?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile ИЭА Previous Previous Next Next
Л.Грэхем. Почему в России получаются изобретения и не получаются инновации? - Андрей Илларионов
aillarionov
aillarionov
Л.Грэхем. Почему в России получаются изобретения и не получаются инновации?

https://www.youtube.com/watch?v=idu4N3P1wTo

Историк науки Лорен Грэхем о попытках отделить технологии от социополитических систем.

Я бы хотел начать с того, чтобы задать смелый вопрос: почему Россия не извлекла достаточной выгоды из гениальных работ своих ученых и инженеров? Определение темы этой сессии, данное организаторами, содержало следующее предложение: «Продолжает расти разрыв между теми компаниями и государствами, которые пожали плоды четвертой индустриальной революции, и теми, которые не смогли этого сделать».

Россия — одна из тех стран, которые не смогли пожать плоды четвертой индустриальной революции. Маленькая Швейцария каждый год экспортирует гораздо больше высокотехнологичных продуктов, чем Россия в пересчете по курсу доллара. В последний раз, когда я проверял, Швейцария экспортировала в три-четыре раза больше. Почему? У России такие творческие научные сотрудники, — и почему с таким количеством ученых Россия не может извлечь экономическую выгоду из продуктов, из результатов этих исследований?

На мой взгляд, ключ к ответу на этот вопрос лежит в том, какая разница есть между изобретением и инновацией. Вы создали что-то на рабочем столе, в лаборатории, что работает.<…> Ничего похожего раньше не было. Если вы смогли это сделать, мы вас поздравляем: вы — изобретатель. Однако инноватор — это гораздо большее.

Инновационность означает «взять этот продукт или процесс и сделать его коммерчески успешным». Причем успешным не только для вас, изобретателя, но и для общества, в котором вы его внедрили.

Противоречие и странность состоит в том, что у русских изумительно получается изобретать и очень плохо получается заниматься инновациями.

Позвольте привести вам несколько примеров. Русским ученым принадлежат две Нобелевские премии за разработки в области лазерных технологий. Но сейчас нет ни одной российской компании, которая занимала бы сколь-либо значительное место на рынке лазерных продуктов и технологий. Электрические лампочки в России изобрели до Томаса Эдисона. По сути, Томас Эдисон вообще позаимствовал эту идею у русского ученого Яблочкова. Но затем американские компании захватили этот рынок. И никакая российская компания с ними не стала конкурировать. Русский ученый Попов передавал информацию по радиоволнам до Маркони, но сегодня у России нет сколь-либо заметных успехов на рынке радиоэлектроники. Россия первой запустила искусственный спутник Земли. Но сегодня у России — менее одного процента международного рынка телекоммуникаций. Россия первой создала руками Сергея Лебедева электронный цифровой компьютер в Европе. Но кто покупает российские компьютеры сегодня? <...>

Я могу этот список продолжать и продолжать. Почему — это исключительно важный вопрос — у русских так хорошо получается разрабатывать научные и технологические идеи и так плохо получается извлекать из них экономическую выгоду?

Ответ кроется не в отсутствии талантов и не в отсутствии способностей у русских инженеров и ученых. Отнюдь нет. Это очень хорошие профессионалы. Ответ кроется в том, что в России не удавалось выстроить общество, где блестящие достижения граждан могли бы находить выход в экономическом развитии. Все руководители России, со времен царизма до нынешних времен, полагали, что ответ на проблемы модернизации — это сама технология. Все считали, что ответ именно в технологии, а не в социо-экономической среде, которая способствует развитию и коммерциализации технологий. Идеи как таковые — этого мало.

Моя книга называется «Одинокие идеи». Под одинокими я понимаю идеи, которые никто не разрабатывает. У России очень хорошо получается изобретать, но не разрабатывать. Это понимание мне было очень четко продемонстрировано несколько лет назад, когда я приехал в Россию с ведущими учеными из Массачусетского технологического института. <...> Россияне спрашивали, как им сравняться с MIT в разработке следующей сенсационной научной вещи. Но сами ученые MIT говорили, что ключ к успеху их института лежит не просто в культуре MIT, но в культуре Бостона и в культуре США в целом.

Что это за элементы культуры, которые позволяют идеям разрабатываться и развиваться в коммерчески успешные предприятия?

- Демократическая форма правления.
- Свободный рынок, где инвесторам нужны новые технологии.
- Защита интеллектуальной собственности.
- Контроль над коррупцией и преступностью.
- Правовая система, в которой обвиняемый имеет шанс оправдаться, доказать свою невиновность.
- Эта культура допускает критические высказывания, предусматривает независимость; в ней можно потерпеть неудачу, чтобы еще раз попытаться.

Вот некоторые из неосязаемых характеристик инновационного общества.

Но русские, с которыми мы говорили (особенно в институтах и университетах), не понимали этих моментов и продолжали задавать конкретные вопросы по конкретным технологиям — нанотехнологиям, информационным технологиям, трехмерной печати. Они спрашивали, какая конкретная технология может принести успех. И, наконец, уставший от этих вопросов ректор MIT — господин Райф — повернулся к своему российскому визави и сказал: «Вам нужно молоко без коровы».

В настоящий момент руководители России пытаются провести модернизацию, но, к сожалению, в русле своих предшественников — царей и советских руководителей: они пытаются отделить технологии от социополитических систем. Они говорят, что поддерживают Сколково — этот амбициозный и дорогой клон Силиконовой долины рядом с Москвой. Но в то же время — я должен сказать это, простите:
- Они запрещают демонстрации.
- Они подавляют политических оппонентов и предпринимателей, у которых скопилось достаточно власти, чтобы бросить им
вызов.
- Они перекраивают правовую систему в своих целях.
- Они поддерживают авторитарные режимы.


Такая политика не может привести к развитию общества, в котором процветают рисковые предприниматели и инноваторы. Такая политика может привести только к возникновению общества, где люди втягивают головы в плечи, опасаясь быть наказанными.

Модернизация для них получение новых технологий при отказе от экономических и прочих принципов, которые эти технологии продвигают и доводят для успеха в других местах.

Им нужно молоко без коровы.
И до тех пор, пока остается эта политика, научный гений русских людей, который я так уважаю, останется экономически нереализованным.

https://openrussia.org/post/view/15850/

Грэхэм, Лорен:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D1%8D%D1%85%D1%8D%D0%BC,_%D0%9B%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BD
http://web.mit.edu/lrg/www/graham.htm
http://daviscenter.fas.harvard.edu/about-us/people/loren-graham

Tags: , , , , , , , ,

64 comments or Leave a comment
Comments
Page 1 of 2
[1] [2]
ivalerina From: ivalerina Date: June 20th, 2016 06:30 pm (UTC) (Link)

Классный дядька

По-моему, еще никто и никогда так просто и убедительно это не объяснял.
From: leonid_shvedov Date: June 20th, 2016 07:07 pm (UTC) (Link)

Re: Классный дядька

Согласен, вчера мне этот текст тоже очень понравился своей наглядностью.
http://echo.msk.ru/blog/minkin/1787022-echo/
evgeniy_efremov From: evgeniy_efremov Date: June 20th, 2016 06:33 pm (UTC) (Link)

У
Грэхэма ведь и на русском выходила книга на эту тему: "Сможет ли Россия конкурировать? История инноваций в царской, советской и современной России."

В сети её часть есть.
korg_oasys From: korg_oasys Date: June 20th, 2016 06:38 pm (UTC) (Link)
Да, доступно и наглядно
aleks_denisof From: aleks_denisof Date: June 20th, 2016 06:41 pm (UTC) (Link)
"Чтобы корова меньше ела и больше давала молока, ее нужно меньше кормить и больше доить".
ppashchenko From: ppashchenko Date: June 20th, 2016 06:58 pm (UTC) (Link)
Всё верно... Вот только с изобретателями тоже будет напряг... Мозги Российской Империи растекаются по миру в геометрической прогрессии...
derik_536 From: derik_536 Date: June 20th, 2016 07:01 pm (UTC) (Link)

Очередной "полезный идиот" от лагеря опологетов абсолютизма демократии. Сингапуру пусть расскажет как в условиях авторитаризма и фактически несменяемого Ли Куан Ю нельзя добиться высокого развития. Или пусть китайцам обьяснит, что им не стоит надеяться на инновации при их политической диктатуре одной партии. Вот и (уважаемый мною) Навальный  https://navalny.com/p/4925/ радостно вторит по этому поводу вслед за заезжим пустомелей: " - Чуваки, у вас не выйдет никаких инноваций и никакого Сколково до тех пор, пока власть подавляет политических оппонентов и запрещает свободу собраний.". А на "Эхе" Шульман радостно обьявляет, что эра авторитарных модернизаций закончилась и больше такое не повторится и все "экономические чудеса" будут свершаться исключительно в демократических государствах. Жаль ее, не видит дама ни опыта Казахстана, ни Китая, ни Саудовской Аравии, ни Сингапура, ни недавней Грузии Саакашвили. Другие же тупо приписывают достижения Ю.Кореи, послевоенных Японии и ФРГ, Тайваня и Чили исключительно наступлению демократии, забыв, что демократия там была завершеноем реформ и к экономическому развитию в этих странах не имела ни капли отношения, все успехи там были исключительно в условиях политических диктатур и либеральных ЭКОНОМИЧЕСКИХ реформах.

valeryich2000 From: valeryich2000 Date: June 20th, 2016 08:29 pm (UTC) (Link)
Я бы не стал так категорично характеризовать человека из "лагеря демократии".
Давайте лучше вместе извлечём из сказанного здравое зерно?
Ваши примеры опровергают абсолютизм первого пункта.
Но остальные-то остаются?
Давайте ещё раз их перечислим:
.......
- Свободный рынок, где инвесторам нужны новые технологии.
- Защита интеллектуальной собственности.
- Контроль над коррупцией и преступностью.
- Правовая система, в которой обвиняемый имеет шанс оправдаться, доказать свою невиновность.
- Эта культура допускает критические высказывания, предусматривает независимость; в ней можно потерпеть неудачу, чтобы еще раз попытаться. .........
_
Я бы всё-таки добавил неприкосновенность и гарантии частной собственности. По-моему, это не менее важно гарантий в отношении собственности интеллектуальной.
_
Вот теперь еще раз надо посмотреть на все эти пункты, и здесь определённо надо задаться вопросом - а при какой форме правления эти условия выполняются?
Ответ простой.
При демократической системе - 100%,
при авторитарной - полная зависимость от "автора".
Я бы на Вашем месте не стал так перегибать палку в сторону политических диктатур. Политические диктатуры в перечисленных Вами странах закончились, а экономические успехи - остались, и никуда не делись.
_______________________
Ну и из всего выше сказанного - можно резюмировать для России.
Для успеха инноваций нам нужны либо смена политической системы, либо приход к власти нормального "автора" при сохранении "авторитаризма".
Последнее - чрезвычайно маловероятно.
Ли Куан Ю и Саакашвили - это скорее редкое исключение.
Просто по факту - действительно редкое.
И надеяться на чудо я бы здесь не стал.



Edited at 2016-06-20 08:37 pm (UTC)
(no subject) - (Anonymous) - Expand
Ольга Кром From: Ольга Кром Date: June 20th, 2016 07:11 pm (UTC) (Link)
Однако как тактично и деликатно....
А как в точку то!!!
evgen_gavroche From: evgen_gavroche Date: June 20th, 2016 07:34 pm (UTC) (Link)

Н. Лесков сегодня.

From: asymptotical Date: June 20th, 2016 07:40 pm (UTC) (Link)

Грэхем похож на рыбу,

открывающую рот. Эта ужасная мультипликация нивелирует все его выступление.


Хотя, по сути - многое верно.
Ну а причины лежат в той же пирамиде власти, которая всегда была в России, есть и, вероятно, будет еще очень-очень долго.

Эта пирамида охватывает не только политику в РФ, но и все сферы деятельности, включая науку, технику, производство (и бизнес в широком смысле этого слова), искуство, литературу, и тд и тп.

