?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile ИЭА Previous Previous Next Next
О скорости изменения сознания «неменяемого человека» - Андрей Илларионов
aillarionov
aillarionov
О скорости изменения сознания «неменяемого человека»
В трех недавних постах, посвященных изменениям массового сознания в постсоветском обществе:
Н.Зоркая. «Ностальгия по прошлому»
Причудливое сознание российских граждан
Человек неменяемый?
речь шла прежде всего о направлениях происходивших изменений. Нижеследующий пост посвящен скорости некоторых из таких изменений.

Удобнее всего рассмотреть этот вопрос на примере, в течение последних лет находившемся и по-прежнему находящемся в центре общественного внимания, политических и экспертных дискуссий в двух крупнейших постсоветских государствах – Украине и России. Речь идет об отношении украинских граждан к возможному членству страны в НАТО.

До начала открытой российской агрессии против Украины в феврале 2014 г. уровень поддержки самой идеи вступления Украины в НАТО среди ее граждан был невысоким – он, как правило, не превышал 20-22%, в том числе в Центральной Украине – как правило, не более 15%, в Южной и Восточной Украине – не более 10%. Противников вступления Украины в НАТО во всей Украине было примерно 60%, в том числе в Южной и Восточной Украине – 75-80%. Сторонников военного союза с Россией и другими странами-членами СНГ в Украине было от четверти до трети населения, на Донбассе – свыше половины.

Какой варант обеспечения безопасности был бы лучшим для Украины?
Украина и ее макрорегионы Апр-2012 Июл-2015 Ноя-2015 Май-2016 Изменения
В целом за 2012-2016 гг. За год в 2014-2016 гг.
Украина в целом
Вступление в НАТО + Военный союз с США 13,0 39,1 49,1 46,5 33,5 14,6
Военный союз с Россией и другими странами СНГ 26,2 7,8 8,2 7,1 -19,1 -8,3
Запад
Вступление в НАТО + Военный союз с США 37,3 68,9 74,2 80,9 43,6 19,0
Военный союз с Россией и другими странами СНГ 8,4 1,7 1,7 0,5 -7,9 -3,4
Центр
Вступление в НАТО + Военный союз с США 13,8 47,0 56,3 48,8 35,0 15,2
Военный союз с Россией и другими странами СНГ 18,0 3,8 4,8 2,2 -15,8 -6,9
Юг
Вступление в НАТО + Военный союз с США 6,6 26,5 27,5 22,3 15,7 6,8
Военный союз с Россией и другими странами СНГ 30,6 15,3 7,0 12,2 -18,4 -8,0
Восток
Вступление в НАТО + Военный союз с США 1,7 21,0 38,7 32,5 30,8 13,4
Военный союз с Россией и другими странами СНГ 38,3 13,5 18,3 14,8 -23,5 -10,2
Донбасс
Вступление в НАТО + Военный союз с США 0,8 12,0 27,1 28,2 27,4 11,9
Военный союз с Россией и другими странами СНГ 50,2 12,9 13,6 14,4 -35,8 -15,6
Источник: Громадська думка про НАТО: новий погляд.

Открытая российская военная агрессия против Украины, оккупация и аннексия Крыма, попытки Кремля дестабилизировать Восточную и Южную Украину и создать т.н. «Новороссию», формирование и военная поддержка марионеточных ДНР/ЛНР, военное вторжение на Восток Украины, непрекращающиеся боевые действия, приведшие к гибели почти 10 тысяч человек и колоссальным разрушениям на Донбассе, радикально изменили отношение украинских граждан к идее возможного членства страны в НАТО и/или двустороннего военного союза с США.

По данным последнего опроса, проведенного Фондом демократических инициатив им. И.Кучерива, число сторонников членства страны в НАТО выросло до 78% украинских граждан, в том числе до 95% на Западе страны, 82% в Центре, 72% на Востоке, 64% на Юге. Даже на Донбассе число сторонников вступления Украины в НАТО превысило число его противников.

Если бы Вы приняли участие в референдуме по вступлению Украины в НАТО, то как бы Вы проголосовали?
Украина в целом Апр-2012 Июл-2015 Ноя-2015 Май-2016 Изменения
В целом за 2012-2016 гг. За год в 2014-2016 гг.
За вступление в НАТО 26,2 63,9 74,9 77,7 51,5 22,4
Против вступления в НАТО 60,6 28,5 19,8 17,4 -43,2 -18,8

Макрорегионы Украины Ноя-2015 Май-2016
Запад
За вступление в НАТО 91,1 94,7
Против вступления в НАТО 3,6 3,5
Центр
За вступление в НАТО 80,0 81,8
Против вступления в НАТО 11,1 10,9
Юг
За вступление в НАТО 61,0 64,1
Против вступления в НАТО 38,0 30,8
Восток
За вступление в НАТО 57,3 71,5
Против вступления в НАТО 40,7 23,8
Донбасс
За вступление в НАТО 58,5 47,8
Против вступления в НАТО 40,0 46,7

Радикальный разворот в массовых настроениях произошел в течение примерно полутора лет. В целом за два с небольшим года число украинских граждан, готовых на референдуме голосовать за вступление страны в НАТО, выросло примерно втрое – с примерно одной четверти до более чем трех четвертей населения страны. В этот период число сторонников вступления Украины в НАТО росло на 22% в расчете на год, в том числе в период с весны 2014 г. по лето 2015 г. – примерно на 30%.

Конечно, такое драматическое изменение общественного сознания в Украине было вызвано исключительными обстоятельствами. Тем не менее оно само по себе показывает фактическую скорость произошедших изменений в массовых представлениях по одному из важнейших вопросов общественной повестки дня .

В России в 1991-2016 гг. также случилось немало политических, экономических, военных событий, какие заслуживают быть названными исключительными. Достаточно назвать экономическую, демографическую, правовую, моральную катастрофы, обрушившиеся на российское общество, пять военных кампаний, радикальное изменение геополитического позиционирования страны. Неудивительно, что эти события наряду с беспрецедентным воздействием на сознание граждан со стороны модернизированной пропагандистской машины Кремля обусловили заметные изменения массового сознания в России. Иными словами, сознание т.н. «неменяемого человека» на самом деле меняется, причем по некоторым направлениям меняется исключительно быстро и, судя по всему, гораздо быстрее, чем в демократических обществах. Тот факт, что такого рода изменения часто происходят не в ожидаемых/ желаемых/считающихся благоприятными направлениях, не отменяют и не могут отменить самого факта такого рода весьма глубоких и исключительно быстрых изменений.

Tags: , , , , , , ,

21 comments or Leave a comment
Comments
7x24 From: 7x24 Date: July 17th, 2016 03:12 am (UTC) (Link)

Смена отношения россиян к Турции куда как стремительнее :)

kelavrik_0 From: kelavrik_0 Date: July 17th, 2016 02:51 pm (UTC) (Link)
Да нет и не было никакого отношения россиян к Турции. Турция это курорт. Запретили ездить, поток желающих уменьшился. Но это не значит, что не хотели ехать. Хотели как и прежде, но не хотели рисковать. Разрешили и все радостно ломанулись.
From: gonchar Date: July 17th, 2016 05:07 am (UTC) (Link)
"Конечно, такое драматическое изменение общественных настроений в Украине было вызвано исключительными обстоятельствами. Тем не менее оно само по себе показывает фактическую скорость произошедших изменений в массовых представлениях по одному из важнейших вопросов общественной повестки дня."

"Иными словами, сознание т.н. «неменяемого человека» на самом деле меняется, причем по некоторым направлениям меняется исключительно быстро и, судя по всему, гораздо быстрее, чем в демократических обществах. "



Дом Иванова стоял между домами старого приятеля Петрова и малознакомого Сидорова. Был вопрос - с кем построить общий забор от воров, с П или с С. Думалось И-ву, что с П.
И тут увидел И, что П у него курей таскает да картошку по ночам выкапывает. А когда попытался И разобраться с П, тот ему ещё и рыло начистил.

Всего два года воровства и мордобития потребовалось Иванову для "изменений в представлениях по одному из важнейших вопросов повестки дня"
:)))

Ровно то, о чём я писал к прошлому посту.
http://aillarionov.livejournal.com/938081.html?thread=79331681#t79331681
Прекрасное подтверждение.

Пропаганда НАСТОЛЬКО ХРЕНОВО работала, что понадобилось ЦЕЛЫХ ДВА ГОДА на изменение, которое, по большому счёту, не было особо принципиальным для жизни конкретного отдельног человека.
Причина тривиальна - совершенное непонимание моделей поведения людей. И, соотвественно, крайняя неэффективность даже простейших действий. Очевидно (см. про И, П, С и дома), что при адекватной пропаганде и прочих действиях изменения могли бы произойти за несколько дней.


