?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile ИЭА Previous Previous Next Next
День независимости Московии – Битва при Алексине 1 августа 1472 г. - Андрей Илларионов
aillarionov
aillarionov
День независимости Московии – Битва при Алексине 1 августа 1472 г.
А.Горский. Когда Москва освободилась от власти Орды?
Время правления Ивана III – с 1462 г. по 1505 г. – стало эпохой, в которую московские владения выросли в несколько раз. Первым приобретением Ивана Васильевича было Ярославское княжество, присоединенное уже в 1463 г..[1046] В 1474 г. у ростовских князей была куплена остававшаяся номинально суверенной часть их княжества,[1047] а в 1478 г. под непосредственную власть московского князя перешла огромная Новгородская земля.[1048] К первой половине княжения Ивана III относится и ликвидация зависимости от Орды.

Вопрос о том, когда Москва освободилась от ордынской власти, может показаться парадоксальным, даже странным. Считается общепризнанным, что это случилось в 1480 г., в результате неудачного похода на Московское великое княжество хана Большой Орды Ахмата и т. н. «стояния на Угре».[1049] Однако если обратиться к историческим источникам, вышедшим из—под перьев современников событий – людей конца XV в., там такой трактовки происшедшего в 1480 г. не обнаружится.[1050] Более того – она отсутствует и у книжников XVII в. и даже у историков XVIII столетия! Первым, кто четко связал падение зависимости с событиями на Угре осенью 1480 г., был Н. М. Карамзин, заключивший рассказ о «стоянии» словами: «Здесь конец нашему рабству».[1051]

Правда, отражение похода Ахмата упоминается в связи с рассуждениями об избавлении от иноземной власти в двух памятниках середины – второй половины XVI в. – послании Ивану Грозному его духовника Сильвестра и «Казанской истории». Но у Сильвестра о походе Ахмата на Русь говорится в самых общих выражениях: «Гордый царь Ахматъ Болшия Орды воздвигъ по—мыслъ лукавъ на Рускую землю, со многими орды, съ великими похвалами во многихъ силахъ вооружився, пришелъ на Рускую землю со множствомъ многимъ воинствомъ, великою гордостию дышюще, помысливъ высокоумиемъ своимъ и рече: избию вси Князи Руские, и буду единъ властецъ на лицы всея земля, а не вѣдый, яко мечъ Божий острица на нь. И восхотѣ пленити всю Рускую землю…».[1052] Здесь нет ни одной конкретной детали, указывающей на то, что речь идет именно и только о походе 1480 г. Далее упоминаются (также в общих выражениях) бегство и гибель Ахмата (имевшая место в начале 1481 г.) и последующее полное уничтожение Орды – «безъ памяти разсыпашася и погибоша» (в действительности происшедшее только в 1502 г.). Лишь затем констатируется: «А православныхъ великихъ князей Господь Богъ рогъ возвыси и отъ нечестивыхъ царей свободи».[1053]

В «Казанской истории» события излагаются в следующей последовательности: Ахмат вступает на престол, посылает к Ивану III послов с требованием дани за прошлые годы, великий князь отказывается и царь выступает в поход. В рассказе о походе упоминаются Угра и ряд конкретных деталей событий 1480 г. (включая дату), но кроме того, говорится о разорении «Орды» (в смысле оставленных Ахматом без защиты степных становищ) «служилым царем» (касимовским ханом) великого князя Нурдовлатом и князем Василием Ноздреватым.[1054] В 1480 г. ничего подобного не происходило: возникновению такой легенды могли способствовать события, имевшие место в другие годы. В 1471 г. вятчане (жители тогда еще самостоятельной Вятской земли), спустившись, как и Нурдовлат с Василием Ноздреватым по «Казанской истории», в судах по Волге, разорили Сарай – древнюю столицу Орды;[1055] в 1472 г. отступление Ахмата от Оки (в ходе его первого похода на Москву, о котором речь пойдет ниже) на Руси связывали, в частности, с боязнью, что служилые «царевичи» великого князя Данияр и Муртоза «возьмут Орду» (оставшуюся без прикрытия степную ставку хана);[1056] в 1487 г. Иван III посылал Нурдовлата, а в 1490 и 1491 гг. его сына Сатылгана «под Орду»;[1057] в 1501 г. на Орду ходил Василий Ноздреватый;[1058] наконец, в 1502 г. с Ордой покончил брат Нурдовлата крымский хан Менгли—Гирей.[1059] Далее в «Казанской истории» говорится об отступлении и гибели Ахмата и подводится итог: «И тако скончашася цари ординстии, и таковым Божиим промыслом погибе царство и власть великия Орды Златыя. И тако великая наша Руская земля освободися от ярма и покорения бусурманского».[1060] Очевидно, что в послании Сильвестра и «Казанской истории» события московско—ордынских отношений при Иване III (от вступления Ахмата на ордынский престол во второй половине 60–х гг. XV в. до гибели Орды в 1502 г.) не расчленены во времени, и освобождение от ига связывается с их совокупностью.