Так, что сколь-нибудь творческим людям, что бы реализовать себя, приходится бежать из этой страны.




qulac73 From: qulac73 Date: June 20th, 2016 08:23 pm (UTC) (Link)
У меня был знакомый изобретатель. Он был старше меня еще из советских времен так сказать. Тогда такая деятельность поощрялось, но "для галочки" конечно. На любом предприятии обязательно должен был быть передовик производства и знатный рационализатор, что бы было кого на доску почета вешать. Так вот, у него была любимая поговорка: "Автоматика это когда нажимаешь кнопку, что бы открыть ворота и... семеро человек тачку поволокли"
alexsas2645 From: alexsas2645 Date: June 20th, 2016 08:32 pm (UTC) (Link)
а ещё говорят, что иностранцы не понимают Россию. Прекрасно понимают!
From: ioskj Date: June 20th, 2016 08:38 pm (UTC) (Link)

В ЕСПЧ

По имеющейся информации на территории Санкт-Пeтербурга,Брянской области принято антиконституционное постановление (далее АкП), согласно которому в ночное время запрещается находиться на улице лицам до 18(!) лет. Это противоречит основному Закону России - Конституции, статье 27 о свободе передвижения. Кроме того: 1. Согласно действующему законодательству люди имеют право начинать трудовую деятельность с 14 лет, иметь сексуальные отношения с 16 лет, пользоваться общественным транспортом с 7 лет. При детальном рассмотрении видим, что: - Закон не запрещает подработку частным образом, таким, как например помощь в сантехнических работах или в настройке компьютерного оборудования. АкП мешает реализации постоянной трудовой деятельности или подработке, так как возможно возвращение в место жительства с подработки в любое время суток - АкП мешает сексуальной и личной жизни граждан, так как законом не регламентируется, в какое время следует совершать акты интимной близости, акты близости допускается совершать в любое время в любом жилище, соответственно, не может регламентироваться время возвращения со свиданий - Граждане имеют право пользоваться общественным транспортом задолго до 18 летнего возраста, соответственно, АкП мешает возвращению в место жительства от остановок транспорта. А если поезд дальнего следования прибывает в город проживания гражданина в ночное время? 2. Многие граждане вынуждены помогать престарелым родственникам, для чего перемещаются по городу 3. Иногородние граждане часто возвращаются в ночное время в общежития в города учёбы из родных населённых пунктов 4. У граждан формируется негативный образ полицейских и Государства в целом (чревато тем, что молодёжь в знак протеста может пойти в экстремистские сообщества) 5. Дискриминация способствует росту психических заболеваний, обостряет социальные проблемы, может служить фактором депрессий преступлений и самоубийств 6. Гражданин не обязан носить с собой часы, иметь часы, и уметь пользоваться часами. Так что это грубое нарушение национального и международного. 7. Кроме того это нарушение принятого Российской Федерацией Международного пакта о гражданских и политических правах - статей пакта 2,7,9,10,12,17 (так как с 16 лет люди имеют право на личную жизнь),18,21,22,26 Просьба распространять, писать в организацию объединённых наций, в суд по правам человека, президенту России, в прокуратуру России, в следственный комитет России
makovka7 From: makovka7 Date: June 20th, 2016 08:50 pm (UTC) (Link)
А вот другой ̶к̶л̶а̶с̶с̶н̶ы̶й̶ богатый дядька видит Россию процветающей после развала ЕС. Показательно, что свои "предвидения" он озвучил в лондонском клубе "Открытая Россия".

http://www.reuters.com/article/us-russia-soros-idUSKCN0Z629H?feedType=RSS&feedName=topNews&utm_source=twitter&utm_medium=Social
From: (Anonymous) Date: June 20th, 2016 09:01 pm (UTC) (Link)

"to modernize but not to Westernize"

http://aillarionov.livejournal.com/863931.html?thread=70818235#t70818235
From: (Anonymous) Date: June 20th, 2016 10:08 pm (UTC) (Link)

Blue Origin, в прямом эфире

Частная аэрокосмическая компания «Blue Origin» в 4-й раз успешно запустила и посадила на Землю собственную ракету «New Shepard».
Это одна из двух компаний разработавших такую технологию(другая SpaceX, владелец Elon Musk).
NASA когда-то отказалась от разработки таких многоразовых двигателей и систем, обладая многомиллиардным ежегодным бюджетом который используется на старые технологии.
"Blue Origin" была основана в 2000 году, и за 15 лет получила всего $25 млн от NASA. Это стоимость одного двигателя старого типа RS-25 для Space Shuttle.
Но этого хватило компании для создания многоразовых двигателя, ракеты-носителя, и космического корабля который выводит ракета-носитель и который потом может приземляться на парашютах и небольших встроенных двигателях включающихся перед посадкой для смягчения приземления.

64 comments or Leave a comment
Page 1 of 2
[1] [2]