Edited at 2016-07-17 07:51 am (UTC)
From: leonid_shvedov Date: July 17th, 2016 10:59 am (UTC) (Link)
Не всё так просто, чуть измените Ваш пример (Петров не просто старый знакомый, а близкий родственник) и картина сразу усложняется, родственникам обычно многое прощается.
Можно привести и исторический пример, ВОВ, там тоже далеко не сразу удалось сознание изменить, хотя была мощная пропаганда, причём подкреплённая массовыми расстрелами нежелающих добровольно Родину любить.
А вот с тем, что украинская пропаганда хреново работает - согласен, даже цели не те...
From: gonchar Date: July 17th, 2016 11:09 am (UTC) (Link)
Ничто не усложняется.
Напомню, речь не о том, чтобы пойти убивать Петрова. Речь о том, по какой границе провести забор.
Любые родственные отношения тут на десятом месте.

ВОВ - совсем отдельная тема.
ruslan_vsk From: ruslan_vsk Date: July 17th, 2016 06:51 am (UTC) (Link)
Да ...
Надо так, умудриться, потерять Украину.
А когда то, в 91-м, 70% украинцев на референдуме проголосовали за СССР.
------------------------------------------------
Как выражался один начальник IT управления в одном банке,
когда находил серьезные дыры в безопасности банковской сетки:
"П..сы, чего наделали ! Чего наделали, п..сы !"

Edited at 2016-07-17 07:03 am (UTC)
umapalata_6 From: umapalata_6 Date: July 17th, 2016 09:13 pm (UTC) (Link)
Не 70%, а 90%. И не за СССР, а за выход из СССР.
Матчасть: http://www.archives.gov.ua/Sections/15r-V_Ref/index.php?11
(Deleted comment)
aillarionov From: aillarionov Date: July 17th, 2016 02:31 pm (UTC) (Link)
Об одном и том же.
From: (Anonymous) Date: July 17th, 2016 05:01 pm (UTC) (Link)

Статья опять сенсационная, Андрей Николаевич.

Что же делать??

Интересно, что в мае текущего года в Думе вспомнили про 1000-е Рускои Правды (помните, за сколько готовились к 1000-ю крещения Руси?? Как праздновали???)

Вот что есть в сети

https://rg.ru/2016/05/12/sergej-naryshkin-prizval-otmetit-tysiacheletie-russkoj-pravdy.html

"У первого сборника правовых актов древнерусского государства юбилей - тысяча лет. Созданные тогда правовые нормы скрепляли русские земли, и идеи, заложенные тогда, актуальны для нашего государства и по сей день (!!!!!!!!! - МС (кровная месть, рабство например - МС)), уверен председатель Российского исторического общества (РИО), спикер Госдумы Сергей Нарышкин."(повторюсь - в середине мая речь повели - МС)

==!Сам сборник датируется разными годами, но самое раннее упоминание - 1016 год. <...>И спустя тысячелетиЯ (!!!!! "ТысячелетиЯ". И "Ад" с большой буквы - МС) первый кодекс нашего государства не забыт. Ведь "уважение к национальному правовому опыту необходимо для любого современного общества", подчеркнул Нарышкин ==

(Вспомнили, повторюсь, в середине мая. Думали замять дело - я уверена - МС)

==В честь юбилея "Русскую Правду" выложат в Интернет==

Это сделано, но в сети, если набрать "РИО Русская Правда", сразу не найти - на празднование совсем непохоже http://rushistory.org/sobytiya/izdanie-rukopisnogo-pamyatnika-russkaya-pravda-v-elektronnom-vide.html ; они наверняка боятся, что люди узнают, что у нас уже 1000 лет назад на 100% защищалась частная собственность - МС

== Сергей Нарышкин поддержал и другой проект к юбилею - выпуск памятной монеты.==

Это вроде уже тоже появилось: феноменальный (единственный) анонс в сети об этом - МС

http://goldinside.ru/monetyi/monetyi-vyipushhennyie-tsb-rf-v-2016-godu.html

==1000 лет знаменитого судебника времен Ивана Грозного – «Русской правды».==

То есть...

Монета номиналом 3 рубля (!!!!). Изображения её в сети я не нашла.


И сегодня я решила справить праздник. Выложила интересные моменты о 1000 лет конституционализма на Руси. Выяснились весьма прискорбные факты: праздновать нечего. Не говоря о том, что праздник этот для власть придержащих вовсе и не праздник. И совершенно. Это выглядит вообще опасно.

Может всё-таки у какой-то части общества сознание-таки неменяемо??? Церковь вот например ну до того ненавидит Ярослава Мудрого, что даже удивительно. А монетчики-недонумизматчики путают его с Иваном Грозным. Какие-то там 500+ лет недолёт. Всё это ну такие мелочи.

https://openrussia.org/post/view/16444/

P.S.

Выложила статью Игоря Мурзина на "Просто Мы". Так гораздо удобнее читать. https://www.openrussia.org/post/view/16451/

Wkr

Milena Cotliar
(Deleted comment)
From: leonid_shvedov Date: July 17th, 2016 04:01 pm (UTC) (Link)
Отношение американцев к военным операциям менялось, и довольно сильно, но не менялось главное - сознание того, что именно их мнение определяет, быть войне или нет. В России же, ещё в начале 90-х случился коренной перелом, новая "демократическая" власть присвоила себе право уничтожать граждан, мешающих "наведению порядка". И российский народ, недолго повозмущавшись, с этим согласился. А теперь это положение закрепили уже законодательно, и никакого возмущения это не вызвало. Вот это, на мой взгляд, и есть то самое изменение базовых точек, не такое уж и медленное.
(Deleted comment)
(Deleted comment)
From: (Anonymous) Date: July 17th, 2016 02:53 pm (UTC) (Link)

В корень зрите

"То есть исходя из данного примера выходит, что мотором и источником изменений в обществе по вопросу НАТО послужила путинская война против Украины, то есть трагедия."

Война бывшей метрополии против бывшей колонии

"Какая трагедия должна случиться в России, чтобы сознание условных 86% изменилось?
- Массовый растрел оппозиции? (раз не массовые убийства не действуют)
- война на территории России?
- падение курса рубля и соответственно доходов в 4 раза?"

война на территории России, народная, освободительная. Проблема, однако, в отсутствии не только реальных, но и потенциальных оккупантов в обозримом будущем. Американцам/европейцам не нужны эти гигантские территории с полуразрушенной инфраструктурой и стремительно дичающим населением.
Потому-то режим и пытается создать врага искусственно, устраивая "патриотические" беснования, науськивая на Запад.




colonelwheeler From: colonelwheeler Date: July 17th, 2016 10:03 am (UTC) (Link)
Сформулировать концептуальный замысел, собрать материал, обработать его, сформулировать "проэкт" умозрительно, написать саму статью -- все это труд, потраченные силы, потраченное время... Большая "радость" потом автору читать критику... Увы, у меня только критика...

Оценка украинцев за/против НАТО во-первых представляет собой надстройку над потребностью в безопасности, во-вторых -- оценка целиком локализована в рамках темы безопасности. Более низкоуровневый комплекс НЕ затронут, переоценка поверхностна. Потому здесь ТОЧНО нет ничего "драматичного". К тому-же в условиях НЕ актуализированной ("отрицательно" -- т.е. путем угрозы) потребности в безопасности оценка за/против НАТО была и сама не актуальной, потому уязвимой для привходящих манипуляций, которых со стороны Москвы и ее пятой колонны в Украине было (и сейчас есть) в избытке. Не правомерно, опираясь на приведенный пример, строить вывод, сводящийся к тому, что и русским легко дастся "драматическое" преобразование. Проблемы русских более низкоуровневы (т.е. более фундаментальны). Включают в себя и психотические (паранойной группы, главным образом у "элиты"), и невротические (взять хотя-бы нереалистические притязания, причем ОЧЕНЬ ригидные и в неизменном виде принесенные в сегодня, когда шансов на реализацию -- категорический ноль, из прошлого, когда хоть призрачные шансы имелись), и характерологические (упрощенно говоря: поведенческая модель уголовника), и по виду напоминающую олигофрению тупость неизвестного, но точно немалого процента популяции, что стало очевидно лет пятнадцать (или всего десять?) назад, когда простые русские люди начали массово писать комментарии в Интернете.

