Андрей Илларионов (aillarionov) wrote,
Андрей Илларионов
aillarionov

Category:

Р.Богданас. Сколько литовцев еще смотрит в окно

«Во время Холокоста в Литве уничтожили практически всех евреев».
Звучит правильно, но я склоняюсь к другому варианту:
«Во время Холокоста была уничтожена еврейская часть литовского общества».
Кажется, что это то же самое.
Но я вижу существенную разницу, проявляющую отношение к своему краю и его прошлому.

В первом случае признают, что кроме литовцев на этой земле жили еще и евреи, которых теперь не осталось. Их история завершилась, а наша, по крайней мере, пока, еще продолжается.
То есть есть два разных пути – евреев и литовцев.

Во втором случае мы утверждаем, что евреи, несмотря на то, что они отличаются от литовцев, являются частью той же Литвы, – как рука и нога, они разные, но являются частью того же тела. Несмотря на то, что евреи жили своей довольно закрытой общиной, их вековое присутствие и их работа рядом сделали их частью Литвы.

Казалось бы, это простая правда, но как тяжело ее понять. Ведь тогда придется выяснить, какое безумие охватило Литву, когда одна рука рубила другую и срывала с ее застывших пальцев золотые кольца.

Болезненный, но самый быстрый способ понимания этой правды – это отождествление себя с литовскими евреями, чтобы мы не думали о них только как о евреях в Литве, только как о присутствовавшем атрибуте, из-за уничтожения которого мы сожалеем. Люди договариваются между собой только потому, что могут испытывать эмпатию. Иными словами, мы способны представить, какой будет реакция на то или иное наше действие или слово, и именно это делает общение между людьми возможным.

Кто не обладает эмпатией, тот болен аутизмом. Он может отлично считать, запоминать, но его мозги не способны отождествлять себя с другими. Нам жаль того, кто поранился, потому, что мы понимаем, как нам было бы больно, окажись мы на его месте.

29 августа, когда я шел несколько километров от центра Молетай до места, где расстреляли евреев за городом, то вместе с тысячами других съехавшихся людей мы повторили путь, который прошли обреченные на смерть в тот же день лета 75 лет назад. Они шли, взглядами прощаясь со своими домами, деревьями, под которыми выросли, их уставшие глаза скользили по тем же зеленеющим холмам, которые видел и я.

Их три дня и три ночи без еды и воды продержали запертыми в синагоге, чтобы у них не было сил на сопротивление. Они знали, что уже не увидят, как пожелтеют придорожные поля, а позже их накроет снежное покрывало. Они оказались виновными только потому, что родились евреями.

Молетай в тот день лишился двух третей своих жителей. Я думал о том, что чувствовали те, кто пережил образовавшуюся пустоту. Не стало трактира, не стало пекаря, не стало магазина. Пустые дома, какие можно было безнаказанно разорять. В ушах еще стоят звуки пятичасовой стрельбы. Столько времени потребовалось 20 литовским местным полицейским, чтобы убить несколько тысяч человек. Яму длиной 50, шириной 4 и глубиной 4 метра накануне почти сутки копали 40 мужчин-евреев, пригнанных сюда для этой работы. Перед тем, как расстрелять людей, их заставили раздеться. Позже их одежду продали местным жителям.

Этот ад открылся по всей Литве. Городки опустели, и Литва лишилась целого слоя общества, который соединял город с деревней. Евреи, которым в Европе запрещалось владеть землей, занимались тем, что им разрешалось, и они стали торговцами, трактирщиками, банкирами. Они продавали гвозди из города, селедку из порта, кредитовали крупные покупки земледельцев.

Сейчас в Молетай около 6000 жителей. Литовцы пьют кофе и едят пиццу в длинном здании из красного кирпича, в котором до войны жили и торговали евреи. Только небольшая часть местных жителей присоединилась к шествию, большинство его участников были приезжие. Жители Молетай, как и 75 лет назад, смотрели в окна. Некоторые даже стояли у порогов домов, поскольку сегодня это неопасно.

Когда они сделают еще несколько шагов и присоединятся к реке памяти, которой текла процессия?
Когда мы принесем к местам гибели евреев столько камней, чтобы из них получится высокая гора?

Только тогда, стоя на такой горе, мы сможем посмотреть назад в глубокую яму, где мы все находились, и где навеки осталась часть нас, которая была евреями.
http://ru.delfi.lt/opinions/comments/rbogdanas-skolko-litovcev-esche-smotrit-v-okno.d?id=72229340
Tags: люди
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 118 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →