Джордж Сорос: Я смог организовать поездку к следующей весне. Я воспользовался контактами с диссидентами, с которыми познакомился во время предыдущей поездки. Со временем я познакомился и с самим Сахаровым. Когда я сказал ему о своем желании организовать фонд в Советском Союзе, он ответил: «Молодой человек, тем самым вы будете пополнять казну КГБ». На это я сказал, что хотя я и приехал из Америки, но родом я из Венгрии и знаю советскую систему.
Мне удалось с успехом запустить фонд в Венгрии, и я думал, что смогу сделать то же самое в России. Я был несколько наивен. Когда я открыл Фонд, КГБ стал играть в нем важную роль.
В КГБ была определенная группа людей с реформистским мышлением. Один из этих людей позвал меня на прогулку в парке и сказал мне, что он из КГБ. И я воспринял это как знак доверия, а не стремления заставить меня нервничать.
Леонард Бенардо: А почему вы посчитали это знаком доверия?
Джордж Сорос: Потому что они решили мне об этом рассказать.
Леонард Бенардо: И, начиная с этого момента, и зная, что люди из КГБ открылись перед вами, вы поняли, что у вас появилась возможность работать официально. Что случилось дальше? Вы связались с женой Горбачева Раисой?
Джордж Сорос: Я связался с фондом, организованным Раисой. Наше совместное предприятие называлось «Культурная инициатива», а сам фонд имел название, связанное с поддержкой и развитием российской культуры. Его управлением занималась давно организованная, старая структура, но были и молодые люди, с которыми я познакомился: эта особая группа в составе КГБ, активно поддерживавшая перестройку.
<…>
Валерий Сойфер: Я помню тот день в январе 1987 года, когда Джордж Сорос пришел в мою московскую квартиру, и мы проговорили несколько часов. Он попросил меня позвонить академику Сахарову и организовать с ним встречу. Эта встреча состоялась на следующее утро. Сахаров перезвонил мне и сказал, что Сорос очень наивен. Он использовал выражение «карась-идеалист», потому что все его деньги в конечном итоге могли оказаться у КГБ. Я тут же перезвонил Соросу, и он сказал мне: «Нет, КГБ получит лишь 30%». Я спросил его: «А как вы можете это решать?». Он ответил: «Все просто. Я предоставлю деньги, а вы и другие люди дадите мне список людей, которых нужно позвать на Запад. Понятно, что в этот список власти могут включить и другие имена (нельзя исключить, что все они будут представлять КГБ). Из общего числа тех, кто поедет на Запад, эти люди составят лишь 30%. А 70% увидят, как работает Запад, и это позволит открыть миру советскую систему».
Теперь я могу сказать, что Сахаров ошибся. Сорос не был идеалистом.
<…>
Джордж Сорос: Если говорить о роли Павловского, то он был членом одной из наших экспертных групп. Он изучил технологии работы Фонда по поддержанию гражданского общества и неправительственных организаций, а затем создал то же самое для Путина, — вот в чем заключался его вклад.
<…>
Джордж Сорос: К сожалению, в случае России революция оказалась неудачной. Потому что все вернулось к возрождению, причем стремительному, русской имперской мечты.
https://www.openrussia.org/post/view/15940/
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →