий фактор гигантской страны, растянувшейся на все часовые пояса и включающей в себя множество народов и языков.
Пропагандисты это хорошо помнили, и просто не могли не перевести эти сеансы Кашпировского и безобидного телевнушения на следующий, куда более совершенный и опасный уровень.
Петр изучал психологическую обработку рекрутов различных сект и ИГИЛ. И пришел к выводу, что российские средства массовой информации используют очень сходную модель. На планерках НТВ говорилось, что в новостных репортажах какие-то слова, например “враг” должны повторяться с определенной частотностью – так возникает условный рефлекс (как у собак Павлова) на звуковой комплекс “враг”: человек реагирует на такие слова-маркеры на бессознательном уровне.
1. Сначала надо отключить критическое мышление человека, для этого его нужно дезориентировать, создать практически ситуацию транса: сильные внешние раздражители – крик (Жириновский, другие, очень подходящие тут инструменты аудио-вокального псих-воздействия; помните, как истерически орал с трибуны Гитлер? Он тоже это понял, умело вводил толпу в транс), конфликт, яркие, цвето-световые эффекты на экране (не более двух-трех простых, контрастных цветов!), тревожная, мобилизующая музыка, повторение одних и тех же слов с сильной эмоциональной окрашенностью”: “враги”, “фашисты”, “бендеровцы”, “в кольце”, “Майдан”, “враги”, “крымнаш”, “крымнаш”, “крымнаш”, “фашисты”, “фашисты”!
2. Потом резко сменить тон: атмосферная, грустная музыка – трупы детей, раненые, разбомбленные дома – неважно где – хоть в Косово 90-х, хоть в Кувейте 80-х: пальмы отфотошопить – это неважно, это легко, никто все равно на этом этапе придираться уже не будет: критическое мышление отключено, логика – тоже. Важен эмоциональный видеоряд… И музыка. И голос – проникновенный, сочувственный, “киселевский”. “Вы всегда страдали от происков врагов, мечтавших вас уничтожить, вы страдали в 90-е от либералов, вас всегда обманывали и обирали, настало время – Счастья и новой жизни!! И мы дадим ее вам, отомстим за ваши потери, дадим вам смысл, общность, Родину, гордость, достоинство, силу, возьмем на себя все ваши грехи.
3. И следующий этап психобработки – обещание освобождения и реванша. “Мы сделаем вас по-настоящему свободными! Вы можете унижать, врать, притворяться, воровать с кривой усмешкой, угрожать, применять право сильного, агрессивно реагировать на любое раздражение – это нормально, это естественно, это древний закон природы – вы свободны! Это настоящая свобода, а не то, что самоограничения (и ненавистная политкорректность пресловутого Запада, которая запрещает называть черномазых черномазыми, запрещает относиться к инвалидам и даунам как к неполноценным и чувствовать свое превосходство по отношению к ним!) Освободите себя от условностей, от пресловутого гуманизма (его нет, это вранье!). Только у нас вы можете быть по-настоящему свободны и счастливы. Такой свободы вы больше не найдете нигде. Все, что мы от вас требуем – это любви к Родине, то есть к нам, потому что мы – это она и есть.”
Это очень важный момент. Сначала отключить логику и критическое мышление всякими спецэффектами – акустическими, визуальными, потом – включить “эмоциональное оружие” – напугать, потом – посочувствовать, имитировать максимальную эмпатию, потом – дать чувство избавления от опасности через общность и принадлежность, и в итоге сделать две вещи – “определить врага” , нравственно “освободить” и “показать путь”.
И человек – ваш.
Так действуют религиозные секты, так действуют вербовщики ИГИЛ, так, по мнению Померанцева, действует киселев-ТВ.
4. Но и после этого пропагандист не может почивать на лаврах. Потом эта индустрия психо-воздействия требует постоянного техобслуживания и поддержания созданной эмоциональной зависимости: человеку нужно очень регулярно (это главное!) поставлять специально отобранные факты – в которых сначала примерно 70 процентов правды, остальное – пропагандистской фантазии. Потом – примерно 50 на 50, а когда привыкнут и поверят – тут уже вообще можно с правдоподобием не заморачиваться, и даже пальмы не удалять с фотографий разрушенных в Донбассе домов – проглотят ВСЕ и не заметят! И на сайте "стопфейк" проверять, конечно, не будут.