Если же обратиться к источникам конца XV столетия, обнаруживаются известия, не согласующиеся с тезисом о «ликвидации ига» в 1480 г.

Польский хронист Ян Длугош, умерший в мае 1480 г. (т. е. до событий на Угре, имевших место осенью), под 1479 г. поместил (в связи с темой отношений Польско—Литовского государства с Москвой) панегирическую характеристику Ивана III. Начинается она с утверждения, что московский князь, «свергнув варварское иго, освободился со всеми своими княжествами и землями, и иго рабства, которое на всю Московию в течение долгого времени… давило, сбросил» (excusso iugo barbaro, vendicaverat se in libertatem cum omnibus suis principatibus et terris, et iugum servitutis, quo universa Moskwa a temporibus diuturnis. premebatur, rejecit).[1061] Итак, «стояния на Угре» еще не было, а в Польше уже существовало представление, что Иван III покончил с властью Орды…

В 1474 г. Иван III провел переговоры с правителем Крымского ханства (одного из наследников былой единой Орды, враждовавшего с наследником главным – Большой Ордой во главе с Ахматом) Менгли—Гиреем. В проекте договора о московско—крымском союзе не только нет намека на зависимость Москвы от Большой Орды, но Ахмат фигурирует как «вопчий недруг» Ивана и Менгли—Гирея. При этом московская сторона не соглашалась прекратить обмен послами с Ахматом, но примечательно, с каким обоснованием: «Осподарю моему пословъ своихъ къ Ахмату царю какъ не посылати? – должен был сказать Менгли—Гирею посол Ивана III Никита Беклемишев, – или его посломъ к моему государю как не ходити? Осподаря моего отчина съ нимъ на одномъ поле, а кочюетъ подле отчину осподаря моего ежелетъ; ино тому не мощно быть, чтобы межи ихъ посломъ не ходити».[1062] Обмен посольствами не может быть прекращен, поскольку волею судеб Ахмат – сосед великого князя московского; никакой ссылки на многолетнюю зависимость.[1063] Поскольку для правящих кругов Крымского ханства факт реальности таковой не мог быть секретом, следует полагать, что московская сторона во время переговоров дала понять, что более не признает отношений такого рода с Большой Ордой.

Наконец, в Вологодско—Пермской летописи (созданной современниками событий) говорится, что в 1480 г. Ахмат в ходе переговоров упрекал Ивана III в неуплате «выхода» девятый год.[1064]Это означает, что дань перестала выплачиваться в 1472 г..[1065] Здесь пора вспомнить, что поход Ахмата 1480 г. был вовсе не первым походом хана Большой Орды на Ивана III. До этого имели место два такого рода предприятия – в 1465 и как раз в 1472 г.

Поход на Москву, возглавляемый самим правящим ханом Орды («самим царем», по выражению русских источников), – явление не просто редкое, но исключительное. Ранее был всего один такой поход – Тохтамыша в 1382 г. (Мамай и Едигей, ходившие на Москву в 1380 и 1408 гг., не являлись ханами, а Улуг—Мухаммед, воевавший с Василием II в конце 30–х – первой половине 40–х гг. XV в., был ханом—изгнанником из Орды). Итак, один поход «самого царя» за 220 лет, прошедших между основанием Орды и вокняжением Ивана III, и три за 18 первых лет его правления! Выше (см. Часть V, Очерк 2) говорилось, что походы на Русь, санкционированные правителями Орды, всегда имели под собой конкретные причины, связанные с теми или иными нарушениями русскими князьями вассальных обязательств. Что уж говорить о случаях, когда сам хан возглавлял поход, – для этого нужны были более чем веские основания.

Поэтому факт выступления в 1465 г. на Москву хана Махмуда (брата Ахмата, правившего тогда Большой Ордой) может объясняться либо неуплатой Иваном III дани за первые годы его правления, с 1462 г.,[1066] либо присоединением Ярославского княжества (1463 г.) без ордынской санкции. Этот поход был сорван из—за нападения на Махмуда тогдашнего крымского хана Хаджи—Гирея.[1067] В последующие годы, когда к власти в Большой Орде пришел Ахмат, дань выплачивалась (коль скоро начало ее неуплаты датируется 1472 г.). Поход Ахмата на Москву 1472 г. следует связывать с другими причинами.[1068]

В конце 60–х гг. XV в. Казимир IV, король польский и великий князь литовский, стал активно претендовать на сюзеренитет над Великим Новгородом (традиционно признававшим своим верховным правителем великого князя московского). В Новгороде было немало сторонников перехода под «руку» Литвы, в частности кричавших на вече: «Не хотим за великого князя московского, ни зватися вотчиною его; волные есмя люди Великии Новгородъ, а московъскии князь великии многи обиды и неправду над нами чинит».[1069] В 1470–1471 гг. Казимир через своего посла, татарина Кирея Кривого, добивался у Ахмата союза против Ивана III.[1070] Немного позже, в 1472 г., Казимир получил от крымского хана Менгли—Гирея ярлык, в котором (как и в ярлыке Хаджи—Гирея 1461 г.) помимо реально принадлежавших Великому княжеству Литовскому русских земель королю жаловался и Новгород.[1071] Скорее всего, в 1470–1471 гг. Казимир добивался от Ахмата, помимо военного союза против Москвы, того же – признания его прав на Новгород. Ярлыки, выданные крымскими ханами, более способствовали самоутверждению Гиреев в борьбе с Большой Ордой за «наследие» былой единой ордынской державы, чем имели реальную политическую значимость. Иное дело, если бы Новгород был пожалован Казимиру не крымским ханом, а ханом Большой Орды – это являлось бы волей правителя, традиционно признававшегося в Москве сюзереном. В августе 1471 г. посольство Ахмата прибыло в Краков,[1072] по—видимому, с положительным ответом. Но было поздно: Иван III, о реакции хана на претензии короля не знавший, 14 июля 1471 г. (т. е. когда ордынское посольство было на пути в Польшу) разбил новгородцев на р. Шелони и вынудил их признать его власть.[1073] Воля хана оказалась пустым звуком. Тогда Ахмат и решил наказать своевольного вассала.

Согласно великокняжескому летописанию, хан пошел на Русь «со многими силами», «со всею Ордою».[1074] Другой летописный источник указывает, что Ахмат двинулся «со всеми силами своими», оставив дома только «старыхъ, и болныхъ, и малыхъ детеи», и подошел к московским владениям с «литовского рубежа»,[1075] т. е. с территории, принадлежавшей Великому княжеству Литовскому (владения которого тогда включали верхнее течение Оки). 29 июля Ахмат подошел к городу Алексину на правом берегу Оки. На следующий день татарам удалось сжечь упорно сопротивлявшийся город. Но их попытка переправиться на левый берег реки была отбита подоспевшими московскими войсками. В ночь на 1 августа Ахмат поспешно отступил («побеже») и в шесть дней достиг своих зимних становищ.[1076] Летописцы 70–х гг. XV в. связывали отход хана с его страхом перед русскими войсками, вид которых описывался в выражениях, напоминающих поэтическую образность «Задонщины» и «Сказания о Мамаевом побоище»: «И се и сам царь прииде на берегъ и видевъ многые полкы великого князя, аки море колеблющися, доспеси же на них бяху чисты велми, яко сребро блистающи, и въоружены зело, и начат от брега отступати по малу в нощи тое, страх и трепет нападе на нь»;[1077] «и бѣ видѣти татаромъ велми страшно, такоже и самому царю, множество воа русского. А лучися тогды день солнечныи: якоже море колиблющеся или яко езеро синеющися, все в голыхъ доспесех и в шеломцехъ сь аловци».[1078] Причиной не самого отступления, но его небывалой поспешности великокняжеская летопись называет распространившуюся в татарском войске смертельную болезнь.[1079]