Кроме того, как мне кажется (не настаиваю), в примере кроется ошибка мышления. Сразу оговорюсь: лежащая в рамках нормы (т.е. патологией НЕ являющаяся) -- с каждым может случится и, хоть раз в жизни, с каждым наверняка и случавшаяся. Ошибка, если она действительно имеет место, заключается в привлечении контекста "не из той оперы". Возможно, Вы, Андрей Николаевич, оценили "драматизм" выбора за/против НАТО по русским меркам, а у нас "абстрактный" про-европейский вектор в общем-то -- "фоновая" норма. Кроме того, как и говорилось выше, до войны "выбор" был лишен актуальности и аргумента про/контра были абстрактны и поверхностны.

Больше о неадекватности социалогического инструментария я написал в комментариях здесь http://aillarionov.livejournal.com/938081.html
From: (Anonymous) Date: July 17th, 2016 12:49 pm (UTC) (Link)
Эта замечательная статистика показывает, прежде всего, скорость создания украинской нации в ходе национально-освободительной войны против бывшей метрополии. Весьма впечатляет динамика изменений русскоязычного населения Украины (здесь представлены только как регионы). Русскоязычное населения Украины всё больше и больше перестаёт ассоциировать свою безопасность и будущее с "Россией"/РФ. Пока трудно определить долгосрочный тренд - станут ли они русскоязычными украинцами или полностью ассимилируются.
От этого зависит, станет ли Украина моноэтническим государством, или же будет раздираема в будущем межэтническими противоречиями, как Испания, Бельгия, Канада, Великобритания.

Что до скорости изменения сознания, то оно вполне может произойти в течении одного поколения: шведы, поселившиеся на Кубе, уже во втором поколении стали кубинцами. Их родной язык стал испанский (кубинский диалект), родная культура - кубинская, и ассоциируют себя они отнюдь не со Швецией, знакомой по рассказам, а с Кубой, где выросли. То же произошло со всеми этническими группами на Кубе, от индейцев и китайцев, до французов и итальянцев.

Общий знаменатель подвела национально-освободительная война.
natalya_007 From: natalya_007 Date: July 17th, 2016 01:42 pm (UTC) (Link)

Донбасс и тут отличился

"умом и сообразительностью".
From: yury_nesterenko Date: July 18th, 2016 02:33 am (UTC) (Link)
Украина вменяема, Россия нет. Только и всего.
Русским обязательно кого-то ненавидеть, причем тупой и совершенно иррациональной ненавистью. Это инвариант. А кого именно - евреев, американцев, грузин, украинцев - это уже подставляемые в этот инвариант переменные, сути его не меняющие.
(Screened comment)
aillarionov From: aillarionov Date: July 19th, 2016 03:43 am (UTC) (Link)

Предупреждение...

...за нарушение Правил данного ЖЖ.
dolphin_bo From: dolphin_bo Date: July 23rd, 2016 11:59 am (UTC) (Link)

Давно сказано; и, похоже, о предстоящем...:(

выслушай это, народ глупый и неразумный, у которого есть глаза, а не видит, у которого есть уши, а не слышит:
Меня ли вы не боитесь, говорит Господь, предо Мною ли не трепещете? Я положил песок границею морю, вечным пределом, которого не перейдет; и хотя волны его устремляются, но превозмочь не могут; хотя они бушуют, но переступить его не могут.
А у народа сего сердце буйное и мятежное; они отступили и пошли;
и не сказали в сердце своем: «убоимся Господа Бога нашего, Который дает нам дождь ранний и поздний в свое время, хранит для нас седмицы, назначенные для жатвы».
Беззакония ваши отвратили это, и грехи ваши удалили от вас это доброе.
Ибо между народом Моим находятся нечестивые: сторожат, как птицеловы, припадают к земле, ставят ловушки и уловляют людей.
Как клетка, наполненная птицами, домы их полны обмана; чрез это они и возвысились и разбогатели,
сделались тучны, жирны, переступили даже всякую меру во зле, не разбирают судебных дел, дел сирот; благоденствуют, и справедливому делу нищих не дают суда.
Неужели Я не накажу за это? говорит Господь; и не отмстит ли душа Моя такому народу, как этот?
Изумительное и ужасное совершается в сей земле:
пророки пророчествуют ложь, и священники господствуют при посредстве их, и народ Мой любит это. Что же вы будете делать после всего этого?


https://www.bibleonline.ru/bible/rus/24/05/

Весь Иеремия примерно об этом.

Всё циклично :)
21 comments or Leave a comment