Конечно,везде и всегда есть упрямые 13-14%, у которых критические мышление отключить гораздо труднее. С ними немного больше работы, чем с 86%: те читали, учились, бывали за границей. Но нет ничего невозможного: таких либо можно обработать высокими чувствами патриотизма, причастности, гордости историей, либо – купить, допустить к кормушке, польстить, приобщить, тонко припугнуть, что не будет больше у них выпускаться книг, статей, фильмов, и эти тоже будут охотно имитировать коллективный оргазм. А потом и самим понравится, и сами уверуют. Да еще как уверуют! И некоторые даже станут пропагандистами…
Есть и еще одна психологическая отмычка – использовать здоровый скептицизм тех, кто был когда-то способен думать самостоятельно. “А вот смотрите: цинизм американской политики и политтехнологов, а вот – факты, подтверждающие двойные стандарты, а вот – факты того, что и их бизнесмены и политики также продажны и используют “политтехнологии”, как и мы! И теории заговоров! Все в мире – заговор, и за всем этим стоит Америка и Запад и “мировое правительство”! Это позволяет каждому диванному “теле-генералу” чувствовать себя проницательнейшим джеймсбондом.
Тут я добавлю, что о роли духовности в истории – это отдельная идеологическая песня. Несть числа диванным "историкам", клеймящим аморальный Запад за работорговлю 17 века или истребление индейцев североамериканскими колонистами 18 века, тут же противопоставляя всему этому безобразию... ну, например, победу СССР над Гитлером и спасение всей Европы. С подобных сопоставлений несопоставляемого и "исторических" исследований на предмет поиска доказательств западного варварства и бехдуховности и российской цивилизованности и высокодуховности и началась карьера одного министра культуры.
“Кстати, статистика доказывает, – говорит Померанцев – “что именно самые скептические скептики, верящие в заговор всех против всех и Запада против всех, с особой легкостью запутываются в липкой паутине пропаганды.”
Но морока с ними такова: этому контингенту информацию для обработки надо поставлять более качественную, и более выборочно – процент правдоподобия тут должен быть не ниже 50 на 50!”
А как же интернет? – спросите вы.
А в интернете, как в оруэлловской комнате 101, правильно обработанный и подготовленный человек находит только отражение того, что уже есть в голове, в подсознании. Поэтому задача пропаганды – отключить критическое мышление, заронить универсальный скептицизм, имитировать эмпатию и единение, дать иллюзию безопасности, и “показать путь”. И интернет, и вся эта свобода информации нейтрализованы. Чем больше концепций, чем многообразнее эклектика идеологий, тем более они отменяют друг друга. Оставляя одну – верность тому, что ясно. Человек будет искать только то, восприятие чего в нем уже заложено, остальное он просто не будет замечать. Более того – любое противоречие заложенному будет вызывать в нем дикую ярость – потому что под сомнением окажется часть его собственного существа, его безопасность, его будущее.
Поэтому, говорит Померанцев, НАТО – это устаревшая концепция. Не будет военного нашествия.
Будет телевизор и интернет – линия фронта Мировой Гибридной Информационной Войны.
Не надо думать, что пропаганда России рудиментарна, нацелена на глупых, необразованных людей. Это прекрасная пропаганда, которая использует и старые как мир, и самые новые, очень эффективные методы и психологические техники. И им не могут не поддаться даже многие умные люди.
Пропагандисты России, считает Померанцев, такие как Владислав Сурков, которому посвящена целая глава, – по-своему талантливые и циничные иллюзионисты, гипнотизеры, мастера по созданию пелевинской альтернативной реальности, собственной голограммы мира, которую неимоверно успешно проецируют в мозг подопечных.
Сейчас пропагандистское искусство, считает Померанцев, поднялось на качественно новый уровень, позаимствовав у Запада весь арсенал самых ярмарочных трюков манипуляции. С их помощью и создается параллельная реальность: трехмерная гипнотическая голограмма, в которой однако есть и нечто национальное – традиции потемкинских деревень. Реалистические виртуальные фасады будущего величия, даже нарисованные цветочки на нарисованных окнах, но теперь они воссозданы в гораздо более реалистичной, высокого разрешения, трехмерной голографической реальности – видно даже, как цветочки шевелит ветер… А докажите, что не шевелит, а докажите, что нет ни деревень, ни цветочков… Голограммы придумали на Западе, но в России их не только довели до совершенства, но и, как всегда, до крайности: сами создали и поверили! Одних это возвращает в молодость, во время, когда мир давал обещания и восторг, других – наполняет надежой на будущее и чувством принадлежности "винтика" и "щепки" великому целому, пока не начнут рубить лес...