Результат конфликта оценивался великокняжеской летописью как «победа» и «избавление»: «Сице бысть милосердие Господа нашего Исуса Христа на нас грешных, и толика побѣда на противных сыроядець. избави Господь род христианскы от нахожениа безбожных Агаренъ. и раззидошася кииждо въ свояси, благодаряше Господа Бога, подавшего имъ побѣду бес крове на безбожных Агарян».[1080] Он получил даже более высокую оценку, чем итог конфликта 1480 г.: тогда происшедшее расценили как «избавление»,[1081] а в отношении событий 1472 г. говорилось не только об «избавлении», но о «победе».[1082]

Именно после отражения похода 1472 г. Иван III перестал выплачивать дань (и уже окончательно) и начал переговоры с Крымом о союзе против Казимира и Ахмата. Это означало фактически прекращение отношений зависимости с Большой Ордой. Решение далось трудно – есть сведения о наличии в окружении великого князя лиц, выступавших за сохранение прежнего положения дел;[1083] сломать более чем двухвековую традицию признания хана Орды верховным владыкой Руси было делом непростым. Но явился хороший повод – действия хана выглядели как несправедливые, предпринятые при отсутствии какой—либо вины со стороны великого князя. Ведь поход Ивана III на Новгород московская сторона не могла рассматривать в качестве вины перед «царем», поскольку Новгородская земля издавна считалась «отчиной» великих князей, и Орда всегда это признавала. Вспомним теперь резоны, выдвигавшиеся в Новгороде в качестве оснований непризнания власти Ивана III: если носитель верховной власти чинит неправду и обиду, отношения с ним могут быть разорваны.

Однако фактически прекратив отношения зависимости и заявляя об этом в контактах с третьими странами (Крымом, и, судя по приведенной выше характеристике Я. Длугоша, Польско—Литовским государством[1084]), Иван III стремился не делать резких движений в отношениях с самой Большой Ордой, рассчитывая оттянуть новое столкновение. В 1473–1475 гг. продолжался обмен послами с Ахматом.[1085] Но в 1476 г., когда пошел уже пятый год неуплаты дани, а Ахмат стал приводить в зависимость отпавшие ранее от Орды земли (ему удалось тогда подчинить Крым и Астрахань[1086]), посол хана приехал в Москву, «зовя великого князя ко царю в Орду»[1087] (вызова великого князя московского в Орду не было со времен Тохтамыша). Иван III не поехал, и конфликт стал неизбежным. Ахмат не выступал во второй поход до 1480 г., когда договорился с Литвой об антимосковском союзе. Но в Москве после отъезда в сентябре 1476 г.[1088] ордынского посла о предстоящей отсрочке, естественно, знать не могли и должны были ожидать нового похода хана в ближайшее удобное для этого время. По аналогии с предшествующими татарскими походами и набегами таким временем было лето.[1089]Следовательно, летом следующего года, 1477 г., в Москве ждали ордынского нападения. И именно накануне, весной 1477 г., создавался Московский великокняжеский летописный свод, ставший источником дошедших до нас летописей – Московского свода 1479 г. и Ермолинской.[1090]

В этом своде последовательно проводилась «антиордынская» тенденция. Были опущены имевшиеся в более ранних летописях – его источниках – места, указывающие на зависимость Руси от Орды: о том, что Александр Невский получил в Орде «старейшинство во всей братьи его», о посылке (после восстания горожан Северо—Восточной Руси против сборщиков дани в 1262 г.) татарских войск «попленити християны» и принуждении их «с собой воинствовати»,[1091]о службе татарам князя Глеба Ростовского, о татарской политике возбуждения вражды между русскими князьями, о «царевых ярлыках», зачитанных на княжеском съезде в Переяславле в 1303 г..[1092] В Повести о нашествии Тохтамыша 1382 г. были пропущены слова, мотивировавшие отъезд Дмитрия Донского в Кострому нежеланием противостоять «самому царю» («не хотя стати противу самого царя»), а определения «мятежники и крамольники» оказались перенесены с затеявших в Москве волнения горожан на тех, кто хотел бежать из города в преддверии осады.[1093] Кроме того, появились уничижительные эпитеты по отношению к основателю Орды Батыю («безбожный», «окаянный»), чего прежде в литературе Северо—Восточной Руси не было, к Тохтамышу (ранее также не встречаются) и к современному, ныне находящемуся у власти «царю» (что прежде также не допускалось) – Ахмату («злочестивый»).[1094] Наконец, в свод были включены две специальные повести, повествующие об отражении нашествий могущественных восточных «царей».

Одна из них – «Повесть о Темир—Аксаке», рассказывающая о подходе к русским пределам в 1395 г. монгольского правителя Средней Азии Тимура и его отступлении благодаря заступничеству чудотворной Владимирской иконы Божьей Матери.[1095] Другая – «Повесть о убиении Батыя». В ней рассказывается (под 1247 г.) о походе Батыя на Венгрию, где правил король Владислав, тайно (благодаря влиянию сербского архиепископа Саввы) исповедовавший православие. Будучи не в состоянии отразить татар, он пребывал в городе Варадине на столпе, проводя время в молитвах. Голос свыше предсказал королю победу над неприятелем, Владислав вместе с находившимися в городе венграми вступил в бой, разбил противника и своей рукой убил Батыя.[1096]

От реальной действительности «Повесть…» очень далека: на самом деле Батый совершил поход в Венгрию в 1241 г.; поход этот был успешным, противостоял Батыю король Бела IV, а умер основатель Золотой Орды своей смертью, в зените могущества, в 50–х гг. XIII в. Исследование «Повести о убиении Батыя» показало справедливость предположения, что она написана Пахомием Сербом (Логофетом) – наиболее видным русским писателем той поры, выходцем из Сербии. Фактической основой сюжета послужили события татарского похода на Венгрию 80–х гг. XIII в.; но под пером Пахомия предводителем неудачного похода стал Батый. Преследовалась вполне определенная цель: показать, что при условии крепости веры можно нанести поражение непобедимому «царю», даже самому Батыю – завоевателю Руси, основателю Орды, правителю, установившему «иго» (эта тенденция к «дискредитации» Батыя продолжилась во время похода Ахмата 1480 г.: тогда архиепископ Вассиан Рыло в своем «Послании на Угру», стремясь убедить заколебавшегося было Ивана III, что он вправе вести активные действия против хана, доказывал, что предок Ахмата Батый не был «царем» и не принадлежал к царскому роду[1097]). Есть основания полагать, что не только «Повесть о убиении Батыя», но и вся указанная выше «антиордынская правка» в своде 1477 г. связана с работой Пахомия.[1098]

К 1470–м гг. относится и подъем интереса к Куликовской битве 1380 г., выразившийся в создании двух новых редакций «Задонщины» – Пространной и Краткой.[1099]

Таким образом, фактическое прекращение отношений зависимости с Ордой произошло в 1472 г., после первого похода Ахмата на Москву. В последующие годы шла интенсивная идеологическая подготовка к отражению нового нашествия хана. В 1480 г. имела место попытка Ахмата восстановить власть над Московским великим княжеством. Поход хана на сей раз был основательнее подготовлен, чем в 1472 г., и во время «стояния на Угре» в окружении Ивана III вновь поднялись голоса за признание верховенства ордынского «царя». Но возобладать им не удалось, а после отступления Ахмата и его скорой (январь 1481 г.) гибели в результате нападения сибирских татар и ногаев Большая Орда была уже не в силах претендовать на сюзеренитет.[1100]

Непризнание ордынской власти произошло в условиях, когда уже начала действовать идея перехода к московскому великому князю из павшей Византийской империи царского достоинства, несовместимого с подчинением ордынскому «царю».[1101] Мнение о необходимости прекратить отношения зависимости возобладало после «несправедливого» с московской точки зрения и удачно отраженного похода Ахмата 1472 г. Таким образом, освобождение совершилось тогда, когда начала преодолеваться прочно укоренившаяся «ментальная установка» о законности верховной власти хана Орды над Русью, и совершилось почти бескровно (несмотря на то, что Орда в 70–х гг. XV в. переживала последний всплеск своего военного могущества).

В мировой практике обретение страной независимости принято относить ко времени, когда освобождающаяся от иноземной власти страна начинает считать себя независимой, а не ко времени, когда эту независимость признает «угнетающая сторона» (так, в США годом обретения независимости считается 1776, хотя война за освобождение продолжалась после этого еще 7 лет, причем с переменным успехом, и Англия признала независимость своих североамериканских колоний только в 1783 г.). Поэтому если ставить вопрос, какую из двух дат – 1472 или 1480 г. – считать датой начала независимого существования Московского государства, предпочтение следует отдать 1472 году. Российскому суверенитету не 13 лет (сколько прошло с принятия «Декларации о суверенитете» 12 июня 1990 г.), и не 423 года (523 года. А.И.) (сколько прошло со «стояния на Угре»), а 431 год (531 год. А.И.). 1 августа 1472 г. (дата отступления Ахмата от Оки) должно занимать среди памятных дат истории Отечества достойное место.[1102]
http://statehistory.ru/books/Anton-Gorskiy_Rus-Ot-slavyanskogo-Rasseleniya-do-Moskovskogo-tsarstva/20

Сражение под Алексином – Википедия
Л.Гайдукова. Оборона Алексина 1472 г. Князь Юрий Васильевич Дмитровский

П.С.
Завтра, 1 августа 2016 г., независимому существованию Московского государства исполняется 544 года.
Через шесть лет, 1 августа 2022 г., – 550 лет.

Tags: , , , ,

166 comments or Leave a comment
Comments
Page 1 of 3
[1] [2] [3]
ivangoe4 From: ivangoe4 Date: July 31st, 2016 07:06 am (UTC) (Link)
1472
+
431
______
1903
В концовке арифметика не бьется.
aillarionov From: aillarionov Date: July 31st, 2016 07:17 am (UTC) (Link)

Статья писана в 2003 году

1) <Российскому суверенитету не 13 лет (сколько прошло с принятия «Декларации о суверенитете» 12 июня 1990г.)>
1990 + 13 = 2003

2) <и не 423 года (сколько прошло со «стояния на Угре»)>
1480 + 423 = 2003

3) <а 431 год>
1472 + 431 = 2003

Edited at 2016-07-31 07:20 am (UTC)
Re: :) - (Anonymous) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Expand
off topik - (Anonymous) - Expand
ivan_10_dyrak From: ivan_10_dyrak Date: July 31st, 2016 07:38 am (UTC) (Link)
Всё концептуально не так. Не было ни ига, ни освобождения. Всё кругом Орда, и было долгое безвременье, разборка, кто тут у нас главный. Ведь и после Москва платила крымским Гиреям и признавала их старшинство. И лишь когда последний Гирей присягнул перед Екатериной II, цикл закончился. Мы теперь в Орде главные! Есть лишь мятежный малороссийский улус, но это дело времени...
vasha_rasha From: vasha_rasha Date: July 31st, 2016 08:19 am (UTC) (Link)
ой дурак.
(Screened comment)
Kнигa - (Anonymous) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Expand
(Screened comment)
vlasovetz55 From: vlasovetz55 Date: July 31st, 2016 07:40 am (UTC) (Link)
Независимость, ага. До сих пор ордынская ментальнсть у русичей.
ivan_10_dyrak From: ivan_10_dyrak Date: July 31st, 2016 05:19 pm (UTC) (Link)
а я горжусь!
(no subject) - (Anonymous) - Expand
evil_gryphon From: evil_gryphon Date: July 31st, 2016 08:04 am (UTC) (Link)
В мировой практике обретение страной независимости принято относить ко времени, когда освобождающаяся от иноземной власти страна начинает считать себя независимой, а не ко времени, когда эту независимость признает «угнетающая сторона»

В результате слишком долгой "иноземной власти" (и при активной помощи "православной церкви") произошла ассимиляция. То есть, и система властных отношений и правящая и военная "элиты" в Московском царстве были татарского происхождения и такими и оставались очень долгое время, благодаря завоеваниям состав "элиты" постепенно менялся, в отличие например от Китая где монгольская "элита" была уничтожена физически в результате восстания. Поэтому можно говорить не о "независимости о Орды" а о развале Орды на *равноправные* кусочки в результате гражданской войны (эти кусочки воевали друг с другом и вскоре объединились обратно под властью сильнейшего). Если сравнивать с США то положение коренного населения в России примерно соответствует положению американских индейцев в США, после "обретения независимости США" положение этих индейцев ухудшилось (можно сравнить с захватом Новгорода).
From: (Anonymous) Date: July 31st, 2016 01:51 pm (UTC) (Link)
"В результате слишком долгой "иноземной власти" (и при активной помощи "православной церкви") произошла ассимиляция. То есть, и система властных отношений [...] в Московском царстве были татарского происхождения и такими и оставались очень долгое время"

Сравните с Испанией, где католическая церковь не стала сотрудничать с оккупантами. СЕМЬ веков арабского ига не привели к ассимиляции.
qulac73 From: qulac73 Date: July 31st, 2016 08:05 am (UTC) (Link)
Есть такая шутка, что монгольское иго закончилось переносом столицы Орды в Москву.
gooooooooogle From: gooooooooogle Date: July 31st, 2016 09:35 am (UTC) (Link)
Московия не ушла из-под татарского владычества после 1480 года, как нам
пытались внушить великорусские "сказатели истории". Нет! Поменялся лишь
Хозяин Московии. Он переместился из Сарая в Бахчисарай.
При том поменялась и степень зависимости Московии от Орды. Если раньше
была необходимость получать "ярлык" на управление княжеством в Сарае, то
сейчас и Крымские Гиреи, и Московские Рюриковичи полюбовно согласились, что
именно они остались продолжателями дел Чингисидов и наследниками величия
Великой Орды. При этом Крым остался носителем Царского трона, а Московский
князь остался "меньшим братом", но уже мог передавать титул по наследству. Как
ни толкали московские церковники Ивана III и его сына Василия III посягнуть на
титул Царя, князья не стали противостоять Крымским Гиреям.
Однако, даже заключив договор с Крымом, Московия продолжала испытывать
страх перед остатками Большой Орды, кочующей в Поволжье, а Иван III, как и его
предки "праздновал труса" перед Ордынскими Ханами.
From: (Anonymous) Date: August 2nd, 2016 06:30 am (UTC) (Link)
Оккупирована Московия крымскими ханами не была. Об этом лекция Андрея Илларионова на Эхе, смысл которой, если Вы не заметили, вполне можно свести к тому, что началась история с "береговой охраной" и 191 война с Крымским Ханством, что означает настоящую борьбу против попытки новой оккупации со стороны уже Крыма. Воровали людей - это да. Продавали в рабство. Им и затыкали их прожорливую пасть податью естественно. Но и всё это несопоставимо с тем, что было в качестве дани оккупантам ха ярлыки, и фактически эти подати "кидали через границу".

Речь о конце оккупации. Большая Орда за 200 с чем-то лет превратилась в оккупантов, и при Алексине эта оккупация закончилась и дань платить московиты прекратили именно после битвы. А кто куда переехал - не имеет значения. Крымское ханство в жизни Большой Орде не равнялось.

Оккупация - фсё. Закончилась 1 августа 1472. Мы вчера уже пили в нескольких городах. Хватит за рабство-то держаться в самом деле!
From: (Anonymous) Date: July 31st, 2016 09:38 am (UTC) (Link)
Не нужно ли из 544 лет вычесть какое-то число лет последовавшей после ордынской зависимости зависимости крымскоханской?
Или поминки за дань не считаются?
From: (Anonymous) Date: July 31st, 2016 04:27 pm (UTC) (Link)
Это мелочи. Так можно до бесконечности считать. Все кому-то понемногу платят. И США - тоже. Но есть зависимость, а есть просто необходимость в некотором роде что-то слегка спонсировать. Это не зависимость. Так можно сказать что США - по всем статьям зависимая страна. Но это было бы информацией, не соответствующей действительности.
(no subject) - (Anonymous) - Expand
unit_w From: unit_w Date: July 31st, 2016 10:00 am (UTC) (Link)
Никогда,Московия это и есть орда
rikchel From: rikchel Date: July 31st, 2016 11:29 am (UTC) (Link)
Ну, и где там Святая Русь? Одни только татаро-мордовские разборки с перекрышеванием, с переездом в финале столицы Ордовии в Москву.
From: (Anonymous) Date: July 31st, 2016 01:38 pm (UTC) (Link)

Re: П.С.

Поскольку Московский улус регулярно платит дань Ичкерии, то говорить о независимом существовании Московского государства несколько преждевременно.

Раз обретение страной независимости принято относить к прекращению выплаты дани, то данный исторический экскурс ясно указывает на концепцию освобождения:
"не дожидаясь, когда эту независимость признает «угнетающая сторона»"
ivan_10_dyrak From: ivan_10_dyrak Date: August 3rd, 2016 06:21 pm (UTC) (Link)

Re: П.С.

Московский улус улусу Чечня не платит, Москва делит деньги с нефти Ямало-Ненецкого АО, и Чечне там не больше всех досталось, сейчас первый Крым на довольствии
что же до Ичкерии, то таковой на довольствии у нас нет, а её сторонники регулярно отстреливаются
v_razdolbaeff From: v_razdolbaeff Date: July 31st, 2016 02:27 pm (UTC) (Link)
Никакой независимости не было и нет. россией по-прежнему правят "монголо-татары". Фамилию хана все знают...
mibrag From: mibrag Date: July 31st, 2016 06:52 pm (UTC) (Link)
Фамилию паХАНА все знают...
kvas777 From: kvas777 Date: July 31st, 2016 02:42 pm (UTC) (Link)
Очень интересное исследование. Осталось непонятным - куда подевалась Киевская Русь и все её земли?
hypostratigos From: hypostratigos Date: July 31st, 2016 06:39 pm (UTC) (Link)
В XIV веке она стала Литвой. Русь - это земли великого князя народа русь из рода Рюриковичей. Они в XIV в. оказались в Залесье вокруг Владимира (и ещё немножко в Галиции у другой линии Рюриковичей, потомков Даниила). Литва - земли великого князя народа литва (совр. аукштайты) из рода Гедиминовичей. Как закончились в Киеве великие князья (в середине XIII в.), так и началась "дерусификация" Поднепровья, закончившаяся его аннексией литвинами.
Rostislav Andriyuk From: Rostislav Andriyuk Date: July 31st, 2016 04:10 pm (UTC) (Link)

любопытная хронология подачи ленты новостей

Работники агентства национальной безопасности США попытаются сломать сети хакеров из РФ
У Путина сделали резонансное сообщение о крупной кибератаке
ФСБ предотвратила крупную кибератаку на госорганы
kvas777 From: kvas777 Date: August 1st, 2016 07:32 am (UTC) (Link)
В Петропавловске полночь...
derik_536 From: derik_536 Date: July 31st, 2016 07:38 pm (UTC) (Link)
Толку от подобных изысканий (если не для науки) ИМХО полный ноль. Ну ни как этот "сувернитет" не влияет на сегодняшнее и близкое и далекое будущее. Сам факт обсужденияэтойтемы доказывает ее сиюминутность и полное оторванность от реального влияния на хоть какое-то событие сейчас или в будущем.
mamaja51 From: mamaja51 Date: August 7th, 2016 10:39 am (UTC) (Link)
+100500
sj_brevis From: sj_brevis Date: July 31st, 2016 09:16 pm (UTC) (Link)

независимому Московскому государству 544 года


С Днем Независимости!
Ура!

1 августа 2016
From: (Anonymous) Date: August 1st, 2016 07:22 am (UTC) (Link)

С Днем Независимости! Ура! 1 августа 2016

1 августа 2016


https://www.openrussia.org/post/view/16719/

ypa!!!
166 comments or Leave a comment
Page 1 of 3
[1] [2] [3]