?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile ИЭА Previous Previous Next Next
Д.Трамп и Д.Песков о значениях слова «убийца» - Андрей Илларионов
aillarionov
aillarionov
Д.Трамп и Д.Песков о значениях слова «убийца»

https://www.youtube.com/watch?v=74DAI2hr9Kk

Весьма необычно Д.Песков дважды привлек внимание мировой общественности к полувопросу/полуутверждению ведущего телеканала Fox News Б. О’Рейли о В.Путине: «Путин – убийца?», предлагая тому, во-первых, извиниться, а, во-вторых, обещая «вернуться к этому вопросу в 2023 году». Такого внимания к журналистскому слову, произнесенному за пределами России, раньше не наблюдалось. Что случилось?

Похоже, что претензии Кремля адресованы не столько О’Рейли, сколько Трампу. И вызваны они тем значением слова «убийца», на которое он намекнул в своем ответе.

В отношении к человеку, занимающему государственный пост, слово «убийца» имеет не менее пяти значений. Во-первых, такого человека могут назвать убийцей в том случае, если его действия или его бездействие, с точки зрения называющих, привели к избыточной смертности людей. Например, проводимая властями ошибочная социально-экономическая политика, за которую, с их точки зрения, в конечном счете отвечает этот государственный деятель. Убийцами называли руководителей российского правительства, чья политика привела к преждевременной гибели миллионов людей.

Во-вторых, такого человека могут назвать убийцей тогда, когда вооруженные силы, полиция, спецслужбы проводят силовую операцию, в ходе которой погибают гражданские лица. Убийцей называют любого государственного руководителя, посылающего войска за рубеж или на подавление восстания на собственной территории, – от М.Тэтчер в Фолклендской войне до М.Горбачева, санкционировавшего применение советских войск в Тбилиси и Баку. Убийцами называли российское руководство из-за Норд-Оста и Беслана. После катастрофы МН17 в июле 2014 г. трудно было найти европейскую газету, какая не назвала бы Путина убийцей. Но даже самый суровый критик Путина не обвинял его в том, что тот сам непосредственно сидел за штурвалом БУКа и нацеливал ракету на пассажирский лайнер. В вину Путину ставят другое – отданные им приказы и поручения, в результате которых российский БУК с российским военным экипажем оказался на территории Украины и своей ракетой сбил гражданский самолет с невинными людьми.

В-третьих, такого человека могут назвать убийцей тогда, когда по его приказу убивают вооруженного противника. Убийцей называют, например, президента Б.Обаму, по приказу которого был убит Усама бин Ладен.

Все эти три значения термина «убийца» по отношению к государственным деятелям характеризуют, так сказать, убийцу от имени государства, государственного убийцу. В современной речи они используются весьма широко, небезосновательно, но, за редким исключением, без прямых юридических последствий для называемых. За их применение журналистами и широкой публикой государственные органы, как правило, не требуют извинений. Два других значения слова «убийца» принципиально отличаются от трех предыдущих.

В-четвертых, государственного деятеля могут назвать убийцей, если он имплицитно указывает или эксплицитно приказывает своим подчиненным «разобраться» со своими политическими, идеологическими, личными невооруженными противниками – журналистами, правозащитниками, адвокатами, политическими оппонентами. Именно так называют английского короля Генриха II, по наущению которого, как утверждается, был убит епископ Кентерберийский Томас Беккет. Именно так заслуженно называют М.Каддафи, отдавшего приказ заложить взрывчатку в самолет компании «Пан Америкэн», взорванный затем над Локерби. Именно в возможной отдаче распоряжения об убийстве А.Литвиненко судья Роберт Оуэн обвинил В.Путина в январе прошлого года.

Наконец, в-пятых, государственного деятеля могут назвать убийцей, если он(она) собственноручно совершит убийство человека.

Эти два последних значения слова «убийца» относятся к осуществлению т.н. обычных убийств. В отличие от государственных убийц обычные убийцы не имеют иммунитета от юридического преследования.

Ни во время разговора с Д.Трампом, ни после него О’Рейли не дал пояснений, какое именно значение слова «убийца» (или комбинацию нескольких) он имел в виду.

Ответ Трампа на вопрос О'Рейли оказался демонстративным – он не только утвердительно покачал головой, не только не стал опровергать полувопрос/полуутверждение собеседника, но и поддержал его весьма неожиданным образом: «TRUMP: There are a lot of killers». «Есть много убийц. У нас (в США тоже) есть много убийц». Иными словами, Трамп сразу же согласился с главным утверждением О’Рейли. Не припоминаю, чтобы кто-либо еще из действующих глав государств когда-либо делал такого рода публичные заявления.

В то же время первая реакция Трампа сразу же и показала, в каком смысле нынешний американский президент воспринял прозвучавший термин «убийца». Слова Трампа о множестве убийц у нас (в США) означают, что Трамп имел в виду не государственных деятелей, лидеров, президентов, по приказам которых проводятся военные действия/антитеррористические операции, каких (президентов), по определению, не бывает много. Следовательно, он имел в виду не государственных, а обычных убийц (в четвертом и пятом значениях этого слова), каких у нас много. Иными словами, Трамп не просто согласился с О’Рейли в том, что речь идет об убийце, но и инициативно уточнил, что речь идет об убийце в обычном значении этого слова.

Видимо, спохватившись, что сказал что-то лишнее, Трамп поторопился дать еще одну интерпретацию термина «убийца»: «Вы что думаете? Наша страна так уж невинна?» Последующий обмен репликами по поводу войны в Ираке, очевидно, преследовал цель представить объект обсуждения в качестве такого же государственного убийцы, как и администрация США. Как известно, именно эта часть интервью Трампа вызвала бурю эмоций в американском обществе и спровоцировала бесконечные комментарии о (не)допустимости одинаковых моральных оценок действий вооруженных сил России и США.

Оставим такого рода дискуссии американцам. Для нас важнее другое. В самом конце этой части интервью Трамп внезапно еще раз вернулся к своей первоначальной интерпретации обсуждаемого термина, ассоциирующейся как раз не с государственным, а с обычным убийцей: «So, a lot of killers around, believe me». «Много убийц вокруг. Поверьте мне». То есть первое значение термина – убийца в обычном значении – осталось для него ведущим.

Но, возможно, самое главное в этой истории заключается даже не столько в этом беспрецедентном заявлении Трампа, сколько в действиях Пескова. Ведь что он сделал? Он потребовал извинений от О’Рейли и телекомпании Fox News за слово, какое он назвал «недопустимым и оскорбительным».

Но слово «убийца» в адрес руководителя государства, войска которого действительно убили и убивают десятки тысяч людей в Чечне, Грузии, Украине, Сирии, спецслужбы которого уничтожили А.Масхадова и З.Яндарбиева, в мире используется регулярно. Достаточно посмотреть грузинские, украинские, арабские, европейские, американские средства массовой информации. Еще раз повторю, что в июле 2014 г. вся Европа называла российского лидера именно этим словом. И тогда никакой реакции Кремля, никаких требований по принесению извинений не было. Что изменилось сейчас? Почему возникли претензии к О’Рейли? И к О’Рейли ли?

Похоже, что проблема заключается не в слове «убийца» как таковом, а в различных значениях этого термина. Когда речь идет об убийствах от имени государства, о т.н. государственных убийствах, то со стороны Кремля это не вызывает каких-либо возражений. Более того, такие убийственные действия восхваляются, как это можно видеть по официальной пропаганде, воспевающей «ликвидации боевиков», «бомбежки террористов», «запуски крылатых ракет из бассейна Каспийского моря» и т.д.

Однако, когда Трамп заговорил об убийце, но не о государственном, а об обычном, то это вызвало столь оперативную, столь обиженную и столь повторяющуюся реакцию.
При этом понятно, что об убийце в обычном значении заговорил не О’Рейли, а Трамп.
А претензии пока предъявлены только О'Рейли.
Видимо, время требовать извинений от Трампа еще не настало.
Оно, похоже, отложено.
Может быть, до 2023 года.


P.S.
Мое внимание привлекли к похожему разговору полуторамесячной давности журналиста телеканала MSNBC Джо Скарборо с Д.Трампом:

TRUMP: When people call you "brilliant" it's always good, especially when the person heads up Russia.
JOE SCARBOROUGH: Well, I mean, also is a person who kills journalists, political opponents and...
WILLIE GEIST: Invades countries.
SCARBOROUGH: ... and invades countries, obviously that would be a concern, would it not?
TRUMP: He's running his country, and at least he's a leader, unlike what we have in this country.
SCARBOROUGH: But, again: He kills journalists that don't agree with him.
TRUMP: Well, I think that our country does plenty of killing, too, Joe.
https://www.washingtonpost.com/news/the-fix/wp/2015/12/18/donald-trump-glad-to-be-endorsed-by-russias-top-journalist-murderer/?utm_term=.2486a2bb6a6a

Нетрудно видеть, что Дж.Скарборо сделал фактически то же самое, что и Б.О’Рейли (точнее: именно Б.О’Рейли через полтора месяца повторил слова Дж.Скарборо), т.е. назвал В.Путина «убийцей» и – даже более того – детализировал как он это понимает: «тот, кто убивает журналистов, политических оппонентов и...»

Тем не менее, как мы знаем, ни Дж.Скарборо, ни руководство канала MSNBC не удостоились даже единственного обращения от Д.Пескова с требованиями извинений за «недопустимые и оскорбительные слова». Почему?

Возможно, именно потому, что в своем ответе Трамп дал только одну интерпретацию термина «убийца» – «государственный убийца»: «Ну да, я думаю, что наша страна также много убивает, Джо».

Ни в вопросе Дж.Скарборо, ни в ответе Д.Трампа в этом разговоре не прозвучало другого значения слова «убийца» – «обычный убийца», которое четко проявилось в разговоре с Б.О’Рейли и которое, судя по всему, и спровоцировало болезненную реакцию Пескова и Кремля.

Tags: , , ,

54 comments or Leave a comment
Comments
Page 1 of 2
[1] [2]
strangeleopard From: strangeleopard Date: February 8th, 2017 11:04 pm (UTC) (Link)
Заранее не согласовали диалог с Песковым.

Edited at 2017-02-09 12:43 am (UTC)
From: ali_ones Date: February 8th, 2017 11:18 pm (UTC) (Link)

+++!

ощутил, когда читал на английском, но не осознал. Спасибо!
kolbasnik_ca From: kolbasnik_ca Date: February 8th, 2017 11:31 pm (UTC) (Link)

странная игра со словами

У меня при прослушивании этого интервью никаких даже мыслей об "обычных" убийцах не возникло, возможно на фоне предыдущих выступлений Трампа, в которых тема убийств от имени государства возникала достаточно регулярно. Что лично я услышал в этом интервью, так это предложение в первую очередь искать бревно в собственном глазу. Заявление беспрецедентное, но весьма своевременное. Во первых, оно выбивает платформу у атакующих его либералов, так как эта тема изначально возникла именно с их стороны после авантюры в Ираке. Во вторых, ни коим образом не противоречит его внешнеполитическим принципам.
susel2 From: susel2 Date: February 9th, 2017 12:04 am (UTC) (Link)

Re: странная игра со словами

я правильно помню, что войска в Ирак ввел George W.Bush?
так с каких пор Ирак стал "авантюрой демократов"?
From: banew Date: February 9th, 2017 12:00 am (UTC) (Link)
Это серьёзный стратегический прокол Путина - главы-гебиста!

Или, он планирует уйти, сменив стратегию Кремля. Не видит другого будущего...
moscou_actu From: moscou_actu Date: February 9th, 2017 12:09 am (UTC) (Link)
Путин, к сожалению, является убийцей не только в государственном, но и обычном значении этого слова. Это не частное мнение, а решение судьи Оуэна в Лондоне по итогам разбирательства. Отрицать это - выглядеть глупо, вот Трамп и не хотел выглядеть глупо. Возможно, он также введен в курс дела спецслужбами США и по остальным убийствам, где имя виновника не названо, но существуют большие подозрения, что они согласовывались с В.Путиным (Анна Политковская, Немцов). Т.к. если человек убил (заказал убить) только кого-то одного, уместно было бы уточнить "убийца Литвиненко". Тут таких уточнений нет. Видимо, имеется в виду, что "убийца Литвиненко и других". А если бы имелся в виду убийца государственный, это бы формулировать другими словами , например: "по его вине 10 тысяч человек погибли в Украине". Или просто "из-за него многие тысячи умерли". Это не длинная фраза - "из-за него тысячи умерли", и ее можно произнести даже на ходу и во время спора. Англосаксонские журналисты соблюдают точность в своих вопросах, так что тут, видимо, имеется в виду обычный убийца.

Edited at 2017-02-09 12:21 am (UTC)
kant_elz From: kant_elz Date: February 9th, 2017 10:15 am (UTC) (Link)
Вы правы, Настя! Ещё вспомним наркоту, которую он ввозил в Россию. Это тоже тысячи смертей.
Да, я бы не удивился, если бы всплыли сведения, что он собственоручно кого-то зарезал.
Типаж именно такой...
(no subject) - (Anonymous) - Expand
livejournal From: livejournal Date: February 9th, 2017 12:31 am (UTC) (Link)
Hello! Your entry got to top-25 of the most popular entries in LiveJournal! Learn more about LiveJournal Ratings in FAQ.
livejournal From: livejournal Date: February 9th, 2017 12:31 am (UTC) (Link)
Hello! Your entry got to top-25 of the most popular entries of Russia in LiveJournal! Learn more about LiveJournal Ratings in FAQ.
fritzchen From: fritzchen Date: February 9th, 2017 12:35 am (UTC) (Link)
Trump skazal o vozmozhnosti sotrudnichestva s kem ugodno v interesah USA. A po povodu vsego ostal'nogo "nu ya ne znayu..." Ochen' zhostkiy tsynichnyi politik. Long live mr. Trump!
ivalerina From: ivalerina Date: February 9th, 2017 12:48 am (UTC) (Link)

"убийственные действия восхваляются"

Из интервью с послом РФ в Израиле:
"- Тысячи российских граждан оказались завербованными ИГ и переместились в Сирию, на территорию, захваченную террористами, и сами превратились в террористов. Их возвращению мы решили всячески воспрепятствовать. А лучший способ – это уничтожить их на месте, то есть непосредственно в Сирии. Для их уничтожения и были направлены наши воздушно-космические силы.

- Для уничтожения россиян, ставших террористами? Разве мы говорим о точечных ликвидациях? Как можно уничтожить в Сирии тысячи террористов с определенным гражданством? Как отделить их от прочих?
- Нет, мы и других террористов с удовольствием уничтожаем. Конечно, это не точечные ликвидации..."

Товарищ, кстати, по теме "русского мира" проболтался:
"-...Константой наших отношений (РФ и Израиля)...являются, конечно, гуманитарные отношения, учитывая, прежде всего, русскоговорящую составляющую израильского населения. По разным оценкам, таких здесь от 1,2 до 1,5 миллионов.
-Оценка нашего правительства скромнее.

-Нет, я не говорю только о тех, кто выехал. Я имею в виду всех русскоговорящих, к которым добавляются уже их дети, их внуки.
- Они израильтяне. Многие из них не владеют русским языком.

- Ну, они, конечно, говорят по-русски. Говорят и учат русский язык. Школы есть специальные, вечерние..."
http://www.newsru.co.il/israel/08feb2017/shein_int_107.html
Что-то мне подсказывает, что денежки на "специальные вечерние школы русского языка" были банально распилены.
From: selbstdenken Date: February 9th, 2017 01:13 am (UTC) (Link)

Трамп поднимает ставки

technogenus From: technogenus Date: February 9th, 2017 04:32 am (UTC) (Link)
Нет, сказано было именно об убийцах "государственного" уровня.
aillarionov From: aillarionov Date: February 10th, 2017 09:51 am (UTC) (Link)
From: sebast.dreamwidth.org Date: February 9th, 2017 04:48 am (UTC) (Link)
Боюсь, что делать сколь-либо значимые исследования, построенные на анализе Трамповской лексики, занятие очень неблагодарное - он говорит как пятиклассник (говорю как отец семиклассницы :)

Несомненно, реакция Кремля очень интересна. Мне кажется основной фокус сейчас должен быть на нахождение и обострение противоречий между Путиным и Трампом, и пока они успешно их обходят.
ppashchenko From: ppashchenko Date: February 9th, 2017 09:03 am (UTC) (Link)
Трамп производит впечатление типичной акцентуированной личности неустойчивого типа. (Уважаемый А. Пионтковский более категоричен в диагнозе). Многие его высказывания похожи на ляпы свойственные логорее. Мы вынуждены обсуждать и анализировать все произнесенные Трапом словеса, поскольку их произнес сам могущественный Президент США, выискивать в его речах скрытый смысл даже тогда, когда он сам никакого смысла в него не вкладывал - просто сболтнул. Вся беда в том, что его ляпы будут использовать все кому не лень в нужных для себя целях. Таких ляпов может быть множество. Что поделать - такой Президент. Всенародно избранный. Одна надежда на пресловутые американские "системы сдержек и противовесов". Удержат ли? Уравновесят ли? That is the question.
From: urif Date: February 9th, 2017 03:07 pm (UTC) (Link)
Да, Андрей, я полностью согласен с Вашей оценкой. К сожалению, Путин является руководителем страны с ядерной кнопкой, а потому хороших решений нет. Приходится выбирать лучшее из худших. ПОКА приходится кого-то терпеть ради решения первоочередных задач. Но, как Вы, так и все остальные, понимают, если задача сегодня является второстепенной, то завтра она становится первоочередной. СЕГОДНЯ Путин не является первоочередной проблемой. Это то, что я хотел добавить к Вашему постингу.
From: asymptotical Date: February 9th, 2017 05:16 pm (UTC) (Link)

Странно

"В-третьих, такого человека могут назвать убийцей тогда, когда по его приказу убивают вооруженного противника. Убийцей называют, например, президента Б.Обаму, по приказу которого был убит Усама бин Ладен."

Никогда не слышал чтобы лауреата Нобелевской Премии Мира, Барака Обаму, называли убийцей.

Матерым убийцей как раз и был Усама бин Ладен, по приказу которого такие же отъявленные фонатики-убийцы уничтожили более 3-х тысяч в Нью Йорке.



Edited at 2017-02-09 05:17 pm (UTC)
igparis From: igparis Date: February 9th, 2017 05:55 pm (UTC) (Link)

Re: Странно

Вам как физику - не странно, что небоскрёбы, взорванные "фанатиками Бен-Ладена" обвалились практически со СКОРОСТЬЮ СВОБОДНОГО ПАДЕНИЯ?
54 comments or Leave a comment
Page 1 of 2
[1] [2]