И невдомек им, что несмотря на все недостатки и моральную гибкость Запада здесь есть достаточно гибкий, но вполне себе прочный моральный позвоночник, хребет, на котором все держится, и который ощущается всеми, причем настолько, что когда он задет, Запад начинает действовать неожиданно идеалистически, чем ставит в полный тупик циничных создателей "беспозвоночных" голограмм. Так произошло с Крымом: моральный хребет Запада оказался задет настолько, что всем стало ясно – тут речь не о дипломатической гибкости, тут речь о нравственно-историческом переломе позвоночника !
Гитлер тоже долго гнул его, пока не перегнул до критического ощущения – все, довольно!
Потому что, при всей его иллюзорной моральной относительности западного общества, здесь есть довольно четкое представление о том, что неприемлемо. Вот поэтому, хотите – верьте, хотите – нет, большинство "западных циников" так неожиданно дружно и неожиданно нецинично объединилось против аннексии Крыма, проголосовав за санкции! Над санкциями сначала покатывались со смеху... Не понимали – это серьезно. Потом отношение изменилось. Осознали...
Но – почему?! “Вы же такие же циники и воры, как и мы!” – вопили из России. Не такие.
Прочитав критиков Померанцева, я поняла, откуда эта уверенность РФ в абсолютной продажности Запада. Не секрет, что после падения СССР, туда устремились всякие нерукопожатные теневые стервятники под наспех придуманными респектабельными названиями фирм и фондов – торговцы оружием, нажившие состояние на войнах в Африке и разорении Индии, на ловле рыбки в мутной тогда воде Восточной Европы. Их встречали прекрасно, у них учились масштабно воровать и умело заметать следы неопытные бывшие партработники, комсомольские секретари и советские младшие научные сотрудники, почувствовавшие тогда великие возможности (а сейчас владельцы дворцов на Лазурном берегу, предающие анафеме ельцинские "лихие девяностые"). И именно эту “школу демократии” наблюдали из тени молодые работники спецслужб в том возрасте, когда были особенно восприимчивы, так как эта “западная наука” удивительно совпадала со школой жизни питерских подворотен и моралью зоны… Это оказалось самым сильным впечатлением. Поняли одно – Запад циничен и продажен. Никакой демократии, никакого гуманизма просто не существуют. А в реальности существует только социальный дарвинизм и пусть побежденный (слабый, больной и бедный лузер) – плачет.
Однажды слепцы, дотронувшись руками до разных частей слона, пытались получить представление о слоне. И у каждого получалось получить представление о той части, какой он касался. То есть это был, в общем, и слон, и не совсем... Слон – это не тонкий хвост с кисточкой на конце. Хотя такой хвост у него и есть... И это не ложь, но и не правда. Вот примерно так представляют себе западные ценности их самые яростные критики. "Мы устали от так называемых ценностей так называемой демократии". Да – хвост, да – нога, но что такое действительно слон и как он выглядит весь, так и не знают.
Сейчас эти “акулы” и "учителя западной демократии" 90-х либо почили в бозе, либо жарят морщины на покое, под солнцем Каймановых островов, либо продолжают заниматься тем же самым в неразберихе других сумеречных, коррумпированных стран, где еще можно обделывать делишки "по понятиям"… Нерукопожатные ни для одного уважающего себя западного политика.
Как бы ни проклинали циничный Запад, правительства здесь не будут связываться с нерукопожатными теневыми дельцами. На Западе есть одна непреложная ценность, которая – что в деловом мире, что в политике – дороже любых денег, это Ее Величество Репутация. Потерять ее – связаться с коррупционерами, отмыванием денег – означает деловую и политическую кончину.
И чем громче и заполошнее в телевизоре кричат в РФ об уникальной, духовной цивилизации и особом пути (новые идеологемы), тем сильнее кажется: если бы не было Запада, то не было бы у РФ никакой идеологии вовсе. Вся она построена на сплошном отрицании Запада, потому что Запад – главная референтная точка, и ничего собственно своего (и положительного) идеологи РФ не утверждают, кроме как от (очень) противного: если на западе индивидуализм, то мы – против; если на западе – толерантность, то мы – против; если на Западе мир интегрируется, ищет общее с другими, то мы – за "уникальный свой путь" и изоляцию; если у них – права человека, то у нас «это ересь все эти ваши права человека»; если у них – право, то у нас – лево; и т.д., и т.п.
http://russkylondon.com/post/1808#.VyY5d5gDur4.facebook
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →